Изменения в законодательстве о страховых взносах: обзор проектов Правительства РФ
Д.А. Миллер,
эксперт журнала
"Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2016 г., с. 37-46.
В законодательство о страховых взносах предлагается внести изменения. Законодатели подготовили два проекта, основная цель которых - установить уголовную ответственность за неуплату страховых взносов и ввести органы внутренних дел в состав проверяющих при проверках, проводимых в соответствии с Федеральным законом N 212-ФЗ*(1).
Причины внесения изменений
Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования отношений, связанных с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды" (далее - проект N 927133-6) подготовлен в пакете с проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования отношений, связанных с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды" (далее - проект N 927406-6). Названные законопроекты направлены на совершенствование законодательства об ответственности за преступления и иные правонарушения, связанные с неуплатой страховых взносов.
Так, Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-Ф3 с 1 января 2010 года отменен единый социальный налог (ЕСН). В настоящее время законодательством РФ предусмотрен институт страховых взносов, уплачиваемых в государственные внебюджетные фонды (ПФР, ФСС, ФФОМС), которые не являются налоговыми платежами, в связи с чем оказались исключенными из сферы правового регулирования ст. 198-199 УК РФ. Вместе с тем эти платежи традиционно обеспечивались уголовно-правовой охраной. До введения ЕСН данные фискальные платежи также осуществлялись в форме страховых взносов. С введением ЕСН и отменой страховых взносов необходимость специально оговаривать эти платежи в диспозиции названных норм УК РФ отпала. С учетом того, что страховые взносы не являются больше налоговыми платежами, законодательство о страховых взносах относит администрирование страховых взносов, а также контроль за их уплатой к компетенции ПФР и органов ФСС.
В связи с этим предлагается внести в ст. 199.2 "Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов" УК РФ поправки, предусматривающие ответственность за сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, установленном законодательством РФ, должно быть произведено взыскание недоимки (задолженности) не только по налогам и сборам, но и по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды. Наряду с этим предусмотрено дополнение УК РФ ст. 199.3 и 199.4, устанавливающими ответственность за уклонение от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, совершенное страхователем - физическим лицом и страхователем-организацией, которые производят выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в крупном либо особо крупном размере.
С учетом пороговых значений крупного и особо крупного размеров, предусмотренных ст. 199.3 и 199.4 УК РФ, предлагаемые меры позволят защитить права наемных работников на социальное обеспечение, в то же время они не затронут интересы предпринимателей, не имеющих намерения ввести в заблуждение контролирующие органы.
Законодатели приводят некоторые статистические данные, представленные органами контроля за уплатой страховых взносов.
Данные ПФР
Показатель | Значение | |
Организации | Индивидуальные предприниматели | |
Количество плательщиков страховых взносов, уклонившихся от их уплаты* | 8 028 | 150 |
Сумма неуплаченных страховых взносов в крупном размере* | 27,8 млрд. руб. | 151,4 млн. руб. |
Сумма неуплаченных страховых взносов в особо крупном размере* | 68,8 млрд. руб. | 43 млн. руб. |
Сумма возможных поступлений в результате принятия законопроектов | 96,6 млрд. руб. | 194,4 млн. руб. |
* Данные приведены за период с 2012 года по октябрь 2014 года. |
Данные ФСС
Показатель | Значение |
Сумма не уплаченных организациями страховых взносов* | 2 млрд. руб. |
Возможное поступление страховых взносов в результате принятия законопроектов | 1,66 млрд. руб. |
* Данные приведены за период с 2012 года по первое полугодие 2014 года. |
По мнению законодателей, предлагаемые меры ответственности за уклонение от уплаты страховых взносов будут являться действенным правовым механизмом, позволяющим эффективно защищать фискальные интересы государства, и в то же время не позволят привлечь к уголовной ответственности лиц, допустивших правонарушения, не причинившие значительного ущерба бюджетной системе РФ.
Изменения, вносимые в УК РФ: новые виды ответственности
Проектом N 927133-6 предусмотрены введение в УК РФ новых ст. 199.3 и 199.4, а также изложение уже существующей ст. 199.2 в новой редакции.
Статья 199.2 "Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов, сборов и (или) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды" УК РФ
Состав преступления | Ответственность | |
Деяние совершено в крупном размере | Деяние совершено в особо крупном размере | |
Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством РФ о налогах, сборах и страховых взносах, должно быть произведено взыскание недоимки (задолженности) по налогам, сборам и (или) страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, совершенное собственником или руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, или индивидуальным предпринимателем | Наказывается штрафом в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы (иного дохода осужденного) за период от 18 месяцев до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность на срок до трех лет или без такового | Наказывается штрафом в размере от 500 000 до 2 000 000 руб. или в размере заработной платы (иного дохода осужденного) за период от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность на срок до трех лет или без такового |
Статья 199.3 "Уклонение от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды страхователя - физического лица" УК РФ
Состав преступления | Ответственность | |
Деяние совершено в крупном размере* | Деяние совершено в особо крупном размере** | |
Уклонение от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование в государственные внебюджетные фонды страхователя - физического лица***, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, путем занижения базы для начисления страховых взносов, и (или) иного заведомо неправильного исчисления страховых взносов, и (или) непредставления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в государственные внебюджетные фонды либо иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о страховых взносах и обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является обязательным, либо путем включения в такие документы заведомо недостоверных сведений | Наказывается штрафом в размере до 200 000 руб. или в размере заработной платы (иного дохода осужденного) за период до двух лет либо обязательными работами на срок до 360 часов | Наказывается штрафом в размере до 300 000 руб. или в размере заработной платы (иного дохода осужденного) за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок |
* Крупным размером в настоящей статье признается сумма страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 600 000 руб., при условии что доля неуплаченных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды превышает 10% подлежащих уплате сумм страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в совокупности, либо превышающая 1 800 000 руб. ** Особо крупным размером в настоящей статьей признается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 3 000 000 руб., при условии что доля неуплаченных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды превышает 20% подлежащих уплате сумм страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в совокупности, либо превышающая 9 000 000 руб. *** Под страхователями - физическими лицами в настоящей статье понимаются плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, обязанные уплачивать страховые взносы в государственные внебюджетные фонды в соответствии с законодательством РФ о страховых взносах и обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. |
Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное данной статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также штраф в размере, определяемом в соответствии с законодательством РФ о страховых взносах и обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Статья 199.4 "Уклонение от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации" УК РФ
Состав преступления | Ответственность | |
Деяние совершено в крупном размере* | Деяние совершено: - группой лиц по предварительному сговору; - в особо крупном размере** | |
Уклонение от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование в государственные внебюджетные фонды с организации путем занижения базы для начисления страховых взносов, и (или) иного заведомо неправильного исчисления страховых взносов, и (или) непредставления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в государственные внебюджетные фонды либо иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о страховых взносах и обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является обязательным, либо путем включения в такие документы заведомо недостоверных сведений | Наказывается штрафом в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы (иного дохода осужденного) за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до одного года | Наказывается штрафом в размере от 300 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы (иного дохода осужденного) за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность на тот же срок или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность на срок до трех лет или без такового |
* Крупным размером в настоящей статье признается сумма страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2 000 000 руб., при условии что доля неуплаченных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в совокупности превышает 10% подлежащих уплате сумм страховых взносов, либо превышающая 6 000 000 руб. ** Особо крупным размером в настоящей статье признается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 10 000 000 руб., при условии что доля неуплаченных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в совокупности превышает 20% подлежащих уплате сумм страховых взносов, либо превышающая 30 000 000 руб. |
Лицо, которое впервые совершило преступление, установленное данной статьей, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты страховых взносов которой вменяется в вину данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также штраф в размере, определяемом в соответствии с законодательством РФ о страховых взносах и законодательством РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Изменения, вносимые в Федеральный закон N 212-ФЗ
Проверки плательщиков страховых взносов
Проектом N 927406-6 предлагается внести поправки в ст. 33 Федерального закона N 212-ФЗ, а именно дополнить ее положением, согласно которому по запросу органов контроля за уплатой страховых взносов органы внутренних дел участвуют вместе с органами контроля за уплатой страховых взносов в проводимых ими выездных проверках.
Аналогичные изменения планируется внести в Федеральный закон N 3-ФЗ*(2): полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей будет предоставлено право участвовать в проверках плательщиков страховых взносов по запросам органов, осуществляющих контроль за их уплатой.
Кроме того, ст. 33 Федерального закона N 212-ФЗ предлагается дополнить следующими нормами:
- при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных настоящим федеральным законом к полномочиям органов контроля за уплатой страховых взносов, органы внутренних дел, следственные органы в 10-дневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направляют материалы в соответствующие органы контроля за уплатой страховых взносов для принятия по ним решения;
- органы контроля за уплатой страховых взносов, органы внутренних дел, следственные органы в порядке, определяемом соглашением между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства РФ о страховых взносах, принятых мерах по их пресечению, проводимых ими проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.
Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов проверки
Статью 39 "Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов проверки" Федерального закона N 212-ФЗ предлагается дополнить следующими положениями:
- следственные органы, получившие от органов контроля за уплатой страховых взносов материалы, обязаны направить им копии постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела либо прекращении уголовного дела;
- решение органа контроля за уплатой страховых взносов о направлении материалов в следственные органы доводится до сведения плательщика страховых взносов не позднее шести дней с момента вынесения такого решения. Решение может быть передано руководителю организации (его уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного решения по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма;
- если действие (бездействие) плательщика страховых взносов - физического лица, послужившее основанием для привлечения его к ответственности за совершение правонарушения, связанного с нарушением законодательства РФ о страховых взносах, стало основанием для вынесения обвинительного приговора в отношении данного физического лица, руководитель органа контроля за уплатой страховых взносов отменяет вынесенное решение о привлечении плательщика страховых взносов - физического лица к указанной ответственности в части взыскания штрафных санкций.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам
Статью 22 "Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов" Федерального закона N 212-ФЗ планируется дополнить положением, на основании которого в случае, если размер недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, выявленный в результате проверки, позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства РФ о страховых взносах, содержащего признаки преступления, в направляемом требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержаться предупреждение об обязанности органов контроля за уплатой страховых взносов в случае неуплаты сумм недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в полном объеме и в установленный срок направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 199.2-199.4 УК РФ, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Новые обязанности органов контроля за уплатой страховых взносов
Проектом N 927406-6 предлагается дополнить ст. 29 "Права и обязанности органов контроля за уплатой страховых взносов" Федерального закона N 212-ФЗ следующими положениями, устанавливающими новые обязанности органов контроля за уплатой страховых взносов.
Такие органы должны:
а) направлять в следственные органы, уполномоченные проводить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 199.2-199.4 УК РФ, материалы, сформированные органом контроля за уплатой страховых взносов, в срок не позднее 20 суток в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, в случае, если требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, направленное плательщику страховых взносов в порядке, установленном ст. 22 Федерального закона N 212-ФЗ, не исполнено в двухмесячный срок;
б) по результатам рассмотрения материалов, направленных следователем в порядке, определенном ч. 7 и 8 ст. 144 УПК РФ, не позднее 15 суток с момента получения таких материалов:
- направлять следователю заключение о нарушении законодательства РФ о страховых взносах и правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по страховым взносам в случае, если обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, были предметом исследования при проведении ранее назначенной проверки уплаты страховых взносов, по результатам которой вынесено вступившее в силу решение органа контроля за уплатой страховых взносов, а также информацию об обжаловании или приостановлении исполнения такого решения;
- сообщать следователю о том, что в отношении плательщика страховых взносов проводится проверка уплаты страховых взносов, по результатам которой решение еще не принято либо не вступило в законную силу;
- информировать следователя об отсутствии сведений о нарушении законодательства РФ о страховых взносах в случае, если названные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении проверки уплаты страховых взносов.
* * *
Правительством РФ предложены два законопроекта - проекты N 927133-6 и 927406-6.
Проектом N 927406-6 предлагается внести в Федеральный закон N 212-ФЗ изменения, направленные на создание механизма взаимодействия между органами контроля за уплатой страховых взносов и правоохранительными органами. Наряду с этим законопроектом предусмотрено участие органов внутренних дел по запросу органов контроля за уплатой страховых взносов в проводимых ими выездных проверках.
Проектом N 927133-6 планируется дополнить УК РФ ст. 199.3 и 199.4, устанавливающими ответственность за уклонение от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, совершенное страхователем - физическим лицом и страхователем-организацией, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в крупном либо особо крупном размере.
С учетом положений УК РФ вносятся изменения в УПК РФ. Законопроектом предлагаются поправки к ст. 144 УПК РФ, согласно которым регламентируются порядок рассмотрения сообщения о преступлениях, предусмотренных ст. 199.3-199.4 УК РФ, а также механизм направления таких материалов в органы контроля за уплатой страховых взносов.
Следует отметить, что ВС РФ представил официальный отзыв о проекте N 927133-6, в котором поддержал его.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
*(2) Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"