Общественная палата Российской Федерации и ее роль в развитии институтов народного представительства
А.В. Тихомирова,
юридический факультет, группа Ю2-1
Научный руководитель:
Н.Н. Виноградова,
старший преподаватель кафедры "Гражданское право"
ФГОБУ ВО "Финансовый университет при
Правительстве Российской Федерации"
Журнал "Образование и право", N 7-8, июль-август 2015 г., с. 65-69.
Становление в Российской Федерации гражданского общества - одна из целей развития нашей страны. Гражданское общество представляет собой социально-экономическую, личную, частную сферу жизнедеятельности людей, складывающиеся отношения между ними. "Это рыночное многоукладное конкурентное общество со смешанной экономикой, общество инициативного предпринимательства, разумного баланса интересов различных социальных слоев" [2, с. 166]. Институты и элементы гражданского общества, содержание их деятельности, их роль в управлении обществом, взаимоотношения с органами государственной власти влияют на особенности управленческого процесса, на то, как принимаются управленческие решения. Одним из таких элементов и является Общественная палата Российской Федерации.
Деятельность Общественной палаты регулируется Федеральным законом от 04.04.2005 N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации". В первой статье определено, на что направлена деятельность данного института. Общественная палата Российской Федерации обеспечивает взаимодействие граждан Российской Федерации, общественных объединений, профессиональных и творческих союзов, объединений работодателей, их ассоциаций и профессиональных объединений, а также иных некоммерческих организаций, целью создания и функционирования которых является представление и защита интересов профессиональных и социальных групп, с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Общественная палата осуществляет свою деятельность для учета потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты их прав и свобод, а также прав общественных объединений и иных некоммерческих организаций при формировании и реализации государственной политики в целях осуществления общественного контроля над деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления [4]. Основной задачей Общественной палаты является согласование интересов общества и власти для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан России, конституционного строя Российской Федерации и демократических принципов развития гражданского общества в Российской Федерации [4].
Общественная палата является одним из самых эффективных средств взаимодействия гражданского общества и государства, так как сочетает в себе волю государства и интересы общества одновременно. Но при этом необходимо отметить, что ее деятельность носит лишь рекомендательный, а не обязательный характер.
Институты народного представительства в нашей стране в первую очередь представлены законодательными и представительными органами государственной власти как на федеральном, так и на региональном уровнях. Основной функцией и задачей данных органов является принятие законодательных актов, направленных на достижение целей, установленных Конституцией Российской Федерации. При этом на законотворческий процесс влияют не только законодательные органы государственной власти, но и само общество через свои институты, в том числе Общественную палату РФ. Официально Общественная палата не обладает законодательной инициативой в Государственной Думе, но она имеет возможности влияния на процесс принятия законодательных актов. Это возможно путем выдвижения и поддержки гражданских инициатив, которые имеют общероссийское значение и направлены на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и общественных объединений; проведения общественной экспертизы проектов федеральных законов и проектов законов субъектов Российской Федерации, а также проектов нормативно-правовых актов органов исполнительной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления; выработки рекомендаций органам государственной власти Российской Федерации при определении приоритетов в области государственной поддержки общественных объединений и других объединений граждан Российской Федерации, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества [4]. Общественная палата имеет право: проводить слушания по проблемам, важным для общества; давать и направлять в компетентные государственные органы или должностным лицам заключения о нарушениях законодательства Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления [3, с. 165]. Необходимо отметить, что одним из важнейших прав Общественной палаты в данной сфере является право направлять членов Общественной палаты для участия в работе комитетов и комиссий Совета Федерации, Государственной Думы.
В настоящее время одним из способов влияния на законодательный процесс являются так называемые нулевые слушания законопроектов. Так, например, 9 февраля 2015 г. в Общественной палате прошли "нулевые" чтения двух законопроектов, ограничивающих потребление и продажу табака и алкоголя. Рассматриваемые поправки предполагают запрет на размещение табачных изделий и алкогольной продукции в крупных магазинах ближе, чем запять метров от касс, а также запрещают курение в подземных и надземных пешеходных переходах, на остановках общественного транспорта. Члены Общественной палаты поддержали указанные требования. Еще один пример удачного взаимодействия Общественной палаты с Госдумой: 17 ноября 2104 г. Комитет Госдумы по бюджету одобрил поправки к Налоговому кодексу, которые вводят в городах федерального значения муниципальные сборы с малого бизнеса. Данные поправки были одобрены благодаря работе членов Общественной палаты.
Помимо влияния на законодательный процесс, Общественная палата может играть роль в развитии и деятельности институтов народного представительства посредством общественного контроля.
Общественный контроль необходим для того, чтобы обеспечивать ответственность власти перед обществом, без чего невозможно построить гражданское общество. По мнению Е.А. Огнеевой, общественный контроль - это "совокупность негосударственных институтов и механизмов, при помощи которых обеспечивается соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина посредством подчинения деятельности органов публичной власти и должностных лиц общественным интересам" [1, с. 147].
В данной сфере Общественная палата также достигла успехов. Например, 4 июля 2014 г. Государственная Дума приняла закон "Об основах общественного контроля в Российской Федерации". В соответствии с - данным Законом субъектами общественного контроля могут быть общественные палаты федерального, регионального и местного уровней. 7 июля 2014 г. в Общественной палате РФ состоялся учредительный съезд "Российской ассоциации общественного контроля" (РАОК). Участники съезда избрали президентом организации первого заместителя Секретаря Общественной палаты РФ Владислава Гриба.
Но, несмотря на значительную роль Общественной палаты в общественной жизни и в управленческих процессах, данный институт нельзя считать подлинным институтом гражданского общества. Необходимо провести ряд преобразований, которые искоренили бы те недостатки в деятельности Общественной палаты РФ, которые мешают ей стать таковым институтом. Е.А. Огнеева считает, что таковыми недостатками являются:
1) зависимость Общественной палаты от органов государственной власти, что выражается в назначении на должность и освобождении от должности руководителя аппарата Общественной палаты Правительством РФ по представлению совета Общественной палаты;
2) отсутствие юридических полномочий императивного характера;
3) невозможность избрания членами палаты представителей межрегиональных и региональных общественных объединений [1, с. 149] и т.д.
На наш взгляд, если провести преобразования, которые помогли бы преодолеть данные недостатки, Общественная палата смогла бы преодолеть зависимость от органов государственной власти, что и позволило бы ей стать подлинным институтом гражданского общества, полноценно реализующим свои функции. Это можно достичь следующими способами:
1. Внести в Федеральный закон "Об общественной палате Российской Федерации" норму, предусматривающую обязательные слушания доклада Общественной палаты в Государственной Думе и Правительстве.
2. Изменить порядок формирования состава Общественной палаты Российской Федерации: члены Общественной палаты должны не утверждаться Президентом РФ, а избираться населением на основе прямого тайного всеобщего голосования.
В качестве призыва к дальнейшим изменениям данного института хотелось бы упомянуть слова секретаря Общественной палаты Евгения Велихова: "Институты гражданского общества должны быть мудрее, гибче и дальновиднее государственной машины".
Список литературы
[1] Огнеева Е.А. Общественная палата как правозащитный институт в системе общественного контроля в современной России // Политика и право. 2014. N 1. С. 147.
[2] Теория государства и права: Курс лекций / Под редакцией Н.И. Матузова, А.В. Малько. Саратов, 1995. С. 166.
[3] Типало Е.Е. Основные направления участия общественной палаты РФ в законотворческом процессе // Гуманитарные и социальные науки. 2011. N 3. С. 165.
[4] Федеральный закон от 04.04.2005 N 32-ФЗ (ред. от 20.04.2014) "Об Общественной палате Российской Федерации". Ст. 1, 2.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Тихомирова А.В. Общественная палата Российской Федерации и ее роль в развитии институтов народного представительства
Tikhomirova A.V. Public chamber of the Russian Federation and its role in development of institutes of national representation
А.В. Тихомирова - юридический факультет, группа Ю2-1
A.V. Tikhomirova - law department, Yu2-1 group
Научный руководитель: старший преподаватель кафедры "Гражданское право" ФГОБУ ВО "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации" Виноградова Н.Н.
Research supervisor: senior teacher Civil law chairs of FGOBOU WAUGH "Financial university at Government of the Russian Federation" Vinogradova N.N.
В данной статье рассматривается институт Общественной палаты Российской Федерации, особое внимание уделяется влиянию Общественной палаты на институты народного представительства, непосредственно на законотворческий процесс; предлагаются пути совершенствования деятельности данного института общественной жизни.
In this article the institute of Public chamber of the Russian Federation is considered, the special attention is paid to influence of Public chamber on institutes of national representation, directly on legislative process; ways of improvement of activity of this institute of public life are offered.
Ключевые слова. Гражданское общество, Общественная палата, законотворческий процесс, общественный контроль.
Keywords. Civil society, Public chamber, legislative process, public control.
Научно-правовой журнал "Образование и право" посвящен актуальным вопросам применения законодательства в сфере образования, правовому мониторингу, инновационным технологиям и реформе юридического образования в России.
В журнале анализируются проблемы современного законодательства в сфере образования, основные направления реформы среднего специального, высшего и поствузовского образования в целом, и юридического образования в частности.