Актуальные вопросы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления за совершенные преступления
З.Ш. Махмудов,
прокурор Мещовского района Калужской области
В.Ю. Тишков,
заместитель прокурора Мещовского района
И.Ф. Миненко,
помощник прокурора Мещовского района
Журнал "Образование и право", N 7-8, июль-август 2015 г., с. 206-211.
Президент Российской Федерации В.В. Путин, поддерживая предложение провести амнистию к 20-летию Конституции Российской Федерации, указал, что амнистия "должна носить умиротворяющий характер, должна подчеркивать гуманизм нашего государства, но ни в коем случае не должна вести к рецидивам и не поощрять новые преступления, создавая у кого бы то ни было впечатление, что можно сегодня совершить преступление, правонарушение, а завтра рассчитывать на прощение со стороны государства и творить можно все что угодно" [4].
Основной задачей демократического государства является создание наиболее благоприятных условий для реализации прав и свобод его граждан [2]. В указанных условиях профессионализм, качество работы, ответственность за свои действия работников и выборных лиц органов местного самоуправления становятся одним из условий эффективности становления институтов гражданского общества и проводимых в Российской Федерации реформ.
Немецкий философ Г. Гегель в работе "Философия права" впервые проанализировал значение чиновничества для государства и его влияние на важнейшие институты. "Среднее сословие, к которому принадлежат государственные чиновники, - говорит Г. Гегель, - представляет собой средоточие государственного сознания и выдающейся образованности. Поэтому оно и является главной опорой государства в отношении законности и интеллигентности" [1, с. 336].
В 2014-2015 годах в деятельности прокуратуры Мещовского района возникали трудности при обеспечении законности в деятельности органов местного самоуправления.
Так, 26.12.2013 г. Сухиничским районным судом Калужской области рассмотрено уголовное дело по обвинению главы администрации ГП "Город Мещовск" в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 285, ч. 1 ст. 285, ч. 1 ст. 292, ч. 2 ст. 294 УК РФ.
Подсудимая, являясь главой городской администрации и председателем жилищно-бытовой комиссии, злоупотребляя должностными полномочиями, приняла решение о предоставлении по договору социального найма матери мужа своей племянницы квартиры в доме, который несколькими годами ранее был признан аварийным и подлежащим сносу.
Тем самым были искусственно созданы условия, в которых родственница в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ получила право на получение благоустроенного жилья по договорам социального найма вне очереди.
Кроме того, глава администрации ГП "Город Мещовск" злоупотребила должностными полномочиями при постановке на учет в качестве малоимущей и нуждающейся в жилом помещении семьи своего сына, индивидуального предпринимателя. Были умышленно ухудшены жилищные условия, что должно было быть учтено при принятии решения.
Глава городской администрации в 2012 г. совершила служебный подлог при подготовке официальных документов при заключении муниципального контракта по установке 99 дорожных знаков в г. Мещовске на сумму 198 тыс. руб. Желая завладеть деньгами, она решила поручить выполнение работ по установке дорожных знаков своему мужу. При этом, чтобы завуалировать нарушения антикоррупционного законодательства, документы о выполнении работ по муниципальным контрактам были оформлены на иное, аффилированное главе администрации лицо.
Преступления коррупционной направленности, в которых обвинялась глава администрации ГП "Город Мещовск", были сопряжены с конфликтом интересов на занимаемой ею муниципальной службе, к урегулированию и предотвращению которого данное лицо никаких мер не приняло. Сухиничский районный суд, вынеся по ходатайству главы городской администрации постановление о прекращении уголовного дела в отношении данного лица на основании ч. 4 ст. 27, п. 3 ч. 1 ст. 27 УПК РФ - в связи с актом об амнистии по нереабилитирующему основанию, подтвердил факты совершения амнистированной инкриминируемых ей коррупционных преступлений в обстановке неурегулированного конфликта интересов.
При таких обстоятельствах, в силу прямого указания ч. 5.1 ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и ч. 2.3 ст. 14.1 Федерального закона N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", трудовой договор (контракт) с амнистированной по должности главы администрации ГП "Город Мещовск" подлежал расторжению по основанию, предусмотренному п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.
В связи с этим прокурором Мещовского района 09.01.2014 г. в адрес главы ГП "Город Мещовск" направлено представление с требованием решить вопрос о расторжении с амнистированной трудового договора (контракта).
Представление рассмотрено 10.01.2014 г. Городской Думой ГП "Город Мещовск" с участием прокурора района, но было отклонено, амнистированная с согласия депутатов приступила к исполнению должностных обязанностей главы администрации ГП "Город Мещовск".
С целью обжалования отказа в удовлетворении представления прокурора прокурором Мещовского района 17.02.2014 г. в Сухиничский районный суд 17.02.2014 г. подготовлено исковое заявление в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов муниципального образования городское поселение "Город Мещовск" и неопределенного круга лиц к Городской Думе ГП "Город Мещовск" об обязании расторгнуть заключенный 01.05.2010 г. с амнистированной, как с главой администрации ГП "Город Мещовск", контракт.
В процессе рассмотрения гражданского дела по иску прокурора амнистированная подала заявление об увольнении с должности главы администрации ГП "Город Мещовск" по собственному желанию и Решением городской Думы ГП "Город Мещовск" от 11.03.2014 г. N 7 трудовой договор с ней был расторгнут.
Сухиничский районный суд согласился с наличием неурегулированного конфликта интересов при осуществлении служебной деятельности амнистированной, однако 26.03.2014 г. принял решение об отклонении иска прокурора, полагая, что данный конфликт интересов урегулирован самостоятельно при увольнении 11.03.2014 г. с должности главы администрации ГП "Город Мещовск" по собственному желанию.
На данное судебное решение прокуратурой Мещовского района в судебную коллегию по гражданским делам Калужского областного суда принесено апелляционное представление, которое судом апелляционной инстанции отклонено, решение Сухиничского районного суда осталось без изменения.
Непосредственно после вынесения решения по иску судом первой инстанции уволившаяся с должности главы администрации ГП "Город Мещовск" амнистированная поступила на должность специалиста администрации, а затем на нее возложены обязанности главы администрации ГП "Город Мещовск", которые она и исполняет до настоящего времени.
03.02.2015 г. по постановлению прокурора Мещовского района о направлении материалов проверки в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ по факту злоупотребления должностными полномочиями депутатом Городской Думы ГП "Город Мещовск" - заместителем председателя Городской думы ГП "Город Мещовск", возбуждено уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 285, ч. 2 ст. 292 УК РФ, в связи с тем, что депутат, работая директором образовательного учреждения - "Мещовского индустриально-педагогического колледжа", действуя в нарушение федерального законодательства и инструкций Министерства образования и науки России, имея личную заинтересованность, выразившуюся в стремлении помочь своему родственнику получить среднее специальное образование по специальности "Физическая культура", собственноручно изготовила академическую справку об обучении своего зятя в ГБОУ СПО "Мещовский индустриально-педагогический колледж", в которую внесла заведомо ложные сведения об обучении родственника в указанном образовательном учреждении в период с 2010 г. по 2013 г. по специальности "Физическая культура" с указанием сдачи зачетов, промежуточных и итоговых экзаменов по всем необходимым дисциплинам, с целью перевода его в ГБОУ СПО "Калужский педагогический колледж" и получения диплома о среднем специальном образовании. Академическую справку депутат собственноручно подписала и заверила печатью ГБОУ СПО "Мещовский индустриально-педагогический колледж", после чего выдала своему родственнику для предоставления в ГБОУ СПО "Калужский педагогический колледж".
На основании указанной справки, содержащей заведомо ложные сведения, родственник депутата 23 мая 2013 г. был незаконно переведен в ГБОУ СПО "Калужский педагогический колледж", допущен к сдаче государственных экзаменов, после сдачи которых незаконно получил диплом о среднем профессиональном образовании по специальности "Физическая культура"; будучи неквалифицированным специалистом, получил возможность осуществлять трудовую педагогическую деятельность по указанной специальности, что повлекло за собой существенное нарушение прав и законных интересов граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
Несмотря на возражения прокурора района, Сухиничским районным судом по ходатайству депутата вынесено постановление о прекращении уголовного дела по нереабилитирующему основанию на основании ч. 4 ст. 27, п. 3 ч. 1 ст. 27 УПК РФ в связи с актом об амнистии.
При этом амнистированная по сей день является депутатом Городской Думы МО ГП "Город Мещовск", участвует в принятии решений, относящихся к компетенции указанного органа, в том числе, по привлечению к дисциплинарной ответственности своей родной сестры, исполняющей обязанности главы администрации ГП "Город Мещовск".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу.
Согласно подп. 5 п. 10 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 10.10.2013 г. N 20-П по делу о проверке конституционности подп. "а" п. 3.2 ст. 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в ч. 1 ст. 10 и ч. 6 ст. 86 УК РФ указано, что правовая демократия требует надежно защитить ее от злоупотреблений и криминализации публичной власти, легитимность которой во многом основывается на доверии общества.
Однако на примере главы администрации ГП "Город Мещовск" и депутата Городской Думы ГП "Город Мещовск" можно сказать, что содержащиеся в данных нормах ограничения, связанные с муниципальной службой и исполнением полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, являются неполными, поскольку они не охватывают случаев освобождения совершивших преступления по службе должностных лиц и депутатов от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям.
В итоге за одни и те же преступления одни должностные лица и депутаты органов местного самоуправления, в отношении которых вынесен обвинительный приговор, претерпевают ограничения, связанные с муниципальной службой и исполнением полномочий депутата, а другие, освобожденные от уголовной ответственности, в том числе, по основаниям, не связанным с их позитивным поведением (вследствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием), имеют возможность беспрепятственно занимать муниципальные должности и исполнять полномочия депутата выборного органа местного самоуправления. Такой избирательный подход не отвечает общим целям борьбы с коррупцией и не соответствует духу закона.
29.01.2015 г. руководитель администрации президента РФ С.Б. Иванов, выступая в рамках семинара-совещания "Современная экономическая и политическая повестка", заявил, что необходимо повысить и, возможно, еще более ужесточить требования к государственным и муниципальным служащим [3].
В этой связи полагаем необходимым изложить подп. 2 п. 1 ст. 13 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" и подп. 5 п. 10 ст. 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в качестве основания для увольнения с муниципальной службы, досрочного прекращения полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в следующей редакции: ".вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда, прекращение уголовного преследования за истечением срока давности вследствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием".
Кроме того, представляется целесообразным дополнить ст. 13 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" частью 3 следующего содержания: "Гражданин не может быть принят на муниципальную службу, если он ранее был уволен с государственной или муниципальной службы по основанию, предусмотренному п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, либо если он был уволен с муниципальной или государственной службы по другим основаниям, при наличии на момент его увольнения подтвержденных в установленном порядке обстоятельств, которые могли повлечь за собой его увольнение по указанной статье Трудового кодекса Российской Федерации".
Список литературы
1. Гегель Г.В.Ф. Философия права / Г.В.Ф. Гегель. М.: Мысль, 1990.
2. Комарова В.В. Механизм непосредственной демократии современной России: система и процедуры: Монография. М.: Формула права, 2006.
3. http://www.rg.ru/2015/01/29/ ivanov-site.html.
4. http://tass.ru/obschestvo/810447.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Махмудов З.Ш., Тишков В.Ю., Миненко И.Ф. Актуальные вопросы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления за совершенные преступления
Makhmudov Z.S., Tishkov V.YU., Minenko I.F. Topical issues of responsibility of bodies and officials of local government for the committed crimes
З.Ш. Махмудов - прокурор Мещовского района Калужской области
Z.S. Makhmudov - prosecutor of the Meshchovsky region of the Kaluga region
В.Ю. Тишков - заместитель прокурора Мещовского района
V.YU. Tishkov - deputy prosecutor of the Meshchovsky area
И.Ф. Миненко - помощник прокурора Мещовского района
I.F. Minenko - assistant prosecutor of the Meshchovsky area
В настоящей статье обосновывается, что ограничения, связанные с муниципальной службой и исполнением полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, являются неполными, поскольку они не охватывают случаев освобождения должностных лиц и депутатов, совершивших преступления по службе, от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям.
This article proves that the limitations associated with municipal services and the execution of powers of a deputy, a member of the elected body of local self-government, are incomplete because they do not cover exemptions have committed crimes in the service of officers and deputies from criminal liability for non-rehabilitation reasons.
Ключевые слова. Прокурорский надзор, муниципальная служба, депутат, преступление, ограничения.
Keywords. Public prosecutor's supervision, community service, deputy crime limitations.
Научно-правовой журнал "Образование и право" посвящен актуальным вопросам применения законодательства в сфере образования, правовому мониторингу, инновационным технологиям и реформе юридического образования в России.
В журнале анализируются проблемы современного законодательства в сфере образования, основные направления реформы среднего специального, высшего и поствузовского образования в целом, и юридического образования в частности.