Какова максимальная продолжительность рабочей смены водителя трамвая? Должны ли предоставляться регламентируемые перерывы и перерывы для приема пищи в течение смены? С какого момента начинается смена (с момента выхода трамвая на линию, из депо или с момента прохождения предрейсового осмотра)? В какой момент смена заканчивается? Какими документами регламентируется режим труда и отдыха водителей трамвая?
Продолжительность рабочего дня (смены) водителя трамвая при пятидневной рабочей недели не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели - 7 часов. Если водителю трамвая установлен суммированный учет рабочего времени, то продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 10 часов, а по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом - 12 часов.
Водителям трамвая предоставляется, как минимум, один перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.
Если продолжительность ежедневной работы (смены) водителя трамвая - более 8 часов, то водителям могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут.
Время предоставления и конкретная продолжительность перерыва устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.
В случаях, когда по условиям работы предоставление перерыва невозможно, то работодатель обязан обеспечить водителю возможность отдыха и приема пищи в рабочее время.
Рабочее время водителя трамвая начинается с проведения его медицинского осмотра перед выездом на линию. Рабочее время водителя трамвая включает в себя периоды, перечисленные в Правовом обосновании.
Режим труда и отдых водителей трамвая регулируется Трудовым кодексом РФ и Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса (утв. приказом Минтранса России от 18.10.05 N 127).
Правовое обоснование:
В соответствии с п. 6 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса (утв. приказом Минтранса России от 18.10.05 N 127) для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов.
В силу п. 8 настоящего Положения при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов. Указанная продолжительность ежедневной работы (смены) водителей может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом.
Согласно п. 12 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса (утв. приказом Минтранса России от 18.10.05 N 127) водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут, как правило, в середине рабочего дня (смены).
При установлении графиком работы (сменности) продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителям могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут.
Время предоставления и конкретная продолжительность перерыва для отдыха и питания (общая продолжительность перерывов) устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации.
В случаях, когда по условиям производства предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить водителю возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации.
В силу п. 10-11 настоящего Положения рабочее время водителя состоит из следующих периодов:
а) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии;
б) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в трамвайное (троллейбусное) депо;
в) время управления трамваем (троллейбусом) на линии;
г) время стоянки в местах посадки и высадки пассажиров на остановочных пунктах и на конечных станциях;
д) время простоев трамваев (троллейбусов) на линии;
е) время нахождения водителя в резерве;
ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии простейших неисправностей подвижного состава.
Состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время (подпункт "б" пункта 10 настоящего Положения), и время проведения медицинского осмотра водителя (подпункт "а" пункта 10 настоящего Положения) устанавливаются работодателем с учетом мнения соответствующего выборного профсоюзного органа.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.