Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 237808-5 "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Болгарией о социальном обеспечении"
Досье на проект федерального закона
В целях создания договорно-правовой базы российско-болгарского сотрудничества в области социального обеспечения 27 февраля 2009 г. был подписан Договор между Российской Федерацией и Республикой Болгарией о социальном обеспечении (далее - Договор).
Договор представляет собой сбалансированный документ, призванный создать договорно-правовую базу для российско-болгарского сотрудничества в области социального обеспечения.
Договор распространяется на лиц, являющихся гражданами Российской Федерации и Республики Болгарии, проживающих на их территориях, а также членов семей перечисленных лиц.
Договор распространяется на пособия по временной нетрудоспособности, по материнству и для семей с детьми, на погребение; на трудовые пенсии: по старости (в том числе досрочные трудовые пенсии), по инвалидности и по случаю потери кормильца; на социальные пенсии; на выплаты застрахованному лицу вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, или членам семьи в случае смерти застрахованного лица по этим причинам.
Предоставление пенсий согласно Договору осуществляется с учетом страхового (трудового) стажа, приобретенного на территории Российской Федерации и Республики Болгарии, за исключением случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени.
При этом, каждая Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства.
Данный порядок пенсионного обеспечения отвечает интересам Российской Федерации, поскольку обеспечивает гражданам Российской Федерации, имеющим стаж работы на территории Российской Федерации, проживающим в настоящее время в Республике Болгарии, учет страхового (трудового) стажа, приобретенного в Российской Федерации и получение за этот период пенсий по законодательству и за счет средств Российской Федерации. Соответственно гражданам Республики Болгарии, имеющим стаж работы на территории Республики Болгарии, проживающим на территории Российской Федерации, учет трудового стажа, приобретенного на территории Республики Болгарии, будет осуществляться по законодательству и за счет средств Республики Болгарии.
В отношении пособий по временной нетрудоспособности и по материнству предусматривается назначение и выплата согласно законодательству и за счет средств той Договаривающейся Стороны, законодательство которой распространяется на застрахованное лицо в период его пребывания на территории одной из Договаривающихся Сторон.
При этом предусматривается учет страхового (трудового) стажа для установления права на пособие или определения его размера, приобретенного на территории обеих Договаривающихся Сторон.
Кроме того, Договор распространяется в Российской Федерации на обеспечение по страхованию в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, а в Республике Болгарии - на пенсии по инвалидности вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, которые будут предоставляться Сторонами в зависимости от того, на чьей территории осуществлялась трудовая деятельность на момент страхового случая.
Согласно положениям Договора любая информация о лицах, которой обмениваются Договаривающиеся Стороны, является конфиденциальной и может быть использована только для целей применения Договора.
Договор содержит иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации. Это, в частности, относится к порядку определения права на пенсию и пособия, а также порядку исчисления размеров пенсий.
В связи с этим и в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" Договор подлежит ратификации.
Указанный Договор ратифицирован Народным собранием Республики Болгарии 9 апреля 2009 г.
Расходы на реализацию Договора в 2009 году составят 76,17 млн. рублей, финансовое обеспечение которых будет осуществляться в пределах средств, предусмотренных Федеральным законом от 25 ноября 2008 г. N 214-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов".
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Болгарией о социальном обеспечении"
Расчет финансовой потребности на выплату пенсий гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Республики Болгарии
Показатели |
Второе полугодие 2009 года |
1. Численность граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Болгарии, чел. |
3103 |
2. Средний размер трудовой пенсии на начало |
|
года - всего, рублей |
3427,59 |
в том числе: |
|
базовой части: |
1794,00 |
страховой части: |
1633,59 |
3. Коэффициенты индексации: |
|
базовой части трудовой пенсии: |
|
с 1 марта |
1,087 |
с 1 апреля |
|
с 1 декабря |
1,31 |
страховой части трудовой пенсии: |
|
с 1 февраля |
|
с 1 апреля |
1,175 |
с 1 августа |
1,075 |
4. Среднегодовой индекс |
|
базовой части трудовой пенсии |
1,10092505 |
страховой части трудовой пенсии |
1,16796875 |
5. Финансовая потребность на выплату пенсий, млн. рублей |
|
в месяц |
10,64 |
в год |
76,17 |
в том числе за счет: |
|
ассигнований федерального бюджета |
38,2 |
страховых взносов на обязательное пенсионное страхование |
37,97 |
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Болгарией о социальном обеспечении"
Принятие Федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Болгарией о социальном обеспечении" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.