Работаю учёным секретарем в НИИ с 1998 года. В 2013 году мои должностные обязанности с моего согласия были пересмотрены приказом директора по институту. В 2014 году директор вновь решил расширить мои должностные обязанности, в том числе пунктами, взятыми из типовой должностной инструкции учёного секретаря. Предлагаемые изменения меня не устраивают, о чём я сообщил директору. В ответ во время очередной аттестации научных сотрудников, проходившей на днях, заместитель директора по науке (член комиссии) настаивала на предлагаемом расширении моих должностных обязанностей. Я отказался. Комиссия приняла решение: 1) соответствует занимаемой должности, 2) привести должностные обязанности в соответствие с типовой должностной инструкции учёного секретаря и 3) провести повторную аттестацию через год. 1. Законно ли данное требование директора и аттестационной комиссии? 2. Должен ли я согласиться с предлагаемыми изменениями в моих должностных обязанностях? 3. Законна ли досрочная моя переаттестация? С учётом того, что никаких претензий к моей работе в пределах существующих должностных обязанностей нет. 4. Имеется ли смысл в обращении в трудовую инспекцию по данной проблеме или вопрос можно решить самостоятельно, и что для этого необходимо предпринять?
ТК РФ и иные нормативные правовые акты не содержат положений, которые определяли бы общие правила проведения аттестации работников, сроки, категории работников и иные вопросы, касающиеся аттестации. Если Ваша организация подведомственна Российской академии наук, то порядок аттестации в ней установлен Положением о порядке аттестации научных работников организаций, подведомственных Российской академии наук. В соответствии с данным Положением 1) Результаты и рекомендации аттестационной комиссии законны; 2) Предлагаемые изменения должностной инструкции приводятся в соответствие с Квалификационным справочником и не выходят за рамки Вашей трудовой функции, а следовательно, правомерны. Вы не вправе не исполнять их; 3) Положение не устанавливает минимальных сроков, в течение которых не может быть проведена очередная аттестация, поэтому проведение очередной аттестации через 1 год правомерно; 4) Если Вы считаете, что Ваши права нарушены, то Вы праве обратиться в территориальный орган Роструда - государственную инспекцию труда (в том числе через данный ресурс), а также в суд.
Если данное Положение не распространяется на Вашу организацию, то ответить на Ваши вопросы можно, только ознакомившись с локальным нормативным актом работодателя, регламентирующим порядок аттестации.
Правовое обоснование:
Порядок аттестации научных работников и руководителей научных учреждений и научных работников научных центров, подведомственных Российской академии наук, определяет Положение о порядке аттестации научных работников организаций, подведомственных Российской академии наук, утвержденное Приказом Минобрнауки РФ N 144, Минздравсоцразвития РФ N 352, РАН N 33 от 23.05.2007.
В соответствии с п. 3.9 настоящего Положения по результатам аттестации научного работника аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:
соответствует занимаемой должности;
не соответствует занимаемой должности.
При необходимости в решении отмечаются положительные и (или) отрицательные стороны деятельности аттестуемого, его достоинства и (или) недостатки, выносятся мотивированные рекомендации о дальнейшей профессиональной деятельности научного работника.
Согласно п. 2.1 Положения аттестация научных работников проводится не реже одного раза в пять лет.
Согласно ст. 352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
В соответствии со ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется Федеральной службой по труду и занятости (Роструд) и ее территориальными органами (государственными инспекциями труда). За защитой своих трудовых прав работник может обратиться в государственную инспекцию труда по месту нахождения работодателя, в том числе через данный ресурс.
Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права (ч. 1 ст. 392 ТК РФ). Трудовые споры рассматриваются районными (городскими) судами по месту нахождения работодателя.
При этом необходимо иметь в виду, что государственный инспектор труда не вправе выдавать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению, по искам, принятым к рассмотрению судом, или вопросам, по которым имеется решение суда (ч. 2 ст. 357 ТК РФ). Таким образом, подавая иск в суд, работник утрачивает возможность защиты своих трудовых прав посредством обращения в государственную инспекцию труда.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.