Наша организация выполняет программу временного трудоустройства несовершеннолетних граждан. Граждане в возрасте от 14 до 18 лет трудоустраиваются по срочному трудовому договору на 1 месяц в организации-партнеры. Организации-партнеры не являются подведомственными учреждениями нашей организации. В рамках двух новых Федеральных законов 421-ФЗ и 426-ФЗ работнику должна быть проведена специальная оценка условий труда рабочего места и прописаны условия труда на рабочем месте. Кто должен провести данную специальную оценку условий труда? Если проводим специальную оценку условий труда мы (работодатели), то по методическим рекомендациям на вновь образованное рабочее место нам дается 6 месяцев. К тому же проведение специальной оценки условий труда занимает длительное время (несовершеннолетний работает 1 месяц). Также данное рабочее место не является рабочим местом работодателя (рабочее место предоставляет организация-партнер). Если допустить вариант, что специальную оценку условий труда проводит организация-партнер, то в штатном расписании нет данного рабочего место, и это нарушение. Если организации-партнеры будут нам предоставлять карты специальной оценки условий труда на рабочие места, то, на каком основании мы можем их запросить? Рабочее место несовершеннолетнего не признано аналогичным. Если вообще не проводят специальную оценку условий труда для временных работников, то идет нарушение статьи 265 ТК РФ. Каковы наши действия? Можно ли нам принимать несовершеннолетних работников на должности, к которым предъявляются дополнительные требования к квалификации с формулировкой "помощник" (например: помощник тренера-преподавателя)?
В связи с тем, что ваша организация является работодателем, именно на вас лежит обязанность по проведению специальной оценки условий труда рабочих мест. Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" не делает исключений для специальной оценки условий труда работников, с которыми заключен срочный трудовой договор.
Если работа требует специальных знаний или специальной подготовки, то гражданин, принимаемый для выполнения этой работы, должен обладать этими знаниями или иметь эту подготовку. Данное требование одинаково распространяется как на совершеннолетних, так и на несовершеннолетних работников. Поэтому если работа не требует никаких специальных знаний или подготовки, то несовершеннолетний гражданин может быть на нее принят.
Правовое обоснование:
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ) работодатель обязан проводить специальную оценку условий труда, для чего ему необходимо предоставить организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию, которые предусмотрены гражданско-правовым договором и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда.
Согласно ст. 3 Закона N 426-ФЗ специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
В соответствии со ст. 16 Закона N 426-ФЗ при выявлении аналогичных рабочих мест специальная оценка условий труда проводится в отношении 20 процентов рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее чем двух рабочих мест) и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.
Согласно п. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться, в том числе при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест.
Статья 65 ТК РФ устанавливает, что при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю, в т.ч. документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки; в отдельных случаях с учетом специфики работы ТК РФ, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.