Об изменениях при формировании плана финансово-хозяйственной деятельности
А. Павелин,
эксперт журнала "Бюджетные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2016 г., с. 66-76.
Государственные (муниципальные) бюджетные учреждения, их обособленные (структурные) подразделения без прав юридических лиц, наделенные полномочиями по ведению бухгалтерского учета, составляют планы финансово-хозяйственной деятельности. План составляется на финансовый год в случае, если закон (решение) о бюджете утверждается на один финансовый год, либо на финансовый год и плановый период, если закон (решение) о бюджете утверждается на очередной финансовый год и плановый период. Общие требования к плану установлены Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 N 81н (далее - Требования). Приказом Минфина РФ N 140н*(1) в указанные требования внесен ряд изменений, о которых мы и поговорим в статье.
В соответствии с новой редакцией п. 4 Требований план финансово-хозяйственной деятельности (далее - план) должен составляться бюджетным учреждением по кассовому методу в рублях с точностью до двух знаков после запятой по форме, утвержденной учредителем учреждения с соблюдением положений п. 8 Требований, содержащей заголовочную, содержательную и оформляющую части.
Заголовочная часть плана
Порядок заполнения заголовочной части не претерпел значительных изменений. Заголовочная часть должна включать в себя следующие сведения:
- гриф утверждения документа, содержащий наименование должности, подпись (и ее расшифровку) лица, уполномоченного утверждать план, и дату утверждения. Необходимо отметить, что согласно новой редакции п. 22 Требований план государственного (муниципального) бюджетного учреждения (план с учетом изменений) утверждается руководителем государственного (муниципального) бюджетного учреждения, если иное не установлено органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя. Напомним, что ранее план должен был утверждаться учредителем учреждения, который все же мог делегировать указанное право руководителю учреждения;
- наименование документа;
- дата составления документа;
- наименование учреждения;
- наименование подразделения (в случае составления им плана);
- наименование учредителя;
- дополнительные реквизиты, идентифицирующие учреждение (адрес фактического местонахождения, ИНН и КПП учреждения). Кроме того, теперь здесь нужно будет отражать еще и код по реестру участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса;
- финансовый год (финансовый год и плановый период), на который представлены содержащиеся в документе сведения;
- наименование единиц измерения показателей, включаемых в план и их коды по Общероссийскому классификатору единиц измерения (ОКЕИ) и (или) Общероссийскому классификатору валют (ОКВ).
Содержательная часть плана
Содержательная часть, как и ранее, состоит из текстовой (описательной) и табличной частей (п. 6 Требований).
Текстовая часть. В данной части указываются:
- цели деятельности учреждения (подразделения) в соответствии с федеральными законами, иными нормативными (муниципальными) правовыми актами и уставом учреждения (положением подразделения);
- основные виды деятельности учреждения (подразделения) в соответствии с уставом учреждения (положением подразделения);
- перечень услуг (работ), относящихся к основным видам деятельности учреждения (подразделения), предоставление (выполнение) которых для физических и юридических лиц осуществляется в том числе за плату. Заметим, что ранее здесь необходимо было указывать перечень услуг (работ), относящихся в соответствии с уставом (положением подразделения) к основным видам деятельности учреждения (подразделения), предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется исключительно за плату. Теперь же с учетом внесенных изменений необходимо указывать как платные услуги, так и услуги, осуществляемые за счет предоставленных субсидий;
- общая балансовая стоимость недвижимого государственного (муниципального) имущества на дату составления плана (в разрезе стоимости имущества, закрепленного собственником имущества за учреждением на праве оперативного управления; приобретенного учреждением (подразделением) за счет выделенных собственником имущества учреждения средств; приобретенного учреждением (подразделением) за счет доходов, полученных от иной приносящей доход деятельности);
- общая балансовая стоимость движимого государственного (муниципального) имущества на дату составления плана, в том числе балансовая стоимость особо ценного движимого имущества;
- иная информация по решению органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя.
Табличная часть. Данная часть плана претерпела наиболее значительные изменения. Все представленные таблицы теперь имеют свой номер и название. Их содержание в значительной степени изменилось, а также появились новые формы. В новой редакции Требований в эту часть плана включаются следующие таблицы:
1. Таблица 1 "Показатели финансового состояния учреждения (подразделения)". Указанная таблица включает в себя показатели о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах, принятых на последнюю отчетную дату, предшествующую дате составления плана. Напомним, что ранее показатели финансового состояния учреждения должны были отражаться разрезе:
- стоимости нефинансовых активов (в общей сумме, в части стоимости входящего в них недвижимого, особо ценного имущества в общей сумме и по остаточной стоимости);
- стоимости финансовых активов (в общей сумме, в части дебиторской задолженности по доходам и дебиторской задолженности по расходам);
- имеющихся у учреждения обязательств, выраженных в денежной форме (с указанием суммы просроченной кредиторской задолженности).
Приказом Минфина РФ N 140н указанный перечень расширен. Теперь в разделе, в котором подлежат отражению сведения о финансовых активах, дополнительно необходимо указывать:
- общую величину денежных средств учреждения;
- величину денежных средств на счетах учреждения;
- денежные средства, размещенные на депозитах в кредитной организации;
- иные финансовые инструменты;
- дебиторскую задолженность по доходам;
- дебиторскую задолженность по расходам.
Претерпел изменения и раздел об обязательствах. Теперь в нем нужно будет указать данные о наличии у учреждения долговых обязательств, кредиторской задолженности (с указанием суммы просроченной кредиторской задолженности).
2. Таблица 2 "Показатели по поступлениям и выплатам учреждения (подразделения)". Данная таблица состоит из 24 строк:
100 | Поступления от доходов, всего |
110 | Доходы от собственности |
120 | Доходы от оказания услуг, выполнения работ |
130 | Доходы от штрафов, пеней, иных сумм принудительного изъятия |
140 | Безвозмездные поступления от наднациональных организаций, правительств иностранных государств, международных финансовых организаций |
150 | Иные субсидии, предоставленные из бюджета |
160 | Прочие доходы |
180 | Доходы от операций с активами |
200 | Выплаты по расходам, всего |
210 | Расходы на выплаты персоналу, всего |
211 | Расходы на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда |
220 | Расходы на социальные и иные выплаты населению, всего |
230 | Расходы на уплату налогов, сборов и иных платежей, всего |
240 | Расходы на безвозмездные перечисления организациям |
250 | Прочие расходы (кроме расходов на закупку товаров, работ, услуг) |
260 | Расходы на закупку товаров, работ, услуг, всего |
300 | Поступление финансовых активов, всего |
310 | Увеличение остатков средств |
320 | Прочие поступления из строки |
400 | Выбытие финансовых активов, всего |
410 | Уменьшение остатков средств |
420 | Прочие выбытия из строки |
500 | Остаток средств на начало года |
600 | Остаток средств на конец года |
Данные строки будут заполняться в разрезе следующих 10 граф:
N | Наименование графы |
1 | Наименование показателя по поступлениям и выплатам |
2 | Коды строк |
3 | Коды бюджетной классификации РФ |
4 | Общий объем финансового обеспечения |
5 | Планируемые поступления и расходы за счет субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания |
6 | Планируемые поступления и выплаты за счет субсидии, предоставляемой в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ (целевая субсидия) |
7 | Планируемые поступления и выплаты за счет субсидии на осуществление капитальных вложений |
8 | Планируемые поступления и выбытия за счет средств ОМС |
9 | Планируемые поступления и выбытия за счет доходов от оказания услуг (выполнения работ) на платной основе и от иной приносящей доход деятельности, всего |
10 | Планируемые поступления и выбытия за счет грантов из графы 9 |
Согласно п. 8.1 Требований по строкам 500, 600 в графах 4-10 следует указывать планируемые суммы остатков средств на начало и на конец планируемого года, если указанные показатели, по решению органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, планируются на этапе формирования проекта плана, либо фактические остатки средств при внесении изменений в утвержденный план после завершения отчетного финансового года.
В графе 3 по строкам 110-180, 300-420 указываются коды КОСГУ, по строкам 210-280 указываются коды видов расходов бюджетов.
При заполнении строки 120 в графе 10 указываются плановые показатели по доходам от грантов, предоставление которых из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ осуществляется по кодам 613 "Гранты в форме субсидии бюджетным учреждениям" или 623 "Гранты в форме субсидии автономным учреждениям" видов расходов бюджетов.
По строкам 210-250 в графах 5-10 указываются плановые показатели только в случае принятия органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, решения о планировании выплат по соответствующим расходам раздельно по источникам их финансового обеспечения.
При этом плановые показатели по расходам по строке 260 графы 4 на соответствующий финансовый год должны быть равны показателям граф 4-6 по строке 0001 таблицы 2.1.
Напомним, что ранее плановые показатели по поступлениям и выплатам учреждения (подразделения), представлялись в разрезе:
- планируемого остатка средств на начало года;
- плановых показателей по поступлениям от оказания платных услуг (выполнения платных работ), которые в соответствии с уставом учреждения относятся к основным видам его деятельности, а также по поступлениям от иной приносящей доход деятельности, которые рассчитываются исходя из планируемого объема оказания услуг (выполнения работ) и планируемой стоимости их реализации;
- детализация плановых показателей по выплатам может быть предусмотрена учредителем до уровня групп и статей КОСГУ а по группе "Поступление нефинансовых активов" - с указанием кода группы данной классификации.
3. Таблица 2.1 "Показатели выплат по расходам на закупку товаров, работ, услуг учреждения (подразделения)". Заметим, что ранее аналогичная таблица в плане отсутствовала. Согласно п. 11.1 Требований общая сумма расходов бюджетного учреждения на закупки товаров, работ, услуг, отраженная в плане, подлежит детализации в плане закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, формируемом в соответствии с Законом о контрактной системе*(2), а также в плане закупок, формируемом в соответствии с Федеральным законом N 223-Ф3*(3).
Исходя из данного требования таблица 2.1 включает в себя три строки:
Код строки | Наименование строки |
0001 | Выплаты по расходам на закупку товаров, работ, услуг, всего |
1001 | в том числе: на оплату контрактов, заключенных до начала очередного финансового года |
2001 | на закупку товаров, работ, услуг по году начала закупки |
Указанные строки заполняются в разрезе 12 граф:
1. В графе 3 отражается год начала закупки. Указанная графа подлежит заполнению только по строке 2001, при заполнении которой в разрезе года начала закупки указываются суммы планируемых в соответствующем финансовом году выплат по контрактам (договорам), для заключения которых планируется начать закупку.
2. В графах с 4-й по 6-ю приводится общая сумма планируемых закупок с распределением по годам: очередной финансовый год, 1-й год планового периода, 2-й год планового периода.
3. В графах 7-12 указываются:
- по строке 1001 - суммы оплаты в соответствующем финансовом году по контрактам (договорам), заключенным до начала очередного финансового года, при этом в графах 7-9 указываются суммы оплаты по контрактам, заключенным в соответствии с Законом о контрактной системе, а в графах 10-12 - по договорам, заключенным в соответствии с Федеральным законом N 223-ФЗ;
- по строке 2001 - в графах 7-9 указываются суммы планируемых выплат по контрактам, для заключения которых в соответствующем году согласно Закону о контрактной системе планируется разместить извещение об осуществлении закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд либо направить приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или проект контракта, а в графах 10-12 указываются суммы планируемых выплат по договорам, для заключения которых в соответствии с Федеральным законом N 223-ФЗ осуществляется закупка (планируется начать закупку) в порядке, установленном положением о закупке;
- 0001 - сумма строк 1001 и 2001 по графам 4-12.
При заполнении указанной формы необходимо обеспечить соотношение следующих показателей:
Показатели граф 4-12 по строке 0001 | = | Сумме показателей соответствующих граф по строкам 1001 и 2001 |
Показатели графы 4 по строкам 0001, 1001 и 2001 | = | |
Показатели графы 5 по строкам 0001, 1001 и 2001 | = | |
Показатели графы 6 по строкам 0001, 1001 и 2001 | = | |
Показатели по строке 0001 граф 7-9 по каждому году формирования показателей выплат по расходам на закупку товаров, работ, услуг | > или = | Показателям по строке 260 в графах 5-8 таблицы 2 на соответствующий год |
Показатели строки 0001 граф 10-12 | < или = | Показателям строки 260 графы 9 таблицы 2 на соответствующий год |
Показатели строки 0001 граф 10-12 | = | Нулю, если все закупки товаров, работ и услуг осуществляются в соответствии с Законом о контрактной системе |
4. Таблица 3 "Сведения о средствах, поступающих во временное распоряжение учреждения (подразделения)". В таблице приводятся данные о поступлении, выбытии и остатках средств во временном распоряжении. Указанная таблица заполняется в случае принятия учредителем решения об отражении операций со средствами, поступающими во временное распоряжение учреждения (подразделения), в разрезе содержащихся в ней плановых показателей. В этом случае строка 030 графы 3 таблицы 4 не заполняется. При этом по строкам 010, 020 в графе 4 таблицы 3 указываются планируемые суммы остатков средств во временном распоряжении на начало и на конец планируемого года, если указанные показатели по решению органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, отражаются на этапе формирования проекта плана, либо указываются фактические остатки указанных средств при внесении изменений в план после завершения отчетного финансового года.
5. Таблица 4 "Справочная информация". В данной таблице справочно отражается объем публичных обязательств в разрезе:
- объема бюджетных инвестиций (в части переданных полномочий государственного (муниципального) заказчика в соответствии с БК РФ);
- объема средств, поступивших во временное распоряжение.
Необходимо отметить, что в табличной части плана может отражаться иная информация по решению органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, с соблюдением структуры (в том числе строк и граф) табличной части плана и дополнением (при необходимости) иными строками и графами.
Сведения о целевых субсидиях
В случае предоставления учреждению целевой субсидии (за исключением субсидий, предоставленных учреждению на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием государственных (муниципальных) услуг в соответствии с государственным (муниципальным) заданием) кроме плана ему необходимо составить и представить учредителю сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению (ф. 0501016) (далее - сведения).
Необходимо отметить, что сведения не должны содержать информации о субсидиях, предоставленных учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания. На основании сведений, утвержденных учредителем, учреждение составляет отдельно сведения для осуществления расходов за счет целевых субсидий и сведения для осуществления расходов за счет целевых субсидий по каждому подразделению.
В соответствии с п. 13 Требований сведения должны содержать следующую информацию:
Номер графы | Показатель графы |
1 | Наименование целевой субсидии с указанием цели, на осуществление которой предоставляется субсидия |
2 | Аналитический код, присвоенный учредителем, для учета операций с целевой субсидией (код субсидии) |
3 | Код БК РФ, исходя из экономического содержания планируемых поступлений и выплат. Напомним, что ранее здесь необходимо было указывать статью (подстатью) КОСГУ исходя из экономического содержания планируемых поступлений и выплат |
4 | Код объекта капитального строительства (объекта недвижимости, мероприятия (укрупненного инвестиционного проекта), включенного в федеральную адресную инвестиционную программу, на строительство (реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) или приобретение которого предоставляется субсидия на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность |
5, 6 | Неиспользованные на начало текущего финансового года остатки целевых субсидий, на суммы которых подтверждена в установленном порядке потребность в направлении их на те же цели в разрезе кодов субсидий по каждой субсидии |
7, 8 | Суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет, на которые подтверждена в установленном порядке потребность в направлении их на те же цели, с отражением в графе 7 кода субсидии, в случае если коды субсидии, присвоенные для учета операций с целевой субсидией в прошлые годы и в новом финансовом году, различаются, в графе 8 - разрешенные к использованию суммы |
9 | Сумма планируемых на текущий финансовый год поступлений целевых субсидий |
10 | Сумма планируемых на текущий финансовый год выплат, источником финансового обеспечения которых являются целевые субсидии |
Плановые показатели по выплатам могут быть детализированы до уровня групп и подгрупп видов расходов бюджетной классификации РФ, а по группе "Поступление нефинансовых активов" - до кода группы КОСГУ.
Если учреждению (подразделению) предоставляется несколько целевых субсидий, показатели сведений (ф. 0501016) формируются по каждой целевой субсидии без подведения группировочных итогов.
Формирование объемов планируемых выплат, указанных в сведениях, осуществляется в соответствии с нормативным (муниципальным) правовым актом, устанавливающим порядок предоставления целевой субсидии из соответствующего бюджета.
Оформляющая часть плана и сведений
В соответствии с п. 18 Требований оформляющая часть плана должна быть подписана должностными лицами, ответственными за содержащиеся в нем данные, - руководителем учреждения (подразделения) (уполномоченным им лицом), руководителем финансово-экономической службы учреждения (подразделения) или иным уполномоченным руководителем лицом, исполнителем документа.
Как мы уже отметили ранее, план государственного (муниципального) бюджетного учреждения (план с учетом изменений) утверждается руководителем государственного (муниципального) бюджетного учреждения, если иное не установлено органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя. В свою очередь, сведения, сформированные учреждением, утверждаются органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя (п. 24 Требований).
* * *
В заключение отметим, что изменения, внесенные Приказом Минфина РФ N 140н, необходимо применять, начиная с составления планов финансово-хозяйственной деятельности на 2017 год (на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов). Однако при этом органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, может быть установлено требование о составлении плана финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с положениями данного приказа, начиная с плана финансово-хозяйственной деятельности на 2016 год (на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов), за исключением пп. "и", "л" п. 1 Приказа Минфина РФ N 140н в части плана закупок.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Приказ Минфина РФ от 24.09.2015 N 140н "О внесении изменений в Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 июля 2010 г. N 81н".
*(2) Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
*(3) Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"