Новые виды захоронений в мировом океане: когда международное право отстает от жизни
М.А. Рылова,
кандидат юридических наук, доцент кафедры
международного права юридического факультета МГУ
им. М.В. Ломоносова
Журнал "Законодательство", N 1, январь 2016 г., с. 66-74.
В середине прошлого века помимо известной проблемы загрязнения морских пространств судами внимание ученых стала привлекать новая практика захоронения в море промышленных отходов, особенно радиоактивных. Так, США в те годы произвели захоронения радиоактивных отходов различного типа в Мексиканском заливе, Тихом и Атлантическом океанах. В период с 1949 по 1982 г. несколько западноевропейских стран (прежде всего Великобритания) осуществили захоронение радиоактивных материалов в северо-западной Атлантике. СССР с 1959 г. практиковал захоронение твердых и жидких радиоактивных отходов в Белом, Баренцевом, Карском морях (особенно в районе Новой Земли), а также на Дальнем Востоке*(1).
Отдельного международно-правового регулирования вопросов захоронения отходов в открытом море тогда не существовало. В Конвенции об открытом море (1958 г.) этой теме была посвящена лишь ст. 25, обязывающая государства принимать меры для предупреждения загрязнения моря радиоактивными отходами*(2).
Сразу после Стокгольмской конференции по окружающей среде (1972 г.) были приняты международные меры для ограничения захоронения отходов. В 1972 г. в Лондоне была созвана специальная конференция, на которой была подписана Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (далее - Лондонская конвенция, Конвенция)*(3). До настоящего времени она остается главным международным документом, регулирующим загрязнение моря сбросами отходов, в ней участвуют 87 государств*(4), в том числе Российская Федерация.
Однако к 1990-м годам назрела необходимость в пересмотре этого документа, что можно объяснить несколькими причинами.
Во-первых, правовой режим, установленный Конвенцией, надо было модернизировать с учетом появления в праве окружающей среды новых принципов и правовых концепций, например принципа разумной предосторожности. На это указывает и преамбула принятого в 1996 г. Протокола к Конвенции, призванного в конечном итоге заменить последнюю (далее - Лондонский протокол, Протокол).
Во-вторых, появилась потребность в создании некоего контрольного механизма для оценки соблюдения государствами своих обязательств. Так возникла группа по оценке соблюдения положений Протокола, которая встречается со сторонами Протокола и знакомит их со своим мнением (ст. 11 Протокола)*(5). Группа состоит из специалистов в научной, технической и правовой сферах - всего 15 экспертов, которые избираются на совещании сторон Протокола. В ее полномочия входят:
- рассмотрение и оценка индивидуальных обстоятельств стороны - участницы Протокола по вопросу о возможности несоблюдения предписаний с целью установления соответствующих фактов, причин и обстоятельств, а также предоставление рекомендаций совещанию сторон по этой ситуации;
- предоставление рекомендаций совещанию сторон по вопросам, отнесенным к его ведению или которые ему предложат расследовать;
- предоставление рекомендаций по мероприятиям, содействующим соблюдению требований Протокола;
- обзоры рекомендаций и решений, касающихся соблюдения Протокола;
- обзоры и консультирование совещания сторон по докладам и отправлениям;
- предоставление сторонам Протокола консультаций в промежутках между совещаниями сторон в целях скорейшего рассмотрения вопросов соблюдения Протокола;
- оказание по запросу консультативной помощи государству, не являющемуся участником Протокола, в целях присоединения к Протоколу;
- проведение консультаций и предоставление информации по запросу научной группы Протокола.
Целью процедур, способствующих соблюдению требований Протокола, является полный и открытый обмен информацией.
Протокол вступил в силу 24 марта 2006 г., на сегодняшний день его участниками являются 45 государств*(6).
Как указывалось, Протокол основан на принципах международного права окружающей среды, которые развивались в последние десятилетия (например, принцип "загрязнитель платит"*(7) и принцип предосторожности). Протокол иначе, чем Конвенция, подходит к регулированию сброса отходов в море. Если Конвенция выделяла три вида отходов, в отношении которых вводился запрет (так называемые черный, серый и белый списки), а для осуществления сброса требовались специальное и общее разрешения, то Протокол использует общий запрет на сброс в море отходов и других материалов. Исключения из общего запрета включены в список, содержащийся в приложении 1 к Протоколу*(8).
Принятие Протокола к Лондонской конвенции, однако, не означает, что международно-правовое регулирование в этой сфере успешно решило все проблемы. Дискуссии о путях его дальнейшего развития продолжаются. Наиболее остро стоят вопросы о секвестрации углерода, морской геоинженерии, хвостохранилищах.
Рассмотрим их подробнее.
Секвестрация углерода
Секвестрация углерода представляет собой один из способов уменьшения выбросов парниковых газов в атмосферу за счет их улавливания и помещения на хранение в глубинную часть океана. Суть метода состоит в транспортировке углекислого газа по трубопроводам или судами, где он закачивается в водяной столб океана или на морское дно*(9), а также в геологические формации под морским дном.
На международно-правовом уровне эта деятельность стала регулироваться далеко не сразу, однако в настоящее время связанные с ней вопросы отражены в Конвенции ОСПАР*(10) и в Протоколе. В 2006 г. его стороны приняли поправки в приложение 1 к Протоколу по вопросу улавливания и хранения углекислого газа в геологических формациях под морским дном для постоянной изоляции. Этот способ хранения применяется крупными точечными источниками выбросов диоксида углерода (СО2), например электростанциями, цементными заводами. Таким образом, на введение в морскую воду диоксида углерода в целях секвестрации был распространен разрешительный порядок. При этом углекислый газ рассматривается как сброс отходов, если захоронение находится в геологической формации под морским дном, состоит преимущественно из углекислого газа и в него не добавляются иные отходы или материалы в целях захоронения последних.
В 2006 г. на совместном совещании сторон Конвенции и сторон Протокола в целях обеспечения совместимости данных соглашений с приложением 2 к Протоколу был принят документ, касающийся оценки риска и основы управления захоронением углекислого газа в геологических структурах под морским дном*(11). Этот документ закрепил шестиэтапный процесс оценки рисков при осуществлении указанной деятельности:
- формулирование проблемы;
- выбор и характеристика места захоронения;
- оценка воздействия на основе анализа перемещения СО2 в пределах геологических структур и попадания в морскую среду, в том числе описание неопределенности в оценке;
- оценка влияния на здоровье человека и на окружающую среду в случае утечки;
- характеристика риска;
- управление риском.
Шесть лет спустя, в 2012 г., на совещании сторон Лондонской конвенции и Протокола были разработаны Специальные рекомендации для оценки захоронения диоксида углерода в геологических структурах под морским дном*(12) (далее - Специальные рекомендации). Данный документ не обладает обязательной юридической силой.
В Специальных рекомендациях определено, что захоронение двуокиси углерода в геологических структурах под морским дном - это процесс, состоящий из отделения углекислого газа от промышленных и энергетических источников, транспортировка его в морскую геологическую структуру и длительная изоляция от атмосферы. Целью этого процесса является предотвращение выброса излишнего количества углекислого газа в биосферу.
Специальные рекомендации были разработаны и предназначены для использования национальными органами, ответственными за регулирование сброса отходов, при оценке заявок на сброс отходов в соответствии с положениями Лондонской конвенции или Протокола. Этот документ следует использовать с осторожностью, если воздействие на морскую среду является неопределенным.
Специальные рекомендации распространяются на следующие категории веществ:
1) СО2-поток, состоящий из СО2 и (или) случайных веществ, полученных из исходного материала, а также выделившихся в связи с процессами захвата и поглощения СО2;
2) вещества, мобилизованные в результате захоронения потока СО2*(13).
При определении секвестрации углерода также следует учитывать ст. 1.4.3 Протокола, согласно которой на захоронение или хранение отходов и других материалов, непосредственно связанных с разведкой либо эксплуатацией полезных ископаемых морского дна, положения Протокола не распространяются.
В 2009 г. Резолюцией LP.3(4)*(14) была изменена ст. 6 Лондонского протокола. Участников соглашения обязали не вывозить отходы в другие страны для захоронения или сжигания в море. Экспорт двуокиси углерода для захоронения (по приложению 1) допустим при наличии соглашения, закрепляющего обязанности сторон в соответствии с Лондонским протоколом и другими нормами международного права. В случае если одна из сторон не участвует в Протоколе, предусматриваются правила как минимум эквивалентные положениям Протокола.
Таким образом, в сферу регулирования Лондонского протокола частично введено захоронение углекислого газа в океане, а именно в геологических структурах под морским дном. Что касается толщи воды, то в целом проблема остается не рассмотренной. В то же время, как свидетельствуют эксперты, закачивание больших объемов двуокиси углерода в океан вызовет большие изменения в районе закачивания и в конечном итоге явится причиной существенных изменений в океане в целом*(15).
Захоронений СО2 в толще воды может касаться и морская геоинженерия.
Морская геоинженерия
Данная деятельность широко рассматривается в иностранной научной литературе, и отношение к ней у исследователей неоднозначное. Некоторые считают, что если она докажет свою эффективность, то будет признана более дешевым способом борьбы с потеплением климата, чем сокращение эмиссий*(16).
Как пишут Л. Дилер и Р. Хаузер, большинство научных источников, посвященных морской геоинженерии, можно поделить на три группы: исследования физических рисков и последствий данной деятельности; труды о прозрачности принятия решений и возложения ответственности в связи с морской геоинженерией; работы, анализирующие значение и применение морской геоинженерии*(17).
В документах консультативного совещания сторон Конвенции и Протокола под геоинженерной деятельностью понимается преднамеренное воздействие на морскую среду в целях управления естественными процессами, в том числе для противодействия изменению климата и (или) изменению его воздействия, которое потенциально может привести к пагубным последствиям, особенно долгосрочным или серьезным*(18).
Геоинженерная деятельность давно обсуждается участниками Лондонского протокола, ЮНЭСКО и ООН*(19). Прежде всего геоинженерия связана с так называемым удобрением (фертилизацией) океана. Согласно научному резюме*(20), подготовленному Межправительственной океанографической комиссией ЮНЕСКО, фертилизация океана представляет собой крупномасштабное насыщение океана железом или другим веществом с целью увеличить количество планктона, который, потребляя двуокись углерода из воздуха, уменьшает его количество в атмосфере. Это один из методов геоинженерии, направленный на борьбу с изменением климата, а именно уменьшение присутствия в атмосфере СО2, считающегося основным газом, вызывающим парниковый эффект.
В средствах массовой информации можно встретить сообщения о климатических экспериментах. В 2007 г. Planktos Corporation объявила, что планирует провести опыты, связанные с удобрением железом воды рядом с Галапагосскими островами*(21). В 2012 г. частной компанией у берегов Канады был проведен крупный эксперимент: в океан было сброшено 100 тыс. тонн железа для искусственного насыщения железом участка Тихого океана, расположенного в 300 км от западного побережья Канады, в расчете на форсированное размножение планктона в этом районе*(22). Сброс привел к массовому цветению водорослей, однако этот результат оценивается учеными по-разному*(23).
Некоторое время, учитывая толкование сброса и загрязнения*(24) в этих международных договорах, вопрос о распространении Конвенции и Протокола на геоинженерию оставался открытым. Его решение зависело от последствий, которые наступят при осуществлении указанных мероприятий. Учитывая недостаток научных данных, трудно определить, могут ли применяться эти международные договоры к фертилизации. Поэтому вопрос о распространении на эту область деятельности норм Конвенции и Протокола может быть решен на основе политического усмотрения и толкования документов сторонами.
Для выработки такого решения большое значение имела ст. 3.1 Протокола, которая предусмотрела применение принципа предосторожности: "При осуществлении настоящего протокола договаривающиеся стороны в части защиты окружающей среды от сброса отходов или других материалов применяют подход, основанный на принципе предосторожности, посредством которого принимаются соответствующие предупредительные меры, если есть основания полагать, что отходы или другие материалы, привносимые в морскую среду, могут причинить вред, даже если нет неопровержимых доказательств наличия причинной связи между исходными компонентами загрязнения и их последствиями"*(25).
В 2008 г. на 30-м консультативном совещании участников Лондонской конвенции и третьем совещании участников Протокола к ней договаривающиеся стороны согласились с тем, что "удобрение" океана должно подпадать под действие этих документов и, следовательно, не может считаться свободной. Как представляется, такое решение связано с состоянием современных научных знаний и может быть изменено после накопления необходимой информации. Запрет на осуществление этой деятельности распространяется на неисследовательские действия. Что касается научных мероприятий, то они должны быть законными научными исследованиями и оцениваться на индивидуальной основе с использованием оценочных критериев, разработанных в рамках сотрудничества в рамках Лондонской конвенции и Протокола.
В 2010 г. Международной морской организацией (ММО) были подготовлены оценочные критерии для научных исследований, применяющих фертилизацию океана*(26). Схематически предлагаемый подход к научным проектам сводится к двум основным этапам: первоначальной оценке и экологической оценке.
На первом этапе определяют, подпадает ли предлагаемая деятельность под определение удобрения океана и имеет соответствующие научные атрибуты (т.е. решает задачи в области научных знаний, опирается на научные методы, не преследует экономическую выгоду, результаты публикуются в соответствующих научных журналах и т.п.).
Второй этап включает в себя несколько составляющих:
- постановку проблемы (направлена на описание планируемой деятельности и установление границ осуществляемой оценки);
- выбор места и описание (излагают критерии, используемые для выбора места осуществления проекта и данные, необходимые для описания физических, геологических и химических условий в предполагаемом месте);
- описание движения и судьбы веществ, добавленных или перераспределенных в морской среде;
- оценку влияния удобрения океана на морскую среду с учетом краткосрочного и долгосрочного эффектов (здесь указываются различные факторы, имеющие значение для оценки возможного влияния на морскую среду);
- характеристику рисков (она заключается в представлении информации, необходимой для оценки вероятности наступления неблагоприятных последствий и масштаба этих последствий). Данная составляющая представляет собой оценку разработанных стратегий для минимизации рисков и управления ими, включая деятельность по смягчению последствий и планирование действий при возникновении непредвиденных обстоятельств. Этот элемент экологической оценки выражает принцип предосторожности, так как он направлен на уменьшение и предотвращение потенциально возможных рисков от планируемой деятельности.
По результатам первоначальной и экологической оценки принимается решение о том, что предполагаемая научная деятельность является правомерными научными исследованиями (legitimate scientific research) и не противоречит целям Конвенции и Протокола.
Оценка на соответствие проводится государствами, но о ней должен быть информирован секретариат Лондонской конвенции и Протокола с приложением соответствующих документов.
Дискуссии и принятые решения в рамках сотрудничества согласно Лондонскому протоколу привели в итоге к дополнению самого Протокола специальной статьей (ст. 6bis), а также приложениями 4 и 5.
На 35-м консультативном совещании сторон Лондонской конвенции и восьмом совещании сторон Протокола в октябре 2013 г. принята резолюция, запретившая морскую геоинженерию, кроме той, которая указана в приложении 4*(27). Договаривающиеся стороны не позволяют перемещать вещества с судов, летательных аппаратов, платформ или других искусственных сооружений в море для морской геоинженерной деятельности, кроме той, которая считается законными научными исследованиями.
Фертилизация океана определена в резолюции как любая деятельность человека, основной целью которой является стимулирование первичной продуктивности океана. В удобрение океана не включается разведение обычной аквакультуры, или марикультуры, или создание искусственных рифов.
Фертилизация океана может быть разрешена, если она является составляющей законных научных исследований, учитывающих специфическую оценку размещения. Новое приложение 5 можно рассматривать в качестве дополнительного к приложению 4. Специфическая оценка названной деятельности предусматривает, что договаривающиеся стороны должны рассматривать любые советы, предложения от независимых международных экспертов или независимой международной консультативной группы экспертов. Поправки к Протоколу вступают в силу через 60 дней после того, как две трети договаривающихся сторон сдадут на хранение в ММО документ о принятии поправки.
В 2015 г. сессия ежегодного дня науки, проводимого научной группой в рамках Лондонской конвенции, в которую входят ученые из разных стран (Австралии, Канады, Германии, Нидерландов и др.), была посвящена вмешательству в целях управления в окружающую среду, особенно в рамках борьбы с изменением климата. Ученые представили презентации, которые сообщали о возможных широких, долгосрочных и серьезных вредных последствиях подобной деятельности*(28).
Таким образом, принцип предосторожности в практике международных отношений взаимодействует с признанной свободой открытого моря - свободой морских научных исследований. Как и свобода рыболовства и судоходства, свобода морских научных исследований перешла из состояния абсолютной свободы в состояние регулируемого государствами права, подчиняющегося определенным ограничениям. В международной практике развиваются и уточняются общие ограничения, предусмотренные ст. 240 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.: морские научные исследования разрешено проводить исключительно в мирных целях надлежащими научными методами и средствами; запрещено создавать неоправданные помехи другим правомерным видам использования моря; морские научные исследования проводятся с соблюдением всех относящихся к делу правил, включая меры по защите и сохранению морской среды. В дополнение была создана категория неправомерных научных исследований в море, т.е. тех, которые не соответствуют целям Лондонской конвенции и Протокола.
Морские хвостохранилища
Хвостохранилище - это устройство для приема и хранения отходов обогащения полезных ископаемых (хвостов)*(29). Как правило, хвостохранилища создаются на суше в понижениях рельефа и отгораживаются дамбой. В нашей стране они созданы, например, на Михайловском горно-обогатительном комбинате (Курская область), Южно-Уральском креолитовом заводе (Оренбургская область), Салаирском горно-обогатительном комбинате (Кемеровская область), Солнечном горно-обогатительном комбинате (Хабаровский край) и др.
С 1990-х годов в мире стали создаваться морские и речные хвостохранилища. Количество их пока невелико. К 2013 г. лидерами в списке их владельцев являются Норвегия и Папуа Новая Гвинея, по одному хвостохранилищу имеют Турция (в Черном море), Канада, Великобритания, Франция, Чили, Индонезия.
Безусловно, хвостохранилища, располагающиеся в море, оказывают вредное воздействие на морскую среду. Как сказано в подготовленном для рассмотрения в рамках Лондонского протокола документе "Международная оценка расположения морских и речных хвостохранилищ"*(30), такое влияние выражается в следующем: удушение бентосных организмов; сокращение видового состава и биоразнообразия морских сообществ; прямая токсичность металлов, находящихся в хвосторанилище; биоаккумуляция токсичных металлов через пищевые цепочки, в конечном счете приводящая к попаданию их в организм человека, что создает угрозу здоровью.
Несмотря на это, вопросы существования морских хвостохранилищ активно обсуждаются. В пользу их создания выдвигают следующие доводы: отсутствие у страны подходящих земельных участков для создания хвостохранилища; затраты на строение морского захоронения могут быть значительно меньше, чем сооружение его на суше (так, при реализации проекта Nussir в Норвегии было подсчитано, что затраты на наземное хранение составят 650 млн. долл. США, а при морской утилизации - 6,5 млн. долл. США, т.е. в сто раз меньше)*(31); сложные условия на суше (землетрясения, сильные наводнения и пр.); ощутимый вред от организации наземного хранения для окружающей среды (загрязнение почвы, грунтовых вод и т.п.).
Национальные законодательства к вопросу создания хвостохранилищ относятся по-разному. Ряд государств в целом разрешает такую деятельность (такой подход наблюдается в Евросоюзе*(32), Австралии*(33) и др.). В Канаде после неудачной попытки создания хвостохранилища на острове Ванкувер, вызвавшего существенное загрязнение, в 2002 г. был введен запрет на строительство морских хвостохранилищ*(34). В Папуа Новой Гвинее, несмотря на разрешение создавать морские хвостохранилища, их строительство вызывает опасения у органов защиты окружающей среды (так, строительство никелевой компанией морского хвостохранилища сопровождалось громким судебным процессом, связанным с оспариванием постройки*(35)).
Проблема создания хвостохранилищ в море и на морском дне стала предметом рассмотрения сторонами Протокола в 2008 г. и с тех пор находится в центре внимания сторон и органов этого соглашения.
Россия пока не ратифицировала Протокол и принимает участие лишь в обсуждении актуальных вопросов загрязнения в рамках Лондонской конвенции. Вопрос о присоединении России к Протоколу остается открытым, так как законодательство об охране окружающей среды нашей страны в целом сформулировано в соответствии с положениями Конвенции и лишь частично учитывает требования Протокола.
Так, статья 56 Водного кодекса РФ*(36) предусматривает, что сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), запрещаются. Захоронение в водных объектах ядерных материалов, радиоактивных веществ также запрещено.
Статья 37 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации"*(37) запрещает сброс загрязняющих веществ или стоков, а также захоронение отходов или других материалов. При этом захоронением не считаются:
- захоронение грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, во внутренних морских водах и в территориальном море;
- удаление отходов или других материалов, присущих или являющихся результатом нормальной эксплуатации судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений и не превышающих нормативов в области охраны окружающей среды, иных нормативов, требований, установленных законодательством Российской Федерации, кроме отходов или других материалов, транспортируемых судами, летательными аппаратами, установками и сооружениями, которые эксплуатируются в целях удаления таких материалов, или подвозимых к таким судам, летательным аппаратам, искусственным островам, установкам и сооружениям, а также кроме тех, что являются результатом обработки таких отходов или других материалов на таких судах, летательных аппаратах, искусственных островах, установках и сооружениях;
- помещение материалов для целей иных, чем их простое удаление, при условии, что это не противоречит целям данного Федерального закона и международным договорам Российской Федерации.
Сбросом согласно той же статье не считается выброс загрязняющих веществ, происходящий непосредственно вследствие использования недр и переработки в море минеральных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, а также сброс загрязняющих веществ для проведения правомерных морских научных исследований в целях борьбы с загрязнением или контроля над ним.
В то же время в отечественном законодательстве не применяется принцип предосторожности, несмотря на то что он присутствует в некоторых международных договорах России (например, Рамочной конвенции об охране окружающей среды Каспийского моря*(38)). Стоит отметить, однако, что его введение требует тщательного и продуманного подхода. Хотя Россия не отказывается от участия в процессе управления деятельностью, направленной на смягчение изменения климата, наше законодательство не содержит механизмов регулирования этих вопросов.
Заключение
В настоящее время возникают новые способы захоронения отходов и материалов в Мировом океане, и они представляют очевидную опасность для окружающей среды и здоровья человека. Однако государства не относят автоматически данную деятельность к компетенции Лондонской конвенции 1972 г. и Протокола 1996 г. Таким образом, в международном праве существует пробел, который позволяет осуществлять новые виды захоронений, пока вопрос неспешно обсуждается на межгосударственном уровне. Ряд государств находится в трудной ситуации, выбирая между захоронениями на суше и в море и склоняясь к последнему варианту.
Принимаемые сторонами Конвенции и Протокола правила оценки рисков в отношении осуществления новых видов захоронения имеют рекомендательный характер и не могут в полной мере урегулировать ситуацию. Использование принципа предосторожности при принятии решения о запрете фертилизации океана привело к появлению нового понятия законных научных исследований, т.е. соответствующих целям Конвенции и Протокола. Реальный контроль над подобными исследованиями и их оценка осуществляются только на национальном уровне.
Россия отстает в правовой регламентации новых типов загрязнения Мирового океана. Это объясняется тем, что, во-первых, она не участвует в Протоколе к Лондонской конвенции 1996 года, а во-вторых, в ее законодательстве отсутствует какая-либо регламентация механизмов борьбы с изменением климата.
Список литературы
1. Большая советская энциклопедия. М., 1969-1978.
2. Вылегжанин А.Н., Гуреев С.А., Иванов Г.Г. Международное морское право. М., 2003.
3. Вылегжанина Е.Е. Основные тенденции развития экологического права Европейского союза: Дис. ... докт. юрид. наук. М., 2005.
4. Улавливание и хранение двуокиси углерода. Специальный доклад Межправительственной группы экспертов по изменению климата (2005 г.) / Ред. Б. Метц, О. Дэвидсон, Х. де Конинк, М. Лоос, Л. Мейер // URL: http://www.ipcc.ch/pdf/special-reports/srccs/srccs_spm_ts_ru.pdf (дата обращения - 11 ноября 2015 г.).
5. Bodansky D. The Who, What, and Wherefore of Geoengineering governance Available // URL: http://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2168850 (дата обращения - 20 октября 2015 г.).
6. Dillng L, Hauser R. Governing geoengineering research: why, when and how // Climatic Change. 2013. December. Vol. 121. Issue 3.
7. Science Day, Presentations // URL: http://www.imo.org/en/OurWork/Environment/LCLP/recentevents/Pages/default .aspx (дата обращения - 11 октября 2015 г.).
------------------------------------------------------------------------
*(1) Вылегжанин А.Н., Гуреев С.А., Иванов Г.Г. Международное морское право. М., 2003. С. 324.
*(2) Конвенция об открытом море // Ведомости Верховного Совета СССР. 1962. N 46.
*(3) Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. Вып. XXXII. М., 1978. С. 540.
*(4) См. официальный сайт ИМО (URL: http://www.imo.org/OurWork/Environment/LCLP/Pages/default.aspx (дата обращения - 15 июля 2015 г.)).
*(5) Группа по оценке соблюдения положений Протокола была создана на совещании сторон Конвенции и Протокола в 2007 г.
*(6) См. официальный сайт ИМО (URL: http://www.imo.org/OurWork/Environment/LCLP/Pages/default.aspx (дата обращения - 15 июля 2015 г.)).
*(7) См. об этом, напр.: Вылегжанина Е.Е. Основные тенденции развития экологического права Европейского союза: Дис. ... докт. юрид. наук. М., 2005. С. 34-56, 68.
*(8) Исключение установлено в отношении: материалов, извлеченных при дноуглубительных работах; осадков сточных вод; рыбных отходов или материала, полученного в результате промышленной переработки рыбы; судов и платформ или иных искусственно созданных сооружений в море; инертных геологических материалов неорганического происхождения; органических материалов естественного происхождения; громоздких предметов, в основном состоящих из чугуна, стали, бетона или иных подобных безвредных материалов - разрешительный порядок сброса действует, когда подобные отходы происходят из таких мест, как малые острова с изолированными общинами, не имеющие доступа к иным вариантам утилизации, кроме сброса.
*(9) Улавливание и хранение двуокиси углерода. Специальный доклад Межправительственной группы экспертов по изменению климата (2005 г.) / Ред. Б. Метц, О. Дэвидсон, Х. де Конинк, М. Лоос, Л. Мейер // URL: http://www.ipcc.ch/pdf/special-reports/srccs/srccs_spm_ts_ru.pdf (дата обращения - 11 ноября 2015 г.).
*(10) Конвенция по охране морского пространства северо-восточной Атлантики // URL: http://www.ospar.org/html_documents/ospar/html/ospar_convention_e_updated _text_2007.pdf (дата обращения - 11 ноября 2015 г.). На русский язык текст документа не переведен.
*(11) Risk Assessment and Management Framework for CO2 Sequestration in Sue-Seabed Geological Structures (CS-SSGS), adopted on 30 October - 3 November 2006 // URL: http://www.imo.org/OurWork/Environment/LCLP/EmergingIssues/CCS/Pages/defa ult.aspx (дата обращения - 11 ноября 2015 г.).
*(12) Specific Guidelines for the Assessment of Carbon Dioxide for Disposal into Sub-Seabed Geological Formations, Adopted 2 November 2012 (LC 34/15, annex 8) // URL: http://www.imo.org/OurWork/Environment/LCLP/EmergingIssues/CCS/Pages/defa ult.aspx (дата обращения - 11 ноября 2015 г.).
*(13) Вероятно, имеются в виду вещества, образованные в результате захоронения (прим. автора).
*(14) Resolution LP 3(4) on the Amendment to Article 6 of the London Protocol, adopted on 30 October 2009 // URL: http://www.imo.org/OurWork/Environment/LCLP/EmergingIssues/CCS/Documents/ Resolution/o20LP-3(4).doc (дата обращения - 11 ноября 2015 г.).
*(15) Улавливание и хранение двуокиси углерода. Специальный доклад Межправительственной группы экспертов по изменению климата (2005 г.). С. 38.
*(16) Bodansky D. The Who, What, and Wherefore of Geoengineering governance Available // URL: http://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2168850 (дата обращения - 20 октября 2015 г.).
*(17) Dilling L, Hauser R. Governing geoengineering research: why, when and how // Climatic Change. 2013. December. Vol. 121. Issue 3. Р. 4.
*(18) Resolution LP.4(8) (2013).
*(19) В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 11 сентября 2012 г. "Будущее, которого мы хотим" (A/RES/66/288) сказано: "Мы подчеркиваем свою озабоченность по поводу потенциального воздействия на окружающую среду удобрения океана.
В этой связи мы напоминаем о решениях по удобрению океана, принятых соответствующими межправительственными органами, и преисполнены решимости и далее подходить к проблеме удобрения океана с величайшей предусмотрительностью в соответствии с подходом, основанным на принципе предосторожности"// URL: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=A/RES/66/288 (дата обращения - 1 августа 2015 г.).
*(20) Ocean Fertilizaton. A Scientific Summary for Policy Makers / DWR Wallace and others. IOC/UNESCO: 2010. P. 1-2.
*(21) См.: URL: http//www.imo.org (дата обращения - 1 августа 2015 г.).
*(22) URL: http://www.unesco.org/new/ru/mediaservices/singleview/news/ocean_fertiliz ation_we_cannot_afford_to_gamble_with_the_ocean (дата обращения - 1 июля 2015 г.).
*(23) См. подробнее: URL: http://earth-chronicles.ru/news/2012-11-03-33776 (дата обращения - 1 июля 2015 г.).
*(24) Лондонская конвенция и Протокол регулируют осуществление сбросов в море и их сжигание, загрязняющие морскую среду. Под сбросом понимается любое преднамеренное удаление, а также помещение на хранение в море отходов или других материалов с судов, летательных аппаратов, платформ или других искусственно сооруженных в море конструкций; преднамеренное захоронение в море самих судов, летательных аппаратов, платформ или других искусственно сооруженных в море конструкций; а также любое оставление или опрокидывание на месте платформ или других искусственно сооруженных в море конструкций с единственной целью преднамеренного удаления. Сброс не включает удаление в море отходов или других материалов, являющихся результатом нормальной эксплуатации, помещение материалов для целей иных, чем их простое удаление, при условии, что это не противоречит целям Конвенции и Протокола; оставление в море материалов (например, кабелей, трубопроводов и устройств для исследования моря), помещенных для целей иных, чем их простое удаление или помещение на хранение отходов либо других материалов. Также не регулируется Конвенцией и Протоколом удаление отходов или других материалов, непосредственно получаемых или выделяющихся в связи с разведкой, разработкой и связанной с ними переработкой в море минеральных ресурсов морского дна. Под отходами или другими материалами понимаются материалы и вещества любого рода, формы и описания.
Таким образом, несмотря на то что введение железа в водную толщу подпадает под понятие отходов, из определений Конвенции и Протокола явно не следует, что такое введение будет сбросом. Сброс, как было указано, не включает помещение в море материалов и веществ с целями иными, чем их простое удаление, при условии, что это не противоречит целям Конвенции и Протокола. Эта последняя важная оговорка связана с целью названных документов - предотвращением загрязнения моря. Понятие загрязнения дано в Конвенции и Протоколе и означает привнесение, прямо или косвенно, в результате деятельности человека отходов или других материалов в море, которое приводит или может привести к таким пагубным последствиям, как вред живым ресурсам и морским экосистемам, опасность для здоровья человека, создание помех для деятельности на море, в том числе для рыболовства и других правомерных видов использования моря, снижение качества используемой морской воды и ухудшение условий отдыха.
*(25) См. сайт ООН: URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/protocol_sea_waste.s html (дата обращения - 1 июля 2015 г.). Перевод автора статьи.
*(26) Документ Международной морской организации LC 32/15, приложение 6, резолюция LC-LP.2(2010).
*(27) Resolution LP.4(8) (2013).
*(28) Science Day, Presentations // URL: http://www.imo.org/en/OurWork/Environment/LCLP/recentevents/Pages/default .aspx (дата обращения - 11 октября 2015 г.).
*(29) Большая советская энциклопедия. М., 1969-1978.
*(30) International Assessment of Marine and Riverine Disposal of Mine Tailings // URL: http//www.imo.org (дата обращения - 11 октября 2015 г.).
*(31) Ibid.
*(32) Directive 2006/21/EC // URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ:L:2006:102:00150 033:EN:PDF (дата обращения - 11 октября 2015 г.).
*(33) Environment Protection and Biodiversity Conservation Act 1999 (EPBC Act) // URL: http://www.environment.gov.au/epbc/index.html (дата обращения - 11 октября 2015 г.).
*(34) International Assessment of Marine and Riverine Disposal of Mine Tailing.
*(35) Ibid.
*(36) Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ (в редакции от 13 июня 2015 г.). Ст. 56 // СПС "Гарант".
*(37) Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) // Там же.
*(38) URL: http://www.tehranconvention.org (дата обращения - 11 октября 2015 г.).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рылова М.А. Новые виды захоронений в мировом океане: когда международное право отстает от жизни
Rylova M.A. New types of disposal in oceans: when international law lags behind life
Рылова М.А. - кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Rylova M.A. - Candidate of legal sciences Associate professor Lomonosov Moscow State University Law School
Анализируются толкование и применение Конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (1972 г.) и Протокола об изменении этой Конвенции (1996 г.). Автор приходит к выводу о том, что новые виды захоронений в Мировом океане рассматриваются государствами как не подпадающие автоматически под действие названных документов, поэтому контроль в этой области пока существует лишь на национальном уровне.
In this article the author considers the Convention on the Prevention of Marine Pollution by Dumping of Wastes and Other Matter of 1972 and 1996 Protocol in connection with the implementation of new types of disposal (sequestration, geoengineering, sea tailings). The author comes to the conclusion that emerging types of disposal are considered by the States as new and, therefore, they are not subject to the documents in question. Introducing of mechanisms to control the implementation of new types of disposal remains within discretion of the states.
Ключевые слова: Лондонская конвенция; сбросы отходов и других материалов; геоинженерия; изменение климата
Keywords: London Convention; Dumping of Wastes and Other Matter; Geoengineering; climate change
Новые виды захоронений в мировом океане: когда международное право отстает от жизни
Автор
М.А. Рылова - кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2016, N 1