Понятие инновации в доктрине и законодательстве
Е.А. Свиридова,
кандидат юридических наук, доцент кафедры
"Гражданское право" Финансового университета при
Правительстве Российской Федерации
Журнал "Образование и право", N 7-8, июль-август 2015 г., с. 160-165.
Законодательство об интеллектуальной собственности не содержит термина "инновация". Часть четвертая ГК РФ ни в одной из своих статей не упоминает данное понятие. Однако слово "инновации" весьма часто употребляется как в устных выступлениях представителей науки, бизнеса и власти, так и в официальных документах.
Что касается законодательного аспекта, то определение термина "инновация" содержится в Федеральном законе от 23.08.1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" [14], согласно ст. 2 которого инновации представляют собой введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях.
Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., формирование инновационной экономики означает превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности [11].
В законодательстве есть также термин "технологические инновации", который означает конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового либо усовершенствованного продукта или услуги, внедренных на рынке, нового либо усовершенствованного процесса или способа производства (передачи) услуг, используемых в практической деятельности. Технологическими инновациями могут быть как те продукты, процессы, услуги и методы, которые организация разрабатывает впервые, так и те, которые перенимаются ею у других организаций [10].
Трудно не заметить, что основной признак инновации законодатель видит в новизне: "Новый продукт, новый процесс, новый метод продаж, новый организационный метод, новый способ производства".
Понятие нового, "новизны" раскрывает в своем словаре С.И. Ожегов: "Новизна - нечто новое в чем-нибудь" [9, с. 357]. Иначе говоря, новое, по мнению С.И. Ожегова, есть нечто, что было создано впервые.
Понятие новизны как признака результата интеллектуальной деятельности рассматривалось и исследовалось многими учеными. Так, под новизной М.В. Гордон подразумевал существенную (значительную) новизну, свидетельствующую о самостоятельной работе автора [5, с. 63]. Е.А. Флейшиц, Б.С. Антимонов считали критерий новизны тем, что существенно отличает произведение от других произведений [2, с. 98].
Таким образом, в литературе в основном новизна рассматривается как признак произведения. Так, В.Я. Ионас в своей работе "Произведения творчества в гражданском праве" говорит о признаке существенной новизны применительно к авторскому и изобретательскому праву. По его мнению, в изобретательском праве установление существенной новизны и тем самым правообъектности относится к содержанию понятий и требует административного акта признания, тогда как в авторском праве оно относится к форме произведения и не требует официального признания [7].
Однако новизна присуща не только произведению, но и творческой деятельности. Новизна в творчестве обнаруживается, когда автор создает самостоятельное произведение, а также берет существующее произведение для создания на его основе творчески самостоятельного произведения. По мнению В.И. Серебровского, новизна как необходимый элемент творческой деятельности может выражаться в новом содержании, новой форме произведения, в новой идее, новой научной концепции [13].
В.Я. Ионас приходит к выводу о наличии "новизны" как основного критерия творчества. По мысли исследователя, необходимо различать субъективную и объективную новизну. Суть этих двух понятий, используемых юристами до сих пор, состоит в субъективном (авторском) и объективном (третьих лиц) отношении к результатам творчества. В первом случае подразумевается неизвестность будущего результата для самого автора, во втором - не только для автора, но и для остальных лиц [7, с. 23]. Представляется возможным сделать вывод об определении В.Я. Ионасом творчества как деятельности физических лиц, результат которой заранее не известен не только самому автору, но и третьим лицам.
А.В. Кашанин также различает субъективную и объективную новизны в зависимости от позиции, с которой оценивается своеобразие произведения по сравнению с существующими [8, с. 39-50]. С точки зрения автора, субъективная новизна означает создание автором произведения в отсутствии знания о существующих аналогичных результатах интеллектуальной деятельности, что может соответствовать и не соответствовать действительному положению дел. Объективная новизна означает реальное отсутствие аналогичных результатов творчества.
Д. Беркович предлагает ввести признак минимального уровня новизны, который свидетельствует об оригинальности произведения [8, с. 39-50].
По отношению к создателю результата творческой деятельности новизна может быть индивидуальной (результат деятельности "творца" для общества не является новым; такое новое является субъективным, индивидуальным, психологически новым), локально-новой (результат творческой деятельности является новым для группы или коллектива людей), регионально-новой (новизна распространяется или ограничивается рамками отдельной страны, государства или определенного региона), объективно-новой всемирной (новизна определена для всего сообщества, человечества, всего мира) [3, с. 21-24].
Выделяют также уровни новизны [1, с. 296]. Первый уровень характеризуется отсутствием новизны и носит название репродуктивного. Здесь происходит простое повторение ранее известного: замысла, образца, идеи, методики. На втором уровне - репродуктивно-творческом - новизна присутствует. Вносятся небольшие самостоятельные изменения в замысел, образец, идею, однако существенному изменение первоначальный образец не подвергается. Выполняется простой повтор, но с незначительными изменениями, не приводящими к новому качеству. На данном уровне новизна достигается за счет изменения (замены, добавления или удаления) нескольких параметров прототипа (размера, формы, цвета, положения), выделения какой-либо частности. А вот уже на третьем уровне - творческо-репродуктивном - творческая деятельность направлена на значительное изменение ранее известного замысла, идеи, методики, и первоначальный образец существенным образом меняется. И, наконец, четвертый уровень новизны является творческим. В его рамках деятельность направлена на создание по собственному замыслу ранее неизвестного (объективно или субъективно нового), оригинального.
Применительно к понятию творческой деятельности представляется правильным говорить лишь о последних трех уровнях новизны, так как ее полное отсутствие означает и отсутствие творческого характера деятельности по созданию объектов интеллектуальной собственности.
Что касается инновации, то, видимо, законодатель имел в виду четвертый, самый высокий уровень новизны, когда создается нечто принципиально новое, не существовавшее до этого даже в проекте.
Вместе с тем критерия новизны недостаточно для определения уникальности продукта. Так, немецкой доктрине свойственно рассматривать оригинальность как дополнительный к новизне критерий, необходимый для установления охраноспособности объекта как результата творчества. Французская теория авторского права видит основным критерием именно оригинальность произведения [6, с. 23].
Российская правовая мысль придерживается разных точек зрения на этот вопрос. По мнению Э.П. Гаврилова, авторское право охраняет только неповторимые, уникальные результаты; такие результаты и именуются оригинальными [4]. Э.П. Гаврилов не считает охраноспособными со стороны авторского права обычные результаты творческой деятельности, обладающие только новизной, но не являющиеся при этом оригинальными. Одной новизны для объекта авторского права недостаточно с точки зрения автора. Только оригинальность может рассматриваться как критерий охраноспособности произведения, никакого сочетания принципов новизны и оригинальности не может быть. А.П. Сергеев отождествляет критерий новизны и оригинальности, используя данные понятия как синонимические [12, с. 111].
Думается, понятие инновации заключает в себе признак объективной новизны, которая приводит к созданию принципиально нового результата индивидуальной творческой деятельности. Индивидуальная творческая деятельность не должна пониматься узко, как создание продукта усилиями одного человека (автора). Индивидуальность здесь выступает как критерий той самой объективности, заложенной в новизне, и означает отсутствие привязки полученного результата к существовавшим до него аналогам и прототипам. В.И. Серебровский видел признак самостоятельности при реализации творческого процесса в применении при реализации творческого процесса только таких нестандартных приемов, которые приводят к созданию оригинального, своеобразного произведения, являющегося отпечатком индивидуальности автора [13].
Представляется, что применительно к инновации новизна и оригинальность должны присутствовать в совокупности и неразделимы как критерии уникальности созданного продукта.
Определение инноваций дается через объект. Объектами инноваций выступают новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях.
Список литературы
[1] Альтшуллера Г.С. Краски для фантазии. Шанс на приключение. Петрозаводск: Карелия, 1991.
[2] Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А. Авторское право. М., 1957.
[3] Байбикова Т.Н. Использование новых информационных технологий для развития творческого мышления как способ повышения качества обучения // Качество. Инновации. Образование. 2008. N 4 (35).
[4] Гаврилов Э.П. Оригинальность как критерий охраны объектов авторским правом. 2005.
[5] Гордон М.В. Советское авторское право. М., 1955.
[6] Дюма Р. Литературная и художественная собственность. Авторское право Франции: Пер. с фр. М.: Международные отношения, 1989.
[7] Ионас В.Я. Произведения творчества в гражданском праве. М.: Юридическая литература, 1972.
[8] Кашанин А.В. Признаки новизны и оригинальности произведения в авторском праве // Законодательство и экономика. 2010. N 8.
[9] Оегов С.И. Словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1984.
[10] Приказ Росстата от 21.02.2013 N 70 (ред. от 15.05.2014) "Об утверждении методик расчета показателей оценки эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности" // Первоначальный текст документа опубликован не был.
[11] Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года") // Собрание законодательства РФ. 24.11.2008 N 47. Ст. 5489.
[12] Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности. М., 2003.
[13] Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. Изд-во АН СССР, 1956.
[14] Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 22.12.2014) "О науке и государственной научно-технической политике" // Российская газета. 03.09.1996. N 167.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Свиридова Е.А. Понятие инновации в доктрине и законодательстве
Sviridova E.A. Ponyatiye of an innovation in the doctrine and the legislation
Е.А. Свиридова - кандидат юридических наук, доцент кафедры "Гражданское право" Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
E.A. Sviridova - candidate of jurisprudence, associate professor "Civil law" Financial University under the Government of the Russian Federation
В статье рассматривается понятие инновации и выделяются признаки инновации. Проводится соотношение понятий "инновация" и "результаты творческой деятельности". Рассматриваются четыре уровня новизы, и делается вывод о том, что инновация должна содержать в себе четвертый, самый высокий уровень, когда создается нечто принципиально новое, не существовавшее до этого даже в проекте.
In article the concept of an innovation is considered and innovation signs are allocated. It is carried out ratios of the concept "innovation" and results of creative activity. Four levels of a noviza are considered and the conclusion that the innovation has to comprise the fourth highest level when something is created essentially new, not existing before even in the project is drawn.
Ключевые слова. Инновация, творчество, оригинальность, новизна, уровень новизны, творческая деятельность, произведение.
Keywords. Innovation, creativity, originality, novelty, novelty level, creative activity, work.
Научно-правовой журнал "Образование и право" посвящен актуальным вопросам применения законодательства в сфере образования, правовому мониторингу, инновационным технологиям и реформе юридического образования в России.
В журнале анализируются проблемы современного законодательства в сфере образования, основные направления реформы среднего специального, высшего и поствузовского образования в целом, и юридического образования в частности.