Мы приняли на работу бывшего военнослужащего (ветерана боевых действий). После увольнения из вооруженных сил он работал в иных гражданских компаниях. В связи с тем, что в нашей энергетической компании выплачивается надбавка за выслугу лет в электроэнергетической отрасли, этот работник обратился к нам с просьбой засчитать его стаж службы в вооруженных силах для начисления надбавки за выслугу лет в электроэнергетике. В качестве обоснования своего права на выслугу приводит пункт 5 статьи 23 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". Должны ли мы засчитать этот стаж при установлении надбавки за выслугу лет, если в нашем Положении о выплате надбавки это право бывших военнослужащих не прописано, а выслуга для всех остальных работников зависит от стажа работы в электроэнергетике? Может ли Положение о выплате надбавки за выслугу лет, либо прочие локально-нормативные акты работодателя, устанавливающие оплату труда и дополнительные выплаты, социальные гарантии противоречить Федеральным законам, которые дают определенным категориям работников льготы и гарантии, в частности указанному Федеральному закону N 76-ФЗ?
(1) Не должны, поскольку для выплаты такой надбавки рассматривается специальный трудовой стаж работника, а не его непрерывный трудовой стаж. Как усматривается из Вашего вопроса, Положение о выплате надбавки устанавливает выплату надбавки за выслугу лет в электроэнергетической отрасли, то есть установление этой надбавки связано с наличием специального трудового стажа (стажа работы в определенной отрасли экономики).
Гражданам, уволенным с военной службы, устанавливается право на зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы (учитываемый при выплате единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении социальных гарантий, связанных со стажем работы).
Как предусматривает ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в специальный трудовой стаж засчитывается время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья (если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации) при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет.
(2) Локальные нормативные акты работодателя не могут противоречить трудовому законодательству и другим нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, не подлежат применению.
Правовое обоснование:
В соответствии с п. 5 ст. 23 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей устанавливаются следующие дополнительные права на трудоустройство и социальное обеспечение: зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы в соответствии со статьей 10 указанного Федерального закона, учитываемый при выплате единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении социальных гарантий, связанных со стажем работы, если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательную организацию) не превысил одного года, а ветеранам боевых действий на территории других государств, ветеранам, исполнявшим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, и гражданам, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 25 лет и более, - независимо от продолжительности перерыва.
В соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.
Время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 ТК РФ работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
В случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).
Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.