Коллективное управление авторскими и смежными правами в Российской Федерации: проблемы теории и практики
Д.С. Виноградова,
группа ЮЧБВ1-1М, юридический факультет
Научный руководитель:
Р.Ш. Рахматулина,
к.ю.н., доцент
Журнал "Образование и право", N 7-8, июль-август 2015 г., с. 14-18.
В эпоху постоянного развития цифровых технологий и появления инноваций одним из самых важных способов реализации прав авторов и правообладателей является коллективное управление авторскими и смежными правами.
Главная задача организаций по управлению правами на коллективной основе - обеспечение должного вознаграждения за результаты творческого труда. В России создание и функционирование таких организаций предусмотрено ст. 1242 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Согласно п. 1 данной статьи, организации по управлению правами на коллективной основе - это создаваемые обладателями авторских и смежных прав основанные на членстве некоммерческие организации, на которые в соответствии с полномочиями, предоставленными им правообладателями, возлагается управление соответствующими правами на коллективной основе. Создаются такие организации в случаях, когда осуществление правообладателями своих прав в индивидуальном порядке затруднено (при таком условии заключается лицензионный договор с правообладателем) или когда ГК РФ допускает использование объектов авторских и смежных прав без согласия обладателей соответствующих прав, но с выплатой им вознаграждения (заключается договор об уплате вознаграждения за использование произведения).
Существуют аккредитованные и неаккредитованные организации по коллективному управлению. К первым относятся организации, которые прошли установленную процедуру в Министерстве культуры России и получили свидетельство о государственной аккредитации. В каждой из сфер деятельности, перечисленных в п. 1 ст. 1244 ГК РФ, государственную аккредитацию может получить только одна организация. В России самыми крупными аккредитованными организациями сегодня являются: Российское авторское общество (далее - РАО) - организация по управлению исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю и по осуществлению прав композиторов, являющихся авторами музыкальных произведений, использованных в аудиовизуальном произведении (пп. 1, 2 п. 1 ст. 1244 ГК РФ); Всероссийская организация интеллектуальной собственности (далее - ВОИС) - организация по осуществлению прав исполнителей и изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях (пп. 5, 6 п. 1 ст. 1244 ГК РФ); Российский союз правообладателей (далее - РСП) - единственная организация, аккредитованная в сфере осуществления прав авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений на получение вознаграждения за воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях (ст. 1245 ГК РФ).
Организация по управлению коллективными правами осуществляет свои полномочия на основании заключаемого с правообладателем или иной подобной организацией, в том числе иностранной, договора о передаче полномочий на управление правами (абз. 1 п. 3 ст. 1242 ГК РФ). Однако аккредитованная организация по управлению правами на коллективной основе вправе также осуществлять управление правами и сбор вознаграждения для правообладателей, с которыми у нее такие договоры не заключены (абз. 1 п. 3 ст. 1244 ГК РФ). Более того, аккредитованная организация вправе от имени неопределенного круга правообладателей предъявлять требования в суде, необходимые для защиты прав, управление которыми она осуществляет (абз. 2 п. 5 ст. 1242 ГК РФ), то есть фактически вести судебные дела от всех авторов без их ведома. Исключения составляют случаи, когда правообладатель уже заключил договор с другой неаккредитованной организацией.
Организация по управлению коллективными правами вправе удерживать из вознаграждения суммы на покрытие необходимых расходов по сбору, распределению и выплате такого вознаграждения, а также суммы, которые направляются в специальные фонды, создаваемые этой организацией с согласия и в интересах представляемых ею правообладателей, в размерах и в порядке, которые предусмотрены уставом организации (абз. 2 п. 4 ст. 1243 ГК РФ). Механизм "государственной аккредитации", превративший РАО в частную монополию по сборам авторских отчислений, не дает никаких шансов тем музыкантам и поэтам, которые не хотели бы отдавать свои деньги этой организации или хотели бы распространять свои произведения бесплатно, например, по лицензии Creative Commons.
Нельзя не упомянуть о том, что п. 1218 Доклада Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации (далее - ВТО) устанавливает, что Российская Федерация должна пересмотреть свою систему коллективного управления правами и отменить недоговорное управление правами в течение пяти лет после вступления в силу части четвертой ГК РФ. Несмотря на то что указанные пять лет истекли 1 января 2013 г., соответствующие изменения в законодательство внесены не были. В одном деле арбитражный суд принял решение отказать в иске, заявленном организацией по коллективному управлению правами, указав при этом, что "истец не представил доказательства сохранения его полномочий с учетом ратификации Протокола о присоединении России к Соглашению о создании ВТО". При этом суд сослался на факт нарушения Россией своих обязательств по п. 1218 Доклада Рабочей группы, а также на положения национального законодательства о приоритете норм международных договоров над противоречащими им нормами внутреннего права.
Таким образом, можно сделать однозначный вывод о том, что необходимо запретить сбор вознаграждения за использование произведений на бездоговорной основе и внести изменения в п. 3 ст. 1244 ГК РФ, указав, что организация по управлению правами на коллективной основе, получившая государственную аккредитацию, не вправе осуществлять управление правами и сбор вознаграждения для тех правообладателей, с которыми у нее такие договоры не заключены.
Следующая проблема, на которой необходимо остановиться, связана с деятельностью РСП. 24 сентября 2010 г. Росохранкультура предоставила РСП право взимать 1% от стоимости оборудования и материальных носителей. Сбором обложена техника, способная проигрывать охраняемые авторским правом произведения. Цель сбора - компенсировать авторам и исполнителям убытки от бесплатного проигрывания аудио и видео частными лицами. Получается, что любой гражданин, не приобретавший правомерно обнародованного произведения и не использующий его в личных целях, обязан платить авторам, исполнителям и изготовителям этого произведения за теоретическую возможность это сделать. Фактически введен налог на всех потребителей оборудования и материальных носителей, вне зависимости от того, воспроизводит ли он то или иное авторское произведение в личных целях. Подобная ситуация представляется несколько абсурдной.
Весьма большой интерес представляет распределение собранных средств. 15% собранных денег РСП удерживает на покрытие собственных расходов. Помимо этого, РСП имеет право до 20% сбора направлять в созданные организацией специальные фонды, финансирующие программы и проекты в сфере культуры и искусства. Например, в 2011 г. на это потратили 113 млн. рублей, то есть более четверти заработанных правообладателями денег. По словам Сергея Сергеевича Федотова (генерального директор РАО, по совместительству члена Совета и Правления ВОИС и члена Совета и Правления РСП), деньги в основном идут на программы помощи ветеранам культуры и искусства, выделяются гранты и т.д.
Проверить эти цифры невозможно. Организация обязана ежегодно публиковать свою отчетность в общероссийском средстве массовой информации, но, например, в журнале "Копирайт и музыка" опубликован только список получателей без сумм вознаграждения. Ежегодный финансовый отчет есть в Министерстве культуры - органе, контролирующем РСП. Но в этом отчете указаны лишь сгруппированные показатели: "собрано", "распределено физ. лицам", "направлено в специальные фонды" и т.д., а детализация движения средств отсутствует. Следовательно, документ не позволяет проанализировать реальную работу РСП.
В связи с вышесказанным предлагается исключить п. 2 ст. 1273 ГК РФ, устанавливающий, что в случае, когда воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений осуществляется исключительно в личных целях, авторы, исполнители, изготовители фонограмм и аудиовизуальных произведений имеют право на вознаграждение, предусмотренное ст. 1245 ГК РФ. А значит, следует исключить также ст. 1245 ГК РФ, предусматривающую выплату вознаграждения авторам, исполнителям, изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях.
В заключение можно сказать, что существующая система коллективного управления авторскими и смежными правами далека от совершенства и, откровенно говоря, монополизирована. Организации по коллективному управлению должны быть подвергнуты тотальному контролю и, прежде всего, лишены права осуществлять сбор вознаграждений на бездоговорной основе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Виноградова Д.С. Коллективное управление авторскими и смежными правами в Российской Федерации: проблемы теории и практики
Vinogradova D.S. Collective management of copyright and related rights in the Russian Federation: problems of the theory and practice
Д.С. Виноградова - группа ЮЧБВ1-1М, юридический факультет
D.S. Vinogradova - YuChBV1-1M group, law department
Научный руководитель: к.ю.н., доцент Рахматулина Р.Ш.
Research supervisor: to. bb. N, associate professor Rakhmatulina R.Sh.
Статья посвящена проблемам коллективного управления авторскими и смежными правами в России. Автор обосновывает необходимость пересмотра системы управления интеллектуальными правами на коллективной основе и предлагает внесение изменений в действующее законодательство Российской Федерации.
Article is devoted to problems of collective management of copyright and related rights in Russia. The author proves need of revision of a control system of the intellectual rights on a collective basis and offers modification of the current legislation of the Russian Federation.
Ключевые слова. Коллективное управление, организации по коллективному управлению, авторское право, смежные права.
Keywords. Collective management, organizations for collective management, copyright, allied rights.
Научно-правовой журнал "Образование и право" посвящен актуальным вопросам применения законодательства в сфере образования, правовому мониторингу, инновационным технологиям и реформе юридического образования в России.
В журнале анализируются проблемы современного законодательства в сфере образования, основные направления реформы среднего специального, высшего и поствузовского образования в целом, и юридического образования в частности.