В соответствии с Федеральным законом N 426-ФЗ*(1) бюджетное образовательное учреждение в 2015 году провело специальную оценку условий труда, также в рамках проведения предупредительных мер по сокращению травматизма и несчастных случаев на производстве были приобретены аптечки для оказания первой медицинской помощи. Все расходы были оплачены за счет средств, полученных от платных услуг. Поскольку организация находится на территории субъекта РФ (Нижегородская область), который участвует в пилотном проекте, ФСС возмещает часть расходов, произведенных на охрану труда, посредством перечисления денежных средств на лицевой счет. Как отразить в бухгалтерском учете данные операции?
М. Зарипова,
эксперт журнала "Бюджетные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2016 г., с. 24-27.
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон N 426-ФЗ, согласно которому хорошо знакомая всем аттестация рабочих мест была заменена на специальную оценку условий труда.
Под специальной оценкой условий труда следует понимать единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. Она проводится не реже одного раза в пять лет, если иное не установлено Федеральным законом N 426-ФЗ. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
В силу ст. 212 ТК РФ, а также ч. 2 ст. 4 и ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 426-ФЗ обязанности по организации и финансированию специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
В настоящее время оплата расходов, связанных с проведением спецоценки, может быть осуществлена:
- за счет средств ФСС в рамках выполнения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
- за счет средств бюджетного учреждения (в данном случае такими источниками финансирования могут являться средства, полученные от оказания платных услуг, средства бюджетов и средства ОМС).
Остановимся на оплате расходов за счет средств ФСС.
В соответствии с Приказом Минтруда РФ от 10.12.2012 N 580н расходы страхователя на проведение специальной оценки условий труда осуществляются за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. При этом объем средств, направляемых страхователем на эти цели, не может превышать 20% сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году.
В случае если страхователь в течение двух последовательных лет, предшествующих текущему финансовому году, не осуществлял расходов на финансирование предупредительных мер и штат его работников составляет менее 100 человек, размер возмещения не может превышать одновременно:
- 20% суммы страховых взносов, которые начислены за три последовательных года, предшествующих текущему финансовому году, за вычетом сумм страхового обеспечения по страхованию от производственного травматизма, выплаченного работникам за три предыдущих последовательных календарных года;
- сумму страховых взносов, подлежащих уплате в текущем году.
Перечень мероприятий, стоимость проведения которых подлежит возмещению за счет средств ФСС, приведен в указанном приказе Минтруда. В частности, финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов подлежат расходы страхователя на следующие мероприятия:
- проведение специальной оценки условий труда;
- приобретение страхователями аптечек для оказания первой помощи.
Как следует из заданного вопроса, бюджетное учреждение является участником пилотного проекта. Суть проекта заключается в том, что страхователи, зарегистрированные в субъектах РФ, участвующих в его реализации, не выплачивают застрахованным у них лицам страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, а лишь являются посредниками в расчетах между застрахованным лицом и страховщиком.
В целях реализации пилотного проекта Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 N 294 утверждено Положение об особенностях возмещения расходов страхователя в 2012-2015 годах на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников в субъектах РФ, участвующих в реализации пилотного проекта (далее - Положение N 294).
В соответствии с п. 3 Положения N 294 оплата предупредительных мер осуществляется страхователем за счет собственных средств с последующим возмещением за счет средств ФСС в пределах суммы, согласованной с территориальным органом фонда на эти цели.
Для этого учреждение обращается в территориальное отделение ФСС по месту регистрации с заявлением о возмещении произведенных расходов на оплату предупредительных мер. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие произведенные расходы. Форма заявления утверждена Приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.07.2011 N 709н.
Далее территориальный орган ФСС в течение пяти рабочих дней со дня приема от страхователя заявления о возмещении произведенных расходов и документов, подтверждающих произведенные расходы, принимает решение о возмещении за счет средств ФСС расходов и производит перечисление денежных средств на расчетный счет страхователя, указанный в этом заявлении.
Рассмотрим пример отражения данных расходов.
Пример
Предположим, что учреждение на проведение специальной оценки условий труда израсходовало 15 800 руб., а на приобретение аптечек первой помощи - 3 400 руб. (все цифры в примере приведены условные). Расходы оплачены за счет средств, полученных от платных услуг. Территориальный фонд ФСС возмещает бюджетному учреждению часть суммы в размере 6 200 руб. посредством перечисления на лицевой счет учреждения.
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 N 65н, суммы оплаты по договору со специализированной организацией на проведение спецоценки условий труда относятся на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ, расходы на приобретение аптечек для оказания первой помощи - на статью 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ.
В бухгалтерском учете в соответствии с Инструкцией N 174н*(2) будут сделаны следующие записи по отражению произведенных расходов:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Перечислен аванс специализированной организации в размере 30% (15 800 руб. x 30%) | 2 206 26 560 | 2 201 11 610 | 4 740 |
Отражены расходы на проведение специальной оценки условий труда | 2 109 00 226 | 2 302 26 730 | 15 800 |
Произведен зачет ранее перечисленного аванса | 2 302 26 830 | 2 206 26 660 | 4 740 |
Перечислены денежные средства (окончательный расчет) на проведение спецоценки условий труда | 2 302 26 830 | 2 201 11 610 | 11 060 |
При отражении операции по возмещению части расходов на проведение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма, полученных от ФСС, следует обратить внимание на п. 4.5.3 Письма Минфина РФ N 02-07-07/68722, Федерального казначейства N 42-7.4-05/2.1823 от 29.12.2014. В нем, в частности, указано, что восстановление расходов текущего финансового года, а также расходов прошлых лет отражается по соответствующим кодам видов финансового обеспечения и по кодам КОСГУ, по которым ранее были произведены указанные расходы, отражаемые по коду 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)" КОСГУ.
В бухгалтерском учете в соответствии с Инструкцией N 174н будут сделаны следующие записи по поступлению денежных средств от ФСС в возмещение произведенных затрат:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Отражено поступление денежных средств от ФСС | 2 201 11 510 | 2 205 81 660 | 6 200 |
Начислены доход от поступившей компенсации от ФСС за проведение специальной оценки условий труда | 2 205 81 560 | 2 401 10 180 | 6 200 |
1 января 2016 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
*(2) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"