Обязательные работы как новый вид административного наказания
А.В. Петров,
прокурор г. Астрахани
Г.Г. Минашкин,
прокурор отдела прокуратуры Рязанской области
Журнал "Законность", N 12, декабрь 2015 г., с. 56-58.
Федеральным законом от 8 июня 2012 г. N 65-ФЗ в КоАП РФ включён новый вид административного наказания в виде обязательных работ, который может устанавливаться и применяться только в качестве основного административного наказания.
Полномочия по исполнению постановлений судей о назначении административного наказания в виде обязательных работ возложены на Федеральную службу судебных приставов.
Понятие "обязательные работы" для современного российского права не является новым. Это одно из наказаний, предусмотренных в УК РФ, однако для административного законодательства России это наказание новое, не имеющее аналогов в рамках этой отрасли.
Законодательные условия применения обязательных работ и ограничения их применения схожи как в уголовном, так и в административном праве.
Обязательные работы, согласно КоАП, заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учёбы время бесплатных общественно полезных работ. Такое наказание может быть назначено только судьёй и устанавливается на срок от 20 до 200 час. и отбывается не более 4 час. в день.
Назначение этого наказания содержит законодательные ограничения. В КоАП предусмотрено, что обязательные работы не применяются к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.
Введение этого вида наказания в законодательство об административных правонарушениях, конечно, не случайно.
Идея об использовании обязательных работ в качестве административного наказания неоднократно высказывалась многими отечественными учёными. В частности, Н. Васильев предлагал установить обязательные общественные работы в качестве административного наказания в случае неуплаты административного штрафа*(1). Схожее предложение выдвигал и А. Жильцов*(2). Административное наказание в виде обязательных работ за некоторые правонарушения в отношении несовершеннолетних предложила ввести в КоАП Т. Смагина*(3). К числу мер административной ответственности относил обязательные работы, заключающиеся в выполнении лицом, признанным виновным в совершении административного проступка, бесплатных общественно полезных работ в свободное от основной работы или учёбы время, и А. Стуканов*(4).
Возбуждение исполнительного производства на основании постановления судьи о назначении административного наказания в виде обязательных работ производится в общем порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", без установления срока на добровольное исполнение.
Одновременно с возбуждением исполнительного производства лицу, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, разъясняется право обратиться к судебному приставу с мотивированным ходатайством об изменении вида обязательных работ и (или) объекта, определённого для их отбывания, а также об уменьшении количества часов, которые необходимо отработать в течение недели.
Анализ исполнительных производств рассматриваемой категории свидетельствует о том, что случаев замены вида работ, уменьшения срока отбывания наказания, а также освобождения судами от отбывания обязательных работ не было*(5).
Вместе с тем в Карачаевском районном отделе судебных приставов управления ФССП России по Брянской области при исполнении исполнительного производства в отношении Ш. была произведена замена организации, в которую должник направлялся для отбывания наказания. Это стало возможным в связи с отсутствием вакансии согласно штатному расписанию организации. Во взаимодействии с администрацией Карачаевского района Брянской области судебный пристав-исполнитель направил должника в другую организацию*(6).
Предусмотренный ч. 3 ст. 32.13 КоАП 10-дневный срок, в течение которого виновное лицо привлекается к отбыванию обязательных работ, на наш взгляд, следует рассматривать в качестве подготовительного этапа, в ходе которого судебный пристав-исполнитель решает организационные вопросы, связанные с исполнением наказания.
Совершение указанных действий позволит выявить объективные причины, по которым исполнение рассматриваемого наказания станет невозможным.
К примеру, мировым судьёй по Серышевскому районному судебному участку N 2 Амурской области при рассмотрении протокола об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.25 КоАП, составленного должностным лицом органа полиции того же района, вынесено постановление о назначении обязательных работ К., на основании которого судебный пристав-исполнитель возбудил исполнительное производство. При опросе должника установлено, что в судебном заседании по делу об административном правонарушении он не участвовал, кроме того, является инвалидом II группы, что не было предварительно выяснено и препятствовало применению к нему наказания в виде обязательных работ согласно законодательному запрету, предусмотренному ч. 3 ст. 3.13 КоАП РФ*(7).
В назначенный день (но не позднее 10 суток с момента возбуждения исполнительного производства) лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, должно явиться в организацию, указанную в направлении, выданном судебным приставом-исполнителем.
Как правило, это муниципальные учреждения и предприятия: медицинские учреждения, образовательные организации, предприятия жилищно-коммунального хозяйства, коммерческие организации. Администрации сельских поселений в большинстве случаев устанавливают, что привлечённые к административной ответственности граждане будут отбывать наказание, работая непосредственно при самих администрациях, что объясняется малым количеством организаций и предприятий, расположенных в районах. Основные виды обязательных работ, как правило, благоустройство и озеленение территорий, производство ремонтных работ, уборка и т.п.
Контроль за поведением лица, отбывающего обязательные работы, соблюдением им условий отбывания обязательных работ осуществляет судебный пристав-исполнитель.
Следует отметить, что организация, где лицо фактически выполняет обязательные работы, не наделена правом вести суммарный учёт отработанного времени в целях исполнения наказания.
При выявлении факта уклонения должника от отбывания обязательных работ судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 20.25 КоАП.
По общему правилу, судебный пристав-исполнитель обязан окончить исполнительное производство после полной отработки лицом, привлечённым к административной ответственности, часов, определённых исполнительным документом.
В некоторых случаях лицо, привлечённое к указанному виду административной ответственности, имеет право обратиться в суд с ходатайством об освобождении от дальнейшего отбывания обязательных работ, к примеру, в случае признания его инвалидом I или II группы, при наступлении беременности, а также в случае тяжёлой болезни, что препятствует отбыванию наказания в виде обязательных работ.
Анализ результатов деятельности территориальных органов ФССП России показал, что в 2013 г. случаев освобождения судами привлечённых к административной ответственности лиц от отбывания обязательных работ не было*(8).
Стоит отметить, что право на освобождение лица от дальнейшего отбывания обязательных работ не предоставляется судебному приставу-исполнителю. При решении указанного вопроса судья выносит постановление о прекращении исполнения постановления о назначении обязательных работ, что служит основанием для прекращения исполнительного производства по п. 6 ч. 2 ст. 43 Закона об исполнительном производстве.
Представляется, что вопрос о правомерности введения в КоАП рассматриваемого наказания будет выноситься на обсуждение ещё не раз, однако можно однозначно заключить, что применение обязательных работ как вида административного наказания позволяет избежать проблемы, связанной с невозможностью взыскания административных штрафов с должников, у которых нет имущества, либо с должников, ведущих аморальный образ жизни.
Предметом прокурорского надзора здесь должна быть законность привлечения лица к административной ответственности, назначения наказания и его исполнения, для чего необходимо принятие своевременных и эффективных мер. Не должна оставаться вне поля зрения прокурора деятельность судебных приставов-исполнителей по исполнению решения суда, обоснованность и своевременность окончания исполнительного производства.
------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Васильев В.Н. Административный арест как мера административного наказания: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2005.
*(2) См.: Вторая Всероссийская научно-практическая конференция "Актуальные проблемы административной ответственности". - Административное право и процесс, 2009, N 3.
*(3) См.: Смагина Т.А. Административно-правовое регулирование прав и законных интересов несовершеннолетних: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2012.
*(4) См.: Стуканов А.П. Прокурорский надзор за исполнением законов органами административной юрисдикции Российской Федерации. СПб., 2000, с. 74.
*(5) Справка о результатах исполнения территориальными органами ФССП России постановлений судей о назначении административного наказания в виде обязательных работ по итогам 2013 года // Архив ФССП России.
*(6) Справка о результатах исполнения Управлением ФССП России по Брянской области постановлений судей о назначении административного наказания в виде обязательных работ по итогам 2013 года // Архив ФССП России.
*(7) Справка о результатах исполнения Управлением ФССП России по Амурской области постановлений судей о назначении административного наказания в виде обязательных работ по итогам 2013 года // Архив ФССП России.
*(8) Справка о результатах исполнения территориальными органами ФССП России постановлений судей о назначении административного наказания в виде обязательных работ по итогам 2013 года // Архив ФССП России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Петров А.В., Минашкин Г.Г. Обязательные работы как новый вид административного наказания
Petrov A.V., Minashkin G.G. Compulsory works as a new type of administrative punishment
В статье исследуются особенности исполнения постановлений судей о назначении обязательных работ, проблемы применения этого вида наказания, предлагается усовершенствовать процедуры принудительного исполнения обязательных работ.
The article examines the peculiarities of execution of judgments ordering compulsory works, problems of application of this types of punishment, proposes to improve the procedures of enforcement of compulsory works.
Ключевые слова: обязательные работы; административное наказание; производство; постановление; исполнение.
Keywords: compulsory works; administrative punishment; proceedings; resolution; execution.
Журнал "Законность"
Ежемесячное научно-практическое издание, в котором публикуются:
- материалы, отражающие деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законов, а также деятельность других правоохранительных органов;
- новое законодательство и его комментарий;
- организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, носящие нормативно-правовой характер, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера);
- материалы, освещающие прокурорскую, следственную, судебную, арбитражную практику;
- дискуссионные статьи по актуальным правовым проблемам.