С 05.06.2012 по 31.01.2014 я находилась в отпуске по беременности и родам, а затем в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет на основном месте работы. 19.08.2013 вышла на неполный рабочий день внешним совместителем на 0,5 ставки (4 часа в день, 20 часов в неделю). 18.11.2015 ушла в отпуск по беременности и родам (2-й ребенок). Я обратилась в ФСС с вопросом, является ли исключающим периодом 2013 г. (365 дней в связи с нахождением в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет). ФСС дали ответ - исключить можно только те дни, которые я не работала по совместительству. ФСС ознакомились с приказом о приеме на работу, трудовым договором, табелем учета рабочего времени и пришли к выводу, что 0,5 ставки 4 часа в день - это максимальная рабочая неделя, предусмотренная ст. 284 ТК РФ. Но в период заключения трудового договора я находилась в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет и мой рабочий день должен быть сокращен не менее, чем на час (ч. 1, 2 ст. 11.1 ФЗ от 29.12.2006 N 255-ФЗ). Почему для сохранения права на ежемесячное пособие при этом режиме труда у меня сохранилось (лицо работает на условиях неполного рабочего времени), а для исключения дней из периода расчета это право не применяется? Правомерен ли ответ ФСС? В какую инстанцию можно обратиться дальше с этим вопросом?
По общим правилам пособие по беременности и родам исчисляется исходя из среднего заработка работницы, который рассчитывается за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам. В случае, когда на момент наступления отпуска по беременности и родам Вы осуществляете трудовую деятельность у нескольких работодателей, а в двух предшествующих календарных годах осуществляли трудовую деятельность как у этих, так и у других работодателей, то пособие по беременности и родам будет назначаться и выплачиваться Вам либо у каждого работодателя по отдельности, либо у одного из двух работодателей по Вашему выбору.
По нашему мнению, время работы по совместительству, а также начисленные за этот период суммы будут включаться в расчетный период в том случае, когда Вы, например, выберете вариант начисления и выплаты Вам пособия по беременности и родам у каждого работодателя в отдельности.
Если Вы считаете, что ответ сотрудников Фонда социального страхования неправомерен, то за дополнительными разъяснениями по Вашим вопросам Вам необходимо обратиться в Министерство труда и социальной защиты РФ.
Правовое обоснование:
Согласно ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). Средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается в случаях, если в соответствии с частью 2 статьи 13 вышеуказанного 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособия.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 вышеуказанного 255-ФЗ в случае, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности), а ежемесячное пособие по уходу за ребенком - страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица и исчисляются исходя из среднего заработка, определяемого в соответствии со статьей 14 вышеуказанного 255-ФЗ, за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие.
Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято у других страхователей (другого страхователя), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначаются и выплачиваются ему страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица (ч. 2.1 вышеуказанного 255-ФЗ).
Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято как у этих, так и у других страхователей (другого страхователя), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему либо в соответствии с частью 2 статьи 13 вышеуказанного 255-ФЗ страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие, либо в соответствии с частью 2.1 статьи 13 вышеуказанного 255-ФЗ страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица (ч. 2.2 ст. 13 вышеуказанного 255-ФЗ).
Согласно п. 1 "Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации" (утв. Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 610) Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение, социального страхования (за исключением обязательного медицинского страхования), условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (за исключением вопросов оплаты труда), социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, социального обслуживания населения, оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов, проведения медико-социальной экспертизы, по разработке и организации внедрения и консультативно-методическому обеспечению мер, направленных на предупреждение коррупции в организациях, по контролю за выполнением этих мер, по методическому обеспечению мер, направленных на развитие муниципальной службы, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности.
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы по труду и занятости, осуществляет руководство и контроль деятельности подведомственных федеральных государственных учреждений, в том числе федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, федеральных государственных унитарных предприятий, а также координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации (п. 2 вышеуказанного Положения).
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", январь 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.