Проект Таможенного кодекса Евразийского экономического союза: приоритеты и перспективы
С.А. Агамагомедова,
кандидат социологических наук,
доцент кафедры государственно-правовых
дисциплин Пензенского государственного университета
Журнал "Законодательство", N 1, январь 2016 г., с. 41-48.
На постсоветском пространстве в условиях стремительных интеграционных процессов таможенное законодательство в последнее время динамично меняется: наблюдается тенденция перемещения таможенного регулирования на наднациональный (региональный) уровень. С июля 2010 г. основным документом в этой сфере является Таможенный кодекс Таможенного союза*(1) (далее - ТК ТС).
Вступление в силу в январе 2015 г. договора о Евразийском экономическом союзе (далее - Договор о Союзе) ознаменовало новый виток экономической интеграции, которая расширяется территориально, включая в интеграционное объединение все новых членов*(2).
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 декабря 2014 г. одобрен проект Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - проект ТК ЕАЭС)*(3). В настоящее время он находится на рассмотрении в государствах - членах ЕАЭС в рамках внутригосударственного согласования. Планируется, что ТК ЕАЭС вступит в силу в 2016 г.*(4)
По мнению экспертов Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), проект ТК ЕАЭС - это первый проект международного договора, регулирующего таможенные правоотношения, который разрабатывался совместно всеми заинтересованными сторонами: государственными органами, представителями бизнес-сообщества трех стран и специалистами ЕЭК*(5).
Проект состоит из 9 разделов, включающих в себя 60 глав, и не имеет разделения на общую и специальную части (для сравнения: ТК ТС состоит из 8 разделов и 50 глав и разделен на общую и специальную части). Специалисты считают, что проект ТК ЕАЭС стал более объемным и детализированным, чем ТК ТС, вследствие кодификации международных договоров, регулирующих таможенные правоотношения, а также уточнения отдельных положений ТК ТС. В текст проекта вошли положения 16 действующих международных договоров, регулирующих таможенные правоотношения. Также при его подготовке учитывались результаты переговорного процесса по шести проектам международных договоров, как имеющих самостоятельный предмет регулирования, так и вносящих изменения в действующий Таможенный кодекс Таможенного союза и иные международные договоры, регулирующие таможенные правоотношения*(6).
Рассматриваемый проект ТК ЕАЭС вызвал широкое обсуждение как в законодательной среде государств - членов ЕАЭС, так и в бизнес-кругах. Выделим несколько новелл проекта ТК ЕАЭС, которые, на наш взгляд, определяют тенденции и приоритеты развития современного таможенного законодательства в условиях экономической интеграции.
1. В проекте ТК ЕАЭС коренным образом изменяется подход к институту уполномоченных экономических операторов (УЭО). Напомним, что данный институт является относительно новым в таможенном законодательстве Таможенного союза и олицетворяет новый этап развития понятия специальных упрощенных процедур, которое содержалось в Таможенном кодексе РФ 2003 г. (ст. 68)*(7). Статья 39 ТК ТС устанавливает условия получения юридическим лицом статуса уполномоченного экономического оператора.
В ТК ТС для данного института предусмотрен ряд специальных упрощений, среди которых, например, временное хранение товаров в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора (п. 1 ст. 41 ТК ТС).
Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон) устанавливает для уполномоченного экономического оператора дополнительные упрощения, одним из которых является, к примеру, проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, находящихся в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора, включая завершение таможенной процедуры таможенного транзита в отношении товаров, следующих в адрес уполномоченного экономического оператора при их ввозе в Российскую Федерацию (подп. 3 п. 1 ст. 86 Закона)*(8).
В целом созданный в соответствии с европейскими стандартами институт УЭО свидетельствует о значительном росте доверия контролирующих государственных органов к бизнесу.
В последние годы специалистами широко обсуждалась проблема взаимного признания статуса УЭО в различных государствах - участниках евразийской интеграции*(9).
Проект ТК ЕАЭС в определенной мере решает данную проблему. Важной новеллой в отношении института ЕЭО является введение трех типов свидетельств для УЭО (п. 1 ст. 430 проекта ТК ЕАЭС). Свидетельство определенного типа предоставляет уполномоченному экономическому оператору право пользоваться определенной группой специальных упрощений.
Впервые в таможенном законодательстве дано определение специальных упрощений, предоставляемых УЭО. Согласно п. 1 ст. 435 проекта ТК ЕАЭС под ними понимаются особенности совершения отдельных таможенных операций и проведения таможенного контроля, иные особенности применения положений ТК ЕАЭС, применяемые в зависимости от типа свидетельства уполномоченного экономического оператора. Перечень упрощений значительно расширился по сравнению с тем, который содержится в ныне действующем ТК ТС.
Кроме того, законодатель связывает тип свидетельств УЭО с уровнем риска нарушения таможенного законодательства. Так, согласно п. 1 ст. 440 проекта ТК ЕАЭС уполномоченные экономические операторы, имеющие свидетельство второго и третьего типов, относятся к низкому уровню риска.
Важным шагом в области унификации статуса УЭО на территории ЕАЭС является признание его статуса на всей территории ЕАЭС с учетом принципа резидентства (п. 7 ст. 428 проекта ТК ЕАЭС).
2. Согласно положениям проекта ТК ЕАЭС создаются условия для применения механизма "единого окна". Внедрение концепции "единого окна" в государствах - членах ЕАЭС рассматривается специалистами как возможность реализации системного подхода к совершенствованию государственных процедур в сфере внешнеэкономической деятельности. В.А. Гошин отмечает, что в 2015 г. исполнилось 10 лет Рекомендации N 33 ЕЭК ООН, которая содержит руководящие принципы создания единого окна. За прошедшие годы принципы единого окна стали широко известны. В каждом государстве - члене ЕЭАС проводятся мероприятия, направленные на создание и развитие элементов единого окна. Для придания динамики процессу внедрения механизма "единого окна" в государствах - членах ЕАЭС, а также для обеспечения их дальнейшей интеграции были разработаны Основные направления развития механизма "единого окна" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности государств - членов ТС. Данный документ был одобрен 29 мая 2014 г. решением Высшего евразийского экономического совета на уровне глав государств, что является подтверждением политической воли для создания эффективной системы регулирования ВЭД и упрощения процедур международной торговли в ЕАЭС*(10).
Пункт 2 ст. 48 проекта ТК ЕАЭС содержит положение о том, что документы, необходимые для совершения таможенных операций, могут не представляться таможенному органу при их совершении, если сведения о таких документах и (или) сведения из них могут быть получены таможенными органами из информационных систем, используемых таможенными органами, а также из информационных систем государственных органов, организаций государств-членов в рамках информационного взаимодействия.
В таком случае при подаче таможенной декларации достаточно представить сведения о таких документах (их номера и даты создания).
В качестве информационно-технологической основы для взаимодействия механизмов "единого окна" стороны будут использовать интегрированную информационную систему внешней и взаимной торговли.
Результатами проведения такого комплекса мероприятий, по мнению специалистов, станут:
- переход на полный безбумажный документооборот при совершении широкого спектра операций в сфере внешнеторговой деятельности;
- существенное сокращение временных, трудовых и финансовых затрат на совершение этих операций;
- повышение уровня прозрачности и предсказуемости бизнес-процессов, связанных с внешнеэкономической деятельностью;
- повышение качества предоставления государственных услуг при одновременном повышении уровня управления рисками и минимизации случаев несоблюдения участниками внешнеэкономической деятельности требований, установленных законодательством государств-членов;
- создание условий для отмены принципа резидентства, который в настоящее время определен как барьер, препятствующий развитию интеграции*(11).
3. Следует отметить, что в проекте ТК ЕАЭС заложены новые подходы к таможенному контролю. Так, впервые законодателем нормативно закрепляется возможность автоматической регистрации декларации на товары и автоматического принятия решения о выпуске товаров информационной системой без участия должностного лица таможенного органа (п. 2 статьи 88 проекта ТК ЕАЭС). Автоматический выпуск, о котором так много говорилось как представителями таможенной службы, так и представителями бизнеса, впервые получил законодательное закрепление.
В связи с этим необходимо отметить еще одну новеллу проекта ТК ЕАЭС, которая связана с субъектом, осуществляющим выпуск товаров. Если согласно действующему ТК ТС выпуск производится должностным лицом таможенного органа (п. 4 ст. 195 ТК ТС), то проект ТК ЕАЭС предусматривает, что выпуск товаров производится с использованием информационной системы таможенного органа путем формирования электронного документа о выпуске товаров (п. 2 ст. 88 проекта ТК ЕАЭС).
4. В проекте ТК ЕАЭС фигурирует новый вид таможенной декларации - декларация на экспресс-грузы.
Согласно п. 1 ст. 75 проекта ТК ЕАЭС при таможенном декларировании товаров применяются следующие виды таможенной декларации:
- декларация на товары;
- пассажирская таможенная декларация;
- декларация на транспортное средство;
- декларация на экспресс-грузы.
Регулирование трансграничного перемещения экспресс-грузов переносится на наднациональный уровень, что свидетельствует о значимости данного способа перемещения товаров через таможенную границу. В настоящее время в Российской Федерации эти вопросы регламентируются на ведомственном уровне*(12).
5. В проекте ТК ЕАЭС хорошо прослеживается тенденция оптимизации и сокращения сроков совершения таможенных операций. Например, согласно ст. 71 проекта ТК ЕАЭС срок временного хранения товаров исчисляется со дня, следующего за днем регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, и составляет четыре месяца.
Исключение составляют международные почтовые отправления, хранящиеся в местах (учреждениях) международного почтового обмена, а также не полученный или не востребованный пассажиром багаж, перемещаемый через таможенную границу ЕАЭС воздушным транспортом. В отношении данных категорий товаров срок временного хранения составляет шесть месяцев.
Напомним, что в настоящее время согласно ст. 170 ТК ТС срок временного хранения товаров составляет два месяца. При этом по письменному обращению лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, или его представителя таможенный орган продлевает указанный срок. Предельный срок временного хранения товаров не может превышать четыре месяца.
Что касается максимального шестимесячного срока временного хранения товаров, то проект ТК ЕАЭС не меняет перечень категорий товаров, в отношении которых он устанавливается (п. 2 ст. 71 проекта ТК ЕАЭС).
Также сокращен срок регистрации или отказа в регистрации таможенной декларации. Согласно п. 2 ст. 81 проекта ТК ЕАЭС таможенный орган регистрирует или отказывает в регистрации таможенной декларации в течение одного часа рабочего времени таможенного органа с момента подачи таможенной декларации. В настоящее время в соответствии с действующим ТК ТС данный срок составляет два часа (п. 3 ст. 190).
Одним из значимых сроков в таможенном деле является срок выпуска товаров таможенными органами. Устойчивая тенденция сокращения сроков выпуска товаров сохраняется на протяжении более чем двух последних десятилетий развития таможенного законодательства в России.
Так, Таможенный кодекс РФ 1993 г. предусматривал осуществление выпуска товаров в течение 10 рабочих дней. Статья 152 Таможенного кодекса РФ 2003 г. устанавливала срок выпуска товаров, равный трем рабочим дням. В ТК ТС закреплены три вида сроков выпуска товаров: общий срок; срок выпуска отдельных категорий товаров; максимальный срок.
Общий срок выпуска товаров. Выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее одного рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации.
Срок выпуска отдельных категорий товаров. Выпуск товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, помещаемых под таможенную процедуру экспорта, и товаров, помещаемых под таможенную процедуру временного вывоза, перечень которых определяется Комиссией таможенного союза, должен быть завершен таможенным органом не позднее четырех часов с момента регистрации декларации на товары, а в случае, когда декларация на товары зарегистрирована менее чем за четыре часа до окончания времени работы таможенного органа - не позднее четырех часов с момента начала времени работы этого таможенного органа.
Максимальный срок выпуска товаров. Сроки выпуска товаров могут быть продлены на время, необходимое для проведения или завершения форм таможенного контроля, с письменного разрешения руководителя (начальника) таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя (начальника) таможенного органа либо лиц, их замещающих, и не может превышать десяти рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации (ст. 196 ТК ТС).
Проект ТК ЕАЭС в целом сохраняет продолжительность данных сроков, но в то же время оптимизирует их. Согласно п. 2 ст. 89 проекта ТК ЕАЭС расширяется категория товаров, выпуск которых должен быть завершен в течение четырех часов с момента регистрации таможенной декларации. В данную категорию товары включаются в следующих случаях:
- если таможенным органом не запрошены документы и (или) сведения, необходимые для проверки сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) не принято решение о проведении иных форм таможенного контроля либо о применении мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля;
- декларант не обратился в таможенный орган с мотивированным обращением о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, заявленные в таможенной декларации;
- декларантом соблюдено требование таможенного органа внести изменения и (или) дополнения в сведения, заявленные в таможенной декларации.
Кроме того, положения проекта ТК ЕАЭС отдельно регламентируют осуществление выпуска товаров при назначении таможенной экспертизы (ст. 92 проекта ТК ЕАЭС).
Документ также вносит определенные новеллы в процедуру выпуска товаров до подачи таможенной декларации. В проекте ТК ЕАЭС расширен перечень товаров, к которым может быть применено правило о выпуске товаров до подачи таможенной декларации, а также уточняется, что подобный выпуск может быть применен только при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (ст. 90 проекта ТК ЕАЭС).
Проект ТК ЕАЭС содержит новое положение о выпуске товаров до завершения проведения проверки таможенных и иных документов и (или) сведений. Согласно ст. 91 проекта ТК ЕАЭС, если в ходе проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, начатой до выпуска товаров, таможенным органом запрошены документы и (или) сведения либо направлен запрос в орган (организацию), уполномоченный (уполномоченную) выдавать и (или) проверять сертификат о происхождении товара, выпуск товаров производится до завершения проведения такой проверки, если уплачены таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины в размере, исчисленном в декларации на товары, и предоставлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
Товары не могут быть выпущены до завершения проверки в случае обнаружения таможенным органом признаков, указывающих на то, что к товарам могут применяться запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, установленные в ином виде, чем специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) иные пошлины, установленные в соответствии со ст. 50 Договора о Союзе, и что декларантом не подтверждено их соблюдение.
6. Статья 95 проекта ТК ЕАЭС регламентирует отказ в выпуске товаров таможенными органами. Положения данной статьи расширяют перечень оснований для отказа в выпуске товаров, установленных ТК ТС. Так, проект ТК ЕАЭС дополнительно относит к этой группе следующие ситуации:
- если товар не предъявлен по требованию таможенного органа в пределах сроков выпуска товаров;
- если не представлены документы о происхождении товара, запрошенные таможенным органом, если представление таких документов влияет на соблюдение запретов и ограничений, а также мер защиты внутреннего рынка, установленных в ином виде, чем специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) иные пошлины, установленные в соответствии со ст. 50 Договора о Союзе;
- если выпуск товаров не возобновляется по истечении срока приостановления выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности в связи с предоставлением таможенному органу документов, подтверждающих изъятие товаров, наложение на них ареста либо их конфискацию, или иных документов;
- если товары, заявленные в пассажирской таможенной декларации, не отнесены к товарам для личного пользования.
7. Проект ТК ЕАЭС оптимизирует операции, связанные с подачей и регистрацией таможенной декларации. Помимо указанных ранее новелл следует назвать следующие:
- расширен перечень оснований для отказа в регистрации таможенной регистрации. Так, согласно п. 3 ст. 81 в него включены несоблюдение формы таможенного декларирования, а также несоответствие структуры и формата электронной таможенной декларации или электронного вида письменной таможенной декларации установленным структурам и форматам таких документов;
- вводится обязанность таможенного органа давать рекомендации в целях устранения причин, послуживших основанием для отказа в регистрации таможенной декларации (п. 4 ст. 81 проекта ТК ЕАЭС).
8. В проекте ТК ЕАЭС закреплен приоритет электронного таможенного декларирования. Согласно п. 3 ст. 74 документа таможенное декларирование товаров производится в электронной форме.
При этом законодатель устанавливает перечень случаев, когда таможенное декларирование может производиться в письменной форме:
- при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита;
- в отношении товаров для личного пользования;
- в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях;
- в отношении транспортных средств международной перевозки;
- при использовании в качестве таможенной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов;
- в иных случаях, определяемых Комиссией, а если это предусмотрено ТК ЕАЭС - законодательством государств-членов.
Таким образом, на наднациональном уровне регламентируются основания письменного таможенного декларирования. В настоящее время данные перечни регламентируются на национальном уровне. Так, в Российской Федерации эти вопросы регламентированы постановлением Правительства РФ от 13 декабря 2013 г. N 1154*(13).
Вне зависимости от положений п. 3 ст. 74 проекта ТК ЕАЭС таможенное декларирование может быть произведено в письменной форме, если у таможенного органа отсутствует возможность обеспечить реализацию декларантом таможенного декларирования в электронной форме в связи с неисправностью используемых таможенными органами информационных систем, вызванной техническими сбоями, нарушениями работы средств связи (телекоммуникационных сетей и сети Интернет), отключением электроэнергии (п. 5 ст. 74 проекта ТК ЕАЭС).
9. Развитие таможенного законодательства на национальном и наднациональном уровнях традиционно связано с совершенствованием понятийного аппарата в области таможенного дела. Проект ТК ЕАЭС не стал в этом смысле исключением. В качестве примера оптимизации формулировок отдельных понятий в проекте ТК ЕАЭС можно привести изменения в определении одной из основных категорий в таможенной юридической лексике - понятия "выпуск товаров".
Согласно действующему таможенному законодательству выпуск товаров - действие таможенных органов, разрешающее заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ТС помещению под таможенные процедуры (подп. 5 п. 1 ст. 4 ТК ТС).
Проект ТК ЕАЭС несколько меняет приведенную формулировку. В соответствии с подп. 6 п. 2 ст. 2 проекта ТК ЕАЭС выпуск товаров - это действие таможенного органа, после совершения которого заинтересованные лица вправе владеть, пользоваться и (или) распоряжаться товарами в соответствии с заявленной таможенной процедурой или в порядке и на условиях, которые установлены для отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ЕАЭС помещению под таможенные процедуры.
10. В проекте ТК ЕАЭС появился новый раздел VII ("Таможенные органы"), в действующем ТК ТС аналогичный самостоятельный структурный элемент отсутствует. В этот раздел включены положения действующего ТК ТС, содержащиеся в его различных главах, и положения ряда международных договоров*(14). Здесь регламентированы вопросы, касающиеся:
- задач таможенных органов;
- правоохранительной деятельности таможенных органов;
- организации взаимной административной помощи и информационного обмена между таможенными органами;
- информационных систем и информационных технологий, используемых таможенными органами;
- компетенции по ведению таможенными органами таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики;
- применения таможенными органами системы управления рисками;
- порядка задержания таможенными органами товаров и документов на них;
- назначения и проведения таможенной экспертизы;
- применения таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности.
Заметим, что отдельные вопросы раздела VII проекта ТК ЕАЭС, такие как порядок назначения и проведения таможенной экспертизы, в настоящее время рассматриваются в разделе ТК ТС, посвященном таможенному контролю, что, на наш взгляд, вполне логично. Также не совсем ясна позиция законодателя в отношении мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, принимаемых таможенными органами, которые также отражены в разделе "Таможенные органы" проекта ТК ЕАЭС.
Мы рассмотрели далеко не все новеллы проекта ТК ЕАЭС. Большинство из них отражают современные тенденции в развитии таможенного законодательства наднационального уровня. Прежде всего это оптимизация и упрощение таможенных операций, информационное обеспечение таможенной деятельности, комфорт при осуществлении внешнеторговой деятельности для бизнеса.
Специалисты, создававшие рассматриваемый документ, обозначили подходы и принципы, которые явились основными ориентирами при подготовке проекта ТК ЕАЭС. К ним относятся:
- согласованность терминологии, понятийного аппарата и положений проекта ТК ЕАЭС с договором о ЕАЭС;
- систематизация и кодификация действующего таможенного законодательства путем отмены части соглашений, не соответствующих правовой базе ЕАЭС, и включения норм части соглашений в проект ТК ЕАЭС;
- модернизация таможенного регулирования с учетом современного уровня развития информационных технологий;
- сокращение национального сегмента таможенного регулирования;
- учет положений международных конвенций по таможенным вопросам и обязательств государств-членов, взятых в рамках ВТО;
- устранение правовых коллизий действующего ТК ТС*(15).
Можно сделать предварительный вывод о достижении поставленных целей в проекте ТК ЕАЭС. Однако о качестве подготовки рассматриваемого нормативного акта, безусловно, будет свидетельствовать правоприменительная практика таможенных органов государств - членов ЕАЭС после вступления его в силу.
Обращаем внимание на то, что приведенный в статье анализ проекта ТК ЕАЭС основан на тексте документа по состоянию на ноябрь 2015 г., что не исключает внесения в него изменений по результатам прохождения процедур внутригосударственного согласования.
В заключение хотелось бы выразить уверенность в том, что вступление в силу договора о Евразийском экономическом союзе, а также предстоящее вступление в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза позволят обеспечить интересы всех реальных и потенциальных участников интеграционных процессов на постсоветском пространстве.
Список литературы
1. Гошин В.А. На пути к единому окну // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2015. N 3.
2. Гошин В.А. Основные направления развития механизма "единого окна" // URL: http://www.customs-academy.net/?p=6342 (дата обращения - 15 ноября 2015 г.).
3. Гошин В.А. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза: ожидания // Промышленно-торговое право. 2014. N 10.
4. Зубик Н.Л. О ходе работы над проектом Таможенного кодекса ЕАЭС // URL: http://www.customs-academy.net/?p=6347 (дата обращения - 21 июля 2015 г.).
5. Некрасов Д.В. Административно-правовой статус уполномоченного экономического оператора. М., 2013.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. N 17) (в редакции от 10 октября 2014 г., с изменениями от 8 мая 2015 г.) // СЗ РФ. 2010. N 50. Ст. 6615.
*(2) Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29 мая 2014 г.) (в редакции от 10 октября 2014 г., с изменениями от 8 мая 2015 г.) // URL: http://www.eurasiancommission.org/ (дата обращения - 5 июня 2015 г.).
*(3) Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии N 233 "О проекте договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза" (принято 18 декабря 2014 г.) // Там же (дата обращения - 19 ноября 2015 г.).
*(4) ФТС: таможенный кодекс ЕАЭС вступит в силу в середине 2016 года. Евразийский коммуникационный центр // URL: http://eurasiancenter.ru/politicsnews/20150224/1003924580.html (дата обращения - 31 августа 2015 г.).
*(5) Гошин В.А. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза: ожидания // Промышленно-торговое право. 2014. N 10. С. 22.
*(6) Зубик Н.Л. О ходе работы над проектом Таможенного кодекса ЕАЭС // URL: http://www.customs-academy.net/?p=6347 (дата обращения - 21 июля 2015 г.).
*(7) Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ (утратил силу) // СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2066.
*(8) Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ (в редакции от 13 июля 2015 г.) "О таможенном регулировании в Российской Федерации" // Российская газета. 2010. 29 ноября.
*(9) Некрасов Д.В. Административно-правовой статус уполномоченного экономического оператора. М., 2013. С. 75-91.
*(10) Гошин В.А. На пути к единому окну // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2015. N 3. С. 3.
*(11) Гошин В.А. Основные направления развития механизма "единого окна" // URL: http://www.customs-academy.net/?p=6342 (дата обращения - 21 июля 2015 г.).
*(12) См.: приказ ФТС России от 2 июля 2013 г. N 1225 "Об утверждении Порядка совершения таможенных операций в отношении экспресс-грузов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (зарегистрирован в Минюсте России 30 августа 2013 г. N 29868) // Российская газета. 2013. 11 сентября.
*(13) Постановление Правительства РФ от 13 декабря 2013 г. N 1154 "О перечне товаров, таможенных процедурах, а также случаях, при которых таможенное декларирование товаров может осуществляться в письменной форме" // СПС "Гарант".
*(14) Соглашение о требованиях к обмену информацией между таможенными органами и иными государственными органами государств - членов Таможенного союза (заключено в г. Санкт-Петербурге 21 мая 2010 г.) // Бюллетень международных договоров. 2012. N 6. С. 16-18; Соглашение об организации обмена информацией для реализации аналитических и контрольных функций таможенных органов государств - членов Таможенного союза (заключено в г. Санкт-Петербурге 19 октября 2011 г.) // Там же. N 4. С. 18-23; Соглашение о взаимной административной помощи таможенных органов государств - членов Таможенного союза (заключено в г. Санкт-Петербурге 21 мая 2010 г.) (в редакции от 10 октября 2014 г., с изменениями от 8 мая 2015 г.) // Бюллетень международных договоров. 2012. N 7.
*(15) Зубик Н.Л. Указ. соч.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Агамагомедова С.А. Проект Таможенного кодекса Евразийского экономического союза: приоритеты и перспективы
Agamagomedova S.A. The draft of customs code of Eurasian Economic Union: perspectives and priorities
Агамагомедова С.А. - кандидат социологических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Пензенского государственного университета
Agamagomedova S.A. - Candidate of social sciences Associate professor Penza State University
В статье рассматриваются новеллы проекта Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, касающиеся, в частности, правового статуса уполномоченного экономического оператора, концепции "единого окна", сокращения сроков таможенного контроля, оптимизации таможенного декларирования и иных таможенных операций. Обращается внимание на некоторые изменения понятийного аппарата в таможенном законодательстве в рамках евразийской экономической интеграции. Проведен сравнительный анализ положений ныне действующего Таможенного кодекса и предшествующего законодательства.
The article studies some of the novellas of the EEU Customs code. Particularly, the author analyzes the legal status of the authorized economic operator, the concept of 'single point of contact; reduction of time frames required for customs control; optimizing customs declaring procedure and other operations. Besides, the author draws attention to the changes in the conceptual framework in the customs legislation within Eurasian Economic integration. The author carried out a comparative analysis of the proposed norms and the norms of the effective EEU Customs code as well as of previous legislation.
Ключевые слова: Таможенный кодекс; Евразийский экономический союз; таможенные операции; уполномоченный экономический оператор; выпуск товаров; таможенное декларирование
Keywords: Customs code; Eurasian Economic Union; customs operations; authorized economic operator; release of goods; customs declaring procedure
Проект Таможенного кодекса Евразийского экономического союза: приоритеты и перспективы
Автор
С.А. Агамагомедова - кандидат социологических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Пензенского государственного университета
Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2016, N 1