Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 258592-5 "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов"
Досье на проект федерального закона
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Фонд) на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Основные характеристики бюджета Фонда на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов подготовлены на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2012 года (вариант 2а) с учетом исполнения возложенных на Фонд функций и задач, в том числе возникающих с 1 января 2010 года в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
В целях выполнения положений Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010 - 2012 годах целевая структура доходов и расходов бюджета Фонда на обязательное пенсионное страхование на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов сбалансирована за счет межбюджетных трансфертов, передаваемых из федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета Фонда.
Формирование финансовой базы бюджета Фонда на обязательное пенсионное страхование начиная с 1 января 2010 года будет осуществляться за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование исходя из суммарного размера тарифа на 2010 год в размере 20%, на 2011 и 2012 годы - 26 процентов. Финансовое обеспечение компенсации выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением с 1 января 2010 года пониженных тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков предусмотрено за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
Расходы бюджета Фонда на пенсионное обеспечение на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов определены с учетом осуществления с 1 января 2010 года валоризации (повышения) пенсионных прав граждан, приобретенных до 2002 года, других мероприятий по совершенствованию пенсионного обеспечения, а также мероприятий по повышению уровня пенсионного обеспечения граждан. Финансовое обеспечение валоризации предусмотрено за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
Бюджет Фонда на 2010 год сформирован по доходам в сумме 4680,04 млрд. рублей (10,8% к объему ВВП, определенному по прогнозу в сумме 43187 млрд. рублей) и по расходам в сумме 4398,04 млрд. рублей (10,2% к объему ВВП).
Основные характеристики бюджета Фонда на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов
(млрд. руб.)
|
2009 год (Бюджет*) |
2010 год |
Плановый период |
|
2011 год |
2012 год |
|||
Доходы, всего |
3282,95 |
4680,04 |
5264,01 |
5779,17 |
в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий (НЧП) |
2994,15 |
4263,34 |
4778,81 |
5215,47 |
по накопительной составляющей бюджета |
288,80 |
416,70 |
485,20 |
563,70 |
из них: |
|
|
|
|
связанные с уплатой дополнительных страховых взносов на НЧП |
8,46 |
7,99 |
13,10 |
18,24 |
Расходы, всего |
3041,48 |
4398,04 |
4894,37 |
5360,30 |
в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий |
2998,65 |
4263,34 |
4778,81 |
5215,47 |
по накопительной составляющей бюджета |
42,83 |
134,70 |
115,56 |
144,83 |
из них: |
|
|
|
|
связанные с уплатой дополнительных страховых взносов на НЧП |
3,97 |
2,19 |
4,41 |
7,37 |
Дефицит (-) / профицит, превышение доходов над расходами (+), всего |
241,47 |
282,00 |
369,64 |
418,87 |
в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий |
-4,50 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
по накопительной составляющей бюджета |
245,97 |
282,00 |
369,64 |
418,87 |
Источник покрытия дефицита - остаток средств бюджета Фонда на начало периода |
4,50 |
|
|
|
Средства пенсионных накоплений на конец периода |
970,98 |
1243,59 |
1613,23 |
2032,10 |
------------------------------ * В соответствии с Федеральным законом от 25.11.2008 г. N 214-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" (в редакции Федерального закона от 28.04.2009 г. N 77-ФЗ) |
1. Расходы бюджета Фонда
В общих расходах бюджета Фонда на 2010 год расходы на пенсионное обеспечение граждан, дополнительное пенсионное и материальное обеспечение некоторых категорий граждан составляют 3715,8 млрд. рублей (или 84,5%), расходы на финансовое обеспечение ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан (ЕДВ) - 343,8 млрд. рублей (или 7,8%), на выплату федеральной социальной доплаты к пенсии - 23,2 млрд. рублей (или 0,5%)
Планируемые мероприятия по индексации (увеличению) пенсий и на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов
|
2009 год |
2010 год |
Плановый период |
|
2011 год |
2012 год |
|||
|
|
|
|
|
Исходные параметры (прогноз Минэкономразвития России по варианту 2а): |
|
|
|
|
Индекс потребительских цен декабрь к декабрю, % |
111,6-112 |
109-110 |
107-108 |
105-107 |
Темпы роста прожиточного минимума пенсионера за прошлый год, % |
115,9 |
113,2 |
111,2 |
110,0 |
Трудовые пенсии: |
|
|
|
|
Всего за год в том числе: |
|
6,3% |
10,55% |
8,0% |
с 1 февраля |
|
|
10,0% |
8,0% |
с 1 апреля |
|
6,3% |
0,5% |
|
Пенсии по государственному пенсионному обеспечению: |
|
|
|
|
Всего за год в том числе: |
|
15,9% |
13,2% |
11,2% |
с 1 апреля |
|
12,0% |
10,0% |
8,0% |
с 1 июля |
|
3,5% |
2,9% |
3,0% |
ЕДВ: |
|
|
|
|
с 1 апреля |
|
10,0% |
8,0% |
7,0% |
1.1. Динамика численности пенсионеров и средних размеров назначенных месячных пенсий
Число получателей пенсий в 2010 году характеризуется следующими данными:
(тыс. чел.)
|
Отчет на 01.01.09 |
Прогноз на 2010 год |
||
на 01.01.10 |
на 01.01.11 |
прирост/ снижение за 2010 год |
||
Всего пенсионеров |
38603,1 |
39538,4 |
39933,6 |
395,2 |
в том числе: |
|
|
|
|
пенсионеров труда |
35773,4 |
36455,6 |
36601,4 |
145,8 |
пенсионеров, получающих социальные пенсии |
2493,1 |
2720,0 |
2940,0 |
220,0 |
пенсионеров - военнослужащих, ставших инвалидами в период прохождения ими военной службы по призыву и членов их семей - получателей пенсии по случаю потери кормильца |
64,6 |
62,2 |
59,7 |
-2,5 |
получателей пенсий из числа граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и приравненных к ним граждан, а также в результате других радиационных и техногенных катастроф |
272,0 |
300,6 |
332,5 |
31,9 |
Кроме того, |
|
|
|
|
военные пенсионеры - получатели страховой части трудовой пенсии по старости |
270,7 |
400,0 |
400,0 |
- |
Средние размеры пенсий в 2010 году запланированы в следующих размерах:
(руб.)
|
Оценка на 31.12.09 |
Прогноз на 2010 год |
||
на 01.01.10 |
на 01.01.11 |
увеличение за 2010 год с учетом нового законодательства, руб.(%) |
||
Всего |
6141,97 |
7165,31 |
7677,74 |
1535,77 25,0% |
Трудовая пенсия |
6279,67 |
7390,95 |
7902,12 |
1622,45 25,8% |
из них: |
|
|
|
|
фиксированный базовый размер (в 2009 году - БЧП) |
2994,85 |
2994,85 |
3183,53 |
188,68 6,3% |
размер, исчисленный из суммы расчетного пенсионного капитала с учетом суммы валоризации (в 2009 году - СЧП) |
3203,68 |
4282,70 |
4603,70 |
1400,02 43,7% |
Социальные пенсии |
4275,78 |
4275,78 |
4956,48 |
680,70 15,9% |
Пенсия пенсионеров- военнослужащих, ставших инвалидами в период прохождения ими военной службы по призыву и членов их семей - получателей пенсии по случаю потери кормильца |
5985,21 |
5985,21 |
6946,00 |
960,79 16,1% |
Страховая часть трудовой пенсии по старости военных пенсионеров |
1413,22 |
1642,01 |
1758,64 |
345,42 24,4% |
1.2. Расходы в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" на обязательное пенсионное страхование по выплате трудовых пенсий
Расходы на обязательное пенсионное страхование по выплате трудовых пенсий с учетом затрат на их доставку определены в соответствии с новыми положениями Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусматривающими осуществление с 1 января 2010 года валоризации (повышения) пенсионных прав, приобретенных до 2002 года, путем индексации на 10 процентов и повышения сверх того на 1 процент (без ограничений) за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года.
Расходы на выплату трудовых пенсий в 2010 году запланированы в сумме 3400,7 млрд. рублей, из них 502,2 млрд. рублей - расходы на валоризацию (повышение) пенсионных прав, приобретенных до 2002 года.
В расходах на выплату трудовых пенсий учтены расходы:
- на выплату страховой части трудовой пенсии по старости военнослужащим и доли страховой части трудовой пенсии, устанавливаемой к пенсии за выслугу лет (8,5 млрд. рублей);
- на выплату трудовых пенсий гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, в сумме 6,7 млрд. рублей (с учетом выплат за прошлые периоды, а также затрат на перевод пенсий за пределы Российской Федерации);
- на выплату страховой части трудовой пенсии в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов в общей сумме 4,1 млрд. руб., в том числе по уходу за инвалидом I группы, ребенком - инвалидом, или за лицом, достигшим возраста 80 лет (3,1 млрд. рублей), периодов проживания супругов военнослужащих и супругов работников дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации в местах, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства (0,5 млрд. рублей), и на выплату страховой части трудовой пенсии за периоды ухода за ребенком до 1,5 лет и прохождения военной службы по призыву (0,5 млрд. рублей);
- на исполнение принимаемых с 2010 года расходных обязательств на выплату трудовой пенсии по случаю потери кормильца детям умершей одинокой матери (0,26 млрд. рублей).
Расходы на выплату трудовых пенсий определены исходя из среднегодовой численности получателей указанных пенсий и среднегодового размера трудовой пенсии (с учетом запланированной на соответствующий год индексации, а также с учетом увеличения трудовой пенсии в связи с перерасчетом (корректировкой).
1.3. Расходы в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, доплат к пенсиям, финансируемые за счет средств федерального бюджета, передаваемых бюджету Фонда
Расходы на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, доплат к пенсиям определены в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" с учетом изменений, вносимых с 1 января 2010 года, и включают расходы на выплату пенсий гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации (с учетом выплат за прошлые периоды, а также затрат на перевод указанных пенсий за пределы Российской Федерации).
Финансовое обеспечение указанных выплат с учетом расходов на их доставку производится за счет средств федерального бюджета, учтенных в бюджете Фонда в 2010 году в сумме 252,8 млрд. рублей.
В общей сумме расходов учтены расходы на увеличение размера пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим (1,0 млрд. рублей), на установление пенсий за выслугу лет летчикам-испытателям, космонавтам, а также пенсии по случаю потери кормильца членам семей космонавтов (в общей сумме 0,49 млрд. рублей), в связи с установлением пенсии по инвалидности согласно группе инвалидности (0,58 млрд. рублей), на повышение пенсий инвалидам III группы, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи (0,28 млрд. рублей).
1.4. Расходы в соответствии с Федеральным законом от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией"
Расходы на выплату дополнительного ежемесячного материального обеспечения (ДМО) определены в соответствии с Федеральным законом от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" с учетом изменений, вносимых с 1 января 2010 года, и выплат ДМО, установленного другими действующими законодательными и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, принятыми до вступления в силу указанного Федерального закона.
Финансовое обеспечение указанных выплат с учетом расходов на их доставку производится за счет средств федерального бюджета, учтенных в бюджете Фонда в 2010 году в сумме 3232,9 млн. рублей.
1.5. Расходы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 августа 2003 г. N 995 "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении лиц, замещавших должности первых заместителей и заместителей министров Союза ССР и РСФСР, первых заместителей и заместителей председателей государственных комитетов Союза ССР и РСФСР, заместителей управляющих делами Советов Министров Союза ССР и РСФСР и заместителей председателей комитетов народного контроля Союза ССР и РСФСР"
В бюджете Фонда на финансовое обеспечение выплат в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 августа 2003 г. N 995 "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении лиц, замещавших должности первых заместителей и заместителей министров Союза ССР и РСФСР, первых заместителей и заместителей председателей государственных комитетов Союза ССР и РСФСР, заместителей управляющих делами Советов Министров Союза ССР и РСФСР и заместителей председателей комитетов народного контроля Союза ССР и РСФСР" учтены средства федерального бюджета в 2010 году в сумме 69,9 млн. рублей с учетом расходов на их доставку.
В пределах сумм по данной статье затрат осуществляются выплаты ДМО, установленного другими законодательными и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, принятыми после вступления в силу данного Указа.
1.6. Расходы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами"
В бюджете Фонда расходы на компенсационные выплаты определены исходя из размера выплаты в сумме 1200 рублей в месяц (осуществляются с учетом районного коэффициента) в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2008 г. N 774 "О дополнительных мерах социальной поддержки лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами", ожидаемого среднегодового количества выплат в 2010 году 1887,5 тыс. и учтены на 2010 год в сумме 30,3 млрд. рублей с учетом расходов на доставку указанных выплат.
1.7. Расходы в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" на выплату социальных пособий на погребение и оказание услуг по погребению согласно гарантированному перечню этих услуг
Расходы на выплату социальных пособий на погребение и оказание услуг по погребению согласно гарантированному перечню этих услуг умерших пенсионеров, не работавших на день смерти (далее - выплата пособий и оказание услуг по погребению), определены на 2010 год из расчета размера пособия в сумме 4000 рублей (с учетом применения районного коэффициента) и ожидаемой общей численности получателей около 1,5 млн. человек в год. Расходы на индексацию размера пособия в 2010 году не предусмотрены. На 2011 - 2012 годы расходы на индексацию пособия учтены по уровню инфляции за предыдущий год.
Финансовое обеспечение расходов на выплату пособий на погребение и оказание услуг по погребению производится за счет средств бюджета Фонда на обязательное пенсионное страхование (6,3 млрд. рублей), средств федерального бюджета, передаваемых бюджету Фонда на выплату пособий и оказание услуг по погребению за умерших пенсионеров, получавших пенсию по государственному пенсионному обеспечению (0,2 млрд. рублей), а также средств федерального бюджета, предусмотренных в виде субвенций из Федерального фонда компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации и передаваемых бюджету Фонда на выплату пособий и оказание услуг по погребению умерших неработающих пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости (1,9 млн. рублей). Суммарные расходы на указанные цели составят в 2010 году 6,5 млрд. рублей.
1.8. Расходы в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации" на выплату пенсий, назначенных досрочно, гражданам, признанным безработными
В бюджете Фонда предусмотрены средства федерального бюджета в 2010 году в сумме 4150,7 млн. рублей на выплату пенсий, назначенных досрочно, гражданам, признанным безработными, в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации" (с учетом изменений, вносимых с 1 января 2010 года) исходя из среднегодовой численности получателей 52,1 тыс. человек.
Финансовое обеспечение выплаты пенсий, назначенных досрочно гражданам, признанным безработными, с учетом расходов на их доставку в соответствии с законодательством Российской Федерации с 1 января 2007 г. осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в виде субвенций из Федерального фонда компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации и передаваемых в Фонд органами службы занятости населения субъектов Российской Федерации на указанные цели.
1.9. Выплаты пенсий гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации
Выплата пенсий (части пенсии) и другие выплаты гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, осуществляется в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. N 4461-I "О выплате пенсий, назначенных по нормам ранее действующего законодательства СССР, гражданам, выехавшим на постоянное место жительства за границу", Федеральным законом от 6 марта 2001 г. N 21-ФЗ "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации", другими нормативными правовыми актами.
Финансовое обеспечение указанных выплат производится за счет источников, из которых осуществляются выплаты соответствующих пенсий и другие выплаты.
Суммарные расходы на осуществление выплат гражданам, выехавшим на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации, на 2010 год учтены в объеме 7,0 млрд. рублей, из них финансируемые за счет средств федерального бюджета - 1,1 млрд. рублей.
1.10. Расходы на доставку пенсий и других социальных выплат
Расходы на доставку пенсий и других социальных выплат учтены в пределах общих сумм расходов по соответствующим видам пенсий (выплатам).
Общие затраты на доставку пенсий и других социальных выплат в 2010 году учтены в сумме 30,7 млрд. рублей, из них финансируемые за счет средств федерального бюджета - 8,9 млрд. рублей.
С учетом обеспечения сбалансированности бюджета Фонда предельно допустимая сумма расходов бюджета Фонда в 2010 году по оплате услуг на доставку (с учетом НДС) пенсий и других социальных выплат организациями федеральной почтовой связи и другими организациями (альтернативными структурами) сохранена в полном объеме на уровне 2009 года.
1.11. Дополнительное пенсионное обеспечение
1.11.1. Расходы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации"
Бюджетом Фонда на 2010 год предусмотрены расходы на дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение гражданам, осуществлявшим деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации и (или) в военных представительствах Минобороны России, созданных в этих организациях, с учетом расходов на их доставку за счет средств федерального бюджета, передаваемых Фонду в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2005 г. N 549 "О мероприятиях по совершенствованию системы социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" в общей сумме 4,17 млрд. рублей, что соответствует объемам, предусмотренным в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" Минобороны России и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".
1.11.2. Дополнительное пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2001 г. N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации"
Бюджетом Фонда на 2010 год предусмотрены расходы в сумме 2,34 млрд. рублей на выплаты ежемесячных доплат к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2001 г. N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" с учетом расходов на их доставку за счет взносов, уплачиваемых организациями, использующими труд членов летных экипажей.
1.12. Расходы на социальную поддержку отдельных категорий граждан
В бюджете Фонда на 2010 год учтены средства федерального бюджета в общей сумме 79,0 млн. рублей, передаваемые в виде межбюджетных трансфертов из бюджета Фонда в бюджеты субъектов Российской Федерации на реализацию государственных функций в части оказания социальной поддержки отдельных категорий граждан, в том числе на финансирование мероприятий:
по реализации статей 1, 4 - 9 Закона Российской Федерации от 15 января 1993 г. N 4301-I "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" и пункта 4 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 15 января 1993 г. N 4302-I "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" на социальную поддержку указанных категорий граждан - 51,0 млн. рублей;
по реализации статей 1 - 6.1 Федерального закона от 9 января 1997 г. N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" на социальную поддержку указанных категорий граждан - 28,0 млн. рублей.
1.13. Расходы на ежемесячную денежную выплату отдельным категориям граждан
В бюджете Фонда учтены средства федерального бюджета на финансовое обеспечение осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан с учетом расходов на доставку в объемах, предусмотренных в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", в соответствии со следующими нормативными актами.
1. В соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на осуществление ежемесячной денежной выплаты гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний (в 2010 году - 10,65 млрд. рублей).
2. В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" на осуществление ежемесячной денежной выплаты инвалидам (в 2010 году - 259,04 млрд. рублей).
3. В соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" на осуществление ежемесячной денежной выплаты ветеранам (в 2010 году - 70,86 млрд. рублей).
4. В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" на осуществление ежемесячной денежной выплаты гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний (в 2010 году - 0,54 млрд. рублей).
5. В соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" на осуществление ежемесячной денежной выплаты гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний (в 2010 году - 0,46 млрд. рублей).
6. В соответствии с Законом Российской Федерации от 15 января 1993 г. N 4301-I "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" на осуществление ежемесячной денежной выплаты указанным категориям граждан (в 2010 году - 1,35 млрд. рублей).
7. В соответствии с Федеральным законом от 9 января 1997 г. N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" на осуществление ежемесячной денежной выплаты указанным категориям граждан (в 2010 году - 0,89 млрд. рублей).
Общие расходы на осуществление ЕДВ в 2010 году определены исходя из среднегодового числа ЕДВ в количестве 17,4 млн. с учетом затрат на индексацию размеров ЕДВ с 1 апреля 2010 года на 10 процентов.
В общем объеме средств на осуществление ЕДВ учтены расходы, предназначенные для предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, а также средства, направляемые Минфином России в соответствии с нормами настоящего Федерального закона федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, на осуществление ЕДВ лицам, проходящим (проходившим) указанную службу и имеющим право на получение государственной социальной помощи, включая выплаты в страны Балтии.
1.14. Расходы на улучшение материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации
В бюджете Фонда учтены средства федерального бюджета на финансовое обеспечение осуществления дополнительного ежемесячного материального обеспечения некоторым категориям граждан (ДЕМО) с учетом расходов на доставку, а также выплат ДЕМО гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, в общей сумме 11,14 млрд. рублей, в том числе:
на реализацию Указа Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 г. N 363 "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" (в 2010 году - 10,49 млрд. рублей);
на реализацию Указа Президента Российской Федерации от 1 августа 2005 г. N 887 "О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы" (в 2010 году - 0,65 млрд. рублей).
Расходы на указанные выплаты определены исходя из установленных размеров ДЕМО в сумме 500 рублей или 1000 рублей по категориям получателей (без учета их индексации в 2010 году) и ожидаемой численности лиц из числа пенсионеров, получающих пенсии, назначаемые и выплачиваемые органами Фонда, и соответствуют объемам, предусмотренным в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".
1.15. Компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам к месту отдыха и обратно в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-I
Расходы Фонда на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, учтены в 2010 году в сумме 1,0 млрд. рублей, что соответствует объемам, предусмотренным в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", и включают в себя компенсацию расходов на оплату стоимости проезда указанным категориям пенсионеров с учетом расходов на доставку сумм компенсации, расходы на изготовление специальных талонов (направлений) на получение в транспортных организациях, с которыми заключены соответствующие договоры, проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионеров к месту отдыха и обратно.
Порядок финансирования указанных мероприятий определен постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 г. N 176 "Об утверждении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно".
1.16. Расходы на предоставление материнского (семейного) капитала
В целях реализации Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и статьи 10 Федерального закона от 28 апреля 2009 г. N 72-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан" в бюджете Фонда учтены бюджетные ассигнования из федерального бюджета на предоставление материнского (семейного) капитала (МСК) в объемах, предусмотренных в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" (в 2010 году - 102,0 млрд. рублей).
В пределах бюджетных ассигнований на 2010 год учтены средства:
на распоряжение средствами МСК в случае их использования для погашения основного долга и уплаты процентов по кредитам или займам, включая ипотечные, предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенным с организациями, в том числе кредитными, по 31 декабря 2010 года включительно, независимо от срока, истекшего со дня рождения (усыновления) второго, третьего или последующих детей (30,1 млрд. рублей исходя из численности 87,7 тыс. человек);
на предоставление единовременной выплаты в размере 12,0 тыс. рублей (2,1 млрд. рублей исходя из численности 172,0 тыс. человек, у которых право на дополнительные меры государственной поддержки возникнет с 1 октября по 31 декабря 2009 года).
Ожидаемое количество обращений (с учетом данных социологического опроса) о распоряжении средствами МСК по трем направлениям в соответствии со статьями 10, 11 и 12 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего или последующих детей может составить 210,7 тыс., из них 70% граждан могут направить средства МСК на улучшение жилищных условий, 25% граждан - на получение образования ребенком (детьми) и 5% - на накопительную часть пенсии матери. Исходя из этого объем используемых средств материнского (семейного) капитала в 2010 году составит 69,8 млрд. рублей, в том числе на улучшение жилищных условий - 48,9 млрд. рублей, на получение образования ребенком (детьми) - 17,4 млрд. рублей, на формирование накопительной части трудовой пенсии матери - 3,5 млрд. рублей.
Средства материнского (семейного) капитала, направляемые по заявлениям на формирование накопительной части трудовой пенсии, в 2010 году будут передаваться в негосударственные пенсионные фонды (НПФ) и в управляющие компании (УК) с отражением по соответствующей целевой статье расходов и в составе остатка средств пенсионных накоплений.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" по заявлениям об отказе от направления средств (части средств) МСК на формирование накопительной части трудовой пенсии планируется направление во втором полугодии 2010 года средств МСК в сумме 0,79 млрд. рублей на улучшение жилищных условий и получение образования ребенком (детьми) с отражением по соответствующей целевой статье расходов.
1.17. Расходы на федеральную социальную доплату к пенсиям
В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" с 1 января 2010 года в целях доведения минимального уровня пенсионного обеспечения граждан с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, до величины прожиточного минимума пенсионера (ПМП) в субъекте Российской Федерации, в случае если региональный ПМП окажется ниже или равным федеральному ПМП, устанавливается федеральная социальная доплата к трудовым и социальным пенсиям, финансовое обеспечение которой будет осуществляться за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, передаваемых в бюджет Фонда.
Расходы на федеральную социальную доплату к пенсиям в 2010 году запланированы в сумме 23,18 млрд. рублей, в том числе 15,14 млрд. рублей - гражданам, получающим трудовую пенсию и 8,04 млрд. рублей - получателям социальных пенсий.
1.18. Расходы на выплату пенсий иностранным гражданам, проживающим на территории Российской Федерации, и выплату доплат к пенсии за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации
В бюджете Фонда на 2010 год учтены средства в общей сумме 14,94 млн. рублей, передаваемые Фонду компетентными учреждениями отдельных государств на выплату пенсий иностранным гражданам, проживающим на территории Российской Федерации, в том числе:
- в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 18 декабря 2007 г. (11,08 млн. рублей);
- в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 г. (3,86 млн. рублей).
В 2010 году предполагается выплата пенсий иностранным гражданам в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Эстонской Республики о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 25 июня 1993 г. (средства не заявлены).
За счет межбюджетных трансфертов, получаемых из бюджета Чеченской Республики в объеме 299,3 млн. рублей, запланированы расходы на выплату доплат к пенсиям в соответствии с Указом Президента Чеченской Республики от 30 августа 2006 г. N 271 "Об установлении дополнительной ежемесячной выплаты некоторым категориям граждан, проживающих на территории Чеченской Республики".
1.19. Финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и его территориальных органов, другие мероприятия, связанные с деятельностью Фонда
Формирование расходов на содержание органов Фонда на 2010 год осуществлено на основании Методических указаний по распределению бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств федерального бюджета, разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов федерального бюджета на 2010 год (письмо Минфина России от 3 августа 2009 г. N 16-01-05/65).
В связи с изменением начиная с 2010 года законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании и соответствующим изменением функций, осуществляемых Пенсионным фондом Российской Федерации в указанной сфере деятельности, а также введением функции администрирования страховых взносов на обязательное медицинское страхование, при определении расходов на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и его территориальных органов, другие мероприятия, связанные с деятельностью Фонда, на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов учтено поэтапное увеличение штатной численности работников Фонда: с 1 января 2010 года - на 5000 единиц и с 1 января 2011 года - на 5000 единиц.
В бюджете Фонда суммарные расходы на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и его территориальных органов предусмотрены на 2010 год в сумме 70,4 млрд. рублей, или 1,6% от общих расходов бюджета Фонда.
В состав расходов на содержание органов Фонда включены в соответствии с классификацией операций сектора государственного управления расходы на оплату труда с начислениями расходы на оплату труда (определены с учетом не проведения индексации заработной платы в 2009 году и исходя из сохранения в 2010 - 2012 годах условий оплаты труда, действующих в 2009 году), расходы на оплату услуг связи, коммунальных услуг, аренду помещений, содержание имущества, текущий и капитальный ремонт, расходы для оплаты стоимости проезда к месту отдыха и обратно лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера, суточных при служебных командировках, выплаты компенсационного характера работникам системы Фонда в соответствии с нормативными актами Фонда, зарегистрированными в Минюсте России, а также ежемесячные компенсационные выплаты работодателем в размере 50% минимального размера оплаты труда, назначаемые и выплачиваемые находящимся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и находящимся в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. N 1206 "Об утверждении порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан", уплату налогов, расходы на медицинское обслуживание работников Фонда, на предоставление работникам Фонда и его территориальных органов единовременной субсидии на приобретение жилой площади и другие расходы, связанные с текущей деятельностью Фонда.
Также предусмотрены средства для выплаты дополнительного материального стимулирования работникам территориальных органов Фонда по аналогии с выплатами работникам территориальных органов Федеральной налоговой службы.
Учтены также расходы на приобретение вычислительной техники, расходных материалов и запасных частей для компьютерной техники, на развитие и модернизацию корпоративной сети передачи данных (КСПД) и локальных вычислительных сетей, на финансирование затрат по защите информации, на разработку и сопровождение программного обеспечения, на приобретение ламинаторов, архивного оборудования, бланочной продукции для персонифицированного учета и другие аналогичные расходы.
В состав расходов на текущее содержание Фонда и его территориальных органов включены расходы:
по информированию застрахованных лиц о состоянии индивидуальных лицевых счетов, информированию страхователей об их регистрации в органах Фонда в рамках реализации режима "одного окна" в целях реализации Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования";
на организацию работы по взысканию задолженности по страховым взносам, пеней и штрафов в системе обязательного пенсионного страхования в целях реализации Федерального закона от 4 ноября 2005 г. N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров";
по ведению и сопровождению баз данных ветеранов Великой Отечественной войны, Федерального регистра лиц, имеющих право на государственную социальную помощь;
по реализации Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей";
по информированию правопреемников умерших застрахованных лиц о возможности получения средств пенсионных накоплений в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2007 г. N 741 "Об утверждении Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета";
по реализации федеральных законов от 30 апреля 2008 г. N 55-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" и от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений";
по реализации Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Кроме этого, предусмотрены расходы на проведение в 2010 году Балтийской конференции по вопросам социального обеспечения в сумме 15,5 млн. рублей.
Предусмотрены расходы на приобретение и строительство помещений для территориальных органов Фонда на 2010 год в сумме 1,5 млрд. рублей согласно приоритетным направлениям деятельности Фонда на предстоящий период в части капитального строительства: обеспечение размещения вновь принимаемых сотрудников территориальных органов Фонда для организации администрирования страховых взносов; обеспечение дальнейшего развития системы клиентских служб по работе со всеми категориями плательщиков страховых взносов в целях реализации нового законодательства по совершенствованию пенсионной системы и создание необходимых условий для приема населения; уменьшение количества арендуемых площадей; сокращение количества ветхих зданий и помещений, неприспособленных для нужд Фонда; принятие мер по надлежащей пожарной защищенности административных зданий и служебных помещений.
Потребность в площадях и средствах на капитальные вложения рассчитана согласно требованиям строительных норм и правил в части расчетных нормативов помещений общественных зданий административного назначения и санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
В проект бюджета Фонда на 2010 год включены расходы на финансирование научно-исследовательских работ в сумме 76,5 млн. рублей.
Планируемые средства будут направлены на выполнение работ по интеграции и актуализации информационных фондов Федеральной службы государственной статистики (Росстата) в базу данных актуарных расчетов, по интеграции в единую, обеспечивающую оперативное и качественное проведение актуарных расчетов, систему нормативной информации, методических материалов, информационных и иных ресурсов, алгоритмов и экономико-математических моделей актуарного оценивания Фонда (аналитической и прогнозной), их своевременной актуализации и сохранению исторических данных, по проведению 19, 20 и 21 волны обследований социально-экономического положения пенсионеров и застрахованных лиц на основе данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ) и другие.
Затраты на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров Фонда на 2010 год определены в сумме 63,5 млн. рублей.
Средства, планируемые на переподготовку и повышение квалификации кадров, будут направлены для решения следующих задач:
совершенствование системы непрерывного профессионального обучения работников Фонда с использованием современных образовательных технологий;
обеспечение актуализации профессиональных знаний работников Фонда с учетом быстро меняющихся внешних и внутренних условий функционирования Фонда;
обеспечение федерального и регионального уровней обучения в соответствии с целями и приоритетами, стоящими перед Фондом.
Расходы на международное сотрудничество в 2010 году определены в объеме 6,8 млн. рублей с учетом уплаты взносов в Международную ассоциацию социального обеспечения (МАСО) и Международную ассоциацию пенсионных и социальных фондов (МАПСФ).
Уплата взносов в МАСО осуществляется в соответствии с пунктом 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 25 мая 1992 г. N 2845-I "О представительстве Российской Федерации в Международной ассоциации социального обеспечения", согласно которому Фонд принимает участие в деятельности МАСО в рамках своей компетенции в качестве полноправного члена и осуществляет уплату доли неправительственной части ежегодных членских взносов в МАСО (пункт 53 Устава МАСО).
Уплата взносов в МАПСФ осуществляется в соответствии с пунктом 4.2.3 статьи 4.2 главы 4 Учредительного договора Международной ассоциации пенсионных и социальных фондов от 19 сентября 2002 г., который предусматривает уплату Фондом членских взносов Фонда в МАПСФ.
1.20. Расходы на осуществление единовременной выплаты отдельным категориям граждан в связи с празднованием 65-летия Победы в Великой Отечественной войне
В бюджете Фонда учтены средства федерального бюджета в сумме 10,1 млрд. рублей на осуществление единовременной выплаты отдельным категориям граждан в связи с празднованием 65-летия Победы в Великой Отечественной войне исходя из размеров единовременной выплаты:
ветеранам войны из числа федеральных категорий льготников (включая вдов погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также несовершеннолетних узников нацистских концлагерей, тюрем и гетто) - в размере 5 тыс. рублей;
ветеранам войны из числа тружеников тыла и совершеннолетних узников нацистских концлагерей, тюрем и гетто - в размере 1 тыс. рублей.
Ожидаемая численность указанных лиц из числа пенсионеров, пенсии которым назначаются и выплачиваются органами Фонда, составляет 4,9 млн. человек.
1.21. Другие мероприятия в области социальной политики (прочие расходы)
В бюджете Фонда на 2010 год финансовое обеспечение прочих расходов по целевой статье "Мероприятия в области социальной политики" предусмотрено в сумме 600,3 млн. рублей, из которых 500,3 млн. рублей планируется направить на финансовое обеспечение информационно-разъяснительной работы по следующим направлениям: информационно-разъяснительная работа по информированию населения о совершенствовании пенсионной системы, пенсионных правах граждан и повышении пенсий и других социальных выплат; издание полиграфической продукции по актуальным вопросам пенсионного и социального обеспечения и доставка ее в территориальные органы Фонда.
Расходы в сумме до 100,0 млн. рублей запланированы на уплату государственной пошлины, судебные издержки (оплата услуг представителей, проведение правовой экспертизы, возмещение морального вреда), а также иные расходы Фонда, осуществляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Формирование доходной части бюджета Фонда
Доходная часть бюджета Фонда на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов сформирована в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" с учетом изменений, вносимых в связи с принятием Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
С 1 января 2010 года упраздняется единый социальный налог и вводится уплата страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, в том числе на обязательное пенсионное страхование на 2010 год в размере 20%, что соответствует общему уровню платежа, действующему в 2005 - 2009 гг. исходя из ставки единого социального налога в части, зачисляемой в федеральный бюджет (6%) и тарифа на обязательное пенсионное страхование (14%).
Отчисления страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии за лиц 1967 года рождения и моложе установлены в размере 6%, что соответствует действующему уровню.
Одновременно отменяется регрессивная шкала налогообложения для целей уплаты страховых взносов и устанавливается предельная величина базы для начисления страховых взносов: в 2010 году в сумме 415 тыс. рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода, которая подлежит ежегодной индексации в соответствии с ростом средней заработной платы в Российской Федерации.
Вместе с тем, для отдельных категорий плательщиков (сельскохозяйственные товаропроизводители, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы, организации, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны, организации, использующие труд инвалидов и др.) на период 2010 - 2014 годов устанавливаются пониженные тарифы уплаты страховых взносов. При этом компенсация выпадающих доходов бюджета Фонда предусмотрена за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
Для плательщиков, перешедших на упрощенную систему налогообложения и уплачивающих минимальный налог по обязательствам, возникающим с 1 января 2011 года, зачисление данного налога в бюджет Фонда отменяется. При этом в 2011 году от указанной категории плательщиков в бюджет Фонда будет поступать минимальный налог за 2010 год (в соответствии с установленными сроками уплаты), а в 2012 году - суммы недоимки, пени и иные финансовые санкции по обязательствам, возникшим до 1 января 2011 года.
2.1. Доходы
2.1.1. Налоги и взносы на социальные нужды
Расчет объема поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование от плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, осуществлен исходя из прогнозного показателя по фонду заработной платы на 2010 год в сумме 11735 млрд. рублей и уровня собираемости 97 процентов.
Объем поступлений страховых взносов от указанных плательщиков исходя из новых положений законодательства за 2010 год прогнозируется сумме 1982,15 млрд. рублей, в том числе на страховую и накопительную части трудовой пенсии соответственно 1641,89 млрд. рублей и 340,26 млрд. рублей.
Кроме того, учтены поступления недоимки (задолженности) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, в том числе уплачиваемым в виде фиксированного платежа, образовавшейся на 31 декабря 2009 года, и задолженности по соответствующим пеням и штрафам в общей сумме 74,40 млрд. рублей, в том числе на страховую и накопительную части трудовой пенсии соответственно 60,14 млрд. рублей и 14,26 млрд. рублей.
Для категории плательщиков, не производящих выплаты физическим лицам (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой), уплачивающих страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, при расчете стоимости страхового года на 2010 год принят минимальный размер оплаты труда в сумме 4330 рублей. Исходя из этого стоимость страхового года на 2010 год составит 10392 рубля.
Поступление страховых взносов от указанных плательщиков прогнозируется на 2010 год в сумме 28,77 млрд. рублей, в том числе на страховую и накопительную часть трудовой пенсии соответственно 24,01 млрд. рублей и 4,76 млрд. рублей.
Суммы дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и взносов работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, зачисляемые в Фонд, прогнозируются на 2010 год в сумме 5,0 млрд. рублей.
Суммы взносов организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, зачисляемые в Фонд на выплату доплат к пенсии, прогнозируется на 2010 год в сумме 2,34 млрд. рублей.
2.1.2. Налоги на совокупный доход
Поступления минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, запланированы на 2010 год в сумме 4,1 млрд. рублей.
2.1.3. Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам
Поступления недоимки по страховым взносам в Фонд, образовавшейся по состоянию на 1 января 2001 года, начисленных на указанную недоимку пеней и штрафов планируются на основании действующих по состоянию на 1 января 2010 г. графиков погашения задолженности, утвержденных в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 1 октября 2001 г. N 699, от 8 июня 2001 г. N 458, от 9 ноября 2005 г. N 672, от 22 сентября 2006 г. N 586 и от 15 июня 2007 г. N 374, а также соглашений, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 9 июля 2002 г. N 83-ФЗ, в 2010 году в объеме 1114,4 млн. рублей, в том числе страховые взносы - 1011,4 млн. рублей, пени и штрафы - 103,0 млн. рублей.
2.1.4. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности
Доходы от временного размещения Фондом средств пенсионных накоплений запланированы на 2010 год в сумме 42,3 млрд. рублей.
Доходы от временного размещения Фондом средств, сформированных за счет сумм дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и взносов работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, запланированы на 2010 год в сумме 487,3 млн. рублей.
Доходы от инвестирования средств пенсионных накоплений, перечисленные в Фонд управляющими компаниями в 2010 году, учтены в сумме 3,1 млрд. рублей.
Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении Фонда, запланированы на 2010 год в сумме 2,5 млн. рублей.
Прочие поступления от использования имущества, находящегося в оперативном управлении Фонда, предусмотрены в 2010 году в сумме 25,0 млн. рублей.
2.1.5. Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства
Доходы Фонда от оказания платных услуг и компенсации затрат бюджета Фонда (дебиторская задолженность прошлых лет, возмещение по актам ревизий и др.) запланированы на 2010 год в сумме 700,0 млн. рублей.
2.1.6. Доходы от продажи материальных и нематериальных активов
Доходы от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении Фонда, предусмотрены на 2010 год в общей сумме 15,25 млн. рублей, из них в части реализации основных средств по указанному имуществу 15 млн. рублей, в части реализации материальных запасов - 0,25 млн. рублей.
Реализация основных средств, находящихся в оперативном управлении органов Фонда, производится территориальными органами Фонда в случае их физического износа, невозможности и неэффективности проведения восстановительного ремонта по согласованию с территориальным органом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом и Фондом.
2.1.7. Штрафы, санкции, возмещение ущерба
Поступления денежных взысканий (штрафов) и сумм в возмещение ущерба имуществу запланированы на 2010 год в общей сумме 468,8 млн. рублей, из них штрафы за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании и бюджетного законодательства, зачисляемые в Фонд, учтены в сумме 450,0 млн. рублей.
2.1.8. Прочие неналоговые доходы
Поступления прочих неналоговых доходов (возврат госпошлины, доходы за использование средств Фонда учреждениями банков, ошибочно зачисленные средства и др.) запланированы на 2010 год в сумме 8,0 млн. рублей.
2.2. Безвозмездные поступления
2.2.1. Безвозмездные поступления от нерезидентов в Фонд
Средства, передаваемые Фонду на выплату пенсий иностранным гражданам, проживающим на территории Российской Федерации, компетентными учреждениями отдельных государств в соответствии с договорами (соглашениями), заключенными Российской Федерацией о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, учтены в доходной части бюджета Фонда как безвозмездные поступления от нерезидентов в общей сумме 14,9 млн. рублей.
2.2.2. Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
Суммы учтенных в бюджете Фонда межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета, соответствует объемам, предусмотренным в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" для передачи Фонду.
В 2010 году учтено 2530,0 млрд. рублей, в том числе:
на валоризацию расчетного пенсионного капитала - 502,2 млрд. рублей;
на возмещение расходов по выплате трудовых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов - 4,1 млрд. рублей;
на федеральную социальную доплату к пенсии - 23,2 млрд. рублей;
на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов уплаты страховых взносов для отдельных категорий страхователей - 72,8 млрд. рублей;
на покрытие дефицита бюджета Фонда - 1166,3 млрд. рублей;
на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, ежемесячных доплат к государственным пенсиям (ежемесячному пожизненному содержанию), дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, пособий и компенсаций - 286,6 млрд. рублей;
на осуществление выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 г. N 363 и от 1 августа 2005 г. N 887 - 11,1 млрд. рублей;
на осуществление ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан - 343,8 млрд. рублей;
на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам - получателям трудовой пенсии по старости и по инвалидности к месту отдыха и обратно в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-I - 1,0 млрд. рублей (сохранены на уровне 2008 - 2009 годов);
на социальную поддержку Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы - 79,0 млн. рублей;
на предоставление материнского (семейного) капитала в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в 2010 году - 102,0 млрд. рублей;
на софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации за счет средств Фонда национального благосостояния - 2,5 млрд. рублей;
на выплату дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения специалистам, осуществлявшим деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, - 4,2 млрд. рублей;
на осуществление единовременной выплаты отдельным категориям граждан в связи с празднованием 65-летия Победы в Великой Отечественной войне - 10,1 млрд. рублей.
Объемы межбюджетных трансфертов, получаемых из бюджетов субъектов Российской Федерации на выплату пенсий, назначенных досрочно, гражданам, признанным безработными, и социального пособия на погребение, учтены в сумме 4,2 млрд. рублей.
Средства, передаваемые из бюджета Чеченской Республики на выплату доплат к пенсиям в соответствии с Указом Президента Чеченской Республики от 30 августа 2006 г. N 271 (прочие безвозмездные поступления в Фонд от бюджетов субъектов Российской Федерации) учтены в сумме 299,3 млн. рублей.
2.2.3. Безвозмездные поступления от негосударственных организаций
Средства пенсионных накоплений, передаваемые в Фонд из негосударственных пенсионных фондов в соответствии с законодательством Российской Федерации, учтены в 2010 году в общей сумме 522,1 млн. рублей, в том числе 338,4 млн. рублей - для перечисления в управляющие компании и государственную управляющую компанию, 87,6 млн. рублей - для зачисления в резерв Фонда в случае отсутствия правопреемников умерших застрахованных лиц, 96,1 млн. рублей - средства пенсионных накоплений, сформированные за счет средств материнского (семейного) капитала, для направления их на другие цели в соответствии с законодательством.
3. Доходы и расходы бюджета Фонда, связанные с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий
Накопительная составляющая бюджета Фонда на 2010 год сформирована в соответствии с положениями федеральных законов "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации", "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, регулирующими правоотношения в сфере накопительного элемента обязательного и дополнительного пенсионного страхования, действие которых распространяется в планируемый период и прогнозируется на 2010 год в следующих объемах: по доходам в сумме 416,7 млрд. рублей и по расходам в сумме 134,7 млрд. рублей.
Накопительная составляющая бюджета Фонда формируется нарастающим итогом с 1 января 2002 года. В связи с этим суммы средств пенсионных накоплений прошлых периодов, поступающие в Фонд от УК для последующей передачи в другие УК и НПФ, на финансирование выплат в соответствии с пенсионным законодательством, а также средства от реализации активов (временно размещенных средств), учтены в объеме средств пенсионных накоплений на начало каждого планируемого периода.
В объеме средств пенсионных накоплений на конец периода учтены суммы средств пенсионных накоплений, переданные в доверительное управление УК, суммы средств пенсионных накоплений отчетного периода, передаваемые на временное размещение в разрешенные законодательством Российской Федерации виды активов, а также остаток средств, не переданных на временное размещение в соответствующем периоде.
В доходы бюджета Фонда, связанные с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, на 2010 год включены следующие поступления:
страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, включая страховые взносы в размере, определенном исходя из стоимости страхового года, суммы недоимки (задолженности) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшейся на 31 декабря 2009 года, в сумме 358,9 млрд. рублей;
пени, штрафы и иные финансовые санкции, поступающие в Фонд в связи с неисполнением обязанностей по уплате взносов на накопительную часть трудовой пенсии, в сумме 0,40 млрд. рублей (прогнозируются с учетом тенденций прошлых периодов);
доходы, полученные от временного размещения и реализации активов, приобретенных за счет средств пенсионных накоплений текущего года, в сумме 33,7 млрд. рублей (запланированы на уровне 10,58% от объема размещаемых средств и на уровне 0,23% от объема реализуемых активов), доходы, полученные от временного размещения и реализации активов, приобретенных за счет средств пенсионных накоплений предыдущего года, в сумме 7,5 млрд. рублей, доходы, полученные от временного размещения и реализации активов, приобретенных за счет средств пенсионных накоплений года, предшествующего предыдущему, в сумме 1,1 млрд. рублей;
дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и взносы работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, зачисляемые в Фонд, в сумме 5,0 млрд. рублей;
средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда на софинансирование формирования пенсионных накоплений, в сумме 2,5 млрд. рублей;
доходы от временного размещения Фондом средств, сформированных за счет сумм дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и взносов работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, в сумме 487,3 млн. рублей (запланированы на уровне 10,58% от объема размещаемых средств).
Кроме того, в составе доходов учтены средства, поступающие от НПФ в соответствии с законодательством Российской Федерации, в сумме 522,1 млн. рублей.
В доходной части бюджета учтены доходы от инвестирования средств пенсионных накоплений, перечисленные в УК, в сумме 3,1 млрд. рублей, в том числе связанные с уплатой дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и взносов работодателя - в сумме 2,7 млн. рублей.
В 2010 году в составе доходов также учтены средства материнского (семейного) капитала, передаваемые по заявлению на формирование накопительной части трудовой пенсии матери, в сумме 3,5 млрд. рублей.
Расходование средств бюджета Фонда в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, на 2010 год запланировано по следующим направлениям.
Расходы, связанные с обеспечением ведения специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, формирования средств пенсионных накоплений (2626,0 млн. рублей), в том числе:
затраты на оплату расходов, связанных с направлением извещений застрахованным лицам, в сумме 2498,2 млн. рублей (определены исходя из средней стоимости направления одного извещения 35,46 рубля с учетом роста цен и тарифов в соответствии с прогнозными индексами-дефляторами);
затраты на оплату услуг органов (организаций), с которыми Фондом заключены соглашения о взаимном удостоверении подписей, по приему и передаче в электронной форме в Фонд заявлений застрахованных лиц о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании), о переходе из Фонда в негосударственный пенсионный фонд, осуществляющий обязательное пенсионное страхование, переходе из одного негосударственного пенсионного фонда в другой негосударственный пенсионный фонд, осуществляющий обязательное пенсионное страхование, и о переходе из негосударственного пенсионного фонда в Фонд, в сумме 47,2 млн. рублей. Указанные затраты определены исходя из стоимости обработки одного заявления в размере 4,72 рубля (с учетом налога на добавленную стоимость) и максимального количества заявлений застрахованных лиц (10,0 млн.);
затраты на оплату расходов, связанных с временным размещением средств пенсионных накоплений и реализацией активов, приобретенных за счет средств пенсионных накоплений, для последующей передачи в УК и в НПФ. Указанные затраты определены в размере 0,014% от объема размещаемых средств и 0,005% от объема реализуемых активов и в 2010 году составят 80,6 млн. рублей.
Расходы, связанные с обеспечением ведения специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии (8,3 млн. рублей), в том числе:
затраты на оплату услуг органов (организаций), с которыми Фондом заключены соглашения о взаимном удостоверении подписей, по приему и передаче в электронной форме в Фонд заявлений застрахованных лиц о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и копий платежных документов, подтверждающих уплату дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, в сумме 7042,2 тыс. рублей. Указанные расходы определены исходя из стоимости обработки одного документа в размере 4,72 рубля (с учетом налога на добавленную стоимость), усредненного количества обработанных документов 4 шт. и прогнозируемого количества застрахованных лиц, самостоятельно уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии 373,0 тыс. человек;
затраты на оплату расходов, связанных с временным размещением средств пенсионных накоплений, сформированных за счет сумм дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и взносов работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, и реализацией активов, для последующей передачи в УК и НПФ. Указанные затраты определены в размере 0,014% от объема размещаемых средств и реализуемых активов и в 2010 году составят 1,3 млн. рублей.
В соответствии с положениями федеральных законов "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой песни в Российской Федерации", "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" о праве выбора при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений предусмотрена передача средств пенсионных накоплений в НПФ в 2010 году в сумме 127,8 млрд. рублей, в том числе связанных с уплатой дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и взносов работодателя в сумме 2,2 млрд. рублей.
Выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации запланированы на 2010 год в сумме 3,0 млрд. рублей.
Выплата накопительной части трудовой пенсии за счет пенсионных накоплений запланирована на 2010 год в сумме 499,0 млн. рублей исходя из числа получателей 1,43 млн. человек.
В составе расходов в соответствии со статьей 12 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" запланировано направление средств материнского (семейного) капитала, ранее направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии на другие цели в соответствии с законодательством (улучшение жилищных условий и получение образования ребенком (детьми)) в 2010 году в сумме 0,8 млрд. рублей.
Объем средств пенсионных накоплений по состоянию на 1 января 2011 года составит 1243,6 млрд. рублей, в том числе:
1041,1 млрд. рублей - средства пенсионных накоплений, переданные в доверительное управление УК (в том числе связанные с уплатой дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и взносов работодателя в сумме 5,4 млрд. рублей), из них переданные в 2010 году - 627,1 млрд. рублей (в том числе связанные с уплатой дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и взносов работодателя в сумме 4,9 млрд. рублей);
151,5 млрд. рублей - средства пенсионных накоплений, направленные на временное размещение в разрешенные законодательством Российской Федерации виды активов в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. N 652 "Об утверждении Правил инвестирования средств страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступивших в течение финансового года в Пенсионный фонд Российской Федерации";
0,9 млрд. рублей - средства пенсионных накоплений, сформированные за счет сумм дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и взносов работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, направленные на временное размещение в разрешенные законодательством Российской Федерации виды активов в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. N 652 "Об утверждении Правил инвестирования средств страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступивших в течение финансового года в Пенсионный фонд Российской Федерации";
48,3 млрд. рублей - денежные средства пенсионных накоплений, не переданные на временное размещение по состоянию на 1 января 2011 года (включают в себя средства, которые поступят в Фонд в декабре 2010 года, и средства, подлежащие перечислению в резерв Фонда по обязательному пенсионному страхованию в случае отсутствия правопреемников умерших застрахованных лиц);
1,8 млрд. рублей - денежные средства пенсионных накоплений, сформированные за счет сумм дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и взносов работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, не переданные на временное размещение по состоянию на 1 января 2011 года.
4. Изменение остатков средств бюджета Фонда
4.1. Изменение остатков средств распределительной составляющей бюджета Фонда
Остатки средств Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, определены расчетно: на 1 января 2010 года с учетом ожидаемого исполнения бюджета Фонда за 2009 год, на 1 января каждого последующего года - в объемах, позволяющих обеспечить своевременную доставку и выплату пенсий и других социальных выплат в первые рабочие дни января.
Учитывая, что бюджет Фонда на 2010 год и на плановый период сформирован с учетом средств федерального бюджета, передаваемых на покрытие дефицита, резерв бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в соответствии со статьей 19 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не создается.
4.2. Изменение остатков средств пенсионных накоплений
Изменение остатков средств пенсионных накоплений определено исходя из расчетной оценки объемов пенсионных накоплений на начало и конец планируемого периода.
В целом увеличение пенсионных накоплений в 2010 году составит 282,0 млрд. рублей.
5. Норматив оборотных денежных средств
В целях обеспечения своевременного финансирования выплаты пенсий норматив оборотных денежных средств устанавливается в размере не менее 25% объема расходов на выплату пенсий предстоящего месяца для авансового перечисления средств организациям, осуществляющим доставку пенсий, пособий и других социальных выплат, и может быть увеличен в отдельные месяцы финансового года в случае необходимости досрочного осуществления финансирования выплаты пенсий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.