Комментарий к определению Верховного Суда Российской Федерации от 23.11.2015 N 304-КГ15-14441
В.И. Горюшина,
эксперт журнала "Оплата труда
в государственном (муниципальном) учреждении:
акты и комментарии для бухгалтера"
Журнал "Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтера", N 1, январь 2016 г., с. 48-51.
В Определении ВС РФ от 23.11.2015 N 304-КГ15-14441 был рассмотрен спор о начислении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на суммы:
- оплаты одному из родителей (опекуну, попечителю) выходных дней по уходу за детьми-инвалидами;
- оплаты стоимости проезда работников организации и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно;
- не принятых к зачету расходов, оплаченных по листкам нетрудоспособности.
Обращаем ваше внимание, что ВС РФ в очередной раз встал на сторону организации - плательщика страховых взносов.
Суммы оплаты одному из родителей (опекуну, попечителю) выходных дней по уходу за детьми-инвалидами. Что касается начисления страховых взносов на суммы оплаты одному из родителей (опекуну, попечителю) выходных дней по уходу за детьми- инвалидами, это первое решение ВС РФ, в котором арбитры встали на сторону организации - плательщика страховых взносов. Они указали, что данная оплата носит характер государственной поддержки, поскольку направлена на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, не является стимулирующей выплатой, вознаграждением, элементом оплаты труда и не подлежит включению в базу для начисления страховых взносов.
Аналогичные выводы содержатся в определениях ВС РФ от 23.01.2015 N 306-КГ14-7168, от 03.08.2015 N 306-КГ15-8277, а также в Постановлении Президиума ВАС РФ от 08.06.2010 N 1798/10.
Однако заметим, что комментируемое и аналогичные определения были изданы в период с 01.01.2015. С указанной даты действуют изменения, внесенные Законом N 468-ФЗ*(1) в ч. 17 ст. 37 Закона N 212-ФЗ*(2), согласно которым финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со ст. 262 ТК РФ, включая начисленные страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету ФСС. Следовательно, с 01.01.2015 организации должны начислять страховые взносы на данные выплаты и принимать их к зачету.
Суммы оплаты стоимости проезда работников организации и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно. Данные суммы также не подлежат обложению страховыми взносами, поскольку носят компенсационный характер. Эти выплаты производятся на основании ст. 325 ТК РФ и Постановления 455*(3), то есть, как указали судьи, они связаны с добровольным принятием организацией бремени государственной функции по обеспечению соответствующих преимуществ для лиц, работающих и проживающих в экстремальных природно-климатических условиях Севера, в целях выполнения общенациональной задачи по освоению и удержанию Россией северных земель.
В определениях ВС РФ от 09.09.2015 N 304-КГ-10343, от 22.09.2015 N 304-КГ15-10924 арбитры также придерживаются мнения, что суммы оплаты стоимости проезда работников организации и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно не подлежат обложению страховыми взносами во внебюджетные фонды, поскольку данные выплаты не являются оплатой труда работников, носят систематический характер, не зависят от трудового вклада работников, сложности, количества и качества выполняемой ими работы, а также не исчисляются исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок и не зависят от трудового стажа.
Суммы не принятых к зачету расходов, оплаченных по листкам нетрудоспособности. Обращаем ваше внимание, что спор о начислении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на данные суммы впервые дошел до ВС РФ. Ранее были изданы постановления АС ЗСО от 10.10.2014 N А27-2092/2014, от 25.02.2015 N А27-4345/2014, в которых арбитры сделали вывод, что суммы не принятых к зачету расходов на выплату страхового обеспечения на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не могут свидетельствовать о занижении базы для уплаты страховых взносов, поскольку такие выплаты не могут быть автоматически квалифицированы в качестве выплат в пользу работников в рамках трудовых отношений, соответственно, на них не подлежат начислению страховые взносы по всем видам страхового обеспечения.
Аналогичные выводы были сделаны в комментируемом определении ВС РФ.
Кроме того, арбитры указали, что ссылка сотрудников ФСС на позицию Минздравсоцразвития, изложенную в Письме от 30.08.2011 N 3035-19, не принимается во внимание, так как данное письмо носит информационный характер, арбитражные суды, рассматривающие споры соответствующей категории, не связаны положениями этого письма, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 13 АПК РФ подобные письма не входят в круг нормативных правовых актов, применяемых при рассмотрении дел. С учетом данной логики Письмо Минтруда РФ от 03.09.2014 N 17-3/ООГ-732, в котором сказано, что суммы начисленных работнику выплат, не принятых к зачету территориальным органом ФСС по результатам проверки правильности расходования средств на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежат обложению страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды в соответствии с Законом 212-ФЗ на общих основаниях, также носит лишь информационный характер.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 29.12.2014 N 468-ФЗ "О внесении изменений в статью 57 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и статью 37 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
*(2) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
*(3) Постановление Правительства РФ от 12.06.2008 N 455 "О порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"