Система "Платон" в действии
С.В. Манохова,
эксперт журнала "Транспортные услуги:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь-февраль 2016 г., с. 45-54.
С владельцев транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, с 15 ноября 2015 года взимается плата в счет возмещения вреда, причиняемого такими ТС автомобильным дорогам. И прежде чем рассмотреть методологические аспекты учета названных платежей, следует разобраться в механизме действия самой системы. Этим мы сегодня и займемся.
Нормы законодательства
В соответствии со ст. 31.1 Федерального закона N 257-ФЗ*(1) движение транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения допускается при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими транспортными средствами.
К сведению. Согласно ст. 5 Федерального закона N 257-ФЗ в Российской Федерации автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также частные автомобильные дороги. Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утвержден Постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 N 928. Именно за проезд по дорогам, утвержденным названным постановлением, должна вноситься плата. В случае если автомобиль не проезжает по федеральной автомобильной дороге либо маршрут проходит по платной федеральной дороге, плата не начисляется.
Исключение из данного правила действует в отношении:
- транспортных средств, предназначенных для перевозки людей (кроме грузо-пассажирских автомобилей-фургонов);
- специальных транспортных средств, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов и используемых для осуществления деятельности пожарной охраны, полиции, медицинской скорой помощи, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции;
- специальных транспортных средств, осуществляющих перевозку вооружения и военной техники.
При этом под разрешенной максимальной массой транспортного средства понимается масса снаряженного ТС в килограммах с грузом, водителем и пассажирами, указанная в паспорте (свидетельстве о регистрации) транспортного средства в качестве максимально допустимой либо в одобрении типа ТС или свидетельстве о безопасности конструкции автомобиля.
Размер платы в счет возмещения вреда, причиняемого автодорогам большегрузами, а также Правила ее взимания установлены Постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 N 504 (с 18.11.2015 действует в редакции Постановления Правительства РФ от 03.11.2015 N 1191).
Размер платы
Размер платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, составляет 3,73 руб. на один километр пути, пройденного по указанным автомобильным дорогам. Причем размер платы подлежит ежегодной индексации в соответствии с фактическим изменением индекса потребительских цен.
Многочисленные акции протестов дальнобойщиков подвигли исполнительную власть ввести некий переходный период. Так, до 29.02.2016 включительно к размеру платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам большегрузами, применяется коэффициент 0,41, а с 01.03.2016 по 31.12.2018 включительно - коэффициент 0,82. В итоге получается, что размер платы до 01.03.2016 составляет 1,5293 руб./км, после - 3,06 руб./км.
Коротко о системе взимания платы
Российская система взимания платы (СВП) с большегрузов носит название "Платон" (является сокращением от словосочетания "плата за тонну"). С момента ее запуска (15.11.2015) оператором, на которого возложены полномочия по обеспечению функционирования названной системы*(2), с перевозчиков взимается плата, которая, в свою очередь, подлежит зачислению в федеральный бюджет.
Для транспортного средства с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн проезд по автомобильным дорогам федерального значения возможен только после внесения платы. Оплата проезда после поездки - прямое нарушение требований законодательства. Мониторинг движения ТС и идентификация автомобилей массой свыше 12 тонн осуществляются рамными конструкциями с навесным оборудованием, размещаемым над полотном автомобильной дороги, а также автомобилями со специальным оборудованием.
В настоящее время для владельцев транспортных средств предусмотрены два способа внесения платы:
- с помощью бортового устройства (предоставляется безвозмездно, закрепляется за определенным транспортным средством и не может быть использовано на другом автомобиле);
- путем оформления маршрутной карты.
Правилами предполагается возможность помимо использования бортового устройства для целей функционирования системы "Платон" применять стороннее бортовое устройство как техническое устройство, не являющееся объектом системы взимания платы, позволяющее при помощи технологий спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS определять маршрут движения ТС по автомобильным дорогам, требования к которому устанавливаются Минтрансом.
В настоящее время такие требования не утверждены, поэтому ни одно из существующих бортовых устройств, используемых владельцами ТС, им соответствовать не может. Информация о сторонних бортовых устройствах, разрешенных к применению в системе "Платон", и о порядке их получения (приобретения) будет размещена на сайте www.platon.ru дополнительно.
Нормативная база
Не утверждены в настоящее время и другие нормативные документы. При этом на сайте Федерального дорожного агентства доступны следующие проекты, находящиеся на стадии обсуждения:
- о порядке внесения владельцем транспортного средства денежных средств оператору;
- о порядке возврата владельцу транспортного средства денежных средств, не перечисленных либо излишне перечисленных оператором в доход федерального бюджета;
- о порядке перечисления оператором денежных средств владельца ТС в качестве платы в доход федерального бюджета;
- о порядке пользования владельцем транспортного средства, в том числе зарегистрированного в иностранном государстве, предоставленным ему бортовым устройством, порядке и условиях его возврата и замены, а также об ответственности владельца ТС за нарушение порядка пользования бортовым устройством;
- о порядке внесения платы владельцем транспортного средства в случае неисправности или утраты бортового устройства;
- о порядке информирования владельцем транспортного средства оператора о планируемом маршруте, времени (дате) движения ТС по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения при отсутствии бортового устройства;
- о порядке получения владельцем ТС информации о его персонифицированных данных в системе взимания платы.
Используя положения проектов названных документов, Правил, а также информацию с официальных сайтов, вкратце дадим представление о порядке функционирования системы "Платон".
Регистрация в реестре системы
Все владельцы транспортных средств - большегрузов должны зарегистрировать автомобили в реестре СВП. Для этого необходимо сделать следующие шаги.
Заполнить форму заявления на регистрацию в системе "Платон" на сайте www.platon.ru или в центрах информационной поддержки пользователей (ЦИПП) (об адресах таких центров узнавайте на сайте) |
Представить свидетельство о регистрации ТС (прикрепить сканкопию при регистрации через сайт) |
Пройти проверку представленных данных |
Получить логин и пароль для доступа в личный кабинет, номер лицевого счета и цифровой персональный идентификационный номер (уникальный номер в реестре для владельца ТС и его уполномоченных представителей, который используется при доступе к его персонифицированной записи в СВП по дистанционным каналам обращений) |
Пополнить лицевой счет любым доступным способом: - через терминал самообслуживания "Платон" или партнерской сети QIWI; - банковским переводом на расчетный счет оператора; - через личный кабинет банковской картой; - в офисах "Платон" |
Оформить маршрутную карту или заключить договор безвозмездного пользования бортовым устройством |
Результатом регистрации в реестре через интернет-сайт и ЦИПП являются создание оператором персонифицированной записи владельца ТС*(3), личного кабинета и открытие лицевого счета. Так, транспортная компания (владелец машин) под одним логином может быть только одна, а автомобилей - сколько угодно.
Если на транспортном предприятии в наличии более одного большегруза, по согласованию с оператором следует открыть необходимое количество дополнительных лицевых счетов (по одному на каждый автомобиль). Также владелец транспортных средств вправе сформировать группы транспортных средств в привязке к таким лицевым счетам (по несколько автомобилей к одному лицевому счету). Предполагается, что по заявлению владельца ТС в ЦИПП возможно будет перераспределять денежные средства по лицевым счетам.
Использование бортового устройства
Бортовое устройство предоставляется владельцу ТС, зарегистрированному в реестре, безвозмездно (но лишь один раз) и закрепляется за определенным (одним) автомобилем (соответственно, если большегрузов несколько, предоставляется необходимое количество устройств). Для получения бортового устройства владелец ТС должен заключить с оператором договор безвозмездного пользования. Факт передачи оператором и получения владельцем ТС указанного технического средства подтверждается подписанием акта передачи бортового устройства.
При установке и активации бортового устройства (напомним, что оснащение им машины не является обязательным) информация о движении ТС собирается с помощью технологий спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS и обрабатывается. На основании этой информации, собранной за сутки, в автоматическом режиме рассчитывается размер платы. Оператор ежедневно (по состоянию на 1 ч 00 мин. по московскому времени дня, следующего за отчетным) перечисляет денежные средства, внесенные владельцем ТС в счет платы в федеральный бюджет за пройденные ТС маршруты по автомобильным дорогам федерального значения за прошедшие сутки.
Использование бортового устройства удобно тем, что при наличии денежных средств на лицевом счете владельца ТС расчет и списание денежных средств осуществляются автоматически.
Применение маршрутных карт
Маршрутная карта (документ, формируемый на основании данных о планируемом маршруте) оформляется на бумажном носителе или в электронной форме в момент внесения владельцем ТС платы оператору в полном размере (в проекте нормативного документа указано, что такую плату можно внести в течение 24 часов после оформления карты, но не позднее времени начала движения ТС по маршруту). Плата может вноситься при помощи личного кабинета, терминала самообслуживания, при личной явке в ЦИПП - за счет денежных средств, находящихся на лицевом счете либо банковской карте.
При выборе такого варианта движение ТС должно осуществляться строго по выбранному маршруту. В частности, в документе указывается начало и конец пути, а также несколько промежуточных пунктов. Контроль маршрута следования осуществляется системами стационарного и мобильного контроля оператора системы.
Владелец ТС может оформить маршрутную карту непосредственно перед началом движения по маршруту (при оформлении в ЦИПП или через терминал самообслуживания). Оформление такой карты с использованием личного кабинета в Интернете или мобильного приложения возможно не менее чем за 6 часов до начала движения ТС.
Маршрутная карта действует в течение месяца с даты начала пути, отраженной самим перевозчиком, до даты окончания действия, то есть в течение месяца пользователь системы может отменить оформленную маршрутную карту без каких-либо штрафных санкций. При этом отменить карту можно только до времени начала движения по маршруту, указанного при ее оформлении. Отменить маршрутную карту после наступления времени начала движения по маршруту невозможно.
Для прокладывания сложного маршрута пользователь может разбить его на несколько маршрутных карт. Если надо свернуть с намеченного пути, а потом на него вернуться, можно докупить дополнительную маршрутную карту на необходимый отрезок пути. При этом, если водитель срезал часть пути, денежные средства за приобретенную маршрутную карту не возвращаются.
Итак, основное отличие в способах внесения платы в счет возмещения вреда автодорогам - при оформлении маршрутной карты плата вносится единовременно на всю сумму (деньги списываются сразу за весь маршрут), при установке бортового устройства плата может вноситься поэтапно и списывается автоматически по ходу движения ТС.
Какова минимальная сумма, подлежащая размещению на лицевом счете пользователя системы?
Размер минимальной суммы, размещаемой на лицевом счете пользователя, законодательством не определен. Но ее должно быть достаточно для осуществления проезда по автомобильным дорогам общего пользования (оформления маршрутной карты). Кстати, пп. "г" п. 6 Правил налагается на оператора обязанность информировать владельца ТС, за которым закреплено бортовое устройство, о том, что остатка денежных средств, внесенных владельцем ТС в качестве платы, достаточно менее чем на 100 км движения транспортного средства по автомобильным дорогам. Для удобства пользователь может настроить услугу "Автоплатеж" (данный функционал возможен только для банковских платежных карт).
Отметим, что при внесении денежных средств оператору комиссионное вознаграждение, взимаемое банком-отправителем (в случае банковского перевода) или платежным агентом, оплачивается за счет плательщика.
Подтверждающие документы
Документом, подтверждающим внесение платы в счет возмещения вреда, причиняемого автодорогам большегрузами, является выписка. Получить ее владелец ТС может, зайдя в личный кабинет и совершив ряд несложных действий: в разделе "Платежи" выбрать лицевой счет, период, нажать на значок с изображением лупы, затем кликнуть надпись "Загрузить выписку". Если выписка содержит менее 250 операций, ее сразу можно загрузить в формате CSV на свой компьютер. Файл "Выписка операций по счету" в формате для работы в Microsoft Office Excel отобразится слева внизу экрана и появится по умолчанию в каталоге "Загрузки".
Если пользователь выберет период, выписка по которому содержит более 250 строк, кнопка "Загрузить выписку" исчезнет и останется только кнопка "Запросить историю". После обработки файл с такой выпиской поступит на электронную почту пользователя.
Кроме того, получить информацию о состоянии расчетов, включая сведения об оплате, историю транзакций, а также иную информацию, связанную с осуществлением расчетов, можно в центре информационной поддержке пользователей.
Административная ответственность
В соответствии с п. 12 Правил движением ТС, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими ТС, считается:
- движение транспортного средства, за которым закреплено бортовое устройство или стороннее бортовое устройство, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения при выключенном или неисправном бортовом устройстве или стороннем бортовом устройстве либо при отсутствии таких устройств и без оформления при этом маршрутной карты;
- движение транспортного средства, за которым не закреплено бортовое устройство или стороннее бортовое устройство, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без оформления при этом маршрутной карты;
- движение транспортного средства, в отношении которого оформлена маршрутная карта, в дату, время или по маршруту, которые не соответствуют указанным в этой маршрутной карте;
- продолжение движения транспортного средства при израсходовании денежных средств, внесенных владельцем транспортного средства оператору в качестве платы.
Статьей 12.21.3 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 14.12.2015 N 378-ФЗ) установлена ответственность за несоблюдение требований законодательства о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам большегрузными автомобилями. Так, за движение без внесения платы грозит административный штраф водителю транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, и собственникам (владельцам) транспортных средств, за исключением ТС, принадлежащих иностранным перевозчикам, в размере 5 000 руб. За повторное нарушение законодательства названные лица будут караться штрафом в размере 10 000 руб.
Отметим, что до 15.12.2015 размеры штрафов, предусмотренные настоящей статьей, были в несколько десятков раз выше, причем штрафы устанавливались как для водителей, должностных лиц, ответственных за движение ТС, индивидуальных предпринимателей, так и для организаций в целом.
Выявленные оператором факты движения транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда передаются в ГУОБДД МВД для принятия решения о привлечении владельца ТС к административной ответственности.
* * *
С 15.11.2015 на территории РФ заработала система взимания платы "Платон", которая призвана обеспечить взимание платы с владельцев большегрузов в счет возмещения вреда, который они наносят дорожному покрытию. Полученные средства поступают в федеральный бюджет РФ и подлежат направлению на обеспечение поддержания автомобильных дорог, финансирование ремонтных работ и улучшение дорожно-транспортной инфраструктуры. Данное "благое" начинание вызвало шквал негодования среди перевозчиков, повышение цен на товары, а также многочисленные вопросы у бухгалтеров о порядке учета названных платежей.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
*(2) Оператором системы "Платон" назначено ООО "ТР-Инвест Транспортные системы" (Распоряжение Правительства РФ от 29.08.2014 N 1662-р).
*(3) Персонифицированная запись владельца ТС ведется по каждому автомобилю, именно оператор отражает маршрут, пройденный ТС, за которым закреплено бортовое устройство, планируемый маршрут, время и дату движения ТС в соответствии с маршрутной картой, операции по внесению платы оператору с указанием ее размера и даты поступления, операции по перечислению оператором в доход федерального бюджета денежных средств, внесенных владельцем ТС.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"