Субъектный состав правоотношений по защите прав и законных интересов учащихся старших классов
Е.В. Юрова,
студентка магистратуры Московского городского
педагогического университета
Научный руководитель
доктор юридических наук, профессор
Пашенцев Д.А.
Журнал "Образование и право", N 7-8, июль-август 2015 г., с. 245-252.
Актуальность темы исследования заключается в необходимости защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, потому что, в силу своего возраста, т.е. физической, социальной и психической незрелости, они не в состоянии оценить степень собственной защищенности. Существует ряд проблем, связанных с организацией процесса реализации прав несовершеннолетних:
- многие нормы российского и международного законодательства носят лишь декларативный характер;
- недостаточная кадровая политика, в результате которой зачастую детьми занимаются сотрудники, не имеющие должного психологического образования, а иногда и житейского опыта. В настоящее время в большинстве органов опеки и попечительства всю работу по защите прав несовершеннолетних выполняет, как правило, один специалист (инспектор) по охране детства. Это приводит к тому, что удается выполнять только самую неотложную работу, обычно связанную с представлением интересов несовершеннолетнего в суде, подготовкой заключений по запросу суда и т.д. Таким образом, сотрудники органов опеки и попечительства подходят формально, а не должным образом к своим обязанностям;
- отсутствие плотного взаимодействия и должного контроля в системе государственных органов.
Такое положение вещей свидетельствует о необходимости выработки концепции защиты прав несовершеннолетних, статус которых является своеобразным ядром нормативно-правового выражения отношений личности и государства [3, с. 14]. Важно признать, что социальные механизмы защиты включают в себя и правовые, то есть их нормативно-правовое обеспечение. Под правовой защитой несовершеннолетних следует понимать совокупность нормативно-правовых актов, устанавливающих правовое положение (правовой статус) несовершеннолетних как участников общественных отношений (права, обязанности, гарантии соблюдения прав и обязанностей) и закрепляющих основы организации деятельности системы органов по работе с несовершеннолетними. Объектом данного исследования являются общественные отношения в сфере защиты прав несовершеннолетних.
Согласно ст. 38 Конституции РФ, гарантом защиты прав и интересов детей выступает государство. С 2011 по 2013 гг. Российская Федерация присоединилась к Гаагской конвенции от 25 октября 1980 г. "О гражданско-правовых аспектах международного похищения детей", к Конвенции о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей от 19 октября 1996 г., подписала и ратифицировала Конвенцию Совета Европы от 25 октября 2007 г. "О защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений", а также Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии. Протокол вступил в силу для Российской Федерации 24.10.2013 г. Кроме того, 1 июня 2012 г. Указом Президента Российской Федерации утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг., целью которой провозглашено формирование государственной политики по улучшению положения детей, в которой констатируется право ребенка на особую заботу и помощь, определяются основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права. По мнению Н.Е. Борисовой, "чаще всего государство обращает внимание на детей тогда, когда видит в них угрозу общественному порядку и безопасности страны, что выражается в изменениях законодательного определения и регулирования ответственности несовершеннолетних, совершивших правонарушения" [2, с. 102]. Весь этот комплекс мер, предпринятых государством, казалось бы, способен защитить каждого ребенка, проживающего в России, но анализ результатов работы органов и должностных лиц, призванных обеспечивать права и законные интересы несовершеннолетних, свидетельствует о том, что далеко не все из них адекватно оценивают складывающуюся ситуацию и осознают степень собственной ответственности за происходящее.
Несовершеннолетний ребенок имеет возможность выступать как участник семейных, жилищных, трудовых, гражданских, административных, уголовных и ряда других правоотношений. Права ребенка можно разделить на личные и имущественные. Среди основных личных правомочий несовершеннолетних необходимо выделить право ребенка:
- жить и воспитываться в семье;
- на общение с родителями и другими родственниками;
- на защиту;
- выражать свое мнение;
- на имя, отчество и фамилию;
- на изменение своих имени и фамилии.
Имущественные права ребенка в основном регулируются гражданским законодательством. Семейное законодательство уделяет имущественным правам ребенка в семье минимум внимания, посвящая им лишь одну, но развернутую статью. А Конвенция ООН "О правах ребенка" вообще ограничивается положениями об обязанностях родителей обеспечивать ребенка в пределах своих финансовых возможностей, никакого упоминания о его праве собственности в ней нет. Вместе с тем ст. 60 СК не один раз ссылается на гражданское законодательство, тесно соприкасается и с другими отраслями права, что подчеркивает комплексный, сложный характер имущественных прав ребенка, в обеспечении которых не последнее место должно занимать государство. В статье 60 СК РФ содержится лишь примерный перечень имущественных прав ребенка, которые можно сгруппировать следующим образом:
- право ребенка на получение содержания от своих родителей и других членов семьи;
- право собственности ребенка на полученные им доходы, на имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое имущество, приобретенное на его средства.
Закрепленные в законодательстве права носят нормативный характер до тех пор, пока не стоит вопрос об их реализации или нарушении. Одним из главных механизмов реализации прав является правоотношение.
Правоотношения представляют собой разновидность общественных отношений, т.е. связь между людьми, их поступками, поведением, деятельностью. В юридической литературе правоотношения определяются как общественные отношения, урегулированные нормами права. Это юридическая связь между субъектами данного отношения. В составе правоотношений выделяют следующие элементы: субъекты, содержание и объекты. Субъектами правоотношений считаются его участники, имеющие субъективные права и юридические обязанности. Принято выделять такие субъекты: физические лица, организации (или коллективные субъекты), государство, а также социальные общности - народ, нации, население.
Содержание правоотношения составляют субъективные права и юридические обязанности. Эти элементы позволяют судить о характере и цели правоотношения. Объекты правоотношений - это то, на что направлена деятельность субъектов, или то реальное благо, на пользование которым и охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности. Иногда в качестве объекта правоотношений называют интерес его субъектов. Так как ребенок самостоятельно не может в полной мере обеспечить собственную защиту прав и интересов, государство обозначило круг лиц - субъектов правоотношений с участием несовершеннолетних, на сторону его защиты в первую очередь встают его родители или лица, их замещающие, - опекуны и попечители. Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (п. 1 ст. 63 СК РФ). Но часто несовершеннолетних приходится защищать от их собственных родителей. Защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляют специально уполномоченные государством органы опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства ведут учет детей, оставшихся без попечения родителей; исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, избирают формы их устройства; осуществляют последующий контроль над условиями их содержания, воспитания и образования (ст. 121 СК РФ).
Кроме того, органы опеки, в силу закона, дают разрешения на совершение сделок с имуществом детей. И речь в данном случае идет не только об опекунах и подопечных, но и о самых обычных родителях и их детях. Особенно это касается сделок с недвижимым имуществом. Если родители хотят продать квартиру, часть которой принадлежит ребенку, они могут это сделать только с согласия органа опеки. Органы опеки представляют интересы несовершеннолетних детей в суде, когда этого требует закон или когда их законные представители (родители, например) не могут этого сделать по объективным причинам; когда органы опеки подают иск о лишении родительских прав, то они действуют, прежде всего, в интересах несовершеннолетних. Только по решению этих органов может быть установлена опека или попечительство над несовершеннолетним. А это значит, что потенциальный кандидат на воспитание ребенка будет проверен специалистами органа опеки по многим параметрам, прежде чем он получит возможность влиять на жизнь несовершеннолетнего. Они осуществляют надзор за лицами, в чьем ведении находятся подопечные несовершеннолетние дети, и в случае выявления нарушений принимают меры к охране и защите прав детей вплоть до отстранения опекунов и попечителей от исполняемых ими обязанностей в отношении несовершеннолетних. Органы опеки постоянно проверяют условия жизни усыновленных и находящихся под опекой и попечительством детей. Перед выдачей заключения о возможности быть усыновителями специалисты этих органов обследуют жилищно-бытовые условия потенциальных кандидатов, беседуют с ними, выявляя социально-психологические особенности.
Еще одним субъектом правоотношений по установлению опеки и попечительства, а также по защите жилищных прав является прокуратура. Кроме того, прокуроры всегда участвуют в делах о лишении родительских прав и дают заключения по поводу того, есть ли в том или ином случае основания для лишения или можно обойтись иными мерами. Прокуратура имеет право подать такой иск самостоятельно, если найдет для этого достаточные основания.
Может прокурор подать иск и об ограничении родительских прав. Наряду с органами опеки представители прокуратуры также принимают участие в подобных делах. Участвуют представители органов прокуратуры и в делах об усыновлении детей, в ходе которых оценивают представленные суду заявителем доказательства и дают свое заключение о том, может ли заявитель быть усыновителем ребенка. По вопросам защиты жилищных прав ребенка прокуроры часто обращаются с исками о признании сделок, нарушающих права детей, недействительными или ничтожными, добиваются отмены незаконных решений.
Наряду с вышеперечисленными субъектами, участвующими в процессах защиты прав и интересов детей, комиссии по делам несовершеннолетних образуют целую структуру органов. Они представлены на уровне региональной власти и на уровне органов местного самоуправления. Основные задачи этих органов состоят в том, чтобы координировать деятельность всей системы органов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Они помогают несовершеннолетним защищать свои права, следят за соблюдением их прав всеми остальными органами власти, учреждениями, в которых они обучаются или постоянно пребывают. Комиссии по делам несовершеннолетних также могут самостоятельно выступать в защиту прав детей по тем или иным вопросам и обращаться с исками в суд. Значение этих органов состоит в том, что они, в отличие от органов опеки, обладают более широкими полномочиями. Как уже было сказано, в основном их задача состоит в координации деятельности других органов, надзор за тем, чтобы права детей неукоснительно соблюдались при деятельности этих органов. Эти комиссии принимают участие в разработке законодательных актов в интересах детей, а также других нормативных документов, так или иначе затрагивающих интересы несовершеннолетних. В своей деятельности они изучают и обобщают проблемы, возникающие при защите интересов детей, дают рекомендации руководителям субъектов РФ относительно изменения ситуации. В России замыкает верхушку системы государственных органов, призванных на защиту прав несовершеннолетних, уполномоченный по правам ребенка. В целом его деятельность направлена на защиту прав и интересов детей в масштабах всей страны, а также на международном уровне. Основными задачами его является:
- обеспечение защиты прав ребенка и содействие восстановлению нарушенных прав ребенка;
- правовое просвещение в области защиты прав ребенка;
- запросы и получение в установленном порядке необходимых сведений, документов и материалов от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;
- беспрепятственное посещение федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций;
- проведение самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверки деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения;
- направление в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов;
- привлечение в установленном порядке для проведения экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе, на договорной основе.
Несмотря на ряд принятых государством мер по обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, реалии жизни свидетельствуют, что этого явно недостаточно [1, с. 15]. В этой связи долг федеральных и региональных органов исполнительной власти - постоянно наращивать потенциал системы правоприменения, повышать исполнительскую дисциплину, совершенствовать профессионализм специалистов, работающих в области обеспечения прав молодых граждан страны. Кроме того, необходимо вести работу с учащимися старшей школы, направленную на:
- формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;
- воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;
- освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов;
- формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения их соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.
В целом необходим комплексный и системный подход к решению проблем, связанных с реализацией защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
Список литературы
[1] Борисова Н.Е. Историко-теоретические основы "детского" права // Вестник МГПУ. Серия: Юридические науки. 2014. N 1 (13).
[2] Борисова Н.Е. Теоретические предпосылки формирования правового статуса несовершеннолетнего // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки. 2012. N 1.
[3] Пашенцев Д.А. Права человека в системе взаимоотношений государства и личности // Права и свободы человека и гражданина: теоретические аспекты и юридическая практика: материалы ежегодной Международной научной конференции памяти проф. Ф.М. Рудинского. Рязань: Концепция, 2015.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Юрова Е.В. Субъектный состав правоотношений по защите прав и законных интересов учащихся старших классов
Yurova E.V. Subject structure of legal relationship on protection of the rights and legitimate interests of the studying senior classes
Е.В. Юрова - студентка магистратуры Московского городского педагогического университета
E.V. Yurova - student of a magistracy of the Moscow city pedagogical university
Научный руководитель доктор юридических наук, профессор Пашенцев Д.А.
The research supervisor doctor of jurisprudence, professor Pashentsev D.A.
В статье раскрываются особенности правоотношений, связанных с защитой прав и законных интересов учащихся. Показан субъектный состав данных правоотношений. Сделан вывод о необходимости комплексного подхода к защите прав учащихся.
In article features of the legal relationship connected with protection of the rights and legitimate interests of pupils reveal. The subject structure of these legal relationship is shown. The conclusion is drawn on need of an integrated approach to protection of the rights of pupils.
Ключевые слова. Учащийся, права учащихся, правоотношения, субъекты правоотношения, несовершеннолетние.
Keywords. Pupil, rights of pupils, legal relationship, subjects of legal relationship, minors.
Научно-правовой журнал "Образование и право" посвящен актуальным вопросам применения законодательства в сфере образования, правовому мониторингу, инновационным технологиям и реформе юридического образования в России.
В журнале анализируются проблемы современного законодательства в сфере образования, основные направления реформы среднего специального, высшего и поствузовского образования в целом, и юридического образования в частности.