Организацией первичная декларация по НДС за III квартал 2015 г. была сдана нулевой (по техническим причинам) 25.10.2015. Первая уточненная декларация была сдана 26.10.2015, но оказалось, что не был прикреплен раздел 8 "Сведения из книги покупок об операциях, отражаемых за истекший налоговый период" декларации по НДС, НДС не уплачен. Вторая и третья уточненные декларации были сданы с теми же ошибками. Четвертая уточненная декларация была сдана правильно 25.11.2015, НДС уплачен.
1. Может ли налоговая инспекция задавать вопросы в отношении первичной декларации, вторичной и т.д., или в отношении данных деклараций вопросы отпадают, т.к. сдана четвертая уточненная декларации и все необходимые пояснения организация должна давать по ней?
2. Какие санкции будут применены к организации в такой ситуации?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации прекращается, что предполагает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации. В отношении последней из сданных уточненных деклараций налогоплательщик по требованию налогового органа представляет необходимые пояснения.
Налогоплательщик может быть привлечен к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, в связи с неуплатой НДС, "дозаявленного" к уплате в уточненной налоговой декларации за III квартал 2015 года. В случае привлечения его к ответственности сумма штрафа будет определяться исходя из суммы НДС, "дозаявленной" к уплате в последней из сданных уточненной налоговой декларации за III квартал 2015 года, но не перечисленной в бюджет.
Обоснование позиции:
1. Согласно п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном ст. 81 НК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится уполномоченным должностным лицом налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации, если НК РФ не предусмотрены иные сроки. Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. При проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему РФ, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом), налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие изменение соответствующих показателей налоговой декларации (п. 3 ст. 88 НК РФ).
Пунктом 9.1 ст. 88 НК РФ предусмотрено: если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной декларации. Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации. При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.
Тем самым полагаем, что, предоставляя уточненную налоговую декларацию с увеличенной по сравнению с исходной отчетностью суммой налога, налогоплательщик может в сопроводительном письме (в свободной форме) указать на обнаруженную собственную ошибку и не обязан обосновывать изменение им соответствующих показателей налоговой декларации.
В отношении последней из сданных уточненных деклараций налогоплательщик по требованию налогового органа представляет необходимые пояснения.
2. Пункт 1 ст. 122 НК РФ предусматривает ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) в виде штрафа в размере 20% неуплаченной суммы налога (сбора).
Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган до истечения срока подачи налоговой декларации, она считается поданной в день подачи уточненной налоговой декларации (п. 2 ст. 81 НК РФ). В свою очередь, в силу пп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ, если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.
Задолженность по налогу, доначисленному по уточненной декларации, возникает не в момент подачи уточненной декларации, а в момент наступления срока уплаты налога за соответствующий период (ст. 174 НК РФ), то есть "задним числом".
Таким образом, во избежание ответственности организация должна была до представления в налоговый орган уточненной декларации по НДС уплатить недостающую сумму НДС (сроки уплаты по которым уже прошли) и соответствующую сумму пеней.
С 01.01.2015 уплата НДС по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп.пп. 1-3 п. 1 ст. 146 НК РФ, на территории РФ производится по итогам каждого налогового периода (квартала - ст. 163 НК РФ) исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 НК РФ (п. 1 ст. 174 НК РФ, пп. "а" п. 7 ст. 2, ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.11.2014 N 382-ФЗ). Руководствоваться данным порядком налогоплательщикам следовало с уплаты НДС за IV квартал 2014 года (смотрите, например, письмо Минфина России от 29.12.2014 N 03-07-11/68108).
С учетом позиции, выраженной Минфином России в письме от 07.11.2013 N 03-01-13/01/47571, при решении вопроса о привлечении налогоплательщика к ответственности на основании норм ст. 122 НК РФ целесообразно учитывать, в частности, позицию Президиума ВАС РФ, выраженную в постановлении от 30.07.2013 N 57 (далее - Постановление N 57). Так, согласно п. 19 Постановления N 57 бездействие налогоплательщика, выразившееся исключительно в неперечислении в бюджет указанной в налоговой декларации или налоговом уведомлении суммы налога, не образует состав правонарушения, установленного ст. 122 НК РФ, что исключает привлечение его к ответственности на основании норм данной статьи (пп. 1 п. 1 ст. 109 НК РФ, дополнительно смотрите постановления Арбитражного суда Уральского округа от 07.10.2014 N Ф09-6345/14 по делу N А76-3815/2014, ФАС Северо-Западного округа от 21.01.2014 N Ф07-9213/13 по делу N А05-1380/2013). В связи с этим, выявив в ходе проверки занижение налогоплательщиком налоговой базы или неправильное исчисление налога, налоговый орган должен определить, привело ли это нарушение к неуплате (неполной уплате) налога (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.09.2012 N Ф02-4272/11).
Наряду с этим Президиум ВАС РФ указал, что в силу ст. 122 НК РФ занижение налоговой базы, иное неправильное исчисление налога или другие неправомерные действия (бездействия) налогоплательщика образуют состав предусмотренного данной нормой правонарушения лишь в том случае, если такие действия (бездействия) привели к неуплате или неполной уплате сумм налога, то есть к возникновению задолженности по этому налогу (п. 20 Постановления N 57). Таким образом, необходимым условием для привлечения налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ является наличие недоимки по налогу (постановление ФАС Московского округа от 25.12.2012 N Ф05-14892/12).
Поскольку организация несвоевременно перечислила в бюджет НДС, "дозаявленный" к уплате в уточненной налоговой декларации, до ее представления в налоговый орган, она не может претендовать на освобождение от привлечения к ответственности по ст. 122 НК РФ на основании положений ст. 81 НК РФ.
Таким образом, на наш взгляд, организация в рассматриваемой ситуации может быть привлечена к ответственности за неполную уплату НДС за III квартал 2015 года на основании ст. 122 НК РФ, но только в связи с неуплатой НДС, "дозаявленного" к уплате в уточненной налоговой декларации за указанный налоговый период. Соответственно, в случае привлечения организации к ответственности сумма штрафа будет определяться исходя из суммы НДС, "дозаявленной" к уплате в уточненной налоговой декларации за III квартал 2015 года.
Подтверждают данную точку зрения разъяснения специалистов финансового ведомства, представленные с учетом п.п. 19, 20 Постановления N 57: исчисленная, но не уплаченная ранее сумма налога не влияет на базу для расчета налоговой санкции, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ при представлении налоговой декларации к доплате. При таких обстоятельствах вопрос о привлечении к налоговой ответственности по ст. 122 НК РФ рассматривается в отношении не исчисленной ранее суммы налога (письмо ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692).
Субъективная сторона налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 122 НК РФ, может выражаться как в форме неосторожности, так и в форме умысла.
В зависимости от формы вины устанавливается размер санкции, который составляет:
- 20% от неуплаченной суммы налога (сбора) в случае совершения правонарушения по неосторожности (п. 1 ст. 122 НК РФ);
- 40% от неуплаченной суммы налога (сбора) в случае совершения правонарушения умышленно (п. 3 ст. 122 НК РФ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Горностаев Вячеслав
12 января 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.