Бюджет-2016: проблемы с финансами не теряют своей остроты
Е.Е. Смирнов,
парламентский корреспондент
Журнал "Аудитор", N 12, декабрь 2015 г., с. 3-11.
Принятый Парламентом России федеральный бюджет на 2016 г. свидетельствует о завершении известного спада в отечественной экономике, хотя проблемы государства с финансами не теряют своей остроты.
Как было отмечено в пояснительной записке к проекту Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 г.", процесс адаптации российской экономики и финансового сектора к изменившимся внешним реалиям, основное бремя которой пришлось на первую половину 2015 г., входит в завершающуюся стадию. В частности, по мнению правительственных аналитиков, удалось стабилизировать ситуацию на внутреннем финансовом рынке, сократить долговую нагрузку в иностранной валюте, снизить инфляционные ожидания экономических агентов и в целом сформировать необходимые условия для оживления инвестиционной и потребительской активности, способствующей возобновлению экономического роста уже в 2016 г. Хотя в плане финансового обеспечения потребностей государства и общества в целом год ожидается далеко не легким.
Основные характеристики федерального бюджета на 2016 г.
Ключевые характеристики федерального бюджета на следующий финансовый год определены исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 78 673,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 6,4% (декабрь 2016 г. к декабрю 2015 г.). Они таковы:
1) прогнозируемый общий объем доходов - 13 738,4 млрд. руб.;
2) общий объем расходов - 16 098, 6 млрд. руб.;
3) нормативная величина Резервного фонда - 5 507,1 млрд. руб.;
4) верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2017 г. - 8 817,7 млрд. руб.;
5) верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2017 г. - 55,1 млрд. долл. США, или 50,1 млрд. евро;
6) дефицит федерального бюджета - 2 360,1 млрд. руб.
Конечно, соотношение доходов бюджета и ожидаемых расходов не может не озадачивать. Вполне понятно, что государству придется экономить буквально на всем. И существенного повышения уровня жизни населения страны, к сожалению, не ожидается. Хотя, как известно, бывали в нашей истории и гораздо более трудные времена. Во всяком случае, полагают парламентские эксперты, принятого бюджета при всей ограниченности его доходной части все-таки достаточно для решения стоящих перед страной социально-экономических задач.
Прогнозы и реалии, учтенные Правительством РФ
Следует иметь в виду, что при формировании федерального бюджета на 2016 г. Правительство РФ, разумеется, учитывало и фактор усугубления геополитической напряженности в мире, и стечение неблагоприятных событий в международной финансовой системе, и существенное ухудшение конъюнктуры значимых для России товарных рынков. Все эти факторы оказывают весьма негативное влияние на развитие отечественной экономики, приводят к заметному снижению доходов бюджетной системы страны. И это побуждает государство всемерно избегать как ошибочности оценок своих финансовых возможностей, так и возможных рисков в сфере управления бюджетными расходами.
Собственно говоря, в силу именно этих факторов, о которых идет речь, Государственная дума утверждала параметры федерального бюджета только на один 2016 г., т.е. без показателей планового периода на 2017-2018 гг. По сути, это делалось в силу необходимости оптимального выстраивания бюджетного процесса в условиях неопределенности прогноза социально-экономического развития на среднесрочную перспективу.
Правительству и Парламенту России важно было направить главный финансовый документ страны на решение задач, связанных с обеспечением макроэкономической стабильности, устойчивости и сбалансированности бюджетной системы, с учетом необходимости сосредоточения ресурсов на стимулировании процессов развития ключевых отраслей экономики, импортозамещения, на социальной поддержке населения.
Как известно, прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 г. и на плановый период 2017 и 2018 гг. был разработан на основе одобренных Правительством РФ сценарных условий социально-экономического развития страны на период до 2020-2030 гг. Однако, как говорится, гладко было на бумаге. Ситуация в текущем году развивалась под влиянием ухудшения внешнеэкономических условий, прежде всего снижения цен на нефть, продолжения действия антироссийских экономических санкций.
В первой половине 2015 г. динамика ВВП характеризовалась отрицательными темпами, которые сохранились и в начале второго полугодия. В целом за 2015 г. Минэкономразвития России прогнозирует падение ВВП на 3,9%.
Центральный банк Российской Федерации согласно подготовленным им Основным направлениям единой денежно-кредитной политики на 2016 г. и на плановый период 2017 и 2018 гг. ожидает, что сдерживающее влияние на экономическое развитие продолжат оказывать также и такие факторы, как неблагоприятная демографическая ситуация, высокий уровень износа основных фондов и низкий коэффициент их обновления.
Обеспокоен Центробанк и проблемой инвестиций. По его данным, "низкий уровень предпринимательской уверенности, сокращение доходов от экспортных операций, ограничение доступа российских компаний к международным финансовым рынкам, ужесточение внутренних условий заимствования обусловили дальнейшее снижение инвестиционной активности. По экспертным оценкам, сокращение валового накопления основного капитала может составить 8,0-8,9% по итогам 2015 г.
Несмотря на формирование федерального бюджета только на 2016 г., прогноз социально-экономического развития Российской Федерации составлен не только на 2016 г., но и на плановый период 2017 и 2018 гг. Согласно базовому варианту прогноза, взятому за основу при формировании федерального бюджета на 2016 г., в условиях сохранения консервативных тенденций изменения внешних факторов и консервативной бюджетной политики, в том числе в части социальных обязательств государства, темпы роста ВВП в 2016 г. составят 0,7%.
Базовый вариант прогноза базируется на следующих параметрах:
1) на условиях сохраняющейся геополитической нестабильности, продолжения применения на протяжении всего прогнозного периода к России экономических санкций со стороны ЕС и США и ответных контрсанкций;
2) на ограничении доступа на мировые рынки капитала для российских компаний и достаточно высокого уровня чистого оттока капитала частного сектора, связанного с погашением внешнего долга;
3) на снижении среднегодовых мировых цен на нефть марки "Юралс" до 50 долл. США за баррель в 2016 г. при последующем умеренном увеличении до 52 долл. США за баррель в 2017 г. и до 55 долл. США за баррель в 2018 г.;
4) на снижении среднеконтрактных цен на природный газ (включая страны СНГ) до 185 долл. США за тыс. куб. метров в 2016 г. с последующим увеличением до 191 долл. США за тыс. куб. метров в 2017 г. и до 204 долл. США за тыс. куб. метров в 2018 г.;
5) на постепенном умеренном увеличении темпов роста мировой экономики со 103,4% в 2016 г. до 103,5% в 2017 г. и до 103,6% в 2018 г. (в 2015 г. ожидается 103%). При этом прогнозируется, что рост российской экономики в 2016, 2017 и 2018 гг. будет значительно ниже темпов роста мировой экономики: на 2,7, на 1,6 и на 1,2 процентного пункта соответственно. Кстати, в 2015 г. ожидается снижение темпов роста ВВП России на 3,9% при росте мировой экономики на 3%.
Кроме того, был подготовлен прогноз еще в двух вариантах - целевом и консервативном.
Целевой вариант разработан в соответствии с поручением президента РФ. Он предполагает переход к новой модели экономического роста. В соответствии с этим вариантом прогноза для достижения целевых параметров роста экономики не ниже среднемировых и инфляции не выше 4% потребуется, в частности, проведение значительных структурных преобразований расходной части федерального бюджета, предполагающих оптимизацию и повышение эффективности бюджетных расходов, радикальный пересмотр государственных программ Российской Федерации в целях соответствия ориентирам и показателям целевого состояния социально-экономического развития Российской Федерации.
Консервативный вариант прогноза рассматривает развитие российской экономики в условиях более низкой динамики цен на сырьевые товары, прежде всего на нефть и природный газ. Согласно этому варианту прогноза в 2016-2018 гг. среднегодовая цена на нефть "Юралс" снижается до 40 долл. США за баррель и стабилизируется на этом уровне на протяжении всего прогнозного периода.
Центральный банк также разработал три сценария макроэкономического развития на 2016-2018 гг. в зависимости от цены на нефть. Базовый сценарий предполагает сохранение среднегодовой цены на нефть на уровне 50 долл. США за баррель в последующие три года, что практически совпадает с базовым сценарием Минэкономразвития России. Более оптимистичный сценарий предусматривает постепенное восстановление нефтяных цен до 70-80 долл. США за баррель в 2018 г. Рассматривается также стрессовый сценарий, в котором цены на нефть на протяжении трех лет остаются ниже 40 долл. США за баррель.
Минэкономразвития прогнозирует восстановление темпов роста ВВП только в среднесрочной перспективе, а именно в 2017 и 2018 гг.: соответственно на уровне 1,9% и 2,4%.
Что касается экономических реалий, характеризующих завершающийся 2015 г. и стартовые условия нового 2016 г., то они пока не внушают оптимизма. По сути, на всех основных направлениях экономической жизни страны ощущается спад. Хотя при этом, несмотря на известные трудности финансового характера, которые переживает страна, Комитет Государственной думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству отмечает, "что, несмотря на сокращение производства, прибыль крупных и средних предприятий в январе-июне 2015 г. по сравнению с докризисным первым полугодием 2014 г. выросла почти в 2 раза (на 190%), а по многим отраслям - в 4-7 и даже в 17 раз. Рост прибыли отмечается не только в экспортно-ориентированных сырьевых отраслях, но и в тех секторах, которые ориентированы на внутренний рынок (пищевая, автомобильная, текстильная промышленность, розничная торговля, предприятия связи и т.д.). При этом прибыль в связи с неопределенностью экономических тенденций в большинстве случаев не инвестируется в развитие производства, а по различным каналам выводится из страны".
По мнению аудиторов Счетной палаты РФ, ожидаемая в соответствии с материалами прогноза активизация инвестиционной деятельности в указанных секторах не в полной мере соответствует задаче обновления и модернизации материально-технической базы российской экономики, направленной в том числе на ускоренную реализацию потенциала импортозамещения.
И еще об одном обстоятельстве, касающемся инвестиционной сферы, на которое обратили внимание аудиторы Счетной палаты. На их взгляд, планируемое сокращение государственных инвестиционных расходов в условиях сохраняющейся неопределенности перспектив экономического развития может привести к снижению частных инвестиций. А ожидаемые высвобождающиеся ресурсы компаний в результате ограничения роста тарифов компаний инфраструктурного сектора экономики могут быть направлены не в инвестиции, а на финансовый и валютный рынки, что обусловливает наличие существенных рисков недостижения планируемой динамики инвестиций в основной капитал в 2017-2018 гг. и может еще более ухудшить и так неблагоприятную ситуацию в инвестиционной сфере с учетом текущего состояния основных производственных фондов.
С учетом высокой вероятности реализации вышеуказанных рисков восстановление инвестиций в основной капитал в 2017 и 2018 гг. не имеет под собой достаточного обоснования.
Что касается ситуации на потребительском рынке страны, имеющей важное значение для уровня жизни населения, то Минэкономразвития России ожидает в 2016-2018 гг. постепенного восстановления потребительского спроса с учетом роста доходов населения. Однако, по информации аналитиков министерства, только "с 2017 года предусматривается изменение негативной тенденции снижения по ряду основных показателей, характеризующих уровень жизни населения и переход на траекторию их роста".
По прогнозу в 2016 г. за счет отмены индексации заработной платы бюджетников и более низкой, чем предполагалось ранее в рамках сценарных условий, индексации пенсий реальные располагаемые доходы населения останутся в области отрицательных значений (-0,7% к уровню 2015 г.). В 2017 г. предполагается их рост на 1,5%, в 2018 г. - на 1,9%. Реальная заработная плата в целом по экономике за 2016 г. в условиях базового сценария сократится на 0,2%.
Более того, по мнению аудиторов Счетной палаты, существуют риски недостижения запланированного роста в 2017-2018 гг. по показателям реальных располагаемых доходов и реальной заработной платы, что обусловлено существующей вероятностью сохранения более низких темпов роста российской экономики по сравнению с прогнозируемыми. Естественно, это может оказать негативное влияние на показатели, характеризующие уровень жизни населения.
В 2016-2018 гг. по мере стабилизации экономической ситуации и восстановления потребительской уверенности населения, поддерживаемой ростом доходов, Минэкономразвития России ожидает, что склонность населения к сбережениям начнет снижаться с 14,3% в 2015 г. до 13,3% в 2018 г. В этих условиях начнет ускоряться потребительский спрос, поддерживаемый умеренным восстановлением потребительского кредитования.
Минэкономразвития России прогнозирует в 2016 г. темп роста оборота розничной торговли на уровне 100,4%. В 2017-2018 гг. при относительно невысоком увеличении реальных располагаемых доходов населения и реальной заработной платы (2017 г. - 102,9%, 2018 г. - 103,1%) внутренний потребительский спрос будет расти умеренными темпами (темпы роста оборота розничной торговли прогнозируется следующим образом: на 2017 г. - 102,1%, на 2018 г. - 102,3%).
В базовом прогнозе предусматривается, что в 2016-2018 гг. по мере стабилизации экономической ситуации и восстановления потребительской уверенности населения потребительский спрос будет поддерживать и умеренное восстановление потребительского кредитования. В то же время аудиторы Счетной палаты отмечают наличие определенных рисков в восстановлении потребительского кредитования в плановом периоде (особенно в 2016 г.) из-за ограниченных возможностей населения по обеспечению обслуживания и возврата кредитов в условиях прогнозируемого продолжения снижения реальной заработной платы, реальных располагаемых доходов населения и возможного увеличения ставок по потребительским и ипотечным кредитам в случае повышения инфляции сверх прогнозируемого уровня.
Министр финансов об оптимизации доходов и расходов бюджета
Но прогнозы прогнозами, а минувшей осенью в Государственной думе внимание было сосредоточено прежде всего на содержании главного финансового документа страны на 2016 г. И представляя его депутатам, министр финансов РФ А.Г. Силуанов остановился на ряде принципиальных моментов.
Прежде всего министр отметил, что правительство сделало все от него зависящее для увеличения доходной части федерального бюджета. В частности, по словам А.Г. Силуанова, правительство приняло решение об изъятии из нефтяного и газового секторов дополнительных ресурсов, в первую очередь связанных с теми доходами, которые были получены от девальвационного эффекта, т.е. от изменения курсовых соотношений российской валюты. Это обеспечивается сохранением на следующий год размера экспортных пошлин на прежнем уровне 42%, а не их снижением до 36%, как это было предусмотрено раньше налоговым маневром.
В бюджете также учли предложение по изменению изъятия из газовой отрасли, несколько увеличив НДПИ для экспортеров газа.
Все перечисленные выше изъятия из сырьевых секторов позволят привлечь дополнительно в казну более 300 млрд. руб.
Что важно? В следующем году мы меньше начинаем зависеть от нефтяных доходов. Они составят 7,7% ВВП, а ненефтегазовые доходы - 9,8%. И это хорошо, считает министр, что доходы от экономики, не связанные с конъюнктурой цен на мировых рынках, начинают превалировать в бюджете.
Что касается расходов, то по ним, сказал министр, основные серьезные решения были приняты уже в начале 2015 г. По сути, мы провели оптимизацию наших расходов, определили приоритеты в этих расходах, снизили их в целом на 10%. При этом по основным приоритетам были сохранены все наши ассигнования.
Судя по выступлениям в Государственной думе представителей правительства, такая политика продолжится и в 2016 г. Она предусматривает проведение четкой структуризации бюджетных расходов и концентрацию ресурсов исключительно на первоочередных обязательствах.
"Да, нам в следующем г. придется несколько изменить подходы к индексации социальных расходов, - сказал министр. - Мы предлагаем проиндексировать пенсии на 4 процента. Почему 4 процента? Потому что мы видим, что, во-первых, резко сократились доходы Пенсионного фонда, которые в расчете на одного пенсионера существенно ниже этого уровня индексации. И второе. 4 процента - это тот целевой показатель инфляции, к которому мы должны все стремиться. Чем меньше будет инфляция, тем больше в реальном выражении мы сможем обеспечить доходы наших граждан, доходы населения".
Общий объем бюджетных расходов в следующем году составляет 20,5% от ВВП. Эта величина существенно выше плана, который принимался на 2016 г. в рамках трехлетнего периода 2015-2017 гг. Министр напомнил, что в рамках текущего трехлетия на следующий г. планировалось через федеральный бюджет перераспределить 19,6% ВВП. Хотя доходная база федерального бюджета существенно уменьшилась. И государству, вполне понятно, в интересах выполнения своих обязательств приходится увеличивать дефицит бюджета.
"Но хочу напомнить, что это не самый главный показатель, - продолжал далее министр. - Мы должны стремиться к сокращению расходов как доли в процентном отношении к ВВП. Это даст нам толчок экономического роста.
Напомню, что до 2008 года уровень изъятий из экономики, который перераспределялся через федеральный бюджет, составлял около 15-16 процентов. И тогда мы росли темпом от 5 до 7 процентов в год. Так что вопрос перераспределительных процессов через федеральный бюджет, безусловно, влияет на ситуацию в экономике. Чем больше мы оставляем ресурсов у наших хозяйствующих субъектов, тем лучше они, эффективнее используются для обеспечения задач экономического роста".
Перейдя к изменениям по расходам, произошедшим в федеральном бюджете, министр остановился на вопросах финансового обеспечения наиболее важных социальных задач.
Что касается, в частности, расходов на образование, то в целом по консолидированному бюджету они растут и в следующем году составят 3148 млрд. руб.
Принципиально важно то, что правительство не отказывается от модернизации школьного образования. Хотя это довольно дорогой проект. На него предлагается в следующем году направить до 50 млрд. руб. за счет тех резервов, которые есть в федеральном бюджете.
Общий объем бюджетных расходов на здравоохранение также увеличивается и составит по консолидированному бюджету 2800 млрд. руб.
Какие задачи ставит правительство в этом направлении? Это прежде всего снижение смертности с 12,5 человека на тысячу населения до 12,3, увеличение продолжительности жизни с 72 лет до 72,6 года. Немаловажны также вопросы оказания высокотехнологичной медицинской помощи населению. В следующем году число больных, пользующихся ею, увеличится с 660 до 750 тысяч человек. На все это предусмотрены в бюджете необходимые ресурсы.
По информации министра, несмотря на ограниченность доходной части бюджета необходимые средства будут выделены и на решение всех других задач социального характера, включая поддержку культуры и кинематографии, обеспечение новыми квартирами граждан, проживающих в аварийном жилье.
В условиях жесткой экономии, по словам министра, правительством в следующем году будут приняты меры, направленные на повышение эффективности работы с бюджетными средствами. В частности, предусматривается взять на казначейское сопровождение все расходы, связанные с инвестиционными тратами в сумме более 100 млн. руб. Все они будут отслеживаться с точки зрения контроля за исполнением этих средств, с другой стороны эти средства будут находиться в бюджетной системе, и не станут использоваться, как сегодня это происходит зачастую, в виде авансов на счетах коммерческих банков.
"До 1 апреля предусматривается перевести в казначейство все те траты, которые были произведены в уставные капиталы, а также и фонды наших компаний, и которые не потрачены до настоящего времени, - сказал министр. - А до 1 июля следует определиться, нужны ли данные деньги для этих компаний или мы можем забрать их в федеральный бюджет.
Считаю, что это очень правильная мера. На наш взгляд, новые подходы существенно поднимут дисциплину наших получателей бюджетных средств и улучшат качество бюджетирования в целом".
В заключение своего выступления в Государственной думе по федеральному бюджету на 2016 г. А.Г. Силуанов отметил, что правительство ожидает, конечно, дефицитность бюджетов субъектов Российской Федерации, но она будет существенно меньше, чем за соответствующий период прошедшего года. Тем не менее, в следующем году предусмотрены дополнительные меры по улучшению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.
В частности, предусматривается увеличить дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности на 27 млрд. руб. Будут также выделены средства в виде компенсаций выпадающих доходов в сумме 54 млрд. руб. тем регионам, которые могут потерять свои доходы в результате налоговых новаций, связанных с изъятием дополнительных средств у нефтегазового сектора. Поэтому, на взгляд министра, общий объем поддержки достаточен для того, чтобы субъекты Российской Федерации чувствовали себя устойчиво в следующем году.
Кроме того, предполагается увеличить регионам объем бюджетных кредитов до уровня текущего года, т.е. до уровня 310 млрд. руб.
Похоже, время для чрезвычайных мер еще не пришло
Обсуждение концепции закона о федеральном бюджете России на 2016 г. проходило в Государственной думе в обстановке весьма острых дебатов. Среди депутатов трудно было найти таких, которые были бы в восторге от этой концепции. Но главное состояло в том, что в процессе дискуссии палата разделилась на тех, кто посчитал все-таки необходимым проголосовать за основные идеи предложенного правительством бюджета, и на их оппонентов. Как показало голосование, за концепцию высказалось несколько более половины состава палаты.
Что же побудило значительную часть депутатов Госдумы выступить против концепции бюджета?
Если обобщить основные претензии в отношении бюджета, высказанные парламентариями, то они сводились к следующему: главный финансовый документ закрепляет приоритет экспорта сырья, высокие риски для бизнеса, чрезмерную кредитную ставку, сжатие денежной массы, сокращение доходов населения.
Выступая на пленарном заседании, депутат Г.А. Зюганов обратил внимание палаты на то, что из 600 млрд. долл. золотовалютных резервов, которые страна имела еще недавно, в ходе кризиса уже истрачено 250 миллиардов.
"Вы же видите, - сказал он, - что все стало хуже. Потеряли еще один год. Если мы примем этот бюджет, потеряем не год, а еще примерно три. Все дело идет к мобилизационной экономике. Хотя возможность поправить эту ситуацию еще есть".
"Меня больше всего возмущает принцип формирования бюджета, - продолжал далее депутат. - Он носит сугубо колониальный характер: продаем сырье и обираем граждан. Если чего не достает, данью обкладываем детей, стариков, чернобыльцев, всех, кого только можно. Вообще это бессовестная политика".
На взгляд Г.А. Зюганова, подготовленный правительством федеральный бюджет подрывает единство страны и ее стабильность, чем мы в последнее время гордились и чего добивается президент. Но самое печальное - он гарантирует углубление раскола в обществе. По словам парламентария, 10% самых богатых людей России сосредоточили в своих руках почти 90% национальных богатств. Этого, как он утверждает, нет ни в одной стране Африки и Латинской Америки. "Такая позорная ситуация заканчивается всегда плохо. К тому же этот бюджет не учитывает ни новую расстановку сил на мировой арене, ни новые риски".
"Это бюджет не социального, а криминально-олигархического государства, - заявил депутат, - он антиконституционен по своей сути".
По словам Г.А. Зюганова, за год продали сырья, народного сырья, на 20 триллионов рублей. Но в бюджете оказалось только 8. Остальные 12 триллионов рублей, утверждает депутат, отданы олигархам. Если из этих 12 триллионов взять хотя бы 4, можно залатать все дыры в бюджете.
В связи с замечанием Г.А. Зюганова по поводу четырех триллионов рублей, которыми можно залатать все дыры в бюджете, можно отметить и еще одно обстоятельство, о котором нередко вспоминают в Государственной думе. Вот уже на протяжении многих лет представители парламентской оппозиции настойчиво рекомендуют руководству страны установить прогрессивную шкалу налогообложения доходов физических лиц и ввести государственную монополию на алкоголь. По их мнению, только этих двух мер хватило бы на кардинальное повышение доходной части федерального бюджета.
Собственно говоря, имея в виду именно это обстоятельство, многие депутаты выступали за увеличение финансирования здравоохранения, образования и в целом социальной сферы, за обеспечение финансами стратегии модернизации экономики и импортозамещения. И, похоже, именно на этом основании они упрекали правительство за неспособность обеспечить рост национальной экономики.
Как отметил при рассмотрении концепции главного финансового документа на 2016 г. депутат С.М. Катасонов, не надо представителям правительства говорить в парламенте о том, что они этот бюджет "с трудом сверстали, что он сбалансирован". "Мы хотим получить не документ бухгалтерский, который сверстан, а документ, который является документом роста экономики, роста ВВП, роста доходов населения. Вот какой документ нам нужен. Сегодня мы такого документа, к сожалению, не получили. И мы не видим, что в этом направлении идет какое-то движение.
Мы считаем, что нужно работать, а если не получается, надо менять правительство".
И тем не менее, несмотря на острейшую критику, прозвучавшую в Государственной думе в адрес бюджета и его разработчиков, палата все-таки приняла главный финансовый документ страны на 2016 г., подготовленный правительством.
Чем же, спрашивается, руководствовалось большинство законодателей?
По информации председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам А.М. Макарова, с содержанием бюджета, подготовленного правительством, была ознакомлена большая группа экспертов, в число которых входило немало известных ученых, придерживающихся самых разных взглядов. Оценивая бюджет, они высказали два ключевых мнения.
Первое. При сегодняшней ситуации в экономике, при всей критике прогноза, подготовленного правительством, более точного прогноза экономического развития добиться практически невозможно. И второе. Самое страшное в сегодняшней ситуации - это не принять бюджет. Дело в том, что риски экономические, политические, социальные, и какие угодно, станут гораздо сильнее, если бюджет не будет принят. По сути, непринятие бюджета означает провал всех наших позиций на мировых рынках.
По мнению А.М. Макарова, в сегодняшней ситуации мы должны придерживаться абсолютно консервативной политики с точки зрения тех обязательств, которые государство может на себя принять. Важно определить, на что в первую очередь должны направляться бюджетные средства.
"Коллеги, - обратился А.М. Макаров к депутатам, - какая сегодня цена на нефть? В бюджет она заложена по цене 50 долл. У нас очень часто говорят, что сейчас она 45. 45 - это Brent. По Urals, нашему основному сорту, сегодня цена 40,37 долл. за баррель. Поэтому давайте не будем себя обманывать. На сегодняшний день цена на нефть на 10 долл. меньше, чем та, которая заложена в прогнозе бюджета. И при этом почему-то у нас нет никаких численных объяснений тех факторов, которые на самом деле должны рассматриваться.
А это предстоящее изменение ставки ФРС США, и значит, изменение курса рубля, изменение цены на нефть. У нас нет никаких численных показателей по поводу того, как мы планируем действовать, если продолжится падение темпов роста в Китае. У нас нет никаких численных показателей по поводу того, что мы будем делать, когда иранская нефть выйдет на рынок. А возможность падения цены только за счет этого фактора превышает 10 долл.
Поэтому когда сегодня мы будем предлагать добавлять расходы, мы должны понимать, что есть реальность, которую, безусловно, надо учитывать".
Видимо, эти аргументы стали главными для депутатского большинства.
Впрочем парламентарии, видимо, учли и информацию, прозвучавшую в выступлении председателя Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству А.Г. Аксакова, который напомнил депутатам о том, что есть еще один вариант прогноза, который называется "целевым". Вариант основан на указе президента. По этому целевому прогнозу, кстати, предусмотрено, что ВВП должен вырасти на 2,3%, инвестиции - на 3%. Эти показатели в разы выше, чем те, которые заложены в базовом прогнозе, взятом за основу проекта бюджета.
На взгляд А.Г. Аксакова, правительству просто не хватило смелости для того, чтобы взять целевой вариант прогноза в основу при составлении бюджета. Но он надеется на то, что в ходе реализации бюджета, если появятся дополнительные доходы, они будут использованы на наиболее эффективные программы, которые принесут наибольшую добавленную стоимость, обеспечат мультипликативный эффект в экономике. Если мы этого по ходу исполнения бюджета не будем делать, то потеряем еще целый год. "Но я надеюсь, что бюджет 2016 года все-таки будет бюджетом развития и наконец-то мы сможем смело сказать своим избирателям, что меняем структуру экономики, а значит улучшаем их жизнь".
В голосовании по поводу принятия бюджета верх взяли, похоже, все-таки те, кто считает, что еще не пришло время для чрезвычайных мер.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "АУДИТОР"
Выпускается с 1994 года.
Издатель: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М"
Адрес: 127282, г. Москва, ул. Полярная, д. 31В, стр. 1
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-61681 от 07.05.2015