Правовое регулирование рекламы: специфика преподавания по программам магистратуры
А.В. Кирилин,
кандидат юридических наук, доцент,
доцент кафедры "Предпринимательское и корпоративное право"
ФГОБУ ВО "Финансовый университет
при Правительстве Российской Федерации"
Журнал "Образование и право", N 9-10, сентябрь-октябрь 2015 г., с. 139-142.
Специфика преподавания курса "Правовое регулирование рекламы", или "Правовое регулирование рекламной деятельности", заключается в следующем.
Во-первых, динамичность развития законодательства. Так, в Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" вносились изменения: в 2011 г. - девять раз, в 2012 г. - дважды, в 2013 и 2014 гг. - по 10 раз, за январь-март 2015 г. - дважды.
При этом вносимые изменения вступают в силу через довольно большие временные промежутки. Например, изменения, внесенные Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 460-ФЗ, 18 июля 2011 г. N 218-ФЗ вступили в силу с 1 октября 2015 г.
Указанные обстоятельства влекут за собой определенные сложности для студентов при изучении рассматриваемого курса, поскольку, как минимум, требуется изучать не только то, "что есть сегодня", но и "что будет завтра".
Во-вторых, комплексность многих понятий, рассматриваемых в программе курса, а также их развитие и трансформация, что подтверждается, в частности, наличием многочисленных и нередко трансформирующихся определений понятия "реклама". Так, Консолидированный кодекс МТП практики рекламы и маркетинговых коммуникаций определяет термин "реклама" принципиально по-иному, чем ранее действовавший Международный кодекс рекламной практики Международной торговой палаты (МТП). Сегодня реклама определяется как любая форма маркетинговой коммуникации, осуществляемая средствами массовой информации обычно в обмен за плату или иное значимое вознаграждение.
При этом Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" определяет рекламу как информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Поскольку реклама представляет собой информацию, то необходим сравнительно-правовой анализ с определением данного понятия, приведенным в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации": "Информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления", что позволяет выявить различия рекламы и информации, в частности, по направленности воздействия, по области или цели распространения.
Это только краткий пример комплексности основного понятия "реклама", но существуют и другие.
Комплексность многих понятий требует учета изменений не только изменений, внесенных в Федеральный закон "О рекламе", но и в иные акты, например в названный выше Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Учитывая технические тенденции развития рекламы, в первую очередь перемещение ее значительного объема в сеть "Интернет", целесообразно отметить, что мы в соответствии с Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ получили формально-правовые определения таких понятий, как, например, сайт в сети "Интернет", страница сайта в сети "Интернет" (интернет-страница), сетевой адрес и некоторые другие.
И здесь мы переходим к третьей специфике преподавания курса, которая заключается не только в понятийном аппарате, но и, на что целесообразно обратить особое внимание, в терминологическом аппарате базового Федерального закона "О рекламе".
Названный Федеральный закон, так же как и многие другие, содержит ст. 3 "Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе", которая начинается словами: "В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия...", и далее определяются двенадцать понятий, являющихся, по мнению законодателя, основными, - реклама, объект рекламирования, рекламодатель и др.
Из формально-правового определения рекламы следует, в частности, что это информация, распространенная:
- любым способом;
- в любой форме;
- с использованием любых средств.
Следовательно, носителем такой информации может быть почти любой материальный объект, основные из которых и поименованы в Федеральном законе.
Таким образом, представляется целесообразным при преподавании курса по программам магистратуры акцентировать внимание магистрантов на терминологических особенностях действующего законодательства.
По нашему мнению, Федеральный закон "О рекламе" содержит около двухсот терминов, нуждающихся в рассмотрении в процессе изучения магистрантами курса "Правовое регулирование рекламы".
В связи с этим целесообразно предложить магистрантам составление глоссария, содержащего формальные определения того или иного термина (раскрытые в каком либо нормативном правовом акте).
Естественно, каждый магистрант не сможет предложить определение двухсот терминов, но группе из десяти человек вполне по силам такая работа.
Преимущества подобной работы очевидны.
Каждому магистранту необходимо изучить большое количество нормативных актов, что само по себе хорошо, а самое главное - проанализировать их, вычленить необходимое.
Конечный результат таков: наличие глоссария, содержащего определения всех или большинства терминов, применяемых в Федеральном законе "О рекламе", позволяет расширить профессиональный кругозор, закрепить ранее изученное и (или) освоить новое. Немаловажно и то, что такой глоссарий может быть практическим пособием в прикладной профессиональной деятельности, пусть даже в будущем. Следовательно, знание, а вероятнее всего, так называемые остаточные знания у выпускника магистратуры при наличии указанного выше глоссария помогут быстро восстановить утраченные знания.
Федеральный закон "О рекламе", в частности, и правовое регулирование рекламы развивается по пути увеличения, конкретизации или детализации запретов и ограничений при распространении рекламной информации. И, если в будущем будет запрещена, например, реклама лекарственных средств (что в настоящее время обсуждается), выпускник магистратуры сможет быстро определить, относится ли тот или иной препарат к лекарственным средствам.
Преимуществом такой формы работы магистрантов, как составление глоссария, является также получение ими навыков, как сейчас говорят, работы в команде: определение общего объема работы, установление рационального объема работы каждого, требования к результату и пр.
При этом на занятиях возникает необычный формат общения преподавателя и магистранта или магистрантов друг с другом. В данном случае мы задействуем проблемность изучаемого материала, обозначаем проблему и предлагаем слушателям ее разрешить.
Решение, принятое магистрантом в процессе аудиторного занятия, может вызвать и, как правило, вызывает дискуссию, в которую вовлечены и другие слушатели.
Предлагаемая форма работы магистрантов при преподавании курса "Правовое регулирование рекламы" не является чем-то новым, по существу, это подготовка слушателями докладов. Однако эти доклады имеют четкую прикладную направленность, требуют глубокого изучения материала и его анализа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кирилин А.В. Правовое регулирование рекламы: специфика преподавания по программам магистратуры
Kirilin A.V. Legal regulation of advertizing: specifics of teaching according to programs of a magistracy
А.В. Кирилин - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры "Предпринимательское и корпоративное право" ФГОБУ ВО "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации"
A.V. Kirilin - candidate of jurisprudence, associate professor, associate professor "Enterprise and corporate law" FGOBOU WAUGH "Financial university at Government of the Russian Federation"
Автор статьи полагает целесообразным при преподавании курса по программам магистратуры акцентировать внимание магистрантов на терминологических особенностях действующего законодательства. Например, Федеральный закон "О рекламе" содержит около двухсот терминов, нуждающихся в рассмотрении в процессе изучения магистрантами курса "Правовое регулирование рекламы".
The author of article believes expedient when teaching a course according to programs of a magistracy to focus attention of undergraduates on terminological features of the current legislation. For example, the Federal law "About advertizing" contains about two hundred terms needing consideration in the course of studying by undergraduates of the course "Legal Regulation of Advertising".
Ключевые слова. Реклама, маркетинговые коммуникации, Международная торговая палата, информация, объект рекламирования.
Keywords. Advertizing, marketing communications, International chamber of commerce, information, object of advertizing.
Научно-правовой журнал "Образование и право" посвящен актуальным вопросам применения законодательства в сфере образования, правовому мониторингу, инновационным технологиям и реформе юридического образования в России.
В журнале анализируются проблемы современного законодательства в сфере образования, основные направления реформы среднего специального, высшего и поствузовского образования в целом, и юридического образования в частности.