Верховенство Конституции в условиях обеспечения государственного суверенитета
Д.С. Камойленко,
студент Международно-правового института
Московского государственного юридического
университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Журнал "Образование и право", N 7-8, июль-август 2015 г., с. 90-93.
Верховенство Конституции Российской Федерации - юридическое свойство Основного закона, означающее господствующее положение его норм во всей национальной системе права. Верховенство Конституции РФ означает, что она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России, что принимаемые в РФ законы и иные правовые акты не должны ей противоречить. Если все же такие случаи возникают, то действует Конституция РФ. Дополнительно в Конституции закреплена гарантия суверенитета российского права и российских законов: "не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению" (п. 6 ст. 125 Конституции). Контроль над соответствием Конституции всех других актов осуществляет Конституционный Суд (ст. 125). Решение Конституционного Суда окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституция РФ иначе, чем это было в ранее действовавшем законодательстве, решает вопросы соотношения правовой системы России и общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации. Они являются составной частью правовой системы России. Для российской Конституции принцип приоритета норм международного права, закрепленный в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, является новым. Принятая в 1993 г. Конституция РФ впервые в отечественной конституционной практике признала приоритет в применении правил международного договора по отношению к закону. Данное положение развивается и в отраслевых источниках права, где закрепляются положения о приоритете международных договоров над нормами уголовно-процессуального, гражданского, гражданско-процессуального права (ч. 3 ст. 1 УПК РФ, ст. 7 ГК РФ, ст. 1 ГПК РФ). Однако такого приоритета по отношению к Конституции РФ в ней не установлено.
Конституция четко различает международное и внутригосударственное право и признает их двумя различными правовыми системами, так как суверенное государство, какие бы общечеловеческие ценности оно ни разделяло и какую бы "интернационалистскую" идеологию ни исповедовало, без риска утраты самостоятельности не может себе позволить добровольно и безоговорочно поставить свое национальное право в полную зависимость от международного.
В качестве попытки объяснить явную несогласованность конституционных положений и положений Федерального закона в литературе высказано мнение, что приоритетом по отношению к национальным законам, традиционно понимаемым в отечественной и зарубежной литературе, обладают все без исключения разновидности международных договоров РФ, но только каждый на своем уровне. Конституция не устанавливает общий примат международно-правовых принципов и норм над внутригосударственным правопорядком, закрепляет приоритет международного договора Российской Федерации в применении, если и поскольку между ним и нормой национального закона возникла коллизия. Это означает, что нормы закона, предусматривающие иные правила, чем установленные договором, сохраняют свою юридическую силу, но не применяются при разрешении дел, касающихся государства, также участвующего в соответствующем договоре.
Действующая Конституция Российской Федерации содержит несколько статей, в которых четко закреплены основные принципы, на которых, на наш взгляд, строится взаимодействие национального и международного права. Так, ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации гласит: "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации". Как видим, законодатель отдает приоритет основному закону государства.
Часть 4 этой же статьи Конституции закрепляет, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Включение этой нормы в Основной закон Российского государства является, с одной стороны, отражением объективной закономерности углубления взаимодействия международного и внутригосударственного права, национального общества с мировым сообществом; с другой - означает, что в основе правовой государственности в Российской Федерации лежат не только принципы, закрепленные отечественным законодательством, но и общепризнанные стандарты, принятые в международном сообществе [1, с. 100].
В Российской Федерации преимущество отдается своему праву. Конституция устанавливает не общий приоритет действия международного права, а так называемый приоритет применения. Общий приоритет означал бы, что в случае противоречия международной норме закон перестает действовать. Приоритет применения означает, что в случае противоречия в данном конкретном случае применяется международная норма, но это не лишает закон юридической силы, и он применяется во всех остальных случаях.
Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" в п. 1 ст. 31 устанавливает, что международные договоры Российской Федерации подлежат добросовестному выполнению в соответствии с условиями международных договоров, нормами международного права, Конституцией Российской Федерации, названным Федеральным законом, иными актами законодательства Российской Федерации.
Таким образом, Россия обязуется беспрекословно соблюдать свои обязательства, которые ее были даны, а соответствующие нормативно-правовые акты ратифицированы.
Если решение о согласии на обязательность для России международного договора было принято Президентом, он и должен принимать решение о прекращении или приостановлении действия договора; если же решение принималось Правительством, то за ним остается и право его прекратить. В этом правиле есть исключение: в случае необходимости в компетенции Президента находится право прекратить или приостановить действие международных договоров, согласие на обязательность которых для России принималось Правительством. При возникновении ситуации, требующей безотлагательных решений, Президент может приостановить действие международного договора.
Подводя итог вышесказанному, отметим, что при столкновении нормы Конституции РФ и иных правовых норм всегда должна применяться норма Конституции (ч. 1 ст. 15).
Часть же 4 ст. 15 Конституции, гласящую, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора, следует понимать так: приведенное правило, в силу высшей юридической силы Конституции РФ, не распространяется на нее саму и на законы о поправках к ней [2].
Список литературы
[1] Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В.В. Лазарев. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Спарк, 2001.
[2] Постановление Конституционного Суда от 6 декабря 2013 г. N 27-П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Камойленко Д.С. Верховенство Конституции в условиях обеспечения государственного суверенитета
Kamoylenko D.S. The supremacy of the Constitution in conditions of providing state sovereignity
Д.С. Камойленко - студент Международно-правового института Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
D.S. Kamoylenko - student of the international law institute Kutafin Moscow State Law University
В статье раскрывается смысл принципа верховенства конституции России, анализируется характер взаимодействия национального и международного права.
The article reveals meaning of the principle of the supremacy of the Russian constitution, sort of connection between national and state law analyzes.
Ключевые слова. Конституция, международное право, национальное право, приоритет права.
Keywords. The Constitution, international law, domestic law, priority of law.
Научно-правовой журнал "Образование и право" посвящен актуальным вопросам применения законодательства в сфере образования, правовому мониторингу, инновационным технологиям и реформе юридического образования в России.
В журнале анализируются проблемы современного законодательства в сфере образования, основные направления реформы среднего специального, высшего и поствузовского образования в целом, и юридического образования в частности.