Комментарий к определению Верховного Суда Российской Федерации от 23.11.2015 N 304-КГ15-14441
В.В. Данилова,
редактор журнала "Оплата труда:
акты и комментарии для бухгалтера"
Журнал "Оплата труда: акты и комментарии для бухгалтера", N 1, январь 2016 г., с. 59-63.
В комментируемом Определении ВС РФ от 23.11.2015 N 304-КГ15-14441 удовлетворено требование организации о признании недействительным решения ФСС в части доначисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ввиду невключения в облагаемую базу сумм не принятых к зачету расходов.
Позиция проверяющих в данном случае понятна. Она основана на разъяснениях, приведенных в письмах Минтруда РФ от 03.09.2014 N 17-3/ООГ-732 и Минздравсоцразвития РФ от 30.08.2011 N 3035-19. В них отмечается: не принятую к зачету сумму необходимо возместить, на нее должны быть начислены страховые взносы. Связано это с тем, что при указанных обстоятельствах у застрахованного лица нет права на получение пособия, и страхователь выплачивает его не в соответствии с законодательством РФ. Следовательно, произведенная выплата не освобождается от обложения страховыми взносами на основании ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ*(1). А поскольку она связана с трудовыми отношениями, на нее должны начисляться страховые взносы (ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ).
Итак, основанием для исчисления страховых взносов являются выплаты, начисленные работнику за определенный трудовой результат (исполнение служебных обязанностей, выполнение работы, оказание услуги). Пособия по временной нетрудоспособности выплачиваются в силу Федерального закона N 255-ФЗ*(2) и из страховых взносов, начисляемых в соответствии с указанным законом и Федеральным законом N 212-ФЗ.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 1.2 Федерального закона N 255-ФЗ страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - это обязательные платежи, осуществляемые страхователями в ФСС в целях обеспечения обязательного социального страхования застрахованных лиц на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В статье 3 Федерального закона N 255-ФЗ определено, что финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета ФСС, а также за счет средств страхователя в случаях, предусмотренных п. 1 ч. 2 данной статьи.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежащая уплате в ФСС, уменьшается плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством РФ. То есть законодательно установлена обязанность ФСС засчитывать произведенные страхователем расходы на выплату работникам страхового обеспечения в счет уплаты страховых взносов.
В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в ФСС (ч. 4 ст. 4.7 Федерального закона N 255-ФЗ). Исходя из данной нормы страхователь считается не уплатившим страховые взносы в установленный срок.
С учетом изложенного, а также положений п. 9 ст. 2 Федерального закона N 212-ФЗ расходы, понесенные организацией в счет начисленных страховых взносов и не принятые ФСС к зачету, являются недоимкой по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на которую не начисляются какие-либо страховые взносы.
В соответствии с п. 18 Постановления Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности, вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Из приведенных норм следует, что страхователь обязан вернуть сумму непринятых к зачету расходов на счет ФСС, то есть уплатить страховые взносы в сумме непринятых расходов.
В подтверждение сказанного согласно ч. 6 ст. 4.7 Федерального закона N 255-ФЗ если в срок, установленный в требовании о возмещении расходов, не принятых к зачету, страхователь не произвел их возмещение, то это является основанием для взыскания со страхователя недоимки по страховым взносам, образовавшейся в результате осуществления таких расходов.
К сведению. Порядок взыскания недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках, установлен ст. 19 Федерального закона N 212-ФЗ.
Кроме того, следует учесть, что не принятые к зачету суммы расходов на обязательное страхование не предусмотрены в качестве объекта обложения страховыми взносами (ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ).
В силу п. 1 ч. 1 ст. 9 названного закона государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов.
Соответственно, спорные суммы, выплаченные по листкам нетрудоспособности, а также в качестве страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не принятые ФСС к зачету в счет уплаты страховых взносов, не могут быть автоматически квалифицированы в качестве выплат в пользу работников в рамках трудовых отношений. В связи с этим на них не начисляются страховые взносы по всем видам страхового обеспечения. Аналогичные выводы приведены в постановлениях АС ВВО от 12.02.2015 N А43-3734/2014, АС ЗСО от 10.10.2014 N А27-2092/2014, ФАС УО от 25.04.2014 N Ф09-2274/14, а также в Определении ВАС РФ от 11.12.2013 N ВАС-17034/13.
В оспариваемом решении фактически происходит начисление страховых взносов на страховые взносы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, что является существенным нарушением норм и принципов действующего законодательства РФ, законных прав и интересов организации.
Кроме того, отказ в принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения не изменяет природу пособия по временной нетрудоспособности, поскольку ошибки в оформлении документов не могут являться безусловной причиной признания наступившей нетрудоспособности не страховым случаем, то есть не обязывающим выплатить страховое обеспечение (п. 2 ч. 1 ст. 1.2 Федерального закона N 255-ФЗ).
Таким образом, ошибки влекут отказ в принятии расходов к зачету, а не отказ в выплате пособия по временной нетрудоспособности. И статус этих выплат как социальных пособий не утрачивается в том случае, если они выплачены по неправильно оформленным документам.
В данном случае при выплате социального пособия по неправильно оформленным документам или с нарушением законодательства страхователь несет риск выплат данных пособий исключительно за свой счет, а не за счет страховых взносов, и риск возврата уплаченных сумм за счет страховых взносов в бюджет ФСС.
Также в комментируемом Определении ВС РФ от 23.11.2015 N 304-КГ15-14441 суд удовлетворил требования организации о признании недействительным решения ФСС в части доначисления страховых взносов:
- на суммы компенсаций стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно работников и членов их семей, поскольку оплата проезда работников и членов их семей в отпуск носит компенсационный характер;
- на суммы среднего заработка, выплаченные за дополнительные выходные дни, предоставленные для ухода за детьми-инвалидами. В связи с тем, что оплата одному родителю выходных дней по уходу за детьми-инвалидами носит характер господдержки, названная оплата не является стимулирующей выплатой, вознаграждением, элементом оплаты труда.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
*(2) Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"