Ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности - процедура организации и проведения
И.Х. Миннегулов,
доцент кафедры экономического права
Казанского национального исследовательского
технического университета им. А.Н. Туполева,
г. Казань
Проблемы ненадлежащего оказания медицинской помощи (экспертно-правовые вопросы). Материалы III межрегиональной научно-практической конференции - М.: Национальный институт медицинского права, 2014 г., с. 136-142.
Критерии оценки лечебно-профилактических мероприятий являются чрезвычайно сложными, а подчас трудными. Это обусловлено не только отсутствием единого понятийного аппарата и четких параметров оценок качества лечения, но и недостаточной подготовленностью специалистов к единым подходам при решении экспертных вопросов (Тимофеев И.В., Леонтьев О.В., 2002). В связи с этим актуальным вопросом выступает необходимость определения сущности и значения ведомственного контроля за деятельностью учреждений здравоохранения.
Так, в Федеральном законе "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрена глава, которая закрепляет положения организации контроля в сфере охраны здоровья.
Контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется в форме государственного, ведомственного и внутреннего контроля и осуществляется путем:
1. соблюдения требований к осуществлению медицинской деятельности, установленных законодательством Российской Федерации;
2. определения показателей качества деятельности медицинских организаций;
3. соблюдения объемов, сроков и условий оказания медицинской помощи, контроля качества медицинской помощи фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании;
4. создания системы оценки деятельности медицинских работников, участвующих в оказании медицинских услуг;
5. создания информационных систем в сфере здравоохранения, обеспечивающих, в том числе персонифицированный учет при осуществлении медицинской деятельности.
Тем самым законодательная регламентация вопросов качества и безопасности медицинской деятельности, в том числе ведомственного контроля за медицинской деятельностью, была поставлена на качественно новый уровень.
Ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственными им органами и организациями, в частности, проведение проверок соблюдения медицинскими организациями порядка оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.
Исходя из смысла положений закона, ведомственный контроль направлен на проверку ведомственных предписаний, связанных с организацией работы внутри учреждений здравоохранения, и реализуется в рамках административно-правовых отношений, возникающих в силу служебной подчиненности, и приобретает особое значение.
В настоящее время недостаточно исследованными остаются проблемы, связанные с организацией процедуры проведения ведомственного контроля, которые всесторонне оценивали бы деятельность медицинского работника при оказании ненадлежащей медицинской помощи.
Процедура организации и проведения ведомственного контроля предусматривает целый комплекс организационно-правовых, организационно-технических и распорядительных действий по осуществлению ведомственного контроля.
Подготовка контроля, как и любой управленческой деятельности, должна начинаться с постановки цели. Когда цель определена, необходимо выразить желаемый результат - причина в ненадлежащей медицинской помощи.
Вслед за установлением желаемого результата контроль необходимо спланировать. Планирование контрольной деятельности позволяет сконцентрировать внимание на наиболее важных вопросах. В зависимости от предмета контроля определить качество и объем информации, которую необходимо получить, периодичность ее поступления.
В сфере контроля качества и безопасности медицинской деятельности это очень широкий круг вопросов. Это контроль над исполнением Конституции Российской Федерации, федеральных законов в сфере здравоохранения, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и федеральный органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения. Именно поэтому планирование ведомственного контроля в этой сфере очень важно.
В планах проверок обязательно должны быть определены субъекты контроля, объекты контроля, вопросы, подлежащие выяснению, цель контрольной проверки и сроки ее проведения.
Подготовка проверки начинается с принятия решения о ее проведении. Решение о проведении проверки оформляется приказом или распоряжением органа исполнительной власти на федеральном или региональном уровне.
Решение о проведении проверки оформляется приказом или распоряжением органа государственного контроля. В нем обязательно должны быть указаны:
- номер и дата приказа (распоряжения) о проведении мероприятия по контролю;
- наименование органа государственного контроля (надзора);
- фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятий по контролю;
- наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которого проводится мероприятия по контролю;
- цели, задачи и предмет мероприятия по контролю;
- плановые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;
- дата начала и окончания мероприятия по контролю.
Значительное место среди процедур контроля занимают процедуры, определяющие "глубину" проверки, то есть те границы, в пределах которых может действовать контрольный орган. Как правило, они определяются объемом и характером фактического материала и документов, которые возможно потребовать в ходе проверки.
Анализ юридической литературы показывает, что при проведении контроля качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется на основе научно-практических рекомендаций, разработанных криминалистикой, судебной медицины и практикой расследований отдельных видов преступлений (Гецманова И.В., 2007; Сучков А.В., 2010).
Практика контрольной работы подтверждает, что наиболее рациональным и экономичным является систематизированный способ проверки содержания операций и записей в медицинской документации. Этот способ дает возможность контрольным органам более глубоко изучить взаимосвязь отдельных операций за разные периоды (с момента приема у лечащего врача в поликлинике, вызова врача для оказания экстренной и неотложной медицинской помощи, соблюдения порядка выдачи листков нетрудоспособности или проведения медико-социальной экспертизы).
При осуществлении ведомственного контроля необходимо проверить, как организована и выполняется контрольная деятельность внутри медицинской организации. Прежде всего нужно установить, имеется ли утвержденный руководителем порядок осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности и каково его содержание.
Порядок организации и проведения контроля качества медицинской помощи осуществляется на трех уровнях:
первый уровень - заведующие отделений (подразделений) организации здравоохранения;
второй уровень - заместители руководителя организации здравоохранения;
третий уровень - врачебная комиссия организации здравоохранения.
В случае наличия в организации здравоохранения структурного подразделения - службы контроля качества медицинской помощи или невозможности по объективным причинам проведения контроля качества медицинской помощи на трех уровнях, контроль качества медицинской помощи осуществляется в соответствии со структурой и штатным расписанием организации здравоохранения.
Контроль качества медицинской помощи не может проводиться ответственными за проведение контроля в случаях, когда медицинская помощь оказывалась самими ответственными за проведения контроля (Кирилловых А. А., 2012).
Рассматривая содержание и выполнение внутреннего контроля, необходимо выяснить полноту охвата контролем структурных подразделений медицинской организации (и в первую очередь допустивших ненадлежащую медицинскую помощь).
Проверяя содержание медицинской документации необходимо иметь в виду, что нередко злоупотребления и нарушения скрываются за внешне правильно оформленными документами. При обнаружении малейших признаков злоупотреблений контрольный орган обязан сосредоточить свое внимание на их полном раскрытии.
При проверке определяется полнота и правильность заполнения реквизитов, характеризующих операцию, проверяется, нет ли неоговоренных исправлений, подчисток, дописок текста и цифр, подлинность подписей соответствующих должностных лиц.
К недоброкачественным относят документы, которые не отвечают установленным требованиям. Недоброкачественный документ, как правило, является орудием подлога. Подложный документ характеризуется определенной совокупностью признаков:
- признаки подчистки: нарушения структуры бумаги; повреждение линий защитной сетки, типографской линовки;
- признаки дописки: признаки различия красящего вещества, почерка, типографского расположения дописанных фрагментов и остальной части записей;
- признаки травления: наличие пятен, остатки штрихов первоначальных записей, расплывы в штрихах вновь выполненных записей, ломкость бумаги;
- признаки технической подделки подписи: наличие штрихов, аналогичных по конфигурации знака подписи; выполнение подписи замедленными движениями (неоправданные остановки пишущего прибора, извилистость штрихов, угловатость овалов) (Крамаровский Л.М., 1982).
Выявленные способами документального контроля нарушения и злоупотребления контрольный орган систематизирует по видам операций и регистрирует их в рабочей тетради, ссылаясь на соответствующие документы, записи в учетных регистрах и другие источники. На основании этих данных составляются соответствующие разделы основного акта ведомственного контроля.
В заключение необходимо проверить, своевременно ли руководство медицинских организаций рассматривает и принимает решения по результатам внутреннего контроля, а также установить, систематически ли осуществляется контроль за выполнением этих решений.
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности представляет собой систему последовательных действий, элементами которого выступают организация и процедура.
Таким образом, осуществление ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности представляет собой урегулированный процесс деятельности уполномоченных органов в сфере здравоохранения, направленную на обеспечение надлежащего поведения лиц по исполнению ими обязанностей по оказанию качественной медицинской помощи и нуждается в дальнейшем развитии.
В этой связи необходимость совершенствования правового механизма осуществления контроля носит актуальный характер - является необходимым фактором более четкой правовой регламентации медицинской деятельности и организации работы в сфере охраны здоровья граждан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Проблемы ненадлежащего оказания медицинской помощи (экспертно-правовые вопросы). Материалы III межрегиональной научно-практической конференции - М.: Национальный институт медицинского права, 2014 г. 240 с.
В сборнике представлены работы представителей научного, медицинского и юридического сообщества, изучающих проблемы в сфере правового регулирования медицинской деятельности. Материалы могут представлять интерес для руководителей медицинских организаций, практикующих врачей различных специальностей; руководителей и юрисконсультов юридических отделов медицинских организаций; руководителей и сотрудников государственных экспертных организаций; представителей органов управления здравоохранения, медицинской индустрии и промышленности; экспертов и специалистов страховых медицинских организаций и других заинтересованных лиц.
Редакционная коллегия:
Баринов Евгений Христофорович - кандидат медицинских наук, доцент, профессор кафедры судебной медицины и медицинского права Московского государственного медико-стоматологического университета им. А.И. Евдокимова, профессор РАЕ
Ерофеев Сергей Владимирович - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой судебной медицины, правоведения и биоэтики Ивановской государственной медицинской академии, начальник ГУЗ "Бюро судебно-медицинской экспертизы" Департамента здравоохранения Ивановской области
Павлова Юлия Владимировна - кандидат юридических наук, доцент кафедры медицинского права Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова
Ромодановский Павел Олегович - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой судебной медицины и медицинского права Московского государственного медико-стоматологического университета им. А.И. Евдокимова
Сергеев Юрий Дмитриевич - член-корреспондент РАН, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой медицинского права Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова