Религиозные объединения как институт гражданского общества
Р.В. Чернышов,
студент группы Ю2-1 юридического факультета
ФГОБУ ВО "Финансовый университет при
Правительстве Российской Федерации"
Научный руководитель:
Н.Н. Виноградова,
старший преподаватель кафедры "Гражданское право"
ФГОБУ ВО "Финансовый университет при
Правительстве Российской Федерации"
Журнал "Образование и право", N 7-8, июль-август 2015 г., с. 86-89.
Становление правового государства невозможно без гражданского общества, которое выступает социальной основой демократического государства. Уровень развития гражданского общества во многом характеризуется наличием автономных, добровольных объединений, скрепляющих общество и обеспечивающих его эффективное взаимодействие с государством. Религиозные объединения исторически являются первым общественно значимым типом объединения людей на основе мировоззренческих ценностей. Представляя собой институциональную форму выражения религии, религиозные объединения действуют и создаются в целях удовлетворения религиозных потребностей людей.
В настоящее время религиозные объединения занимают все более значимую роль в структуре гражданского общества. На мой взгляд, правовой статус религиозных объединений, характер взаимоотношений религиозных объединений с государством являются важными индикаторами, которые позволяют оценивать действительную реализацию в государстве связанных с религией прав и свобод (идеологического плюрализма, равенства религиозных объединений перед законом, свободы совести, невмешательства государства в дела религиозных объединений).
В России ценность религиозных объединений как института гражданского общества определяется прежде всего тем, что Российская Федерация - это крупнейшее многонациональное государство с разделенным по этноконфессиональному признаку населением. В ней проживает более 150 национальностей и реализуют свою деятельность несколько тысяч религиозных объединений. К специфическим чертам религиозных объединений, отличающих их от иных институтов гражданского общества, относятся свойства, выражающиеся в:
1) целях создания (удовлетворение религиозных потребностей населения);
2) субординации (жесткое подчинение единому главе, наделенному непререкаемым божественным авторитетом);
3) исторической устойчивости и неизменности внутренних взаимоотношений, их особенностях и многообразии;
4) специфике имущественного положения религиозных объединений, которое связано с потребностью использования ими при осуществлении своей деятельности имущества религиозного назначения.
На современном этапе развития России произошли значительные перемены на институциональном уровне, которые привели к увеличению сферы деятельности религиозных объединений, росту конфессионального многообразия и числа зарегистрированных религиозных объединений.
Во-первых, расширилась сфера деятельности религиозных объединений. Так, в настоящее время религиозные объединения активно занимаются образовательной, благотворительной, предпринимательской и иной деятельностью.
Во-вторых, возросло число религиозных направлений. В начале 90-х годов в России действовали представители 15-20 вероучений. В настоящее время на территории РФ осуществляют деятельность более 60 конфессий и религиозных направлений [2]. Такой значительный рост конфессионального многообразия обусловлен следующими факторами:
- внутриконфессиональными расколами и конфликтами, способствующими образованию новых религиозных течений;
- возможностью официально зарегистрироваться в качестве юридического лица;
- активной работой зарубежных миссионеров, приведшей к появлению на территории РФ новых религиозных течений.
Стоит отметить, что сегодня ситуация в плане конфессионального многообразия стабилизировалась [1].
В-третьих, значительно возросло количество зарегистрированных религиозных объединений. Усложнявший порядок регистрации религиозных объединений Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" не способствовал прекращению роста их числа. Ко времени его вступления в силу было зарегистрировано 16 017 религиозных объединений, на 1 октября 2011 г. - 23 843 [3].
Религиозный фактор в российском поликонфессиональном обществе может стать причиной напряженности и конфликтности, усиления дисбаланса интересов населения, придерживающегося иной религиозной ориентации, роста экстремизма на религиозной почве, тем самым оказывая разрушающее воздействие на гражданское общество.
Но наряду с этим религиозные объединения активно занимаются религиозным образованием, благотворительностью, способствуют становлению духовных ценностей высокой степени. Они изучают культурно-религиозное наследие, гарантируют историческую преемственность, пропагандируют моральные ценности в обществе и семье, препятствуя маргинализации низших социальных слоев и сдерживая силы социального произвола. Именно поэтому в рамках гражданского общества сторона религиозных отношений представляет собой форму культурного и социально-нравственного служения людей. Следовательно, религиозные объединения могут способствовать снижению межнациональной и религиозной напряженности, поддерживая развитие гражданского общества в позитивном направлении. Одной из наиболее дискуссионных проблем статуса религиозных объединений является закрепление в Законе "О свободе совести и о религиозных объединениях" особенного положения православия, что вызывает некоторое возмущение со стороны других религиозных объединений. Данная норма Закона представляет собой предпосылку эскалации межконфессиональных отношений, так как выступает в качестве фактора противопоставления религиозных объединений и, в конце концов, способствует малоустойчивости в развитии институтов гражданского общества. В связи с этим я предлагаю исключить из преамбулы указанного Закона слова "признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры". Следующая проблема правового статуса религиозных объединений определена тем, что Закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" разграничивает религиозные организации, которые не имеют документа, подтверждающего их нахождение на соответствующей территории в течение пятнадцати лет, и организации, у которых данный документ имеется (п. 1 ст. 9). Первые лишены многих прав, которые закреплены в п. 3 ст. 27 данного Закона. Различные правовые последствия, обусловленные наличием или отсутствием документа, являются для субъектов права нарушением принципа равенства религиозных объединений перед законом. В связи с этим я предлагаю абз. 4 п. 3 ст. 27 указанного Закона исключить. Еще одна серьезная проблема правового статуса религиозных объединений - отсутствие в религиозном объединении "иностранного источника". Так, в соответствии с Федеральным законом "О свободе совести и о религиозных объединениях" иностранный гражданин или лицо без гражданства не может стать учредителем религиозной организации. Согласно п. 1 ст. 9, им может быть только гражданин России. Фактически Закон закрепляет различное отношение государства к иностранным и российским гражданам с позиции их способности публично реализовывать право на свободу совести через участие в деятельности религиозных объединений. Затронутые проблемы требуют срочного правового регулирования. Во многом их решение зависит от того, в каком духе будет развиваться законодательство в данной сфере. Таким образом, наличие добровольных и независимых объединений, обеспечивающих эффективное взаимодействие общества с государством, является одним из важнейших признаков развития гражданского общества и государства в целом. Важное место в системе структур гражданского общества занимают религиозные объединения, через деятельность которых и реализуется право на свободу совести в его коллективной форме. Деятельность религиозных объединений в обществе способствует утверждению приоритета моральных ценностей над материальными, является эффективным фактором сдерживания социального произвола, коррупции, маргинализации социальных низов и т.д.
Список литературы
[1] Жуков В.И. Модернизация социальных отношений в России: замыслы, итоги, возможности // Социологические исследования. 2005. N 6.
[2] http://www.religare.ru/2_181.html.
[3] http://www.sclj.ru/reference/org/detail.php?ELEMENT_ID=1034.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Чернышов Р.В. Религиозные объединения как институт гражданского общества
Chernyshov R.V. Religious associations as institute of civil society
Р.В. Чернышов - студент группы Ю2-1 юридического факультета ФГОБУ ВО "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации"
R.V. Chernyshov - student of Yu2-1 group law department of FGOBOU WAUGH "Financial University under the Government of the Russian Federation"
Научный руководитель: старший преподаватель кафедры "Гражданское право" ФГОБУ ВО "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации" Виноградова Н.Н.
Research supervisor: senior teacher of chair "Civil law" of FGOBOU WAUGH "Financial university at the Government of the Russian Federation" Vinogradova N.N.
Статья посвящена понятию религиозного объединения как института гражданского общества. В ней рассмотрены специфические черты религиозных объединений, перемены, произошедшие в данной области на современном этапе развития России, обосновывается мысль о важности религиозных объединений в системе гражданского общества. Помимо этого, в статье рассмотрены некоторые актуальные проблемы в указанной сфере и приведены пути их решения.
Article is devoted to concept of religious association as institute of civil society. In it the peculiar features of religious associations, changes which happened in the field at the present stage of development of Russia are considered, the thought of importance of religious associations locates in system of civil society. In addition, in article some actual problems in the specified sphere are considered and ways of their decision are given.
Ключевые слова. Религиозные объединения, гражданское общество, институт гражданского общества, взаимоотношение государства с религиозными объединениями, законодательство о религиозных объединениях.
Keywords. Religious associations, civil society, institute of civil society, relationship of the state with religious associations, legislation on religious associations.
Научно-правовой журнал "Образование и право" посвящен актуальным вопросам применения законодательства в сфере образования, правовому мониторингу, инновационным технологиям и реформе юридического образования в России.
В журнале анализируются проблемы современного законодательства в сфере образования, основные направления реформы среднего специального, высшего и поствузовского образования в целом, и юридического образования в частности.