Проблемные вопросы регистрации описательных обозначений в качестве товарных знаков
А.С. Навроцкая,
студентка юридического факультета Финансового
университета при Правительстве Российской Федерации
Научный руководитель:
Е.А. Свиридова,
доцент кафедры "Гражданское право" Финансового
университета при Правительстве Российской Федерации,
к.ю.н., доцент
Журнал "Образование и право", N 7-8, июль-август 2015 г., с. 257-263.
Вопросы регистрации описательных обозначений в качестве товарных знаков являются многоаспектными, широко дискутируемыми в научной юридической литературе и проблемными в правоприменительной практике. К описательным товарным знакам относятся обозначения, используемые для указания вида товара, описания его характеристик (свойства, назначения, качества, ценности, место, время, способ их производства или сбыта). Рассмотрим подробнее ключевые понятия в этой области.
Интеллектуальная деятельность. Согласно действующему законодательству, "результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются: произведения науки, литературы и искусства, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ), базы данных, исполнения, фонограммы, сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания), изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), фирменные наименования, наименования мест происхождения товаров, коммерческие обозначения, товарные знаки и знаки обслуживания" [1].
Таким образом, в соответствии со ст. 1225 ГК РФ результатами интеллектуальной деятельности являются произведения науки, литературы и искусства. Исследователи в этой связи отмечают необходимость "сопоставления понятий творческой и интеллектуальной деятельности" [3].
Товарный знак. Это, в соответствии с ст. 1477 ГК РФ, "обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей" [1]. На товарный знак признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.
В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.
Государственная регистрация. Государственная регистрация товарного знака осуществляется федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации (Государственный реестр товарных знаков) в порядке, установленном в ст. 1503 и 1505 ГК РФ.
Описательные обозначения не регистрируются в качестве товарных знаков. Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта (п. 1 ст. 1483 ГК РФ).
Обозначения, указанные в п. 1 ст. 1483 ГК РФ, могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в том случае, если они приобрели различительную способность (п. 1 ст. 1483 ГК РФ), состоят только из элементов, указанных в подп. 1-4 п. 1 названной статьи и образующих комбинацию, обладающую различительной способностью (п. 1 ст. 1483 ГК РФ). Заявка на регистрацию товарного знака (ст. 1492 ГК РФ). Заявка на государственную регистрацию товарного знака (заявка на товарный знак) подается в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (заявителем). Знак охраны товарного знака (ст. 1485 ГК РФ). Правообладатель для оповещения о своем исключительном праве на товарный знак вправе использовать знак охраны, который помещается рядом с товарным знаком, состоит из латинской буквы "R" или латинской буквы "R" в окружности <*> либо словесного обозначения "товарный знак" или "зарегистрированный товарный знак" и указывает на то, что применяемое обозначение является товарным знаком, охраняемым на территории Российской Федерации.
Срок действия исключительного права на товарный знак.
1. Исключительное право на товарный знак действует в течение десяти лет с даты подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности либо в случае регистрации товарного знака по выделенной заявке с даты подачи первоначальной заявки (п. 1 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ).
2. Срок действия исключительного права на товарный знак может быть продлен на десять лет по заявлению правообладателя, поданному в течение последнего года действия этого права.
Продление срока действия исключительного права на товарный знак возможно неограниченное число раз.
По ходатайству правообладателя ему может быть предоставлено шесть месяцев по истечении срока действия исключительного права на товарный знак для подачи указанного заявления (в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ).
3. Запись о продлении срока действия исключительного права на товарный знак вносится федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в Государственный реестр товарных знаков и в свидетельство на товарный знак.
Таковы ключевые понятия, необходимые для анализа проблемных вопросов регистрации описательных обозначений в качестве товарных знаков.
Итак, суть проблем заключается в следующем.
Согласно действующему законодательству, не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в отношении любых товаров обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с наименованием места происхождения товаров. Приведем пример из недавней судебной практики разбирательства дела по товарному знаку "САРОВА".
Более десяти лет шла судебная тяжба по использованию обозначения "Сарова" для минеральной воды, добываемой из саровских источников, из-за регистрации Роспатентом обозначения "САРОВА" в качестве товарного знака и наименования места происхождения товара (свидетельство N 109114) для товаров 32 класса ("минеральная вода и лимонады") в декабре 1992 г. Истец - ОАО "Минеральная вода и напитки". Ответчик - ООО "Гринтаун". Истец зарегистрировал товарный знак "САРОВА" и стал выпускать под этим знаком воду, которая не имеет никакого отношения к территориальному положению г. Сарова. Здесь важно отметить, что, несмотря на то, что Роспатент зарегистрировал такой товарный знак, регистрация названий городов в качестве товарных знаков запрещена.
Истец, таким образом, получил право вытеснить с рынка других производителей. В результате четыре производителя минеральной воды, добываемой в городе Сарове, лишились права использовать это географическое название для маркировки воды, а потребители, следовательно, возможности пить воду из местных саровских источников.
Судебными актами по делу А40-100671/06 было установлено: обозначение "САРОВА" не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака на том основании, что на дату подачи заявки на оспариваемый товарный знак название "САРОВА" использовалось на географических картах в качестве наименования населенного пункта. Итог судебного решения - истец не прав].
Еще один пример из практики - товарный знак "СУЛЬСЕНА" (SULSENA). В марте 2009 г. Роспатент зарегистрировал название "СУЛЬСЕНА" в качестве словесного товарного знака (свидетельство N 375705) для товаров 03, 05 класса МКТУ. В то же время словесное обозначение "Сульсен" является названием лекарственного препарата (субстанция с химической формулой SeS2), который входит в состав косметических средств, производимых многими российскими компаниями в качестве основного ингредиента. В результате все российские производители косметической и фармацевтической продукции лишились возможности использовать общепринятый термин "сульсен" (лекарственный препарат против перхоти) и производить широко известное с 60-х годов прошлого века сульсеновое мыло. И в этом случае итогом данных действий стала недобросовестная конкуренция.
Вышеперечисленные примеры показательны и красноречиво свидетельствуют о необходимости совершенствования действующего законодательства. По мнению ведущего эксперта Н.И. Золотых, генерального директора ООО "Транстехнология", научного консультанта и руководителя ряда крупных международных аналитических исследований в рамках Организации Экономического Сотрудничества и Развития, Всемирного Банка, UNIDO, Британского Совета, Посольства Франции, Европейской Комиссии и Европейского Патентного Ведомства, "наличие тех или иных регистраций приводит к тому, что компаниям приходится сворачивать свое производство, выплачивать значительные компенсации правообладателям, что приводит к разорению не только контрольных компаний, но подчас подрывает и экономику региона" [2].
Эксперты и профильные комитеты ведущих предпринимательских объединений в этой области выдвигают следующие предложения по регулированию в данной сфере.
В соответствии со ст. 1483 ГК РФ не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов:
1) вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;
2) являющихся общепринятыми символами и терминами;
3) характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта;
4) представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.
Указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения.
Указанные положения названной выше статьи не применяются в отношении обозначений, которые:
1) приобрели различительную способность в результате их использования;
2) состоят только из элементов, указанных в подп. 1-4 п. 1 названной статьи и образующих комбинацию, обладающую различительной способностью.
В этой связи предлагается внести в п. 1 ст. 1483 Гражданского кодекса РФ изменения, исключающие возможность предоставления самостоятельной правовой охраны описательным обозначениям:
не обладающим различительной способностью (п. 1 ст. 1483 ГК РФ), а именно:
реалистические или схематические изображения товаров, заявляемые на регистрацию в качестве товарных знаков для обозначения этих товаров;
трехмерные объекты, форма которых обусловлена исключительно функциональным назначением;
общепринятые наименования, представляющие собой, как правило, простые указания товаров, заявляемые для обозначения этих товаров: общепринятые сокращенные наименования организаций, предприятий, отраслей и их аббревиатуры;
1) состоящим только из описательных элементов, а также элементов, сходных с ними до степени смешения (подп. 1-4 п. 1 ст. 1483 ГК РФ).
Данный запрет может быть реализован путем указания в последнем параграфе п. 1 ст. 1483 на невозможность предоставления правовой охраны описательным обозначениям, указанным в п. 1 ст. 1483 ГК РФ, в случае приобретения ими приобретенной различительной способности.
Описательные элементы, а также элементы, сходные с ними до степени смешения, входящие в состав товарных знаков, должны быть признаны неохраняемыми (дискламированными) даже при условии различительной способности знака в целом.
Таковы в целом, по состоянию на сегодняшний день, проблемные вопросы регистрации описательных обозначений в качестве товарных знаков и основные предложения по улучшению ситуации в этой области.
Список литературы
[1] Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая (от 18 дек. 2006 г. N 230-ФЗ). (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 2006. N 52 (1 ч.). Ст. 5496.
[2] Материалы Круглого стола "Влияние регистрации Роспатентом описательных и ретроспективных товарных знаков на интересы российских промышленных компаний" 20 мая 2014 г. // URL: http://onf.ru/2014/05/21/onf-provel-kruglyy-stol-po-problemam-registracii -tovarnyh-znakov/.
[3] Свиридова Е.А. Основные проблемы права интеллектуальной собственности: Учебное пособие. М.: Издательский дом "АТИСО", 2009.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Навроцкая А.С. Проблемные вопросы регистрации описательных обозначений в качестве товарных знаков
Navrotskaya A.C. The issues of registration of descriptive designation as a trade mark
А.С. Навроцкая - студентка юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
A.C. Navrotskaya - a law student at the University of Finance under Government of the Russian Federation Scientific supervisor:
Е.А. Свиридова - Научный руководитель: доцент кафедры "Гражданское право" Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, к.ю.н., доцент
Е.А. Sviridova - the candidate of jurisprudence, the associate professor "Civil law" of Financial university at the Government of the Russian Federation
В современной правоприменительной практике к числу наиболее проблемных относятся вопросы регистрации описательных обозначений в качестве товарных знаков. Согласно действующему законодательству, не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в отношении любых товаров обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с наименованием места происхождения товаров. Существующее на практике наличие тех или иных регистраций приводит в большинстве случаев к разорению компаний, которым приходится ликвидировать свое производство и выплачивать крупные компенсации правообладателям. В период реализации политики и программы импортозамещения, бесспорно, такие действия недопустимы. Назрела острая необходимость во внесении изменений в действующее законодательство с целью ужесточения процессов, связанных с регистрацией товарных знаков.
One of the burning issues in modern legal practice is registration of descriptive marks as trademarks. Under the current legislation any marks that are identical or confusingly similar to the appellation of origin may not be registered as trademarks in respect of any goods. The presence of certain registrations in practice in most cases leads to bankruptcy of companies, which have to curtail their production and pay substantial compensation to copyright holders. During the implementation of import substitution policies and programs such actions are unacceptable. There is an urgent need to amend the existing legislation with the aim of tightening the processes associated with trademarks registration.
Ключевые слова. Интеллектуальная деятельность, товарный знак, государственная регистрация, заявка на регистрацию товарного знака, знак охраны товарного знака, срок действия исключительного права на товарный знак, проблемные вопросы регистрации описательных обозначений в качестве товарных знаков.
Keywords. Intellectual activity, trademark, state registration, application for trademark registration, c-sign, term of validity of exclusive right to the trademark, problematic issues of registration of descriptive marks as trademarks.
Научно-правовой журнал "Образование и право" посвящен актуальным вопросам применения законодательства в сфере образования, правовому мониторингу, инновационным технологиям и реформе юридического образования в России.
В журнале анализируются проблемы современного законодательства в сфере образования, основные направления реформы среднего специального, высшего и поствузовского образования в целом, и юридического образования в частности.