Я 1,5 месяца работал у ИП. Меня не оформили и не выплатили заработную плату. 25 декабря 2014 г., после очередного отказа от выплаты заработной платы работодателем, я зарегистрировал жалобу в трудовой инспекции. Была проведена проверка работодателя. На предоставленные мною доказательства факта работы в фирме работодатель отказался давать комментарии. Были выявлены следующим статьям ТК РФ нарушения: ст.ст. 68, 67, 91, ч. 6 ст. 136, ч. 4 ст. 66. Работодателю было предъявлено предписание об устранении нарушений. Так написано в ответе инспекции. Дата регистрации письма-ответа от 28.01.2015. Когда было выдано предписание не указано. Какой срок даётся работодателю на выполнение предписания? Стоит ли сейчас, не ожидая его ответа, подавать в суд? Если да, то в какой суд? И должен ли я направлять копию иска работодателю? Понесет ли работодатель какие-либо штрафные санкции за своё нарушение?
Нормами действующего законодательства не установлен определенный срок, в течение которого работодатель обязан исполнить предписание инспектора государственной инспекции труда. Такой срок устанавливается инспектором государственной инспекции труда непосредственно после проведения проверки в самом предписании самостоятельно. Если в предписании указано устранить нарушения незамедлительно после его получения, то работодатель обязан устранить нарушения непосредственно после получения такого предписания. Однако в случае обжалования работодателем постановления государственного инспектора труда в суде срок исполнения предписания может быть приостановлен судом (при условии, что работодатель обжалует в суде предписание в течение 10 дней с момента его получения, и суд приостановит действие оспариваемого предписания).
Если срок исполнения предписания будет приостановлен судом, то исполнить предписание необходимо будет после вступления в законную силу решения суда.
Вы вправе обратиться в суд по месту нахождения работодателя. Нет, при обращении в суд общей юрисдикции истец не обязан направлять копию искового заявления ответчику (работодателю).
Работодатель должен быть привлечен к административной ответственности за несоблюдение законодательства о труде. Кроме того, работодатель может быть привлечен к административной ответственности за неисполнение требований предписания инспектора государственной инспекции труда.
Правовое обоснование:
Согласно абз. 2 п. 86 "Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" (утв. Приказом Минтруда России от 30.10.2012 N 354н) при выявлении в результате проведения надзорных мероприятий допущенных работодателем нарушений обязательных требований уполномоченные должностные лица Роструда или его территориальных органов в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в каждом конкретном случае непосредственно по завершению надзорных мероприятий обязаны выдать работодателю предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований с указанием сроков их устранения.
В соответствии с абз. 2 и абз. 3 п. 87 вышеуказанного Административного регламента сроки выполнения мероприятий, содержащихся в предписании, устанавливаются уполномоченными должностными лицами Роструда и его территориальных органов, проводивших надзорные мероприятия, и определяются исходя из характера нарушений, важности мероприятия для обеспечения безопасности работников и оборудования.
Выполнение мероприятий с длительными сроками исполнения может быть предусмотрено этапами.
Требования, содержащиеся в предписании, подлежат исполнению в установленные в нем сроки (абз. 1 п. 88 вышеуказанного Административного регламента).
Невыполнение работодателем в установленные сроки предъявленных требований влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (абз. 3 п. 88 вышеуказанного Административного регламента).
В случае выявления фактов невыполнения ранее выданного предписания уполномоченными должностными лицами Роструда или его территориального органа должны быть приняты меры по привлечению виновных лиц к административной ответственности в соответствии с требованиями КоАП (абз. 4 п. 88 вышеуказанного Административного регламента).
В соответствии с п. 1 ст. 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет:
- наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей;
- наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
- наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно абз. 6 ч. 1 ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем (ч. 2 ст. 357 ТК РФ).
Организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему (п. 1 ст. 254 ГПК РФ).
Суд вправе приостановить действие оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда (п. 4 ст. 254 ГПК РФ).
Согласно ст. 352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки (ч. 1 ст. 392 ТК РФ). Трудовые споры рассматриваются районными (городскими) судами по месту нахождения работодателя. Иски о восстановлении трудовых прав могут предъявляться также в суд по месту жительства истца (ч. 6 ст. 29 ГПК РФ).
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.