Получение и использование учреждениями средств ФСС
И. Гарнов,
эксперт журнала "Бюджетные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2016 г., с. 28-33.
В процессе осуществления своей финансово-хозяйственной деятельности государственные (муниципальные) учреждения используют различные источники финансового обеспечения. Порядок получения средств из основных источников (субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания и на иные цели, поступления от осуществления приносящей доход деятельности и др.) достаточно полно регламентирован действующим законодательством, чего не скажешь о таких источниках финансового обеспечения учреждений, как субсидии из бюджетов другого уровня, гранты, а также поступления из внебюджетных страховых фондов (ФОМС, ФСС и т.п.). В этом материале предлагаем проанализировать особенности отражения в бухгалтерском учете государственного (муниципального) учреждения целевых средств, получаемых учреждением от ФСС на обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
В соответствии с требованиями ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) одной из функций данного вида обязательного страхования является обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденные Приказом Минтруда РФ от 10.12.2012 N 580н (далее - Правила N 580н), определяют порядок и условия финансового обеспечения страхователем предупредительных мер.
Согласно пп. "г" п. 3 Правил N 580н финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов подлежат, в частности, расходы страхователя на приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (СИЗ) в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи СИЗ и (или) на основании результатов проведения специальной оценки условий труда, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств.
Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом ФСС на текущий финансовый год. Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в ФСС в текущем финансовом году (п. 2 Правил N 580н).
Учреждение (страхователь) обязано вести в установленном порядке учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов, и ежеквартально представлять в территориальный орган ФСС отчет об их использовании*(1), а также представить в территориальный орган ФСС документы, подтверждающие произведенные расходы, после завершения запланированных мероприятий (п. 12 Правил N 580н). Расходы, фактически произведенные страхователем, но не подтвержденные документами о целевом использовании средств, не подлежат зачету в счет уплаты страховых взносов (п. 14 Правил N 580н).
К сожалению, Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н (далее - Инструкция N 174н), регламентирован только один случай зачета в счет уплаты указанных выше страховых взносов: начисление работникам бюджетного учреждения выплат обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на основании листка о временной нетрудоспособности и документа, подтверждающего факт несчастного случая на производстве (п. 133):
Дебет счета 0 303 06 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
Кредит счета 0 302 13 730 "Увеличение кредиторской задолженности по начислениям на выплаты по оплате труда".
Поэтому многие авторы стараются привести к описанной выше схеме и бухгалтерские записи по отражению в бухгалтерском учете учреждений и операций по получению и использованию целевых средств ФСС, выделенных на финансовое обеспечение указанных выше предупредительных мер. При этом из-за несоответствия моментов признания расходов данных средств для целей зачета задолженности по соответствующим страховым взносам (по кассовому методу) и для целей бухгалтерского учета (по фактическим затратам) возникают проблемы отражения в бухгалтерском учете данных расходов в период между их оплатой и списанием закупленного за счет этих средств имущества. Ведь если в отношении услуг моменты признания кассовых и фактических расходов совпадают, то этого нельзя сказать об операциях по приобретению и использованию имущества, по которым кассовые расходы возникают в момент оплаты соответствующего имущества, а фактические - в момент его фактического использования (списания) на нужды учреждения-страхователя.
Предлагаемые решения этих проблем зачастую не учитывают экономическую сущность данных хозяйственных операций. В частности, в момент оплаты соответствующего имущества предлагается отражать в бухгалтерском учете списание (зачет) взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (дебет счета 2 303 06 830) в корреспонденции со счетом учета расходов (кредит счета 2 401 20 213) с последующим сторнированием или погашением этих расходов в момент списания соответствующего имущества. Однако такой порядок не в полной мере соответствует экономической сути данных хозяйственных операций, так как отражение расходов по кассовому методу (то есть до момента фактического списания соответствующего имущества) вообще является грубым нарушением методологии бухгалтерского учета.
Учитывая вышеизложенное, следует признать, что зачет в погашение задолженности учреждения по взносам на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний сумм, начисленных по листкам нетрудоспособности, и аналогичный зачет сумм фактических кассовых затрат, произведенных в рамках осуществления предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, являются, хотя и похожими, но разными по своему экономическому смыслу хозяйственными операциями.
В первом случае возможность и ставки зачета изначально определены требованиями действующего законодательства (для чего не требуется отдельное решение ФСС), то есть речь идет не о выделении учреждению дополнительных целевых средств, а об уменьшении его обязательств по уплате страховых взносов (то есть об уменьшении доходов ФСС, формирующих его бюджет).
Во втором случае размер и порядок использования выделяемых целевых средств определяются только ФСС (то есть за счет уже сформированных доходов его бюджета), а зачет кассовых расходов этих средств в уменьшение задолженности учреждения-страхователя по уплате обязательных страховых взносов является лишь способом доведения этих средств до учреждения.
Таким образом, в последнем (анализируемом) случае речь идет об инвестировании ФСС целевых средств на обеспечение соответствующих мероприятий учреждения-страхователя, что предполагает отражение в бухгалтерском учете учреждения, получившего данные средства, как доходов, так и расходов. Причем, учитывая применяемый "зачетный" характер получения соответствующих целевых средств, доходы, связанные с их получением, следует отражать в бухгалтерском учете учреждения в момент оформления и представления в ФСС отчета об использовании выделенных целевых средств.
Некоторую сложность при отражении данных доходов и расходов в бухгалтерском учете учреждения представляет тот факт, что, в отличие от средств ФСС обязательного медицинского страхования (для которых предусмотрен отдельный код КФО 7 - средства по обязательному медицинскому страхованию), получение и использование подобных целевых средств ФСС действующим законодательством не выделено в отдельный вид деятельности государственных (муниципальных) учреждений. Поэтому такие доходы и расходы следует отражать по отдельному аналитическому субконто "ИФО" к коду финансового обеспечения 2 - собственные доходы учреждения.
Учитывая вышеизложенное, а также применяемый "зачетный" механизм получения соответствующих целевых средств, операции по получению учреждением целевых средств ФСС и использованию их на обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний путем приобретения имущества (мягкого инвентаря) необходимо отразить в бухгалтерском учете учреждения в следующем порядке:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Примечание |
Фондом принято решение о выделении целевых средств на обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний | 2 507 10 180 2 504 10 340 | 2 504 10 180 2 506 10 340 | Увеличение доходной и расходной части плана ФХД |
Приобретена специальная одежда за счет выделенных ФСС целевых средств | 2 506 10 340 2 502 11 340 2 105 35 340 2 210 12 560 2 303 04 830 | 2 502 11 340 2 502 12 340 2 302 34 730 2 302 34 730 2 210 12 660 | на сумму с НДС на сумму без НДС на сумму начисленного НДС |
По окончании квартала оформлен отчет об использовании страховых взносов на обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний | 2 508 10 180 2 205 81 560 2 303 06 830 | 2 507 10 180 2 401 10 180 2 205 81 660 | На сумму произведенного зачета задолженности по страховым взносам |
Закупленный мягкий инвентарь передан в эксплуатацию со списанием на затраты | 2 401 20 272 | 2 105 35 440 | На основании ведомости на выдачу материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0503210) |
Примечания:
- все бухгалтерские записи производятся на обособленном субконто "ИФО - целевые средства ФСС";
- если закупка мягкого инвентаря являлась одним из элементов общего проекта по обеспечению предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, то после завершения всего проекта учреждение должно оформить и представить в ФСС общий отчет о результатах реализации всего проекта.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Форма отчета Правилами N 580н не установлена. Поэтому можно воспользоваться формой отчета, содержащейся в приложении 1 к Письму ФСС РФ от 02.06.2014 N 17-03-18/05-7094.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"