Российская ассоциация электронных коммуникаций как институт гражданского общества
О.А. Мальцев,
студент группы Ю2-1 юридического факультета ФГОБУ ВО
"Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации"
Научный руководитель:
Н.Н. Виноградова,
старший преподаватель кафедры "Гражданское право"
ФГОБУ ВО "Финансовый университет при
Правительстве Российской Федерации"
Журнал "Образование и право", N 7-8, июль-август 2015 г., с. 25-30.
В современном, информационном, мире невозможно говорить о существовании гражданского общества без свободного доступа к информации. Степень вмешательства государственных органов в функционирование сети "Интернет" в той или иной стране выступает своего рода лакмусовой бумажкой, наглядно показывающей, имеем ли мы дело с правовым государством или лишь с его имитацией. Достаточно проанализировать состояние этой сети в КНДР, где доступ в сеть имеют лишь члены правящей верхушки, и в Германии, где государственное вмешательство происходит лишь в той мере, в которой это необходимо для борьбы с нарушением авторских прав. В рамках данной статьи автор делает попытку проанализировать, где именно на отрезке между Германией и КНДР находится Российская Федерация и в какую сторону она направляется.
Российский сектор сети "Интернет" (Рунет), согласно исследованию "Экономика Рунета 2013-2014", занимает высокие позиции: первое место в Европе по количеству пользователей сети и четвертое место по количеству инвестиций, а суммарно интернет-зависимые рынки составляют примерно 10% российского ВВП [9]. В российском законотворчестве между тем полным ходом идет процесс ограничения свободы Рунета, которому по мере своих сил противостоит Российская ассоциация электронных коммуникаций.
Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) - некоммерческая организация, целью которой является формирование цивилизованного рынка электронных коммуникаций, поддержка проектов в отраслевом образовании и науке, развитие нормативно-правового поля по защите интересов участников рынка [3].
В РАЭК входит более ста компаний, среди которых такие крупные игроки российской интернет-отрасли, как Google, Mail.ru, Ramlber, HeadHunter, odnoklassniki.ru, OZON.ru, QIWI, WebMoney,1С-Битрикс и Лаборатория Касперского [8].
При РАЭК функционируют комиссии, кластеры и рабочие группы - постоянно или временно действующие площадки экспертно-аналитической и практической направленности, объединяющие членов Ассоциации по отраслевым сегментам и кругу решаемых задач.
Наибольший интерес для юриста представляет деятельность Комиссии РАЭК по правовым вопросам. Она заключается в проведении экспертной оценки инициатив государственных структур в отношении интернет-отрасли, координации взаимодействия интернет-компаний с выработкой единого отраслевого мнения по правовым вопросам, принятии участия в разработке проектов о внесении изменений в действующие нормативно-правовые акты, касающиеся интернет-отрасли, во взаимодействии с организациями других государств по вопросам, релевантным профилю деятельности Комиссии.
28 июля 2012 г. был принят Федеральный закон N 139-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу ограничения доступа к противоправной информации в сети Интернет". Данный Закон, проект которого разработан некоммерческим партнерством "Лига безопасного Интернета" и внесен в Государственную Думу депутатами Е.Б. Мизулиной, С.В. Железняком, С.Н. Решульским и Я.Е. Ниловым от Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, внес в другие федеральные законы ряд положений, предполагающих фильтрацию интернет-сайтов по системе черного списка и блокировку запрещенных интернет-ресурсов. Во время рассмотрения этого законопроекта многие эксперты высказывали опасения в том, что он может использоваться для цензуры Интернета, а русскоязычный раздел "Википедии" закрылся на сутки в знак протеста [10]. Правовая комиссия РАЭК выступила категорически против слишком широкого класса материалов, подлежащего внесению в Реестр и блокировки сайтов по сетевым адресам [7]. Однако все эти голоса услышаны не были, и в чрезвычайно сжатые сроки (07.06.2012-28.07.2012) законопроект был рассмотрен и принят.
2 июля 2013 г. был принят Федеральный закон N 187-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях", известный как "Антипиратский закон" и "Закон против Интернета". Данный Закон ввел возможность блокировки сайтов, содержащих нелицензионный контент, по требованию правообладателя. Правовая комиссия РАЭК высказала отрицательную позицию относительного данного Закона и написала обращение к Госдуме с просьбой о его скорейшей отмене, к которому (обращению) в общей сложности присоединились одиннадцать крупнейших представителей Рунета [1]. Оно было проигнорировано.
С момента принятия этих двух законов, несмотря на заявление Президента Российской Федерации В.В. Путина о том, что Россия не намерена ограничивать доступ в Интернет или ставить его под тотальный контроль [11], Роскомнадзор активно пополняет Единый реестр запрещенных сайтов разными ресурсами по многим основаниям. Показательным стал случай, происшедший в ноябре 2012 г., когда Интернет-энциклопедия Lurkmore была внесена в реестр из-за наличия в ней статьи о марихуане, не описывавшей ни способов приобретения, ни способов употребления этого вещества [2].
Деятельность депутатов, впрочем, не остановилась на принятии этих двух законов. Сегодня над Рунетом нависло несколько угроз.
Во-первых, Лигой Безопасного Интернета разработана Концепция проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в целях совершенствования мер по обеспечению защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Заявленная разработчиками цель законопроекта - предотвращение доступа детей к информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Реализовать эту цель предлагается путем введения обязательной семантической фильтрации информации в режиме реального времени в сети "Интернет", в результате чего по умолчанию доступ к информации в сети будет предоставляться только при условии прохождения предварительной семантической фильтрации. Позиция РАЭК по этому вопросу гласит, что при ничтожно малой эффективности предлагаемой Лигой предфильтрации внедрение этого предложения вызовет серьезные негативные последствия для отрасли связи и государства в целом [5].
Во-вторых, в ноябре 2014 г. Российским союзом правообладателей была представлена концепция так называемого аккредитованного коллективного управления в Интернете. Суть концепции сводится к тому, чтобы обязать всех операторов связи платить ежемесячный сбор в пользу организации по коллективному управлению авторскими и смежными правами, который впоследствии должен распределяться между авторами и исполнителями. За это операторы получат глобальную лицензию, которая позволит их абонентам беспрепятственно скачивать контент в Интернете. В коллективном письме, направленном в адрес Президента России В.В. Путина, представители интернет-отрасли и правообладателей отметили среди прочего: "...уважая институт интеллектуальной собственности и сознавая важность расширения легального доступа широких масс населения к культурным ценностям и стимулирования творческого потенциала, мы считаем предложенный Концепцией РСП механизм нежизнеспособным, а меры, предложенные проектом, вредными для авторов, правообладателей, пользователей, российской интернет-индустрии и телеком-бизнеса" [4].
Наконец, в-третьих, 1 сентября 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 242-ФЗ, согласно которому оператор персональных данных будет обязан обеспечить запись, систематизацию, хранение, изменение и т.п. персональных данных граждан России с использованием баз данных и серверов, находящихся на территории России. В целях ограничения доступа к информации в сети "Интернет", обрабатываемой с нарушением законодательства РФ в области персональных данных, создается автоматизированная информационная система "Реестр нарушителей прав субъектов персональных данных", ответственным за ведение которой является Роскомнадзор. На практике в этот реестр будут внесены все иностранные сервисы, которые получают от граждан России их персональные данные и не хранят их на российских серверах. Под угрозой блокировки окажутся такие популярные в России интернет-аукционы, как aliexpress.com, ebay.com и amazon.com, а также Twitter, Instagram и Facebook. По мнению РАЭК, закон создает дополнительную нагрузку на бизнес, на регуляторов, влечет за собой дополнительные расходы и, следовательно, может негативно повлиять на ВВП [6].
Таким образом, Российская ассоциация электронных коммуникаций стоит на страже свободы слова и экономических интересов граждан России, напрямую ущемляемых государством путем принятия охарактеризованных выше ограничительных законов. Как сказал Бенджамин Франклин, любое общество, поступающееся каплей свободы ради капли стабильности, не заслуживает ни стабильности, ни свободы и потеряет и то и другое. Однако россиян не слишком заботит состояние Рунета: так, 28 июля 2013 г. в Москве на митинг против вышеупомянутого "антипиратского" Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 187-ФЗ вышло всего около 150 человек [12]. Пока российское общество остается инертным и пассивным, РАЭК не в силах своими экспертными заключениями остановить процесс "закрепощения" Рунета.
Список литературы
[1] Единая Отраслевая Позиция по законопроекту N 292521-6 (о блокировке интернет-ресурсов в интересах правообладателей) [Электронный ресурс]. URL: http://raec.ru/times/detail/2625/ (дата обращения: 20.02.2015).
[2] "Закрыть можно что угодно по произвольному набору критериев": Владелец Lurkmore о блокировке сайта - Архив - Афиша-Город [Электронный ресурс]. URL: http://gorod.afisha.ru/archive/lurkmoreout/ (дата обращения: 20.02.2015).
[3] Об ассоциации [Электронный ресурс]. URL: http://raec.ru/about/ (дата обращения: 20.02.2015).
[4] Позиция РАЭК в отношении Концепции Российского союза правообладателей (РСП) о вводе антипиратского сбора в Интернете [Электронный ресурс]. URL: http://raec.ru/times/detail/3738/ (дата обращения: 20.02.2015).
[5] Позиция по результатам анализа рабочей группой РАЭК/телеком Концепции проекта Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в целях совершенствования мер по обеспечению защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" [Электронный ресурс]. URL: http://raec.ru/times/detail/3737/ (дата обращения: 20.02.2015).
[6] Позиция РАЭК по поправкам в законодательство о защите персональных данных россиян [Электронный ресурс]. URL: http://raec.ru/times/detail/3762/ (дата обращения: 20.02.2015).
[7] Постатейный комментарий и предложения по поправкам к законопроекту N 89417-6 [Электронный ресурс]. URL: http://raec.ru/upload/files/popravki-89417-6_280612.pdf (дата обращения: 20.02.2015).
[8] Члены РАЭК [Электронный ресурс]. URL: http://raec.ru/about/members/ (дата обращения: 20.02.2015).
[9] Экономика Рунета 2013-2014 [Электронный ресурс]. URL: http://экономика-рунета.рф/2014/ (дата обращения: 20.02.2015).
[10] Lenta.ru: Медиа: Нецензурное лобби [Электронный ресурс]. URL: http://lenta.ru/articles/2012/07/10/stopcensorship/ (дата обращения: 20.02.2015).
[11] Lenta.ru: Россия: Общество: Путин отверг идею тотального контроля Интернета [Электронный ресурс]. URL: http://lenta.ru/news/2014/10/01/putin/ (дата обращения: 20.02.2015).
[12] Lenta.ru: Интернет и СМИ: Интернет: В Москве прошел митинг против антипиратского закона URL: http://lenta.ru/news/2013/07/28/pirates/ (дата обращения: 20.02.2015).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Мальцев О.А. Российская ассоциация электронных коммуникаций как институт гражданского общества
Maltsev O.A. Rossiyskaya association of electronic communications as institute of civil society
О.А. Мальцев - студент группы Ю2-1 юридического факультета ФГОБУ ВО "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации"
Maltsev O.A. - student of Yu2-1 group of law department FGOBOU WAUGH "Financial University under the Government of the Russian Federation"
Научный руководитель: старший преподаватель кафедры "Гражданское право" ФГОБУ ВО "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации" Виноградова Н.Н.
Research supervisor: senior teacher of Civil law chair FGOBOU WAUGH "Financial University under the Government of the Russian Federation" of Vinogradov N.N.
Статья посвящена обзору деятельности Российской ассоциации электронных коммуникаций как одного из институтов гражданского общества. Проводится краткая характеристика структуры данной общественной организации, рассматривается деятельность Комиссии Российской ассоциации электронных коммуникаций по правовым вопросам, выделяются ее позиции по различным законопроектам, регулирующим состояние российского сегмента Интернета.
Article is devoted to the review of activity of the Russian association of electronic communications as one of institutes of civil society. The short characteristic of structure of this public organization is carried out, activities of the Commission of the Russian association of electronic communications for legal questions are considered, positions on various bills regulating a condition of the Russian segment of the Internet are allocated it.
Ключевые слова. Российская ассоциация электронных коммуникаций, РАЭК, 139-ФЗ, 187-ФЗ, 242-ФЗ, Интернет, цензура.
Keywords. Russian association of electronic communications, RAEC, 139-FZ, 187-FZ, 242-FZ, Internet, censorship.
Научно-правовой журнал "Образование и право" посвящен актуальным вопросам применения законодательства в сфере образования, правовому мониторингу, инновационным технологиям и реформе юридического образования в России.
В журнале анализируются проблемы современного законодательства в сфере образования, основные направления реформы среднего специального, высшего и поствузовского образования в целом, и юридического образования в частности.