Общественные объединения как элемент механизма гражданского общества в России: проблемы функционирования и возможные пути их решения
Е.А. Пронюшкина,
студентка группы Ю2-3 юридического факультета
ФГОБУ ВО "Финансовый университет при
Правительстве Российской Федерации"
Научный руководитель:
Е.А. Свиридова,
доцент кафедры "Гражданское право" ФГОБУ ВО
"Финансовый университет при Правительстве
Российской Федерации", к.ю.н., доцент
Журнал "Образование и право", N 7-8, июль-август 2015 г., с. 58-64.
Конституция Российской Федерации закрепляет, что Россия является демократическим и правовым государством. Сегодня говорить о реальном действии этой нормы довольно сложно, так как она в большей степени представляет собой норму-цель, к достижению которой необходимо стремиться и государственным, и общественным институтам. Данная норма Конституции РФ формально была установлена в 1993 г., однако необходимо осознавать, что даже спустя двадцать лет Россия не смогла создать и достаточным образом обеспечить все предпосылки для того, чтобы стать демократическим государством. Основой реального демократизма государства, по мнению многих ученых, является эффективное функционирование гражданского общества, которое представляет собой совокупность частных и межличностных отношений социального, политического, идеологического, культурного, религиозного, семейного и иного характера, направленных на удовлетворение интересов общества, индивидов и их коллективных образований. Эффективное функционирование гражданского общества предполагает активную и слаженную деятельность элементов механизма гражданского общества, в том числе многочисленных общественных объединений, которые одновременно являются и общественными институтами, чья деятельность направлена на воспитание настоящих граждан.
Говоря об общественных объединениях как элементе механизма гражданского общества, определим их назначение и роль для всего гражданского общества. Так, под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Общественные объединения в соответствии с законодательством Российской Федерации могут создаваться в форме общественной организации, общественного движения, общественного фонда, общественного учреждения, органа общественной самодеятельности, политической партии. Данный общественный институт занимает важное место в механизме гражданского общества, особенно на этапе его формирования, так как он способствует выражению и реализации разнообразных потребностей индивидов, социальной интеграции населения, формированию у людей отношения к нормам гражданского общества как ценности и, следовательно, закреплению в массовом сознании необходимых ценностных установок. Кроме того, общественные объединения предназначены для решения насущных проблем на локальном уровне, с учетом интересов и мнений определенных групп, а также для участия в осуществлении организованного давления на органы государственной власти и принуждения их к исполнению предписанных обязанностей со стороны всего гражданского общества как социальной силы.
Казалось бы, раз государство стремится создать гражданское общество, а также демократическое и правовое государство, то следует предположить, что оно, как управляющая подсистема всего социума, должно способствовать формированию достойных условий, в которых гражданское общество, как управляемая подсистема, и его элементы могли бы нормально развиваться и функционировать, не должно препятствовать самостоятельной деятельности и внутренней саморегуляции этой подсистемы. Именно в такой ситуации есть наибольшая вероятность того, что социальные институты смогут осуществить необходимую социализацию граждан и сформировать у них необходимые ценностные ориентиры, потому что возможность создания гражданского общества во многом зависит от характера взаимоотношений общества и государства. В России данный контакт между государством и обществом не слишком близкий, так как отсутствует хорошо отлаженный механизм правового регулирования деятельности общественных институтов, а также потому, что государство не готово предоставить общественным институтам возможность функционировать наиболее самостоятельно, в результате чего гражданское общество в Российской Федерации все еще находится на стадии зачатка. Итогом всего этого являются различные проблемы, негативно влияющие на работу и деятельность элементов механизма гражданского общества, в том числе общественных объединений.
Круг таких проблем довольно широк, и часть из них касается именно функционирования общественных объединений и как элемента российского гражданского общества, и как общественного института.
Так, основной проблемой функционирования общественных объединений, по нашему мнению, является недостаточное взаимодействие государства и власти с общественными объединениями, а также, в частности, установление барьеров для развития данного элемента гражданского общества. Эта проблема и будет рассмотрена в данной статье. Для объяснения этого тезиса ученые исследуют различные стороны взаимодействия гражданского общества и государства. Часто цели развития социума у государства и у гражданского общества могут не совпадать, и поэтому происходит некий конфликт между ними, что всячески мешает дальнейшему развитию общества. Кроме того, в некоторых ситуациях государство в большей степени заинтересовано в реализации своих интересов, попирая при этом интересы общественные. Ярким примером такого доминирования интересов государства над интересами граждан и их образований является ситуация, касающаяся введения статуса "иностранный агент" в 2012 г. для некоммерческих организаций путем внесения изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" [1]. Данная норма Закона устанавливает, что под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ), и которая участвует, в том числе, в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации. Названный выше Федеральный закон включает положение о том, что некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории РФ, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует, в том числе, путем финансирования в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях. Данная норма Закона напрямую демонстрирует то, как государство стремится обеспечить свои интересы, однако не считается с интересами, например, фонда "Подари жизнь", так как денежные средства в этот фонд поступают не только от граждан России, но и от иностранцев, от бывших граждан Российской Федерации, стремящихся помочь больным детям. По словам учредителей данного фонда, статус "иностранный агент" принесет ему большое число проблем и при организации деятельности, и при обращении денежных средств фонда [3]. Так, введение этого статуса может вызвать непонимание общества и отпугнуть людей, ведь теперь фонду придется в любых СМИ говорить (писать) о том, что он является некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента. Кроме того, государство ввело новые меры, которые смогут обеспечить еще больший контроль над деятельностью общественных объединений; в частности, некоммерческие объединения с таким статусом теперь должны вноситься в специальный реестр, представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, - один раз в полгода, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, - ежеквартально, аудиторское заключение - ежегодно. Однако при таких обстоятельствах фонд "Подари жизнь" станет тратить больше средств на отчетности, на их оформление, в то время как эти же средства могли бы быть потрачены на спасение больных. Это становится понятно со слов представителей фонда: "...дополнительная отчетная деятельность обойдется нам как минимум в 600 тыс. рублей в год. Для сравнения - примерно столько же стоит поиск и активация донора костного мозга" [3]. Таким образом, государство, возможно, и видит неблагоприятные последствия своего решения, однако не придает им значения, а следовательно, не учитывает интересы гражданского общества.
Что касается проблемы недостаточного взаимодействия государства с общественными объединениями и возможного возникновения барьеров для функционирования общественных объединений, важно определить реальные выходы из такой ситуации, так как подобная деятельность государственной власти чревата бездействием гражданского общества и, следовательно, снижением потенциала его активного развития.
Изучив мнения нескольких авторов, сделаем ряд предположений о том, как можно выйти из сложившейся ситуации. Так, необходимо изменение политики, осуществляемой государственной властью, а именно: государству следует как можно больше консолидировать и конвергировать свои управленческие усилия с потенциалом институтов гражданского общества, так как ряд действий государства приводит к торможению работы общественных институтов, как в примере, связанном с введением статуса "иностранный агент". Как уже ранее говорилось, введение такого статуса может негативно отразиться на работе различных общественных организаций, в том числе фонда "Подари жизнь", поскольку под вводимые нормой права критерии, касающиеся получения средств из иностранных источников и участия в политической деятельности, могут подходить многие организации. Сами же общественные объединения не хотят становиться "иностранными агентами" по различным причинам, например, из-за усиленного контроля государства над их работой или из-за дополнительных затрат на отчетности. В сложившейся ситуации, чтобы учесть интересы и государства, и общественных объединений, предлагается внести корректировки в данную норму Закона, то есть добавить ясности и точности в нормативное положение относительно участия общественной организации в политической деятельности. Закон определяет один из критериев отнесения общественной организации к группе "иностранных агентов", устанавливая, что "...независимо от целей и задач, указанных в ее [организации] учредительных документах, она участвует (в том числе, путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях". Так, фонд "Подари жизнь" тоже активно участвовал в акциях для лоббирования интересов детей, больных раком, но эти акции направлены на достижение в дальнейшем общественно полезной, высокой цели. Поэтому такое воздействие на государственные органы и принимаемые ими решения представляется необходимым. Следовательно, законодателю нужно установить рамки дозволенной политической активности для общественных объединений, уточнить доступные сферы их деятельности, чтобы они не попали в список "иностранных агентов".
Кроме того, чтобы государство и гражданское общество смогли преодолеть барьер недопонимания и расширить сферу своего взаимодействия, им необходимо начать активно и продуктивно коммуникатировать в рамках механизма социального партнерства, то есть работать вместе на основе принципов солидарности и взаимной ответственности за проблему. Каждая сторона должна осознавать, что такое сотрудничество необходимо и выгодно для них обеих, что между обеими сторонами должен быть взаимоконтроль и взаимный учет интересов, что они должны объединять усилия для решения проблем, с которыми ни одна из них не в состоянии справиться самостоятельно. Среди многообразных форм социального партнерства между государством и гражданским обществом можно выделить: активное участие представителей гражданского общества в формировании государственной социальной, молодежной, культурной политики, привлечение специалистов гражданского общества в качестве экспертов в проекты государства и наоборот, иные формы совместной работы. Значит, в рамках социального партнерства можно расширить практику сотрудничества государственной власти с негосударственными структурами, в частности с общественными объединениями, при разрешении социальных проблем. Здесь важно сказать, что именно общественные объединения способствуют как формированию личных и коллективных интересов, так и выражению их во взаимоотношениях с государством. Это направление деятельности играет важную роль, так как к подобному взаимодействию и сотрудничеству с общественными объединениями для решения социальных вопросов могут прибегнуть органы исполнительной власти, в частности Правительство Российской Федерации. В соответствии с Федеральным конституционным законом "О Правительстве" от 1997 г. [2] взаимодействие Правительства РФ с общественными объединениями и религиозными организациями является одним из его полномочий в социальной сфере, а значит, используя его, Правительство сможет узнать и учесть в своей работе те интересы, которые характерны для членов различных общественных объединений. Кроме того, эти реальные данные могут стать важной опорой, например, при формировании "Основ государственной молодежной политики", которые определяют систему принципов, приоритетных задач и механизмов, обеспечивающих реализацию государственной молодежной политики, а также позволяют сформировать концептуальные подходы к долгосрочному развитию государственной молодежной политики в России и при разработке иных направлений деятельности. Поэтому для ситуации в Российской Федерации такое направление работы представляется важным и может стать приоритетным.
Подводя итог вышесказанному, отметим, что для России становление реального гражданского общества, демократического и правового государства - жизненно важные цели. Однако на современном этапе есть множество нюансов и проблем, разрешив которые Российская Федерация будет иметь все шансы для создания настоящего гражданского общества, на основе которого сможет сохраняться и развиваться демократия. В сложном механизме гражданского общества важное место занимают общественные объединения, выступающие в роли и элемента этого механизма, и общественного института. Их основное предназначение заключается в том, что они способствуют решению насущных проблем на локальном уровне, способствуют консолидации интересов своих участников, их выражению при взаимодействии с государством. Такие объединения позволяют формировать ценности гражданского общества у своих участников и воспитывать их в уважении к закону. Кроме того, для государства такое сотрудничество с общественными объединениями может стать плодотворным, так как, будучи партнерами с данным социальным институтом, у государства появляется шанс решить насущные социальные проблемы с учетом мнения другой стороны, у которой тоже есть свои интересы. Такое взаимодействие в будущем станет основой для развития государства, ведь не может существовать государство без общества, а общество без государства.
Список литературы
[1] Пункт 6 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О некоммерческих организациях" // СЗ РФ. 15.01.1996. Ст. 145.
[2] Статья 16 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 г. N 2-ФКЗ (ред. от 12.03.2014) "О Правительстве Российской Федерации" // СЗ РФ. 22.12.1997. Ст. 5712.
[3] Стать иностранным агентом. [Электронный ресурс] // URL: http://podari-zhizn.ru/main/node/11811 (дата обращения: 28.02.2015).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Пронюшкина Е.А. Общественные объединения как элемент механизма гражданского общества в России: проблемы функционирования и возможные пути их решения
Pronyushkina E.A. Public associations as an element of the mechanism of civil society in Russia: problems of functioning and possible ways of their decision
Е.А. Пронюшкина - студентка группы Ю2-3 юридического факультета ФГОБУ ВО "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации"
E.A. Pronyushkina - student of Yu2-3 group law department of FGOBOU WAUGH "Financial University under the Government of the Russian Federation"
Научный руководитель: доцент кафедры "Гражданское право" ФГОБУ ВО "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации", к.ю.н., доцент Свиридова Е.А.
Research supervisor: associate professor "Civil law" FGOBOU WAUGH "Financial University under the Government of the Russian Federation", Cand.Jur.Sci., associate professor Sviridova E.A.
Статья посвящена понятию общественного объединения как элемента механизма гражданского общества. Определяется назначение и роль общественных объединений в гражданском обществе. Кроме того, в статье обозначается и рассматривается проблема недостаточного взаимодействия государства и власти с общественными объединениями, для решения которой предлагается несколько новых направлений деятельности, касающихся функционирования и государства, и общественных объединений.
Article is devoted to concept of public association as element of the mechanism of civil society. Appointment and a role of public associations in civil society is defined. Besides, in article the problem of insufficient interaction of the state and power with public associations for which decision it is offered some new activities concerning functioning and the state, and public associations is designated and considered.
Ключевые слова. Гражданское общество, общественное объединение, взаимодействие государства с общественными объединениями, социальное партнерство, законодательство об общественных объединениях.
Keywords. Civil society, public association, interaction of the state with public associations, social partnership, the legislation on public associations.
Научно-правовой журнал "Образование и право" посвящен актуальным вопросам применения законодательства в сфере образования, правовому мониторингу, инновационным технологиям и реформе юридического образования в России.
В журнале анализируются проблемы современного законодательства в сфере образования, основные направления реформы среднего специального, высшего и поствузовского образования в целом, и юридического образования в частности.