...Плюс интернетизация всей страны
Я.Ю. Королева,
эксперт журнала "Руководитель бюджетной организации"
Журнал "Руководитель бюджетной организации", N 1, январь 2016 г., с. 42-48.
Узнаем, как развитие Интернета будет способствовать внедрению информационных технологий в социальные сферы, на примере самой "информатизируемой" сегодня области - медицины. Некоторые детали здесь специфичны, но большинство можно применить и в других социальных структурах.
С развитием интернет-технологий увеличилось количество доступной статистической и аналитической информации. У общества возникла потребность эту информацию систематизировать, то есть собрать и обработать, а также получить к ней удобный доступ. Удобство работы с информацией и обеспечение ее получения в полном объеме станут основой современных тенденций развития экономики, общества, что позволит сделать более точные прогнозы.
Еще один плюс Интернета: он стер временные и пространственные различия между пользователями. Вот почему внутри Глобальной сети активно формируются площадки для обсуждений, в том числе отраслевых, законодательных и иных инициатив. Органы власти тоже активно присутствуют во Всемирной паутине - имеют официальные сайты, транслируют через Сеть свое мнение.
Что такое Институт развития Интернета?
В Интернете есть все. Кроме одного. В нем нет системности. Вот уж поистине всемирная паутина, в которой несложно запутаться. Поэтому в 2014 году Администрация Президента РФ поддержала идею о создании Института развития Интернета (ИРИ) - организации, представляющей интересы интернет-сообщества всей отрасли. В 2015 году уже были определены формат, цели и задачи ИРИ, направления его деятельности.
Основные направления деятельности ИРИ:
выработка перечня национальных интересов;
создание и реализация стратегических исследовательских программ, публичные и закрытые исследования в интересах общества, государства и бизнеса;
экспертная и нормотворческая деятельность.
Интернет в области здравоохранения
Рассмотрим возможности работы организаций здравоохранения с российским сегментом Интернета.
Взаимодействие с гражданами
Более десяти лет Интернет успешно используется для оказания услуг различным категориям граждан. Дальше всех продвинулись в этом направлении коммерческие структуры, получающие с помощью Всемирной сети все больше клиентов. Относительно недавно на "протоптанную дорожку" виртуальной реальности ступили госструктуры и бюджетные организации, тем самым сформировав пространство для работы со своим контингентом.
Предполагается, что деятельность ИРИ в области медицины оптимизирует поиск решений при необходимости получения медпомощи, что особенно актуально, когда нужна экстренная специализированная помощь. Возможно усовершенствование и процедуры вызова врача на дом - зачастую от его оперативности зависят здоровье и жизнь человека. Здесь может быть взят на вооружение уже проверенный опыт "Яндекс-такси" - обращение к ближайшему свободному специалисту.
Интернет-ресурсы полезны и в поиске оптимального решения при предоставлении плановой медпомощи (первичной, специализированной, высокотехнологичной). Уже сейчас грамотный пользователь Сети может быстро получить разъяснения касательно порядка госпитализации, записаться на прием к врачу, определить, какая медицинская услуга является бесплатной. Деятельность ИРИ упростит поиск информации.
Немало вопросов возникает у гражданина, оформляющего различные справки и освидетельствования (водительские права, разрешение на оружие, результаты медосмотра при приеме на работу и т.д.): куда и когда обратиться, какие документы предоставить, сколько все это стоит? Единая база данных, правила предоставления документов и другие систематизированные информационные ресурсы быстро подскажут ответы.
Все больше пользователей изучают информацию в Сети при выборе платных медицинских услуг или медорганизации и прикреплении к ней по программе ОМС, ДМС. При помощи удаленного доступа можно записаться к врачу, в том числе через портал "Госуслуги". В связи с этим предполагается дальнейшее расширение онлайн-возможностей пациентов.
Интернет также помогает гражданам, в том числе посредством соцсетей, получать актуальную информацию или извещения о плановых медосмотрах, диспансеризации, здоровом образе жизни. В СМИ появились сведения о создании сервиса, который поможет работникам поликлиник установить персональные взаимоотношения с пациентами, нуждающимися в постоянном наблюдении. Компьютерная программа напомнит врачам о необходимости контроля за подопечными, которым следует принять лекарство или сдать анализы.
Развитие телемедицины
Телемедицина - достаточно новое направление, объединяющее медицину, телекоммуникации и информационные технологии. Согласно законопроекту, подготовленному экспертами Фонда развития интернет-инициатив при участии комиссии по развитию информационного общества Совета Федерации и Минздрава, это услуга, оказываемая в форме отсроченных консультаций, консультаций в реальном времени, дистанционного контроля за физиологическими параметрами организма пациента, дистанционного проведения диагностических и лечебных манипуляций, медицинских видеоконференций, телеконсилиумов, телесеминаров, телелекций и иных формах, оказываемых с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
Телемедицина помогает предоставлять оперативную, высококвалифицированную помощь пациенту независимо от расстояния, снижает стоимость данной помощи. Так, видеоконсультация московского специалиста пациенту из Якутии в 40 раз дешевле поездки в Москву к тому же специалисту (если не учитывать медицинское сопровождение). В Интернете можно не только связаться с нужным экспертом, но и передать практически всю информацию, необходимую для квалифицированного заключения (рентгенограммы, компьютерные томограммы, снимки УЗИ, выписки из истории болезни и т.д.).
Онлайн-сотрудничество с более опытными коллегами способствует повышению профессионализма врачей, работающих в небольших населенных пунктах. Кстати, для москвичей уже разрабатывается специальный сервис видеосвязи, который позволит проводить онлайн обсуждения вопросов медицины, но защитит от постороннего доступа данные, составляющие врачебную тайну. С развитием телемедицины такая связь станет доступна всем специалистам.
Дистанционное консультирование, в том числе консилиумы (и очные - видео-трансляции, и интернет-переписки различных форм), становится все более востребованным. Оно может касаться плановой диспансеризации или осмотра, постановки окончательного диагноза, расшифровки анализов, видеоизображений, других документов, применения медтехнологий и т.д. Так, в Сокольниках в территориальных центрах социальной защиты уже запущен пилотный проект консультирования москвичей по Skype. Если проект окажется успешным, опыт возьмут на вооружение и другие медучреждения столицы.
С использованием Интернета можно осуществить и дистанционный мониторинг состояния здоровья человека. Необходимым условием для видеоконсультаций и мониторинга является наличие качественных каналов связи. Например, для видеоконференций сегодня можно использовать практически любые цифровые каналы связи с достаточно широкой полосой пропускания.
В соответствии с законопроектом услуги, предоставляемые дистанционно (амбулаторно, в стационаре, в дневном стационаре, а также вне медицинской организации), могут оплачиваться из средств ОМС. Документ призван регулировать деятельность и ответственность фельдшеров, акушеров и других медработников со средним медицинским образованием, терапевтов, педиатров, врачей общей практики, врачей-специалистов, включая работников медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, помощь. Для получения дистанционных услуг пациент должен будет дать свое согласие в электронной форме, заверенное электронной подписью.
К телемедицине некоторые эксперты относят и возможность приобретения лекарственных препаратов в интернет-аптеках, в частности с использованием электронных рецептов. В качестве примера назовем проект "Аптека.ру" (apteka.ru): заказанные на данном сайте товары стоят ниже тех, что лежат на прилавках, и быстро доставляются в ближайшую аптеку, где клиент их выкупает, представляя при необходимости рецепт.
Оптимизация информации
Одна из главных задач ИРИ - обеспечение полноценного обмена информацией между организациями, в том числе медицинскими. Для этого требуется прежде всего разработать национальные стандарты обмена медицинскими сведениями, обеспечить их персонифицированные хранилища, ввести персональные электронные медицинские карты. Системная обработка и анализ информации позволят отладить в режиме реального времени мониторинг ситуации в области здравоохранения и эпидемиологии.
Оценка и контроль качества предоставления медпомощи
Удовлетворенность оказанными услугами - один из весомых критериев оценки работы медорганизации*(1), влияющий на объем ее финансирования. Но в условиях растущей конкуренции на рынке платных услуг медучреждениям необходимо получать обратную связь от пациентов.
Анкетирование помогает в решении следующих задач: выявление зон неэффективности в качестве медпомощи, оказываемой отделениями, специалистами; определение структуры и удельного веса тех или иных проблем (грубое и невнимательное отношение к пациенту, снижение доступности каких-либо исследований, процедур и т.д.); обнаружение недостатков в процедуре оказания медпомощи (неправильное распределение потоков пациентов, неудобное время приема, проблемы с выбором врача и т.п.); оценка последствий внедрения новых организационных решений в деятельность учреждения или отделения; принятие адекватных мер по устранению выявленных недостатков и привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушения; разработка профилактических мер по повышению качества, доступности и безопасности медпомощи.
Поэтому во Всемирной сети создается ресурс ведения экспертных анкет, заполняемых пациентами, и рейтингования организаций и специалистов по результатам обработки данных анкет.
Планируется продолжить налаживание электронного взаимодействия и с надзорными органами.
Дистанционное образование
Введение с 01.01.2016 системы аккредитации медработников*(2) предполагает переход на непрерывное медицинское образование. Возможности Интернета позволят реализовать и эту задачу.
Создание электронных образовательных курсов, программ дистанционного обучения и повышения квалификации в области медицины и фармацевтики, механизма дистанционного экзамена, в том числе с применением тренажеров, - одна из задач ИРИ.
Для специалистов также может быть разработана система группового общения на профессиональную тематику.
А обеспечение доступа к государственной электронной библиотеке, содержащей, в частности, медицинские публикации, справочники лекарственных средств и заболеваний, стандарты оказания медпомощи, протоколы лечения и другую нормативно-справочную информацию, существенно облегчит работу врачей и фармацевтов.
Система интернет-взаимодействия уже сейчас способна предоставить возможность просмотра в реальном времени хода операций как в медучреждениях России, так и в ведущих медицинских центрах мира, обеспечить виртуальное присутствие российских слушателей на лекциях светил отечественной и международной медицины. В дальнейшем возможности системы расширятся.
В качестве одной из задач ИРИ названо формирование библиотеки экспертных медицинских систем, обеспечивающих автоматизацию процедуры поддержки и принятия врачебных решений на платформе формализованных баз знаний и прецедентной информации.
Поддержка научных исследований
Удобство получения информации и база для разработки совместных проектов - это основные возможности, которые Интернет дал научному сообществу. Так, при помощи современных интеллектуальных систем (Semantic Web) можно обеспечить технологии поиска, интеграции, обработки медицинских сведений о пациенте из разных ресурсов.
Распределенные семантические хранилища, созданные различными структурами (органами управления здравоохранением, медучреждениями, научно-исследовательскими центрами, профессиональными сообществами, вузами и т.д.), будут систематизированы на основе единых стандартов.
Запланирован ряд совместных проектов по организации межгосударственного электронного пространства медицинских данных, систематизации, каталогизации и классификации знаний всех видов и, конечно, обеспечению удобного доступа к этим базам.
Среди мер по поддержке научных исследований назовем создание площадки для публикации научных результатов, информационное взаимодействие с организациями, помогающими в продвижении научных исследований (технологическая платформа "Медицина будущего", портал "Медицинская наука" и т.п.), разработку экспертных систем и профессиональных порталов общения исследователей, мониторинг управления публикационной активностью.
План действий
Для реализации перечисленных выше задач ИРИ совместно с другими участниками интернет-сообщества планирует предпринять следующие действия:
1. Сформировать экспертный совет по развитию российского сегмента Интернета в сфере здравоохранения, разработать и утвердить "дорожную карту".
2. Поспособствовать модернизации законодательного и нормативного обеспечения.
3. Создать публичный перечень информационных онлайн-ресурсов.
4. Начать открытый публичный сбор проектов в долгосрочную программу развития "интернетизации" здравоохранения.
* * *
Пример внедрения в здравоохранение различных интернет-ресурсов показателен. Развитие Всемирной сети в той или иной степени коснулось уже всех социальных сфер, и это только начало. Так что руководитель организации должен проанализировать тренд, оценить предстоящие задачи, трудности и выявить возможные выгоды.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Приложение 1 к Показателям, характеризующим общие критерии оценки качества оказания услуг медицинскими организациями, утв. Приказом Минздрава РФ от 28.11.2014 N 787н.
*(2) См. статью С.Н. Степанова "Переход на систему аккредитации медработников", N 10, 2015.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"