По приему на работу в трудовом договоре были прописаны обязанности работника. Сейчас работодатель разработал новую должностную инструкцию с внесением дополнительных обязанностей не касающихся трудовой функции. Пример 1. Выполнение разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности в рамках возложенных на отдел функций погрузка, уборка, и т.д. Пример 2. Осуществлять ввод информации в прописные обязанности, по требованию работников других отделов, при отсутствии персонала занимающегося вводом информации.) Мне предлагается лишь ознакомиться с ними. Как в рамках закона возможно утверждение данной должностной инструкции. На что опираться при оспаривании новых пунктов?
Нормами действующего законодательства не установлен порядок внесения изменений в должностную инструкцию. Такой порядок может быть разработан работодателем самостоятельно.
Если должностная инструкция является приложением к трудовому договору (неотъемлемой его частью), то без согласия работника и заключения дополнительного соглашения к трудовому договору внесение изменений в нее невозможно.
Если должностная инструкция в вашей организации является отдельным локальным нормативным актом и внесение в нее изменений не повлечет за собой внесения изменений в условия трудового договора, то работодатель вправе утвердить должностную инструкцию в новой редакции, письменно ознакомив с ней работников.
При этом работодатель может включить в должностную инструкцию работника выполнение обязанностей, предусмотренных характеристиками других должностей, близких по содержанию работ, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности и квалификации. Стоит отметить, что если работник будет не согласен с изменениями его трудовой функции и новой редакцией должностной инструкции, то вводить ее в действие работодатель будет не вправе.
Правовое обоснование:
Согласно абз. 10 ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.
В соответствии со ст. 72 ТК РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается только по соглашению сторон трудового договора, которое заключается в письменной форме.
Согласно абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименования этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках.
Изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме (ст. 72 ТК РФ).
Работнику может быть поручено выполнение должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками других должностей, родственным по содержанию работ, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности, квалификации, изменения должностного наименования (п. 5 Постановление Минтруда РФ от 09.02.2004 N 9 "Об утверждении Порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих").
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", январь 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.