Саморегулируемые организации в сфере рекламы и их роль в обеспечении соблюдения рекламного законодательства
И.А. Маркичева,
студентка группы Ю4-1 юридического факультета
ФГОБУ ВО "Финансовый университет при
Правительстве Российской Федерации"
Научный руководитель:
Е.А. Свиридова,
доцент кафедры "Гражданское право" ФГОБУ ВО
"Финансовый университет при Правительстве
Российской Федерации", к.ю.н., доцент
Журнал "Образование и право", N 7-8, июль-август 2015 г., с. 31-37.
Одной из характерных особенностей экономического развития России на данном этапе является стремительный рост рынка рекламы, что приводит, в свою очередь, и к росту количества правонарушений в данной сфере, поэтому особую важность приобретает разработка и совершенствование контрольно-надзорных механизмов за соблюдением законодательства в сфере рекламы.
В то же время вполне очевидно, что государство не может обеспечить постоянный и всеобъемлющий контроль над соблюдением всех норм и требований, которые предъявляются к рекламе. Ежегодно в Федеральную антимонопольную службу Российской Федерации поступает весьма значительное количество заявлений о нарушениях в сфере рекламы. Так, согласно статистическим данным, в 2013 г. антимонопольные органы рассмотрели более 19,5 тысяч обращений, указывающих на наличие в действиях субъектов предпринимательства признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Для сравнения: в 2012 г. в ФАС было рассмотрено более 16 тысяч заявлений, в 2011 - более 17 тысяч, в 2010 г. - примерно 20,6 тысяч [3]. При этом, как правило, антимонопольные органы привлекают к ответственности за совершенные правонарушения, что в целом не способствует тому, чтобы впоследствии подобные нарушения не совершались другими участниками рекламного бизнеса.
Кроме того, многие вопросы, касающиеся соблюдения в рекламе национальных традиций, норм нравственности и морали, разработки этических стандартов в рекламе, а также повышения доверия потребителей к рекламе, скорее, должны решаться посредством саморегулирования, осуществляемого участниками данных отношений, а не регламентироваться государством.
Таким образом, эффективное правовое регулирование в сфере рекламы возможно только при условии одновременного существования как государственной, так и негосударственной форм контроля в виде наличия на рынке саморегулируемых организаций. К сожалению, подобные институты в России пока недостаточно развиты, поэтому в качестве одного из способов оптимизации функционирования СРО на рекламном рынке видится обращение к зарубежному опыту.
Как полагает С.Ф. Богацкая, в развитых странах в систему саморегулирования рекламы входит шесть элементов:
- разработанные этические стандарты (общие и отраслевые);
- информирование и признание установленных правил большинством субъектов рекламного рынка;
- саморегулируемые независимые организации;
- консультации в целях предупреждения нарушений;
- система мониторинга;
- меры воздействия на нарушителей [2].
Такой широкий спектр элементов позволяет сделать систему саморегулирования эффективно действующей и успешно решающей возложенные на нее задачи.
Особый интерес представляет система саморегулирования рекламы в США, где основная нагрузка по контролю и регулированию рекламной деятельности лежит на общественных ассоциациях и комитетах, а федеральное законодательство, регулирующее рекламу, до сих пор отсутствует, за исключением рекламы некоторых видов товаров - продуктов питания, медикаментов, алкоголя и табака, что позволяет сделать вывод о том, что в целом саморегулируемые организации в сфере рекламы функционируют в стране весьма эффективно.
В большинстве европейских стран рекламный рынок также регулируется саморегулируемыми организациями. Кроме того, существуют саморегулируемые организации общеевропейского масштаба, которые объединяют СРО отдельных стран. Так, деятельность европейских СРО в сфере рекламы можно раскрыть на примере Европейского альянса по стандартам в рекламе (European Advertising Standards Alliance, EASA), учрежденного как некоммерческая организация в 1992 г. в Брюсселе. Целью его создания было объединение органов саморегулирования рекламы европейских стран. Основные задачи альянса - продвижение и поддержка саморегулирования рекламы в Европе, координация рассмотрения трансграничных обращений, обеспечение информацией и исследованиями по саморегулированию рекламы.
Что касается саморегулировании в сфере рекламы, нельзя не упомянуть Международную Рекламную Ассоциацию (IAA), которая является единственной всемирной организацией, одновременно объединяющей в своих рядах рекламодателей, рекламные агентства и средства массовой информации. IAA была основана в 1938 г. как "Экспортная рекламная ассоциация". Ее задача состоит в продвижении идей саморегулирования в области рекламы во всех странах, которая реализуется путем объединения "создателей" рекламного рынка (рекламодателей, рекламных агентств и средств массовой информации) для обеспечения баланса их интересов и эффективного взаимодействия на рынке.
В России развитие механизмов саморегулирования в сфере рекламы на законодательном уровне берет свое начало в первом Федеральном законе "О рекламе", принятом в 1995 г. Статья 28 этого Закона предусматривала создание специальных органов саморегулирования в области рекламы в виде общественных организаций (объединений), ассоциаций и союзов юридических лиц [4]. Данный Закон закреплял общие направления деятельности и права саморегулируемых организаций в сфере рекламы, регулировал взаимодействие и сотрудничество государственных органов и СРО, но при этом какие-либо особые признаки подобных организаций в нем закреплены не были.
В результате принятия Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ в российском законодательстве появилось нормативное определение понятия саморегулируемой организации в сфере рекламы. При его разработке законодатель акцентировал внимание на субъектах рекламной деятельности, которые и являются потенциальными инициаторами создания саморегулируемых организаций, а также кратко обозначил основные цели их создания.
Так, в настоящее время под саморегулируемой организацией в сфере рекламы понимается объединение рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей и иных лиц, созданное в форме ассоциации, союза или некоммерческого партнерства в целях представительства и защиты интересов своих членов, выработки требований соблюдения этических норм в рекламе и обеспечения контроля над их выполнением [5].
Статья 32 Федерального закона "О рекламе" наделила СРО определенным комплектом прав, в том числе, по представлению интересов своих членов в их отношениях с органами государственной власти, обжалованию нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления, предъявлению исков о защите интересов своих членов и неограниченного круга потребителей рекламы, по разработке, установлению и опубликованию обязательных для выполнения всеми членами СРО правил профессиональной деятельности в сфере рекламы и рядом других.
Анализ статей о саморегулировании в нормативных правовых актах 1995 и 2006 гг. позволяет сделать вывод об изменении подхода к определению целей саморегулирования в сфере рекламы. Ранее целевой акцент был смещен на осуществление контроля над соблюдением законодательства о рекламе (ч. 1 ст. 28 Федерального закона "О рекламе" в редакции 1995 г.) и защиту интересов потребителей рекламы (ч. 2 ст. 28 Федерального закона "О рекламе" 1995 г.). В Федеральном законе "О рекламе", в редакции 2006 г., на первый план выходит другая цель - представительство и защита интересов членов саморегулируемой организации (ст. 31, п. 1 ст. 32), а также разработка и реализация организациями этических норм (ст. 31, п. 6 ст. 32) [1].
Таким образом, Закон "О рекламе" 2006 г. расширил права саморегулируемой организации, определил цели ее деятельности, однако по-прежнему не регламентировал порядок вступления в ее члены. Такая регламентация, безусловно, должна разрабатываться и внедряться путем саморегулирования, однако ее определение средствами правотворчества также представляется весьма необходимым.
На сегодняшний день к саморегулируемым организациям в сфере рекламы, которые существуют на территории Российской Федерации, можно отнести следующие профессиональные объединения:
- Ассоциацию рекламодателей;
- Ассоциацию Коммуникационных Агентств России;
- Лигу Рекламных Агентств;
- Совет Ассоциаций Медийной Индустрии (САМИ);
- Российское отделение Международной рекламной ассоциации (IAA);
- АКОС (Ассоциация компаний консультантов в области связей с общественностью);
- Российскую ассоциацию по связям с общественностью (РАСО);
- Российскую Ассоциацию Маркетинговых Услуг (РАМУ);
- "РусБренд", "Содружество производителей фирменных торговых марок" в России.
Рассмотрим цели, функции и задачи саморегулируемых организаций в сфере рекламы на примере Ассоциации рекламодателей.
Некоммерческая организация Ассоциация рекламодателей была учреждена в 1997 г. и в настоящее время объединяет крупнейшие российские и международные компании.
К ключевым задачам Ассоциации относится:
- защита интересов членов Ассоциации в отношениях с органами государственной власти, рекламными агентствами, СМИ и широкой общественностью;
- содействие становлению и развитию эффективной системы саморегулирования рекламной деятельности в России.
Ассоциация выступает базовой площадкой для формирования общей позиции рекламодателей в рамках развития процесса саморегулирования в рекламе, служит переговорным инструментом для общения с представителями рекламных и коммуникационных компаний, объединениями потребителей, средствами массовой информации.
Одной из важнейших целей деятельности Ассоциации является взаимодействие с органами государственной власти и общественными организациями, которое осуществляется по различным направлениям:
1) в законотворческой деятельности - Ассоциация участвует в обсуждении законопроектов в области рекламы, ее представители входят в Экспертный совет по рекламе при Государственной Думе РФ. При этом Ассоциация осуществляет продвижение собственных законодательных инициатив, информирование других участников рекламного бизнеса о новых правотворческих инициативах в сфере рекламы.
2) в правоприменении - взаимодействие Ассоциации с органами исполнительной власти ведется по трем важнейшим направлениям:
- взаимодействие с Правительством РФ и отраслевыми министерствами в целях осуществления постоянного мониторинга практики применения рекламного законодательства, а также защиты прав и законных интересов членов Ассоциации;
- взаимодействие с Федеральной антимонопольной службой, в том числе, путем членства в Экспертном совете по применению законодательства о рекламе и Консультативного совета по вопросам функционирования рынка услуг по распространению рекламы при данном органе;
- защита и представительство интересов Ассоциации в случае недобросоветсной конкуренции.
3) в международном сотрудничестве в сфере рекламы - будучи членом WFA, Ассоциация активно участвует в развитии международных институтов саморегулирования в сфере рекламы;
4) во взаимодействии с российскими общественными организациями в целях совершенствования механизмов правового регулирования деятельности СРО в сфере рекламы, а также защиты законных интересов потребителей [6].
Одно из важнейших направлений деятельности саморегулируемых организаций - выработка дополнительных требований и стандартов к участникам отношений на том или ином рынке. Первым шагом на пути к формированию системы "ненормативного" регулирования отношений в сфере рекламы в РФ стало подписание "Обязательства по ограничению рекламы продуктов питания, направленной на детей", реализованное членами Ассоциации рекламодателей. Данное соглашение направлено на создание "пространства социально ответственной рекламы", которая учитывала бы интересы не только рекламодателей и рекламопроизводителей, но и ее конечных потребителей. Планируется, что впоследствии подобные соглашения должны будут быть приняты и в других отраслях рекламного бизнеса.
Таким образом, представляется очевидным, что обеспечение эффективного контроля над соблюдением рекламного законодательства возможно только путем развития взаимодействия властных субъектов и саморегулируемых организаций в данной сфере, что также будет способствовать снижению государственных расходов на регулирование и "разгрузке" государственных органов, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением законодательства субъектами рекламного рынка.
Развитие саморегулирования является мировой тенденцией на рынке рекламы и служит надежной гарантией сбалансированных и взаимовыгодных отношений между рекламодателями, потребителями и государством.
В настоящее время в Российской Федерации успешно функционирует целый ряд крупных саморегулируемых организаций в сфере рекламы, однако "удельный вес" негосударственных контрольных мероприятий в данной сфере пока недостаточно велик, чтобы можно было сделать вывод о формировании в нашей стране эффективного механизма саморегулирования.
Список литературы
[1] Баранова М.В. Правовые проблемы саморегулирования в сфере рекламы.
[2] Богацкая С.Ф. Правовое регулирование рекламной деятельности // Электронный ресурс / [Режим доступа]: http://fictionbook.ru/author/sofya_germanovna_bogackaya/pravovoe_reguliro vanie_reklamnoyi_deyatelnosti/read_online.html?page=1.
[3] Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции // Электронный ресурс / [Режим доступа]: http://www.fas.gov.ru/spheres/advertising.html?theme=6.
[4] Ст. 28 Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ (ред. от 21.07.2005) "О рекламе" // Российская газета. 25.07.1995. N 142.
[5] Ст. 31 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О рекламе" // Российская газета. 15.03.2006. N 51.
[6] Электронный ресурс / [Режим доступа]: http://www.assadv.ru/ru/info/regulation.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Маркичева И.А. Саморегулируемые организации в сфере рекламы и их роль в обеспечении соблюдения рекламного законодательства
Markicheva I.A. The self-regulating organizations in the sphere of advertizing and their role in ensuring compliance with the advertizing legislation
И.А. Маркичева - студентка группы Ю4-1 юридического факультета ФГОБУ ВО "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации"
I.A. Markicheva - student of Yu4-1 group law department of FGOBOU WAUGH "Financial university at Government of the Russian Federation"
Научный руководитель: доцент кафедры "Гражданское право" ФГОБУ ВО "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации", к.ю.н., доцент Свиридова Е.А.
Research supervisor: associate professor "Civil law" FGOBOU WAUGH "Financial University under the Government of the Russian Federation", Cand.Jur.Sci., associate professor Sviridova E.A.
В данной статье автор анализирует роль саморегулируемых организаций в сфере рекламы в процессе контроля над соблюдением российского законодательства. В работе дано сравнение правовых основ функционирования СРО в России и США, приводится международный опыт в данной сфере. Автор делает вывод о необходимости развития негосударственных форм контроля над соблюдением рекламного законодательства.
In this article the author analyzes a role of the self-regulating organizations in the sphere of advertizing in the course of control over observance of the Russian legislation. In work comparison of legal bases of functioning of SRO in Russia and the USA is given, the international experience in this sphere is given. The author draws a conclusion about need of development of non-state forms of control over observance of the advertizing legislation.
Ключевые слова. Реклама, контроль, саморегулируемые организации, Ассоциация рекламодателей.
Keywords. Advertizing, control, self-regulating organizations, Association of advertisers.
Научно-правовой журнал "Образование и право" посвящен актуальным вопросам применения законодательства в сфере образования, правовому мониторингу, инновационным технологиям и реформе юридического образования в России.
В журнале анализируются проблемы современного законодательства в сфере образования, основные направления реформы среднего специального, высшего и поствузовского образования в целом, и юридического образования в частности.