О формировании ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг и работ
С.Н. Степанов,
эксперт журнала "Руководитель бюджетной организации"
Журнал "Руководитель бюджетной организации", N 1, январь 2016 г., с. 49-56.
Госзадание для федеральных, муниципальных учреждений и учреждений субъектов РФ формируется в соответствии с ведомственным перечнем государственных (муниципальных) услуг (работ), оказываемых (выполняемых) этими учреждениями в качестве основных видов деятельности*(1). Если работы (услуги), выполняемой (оказываемой) учреждением, нет в ведомственном перечне, госзадание на ее выполнение не будет финансироваться. Рассмотрим некоторые вопросы, возникающие при формировании и ведении ведомственных перечней*(2).
Ведомственный перечень составляется на основе базовых (отраслевых) перечней (далее - базовые перечни). Базовые перечни утверждаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, а ведомственные - главными распорядителями средств бюджета либо учредителями*(3).
Общие вопросы
Какие основные документы регламентируют процесс формирования и ведения ведомственного перечня?
Процесс формирования и ведения ведомственного перечня регламентируется следующими нормативными правовыми документами:
1. Постановление Правительства РФ от 26.02.2014 N 151 (далее - Постановление N 151), регламентирующее:
- формирование и ведение базовых перечней;
- формирование, ведение и утверждение ведомственных перечней государственных услуг и работ, оказываемых и выполняемых федеральными госучреждениями;
- общие требования к формированию, ведению и утверждению ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых и выполняемых государственными учреждениями субъектов РФ (муниципальными учреждениями).
2. Приказ Минфина РФ от 29.12.2014 N 175н, регламентирующий порядок формирования (изменения) реестровых записей при составлении, ведении и утверждении ведомственных перечней государственных услуг и работ, оказываемых и выполняемых федеральными государственными учреждениями, включая правила составления информации и документов для включения в реестровую запись, структуры уникального номера реестровой записи.
3. Приказ Минфина РФ от 29.12.2014 N 174н, утверждающий правила формирования (изменения) реестровых записей при составлении и ведении ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых и выполняемых государственными учреждениями субъектов РФ (муниципальными учреждениями), и структуры их уникального номера, в том числе правила составления информации и документов для включения в указанные реестровые записи.
Как формируется ведомственный перечень?
Ведомственные перечни формирует орган-учредитель. Процедура состоит из следующих этапов:
1. Формирование информации об учредителе.
2. Формирование информации о подведомственной сети учредителя (формуляр справочника "Настройка подведомственной сети").
3. Формирование информации об НПА учредителя.
4. Формирование проектов реестровых записей ведомственного перечня на основании реестровых записей базовых перечней.
5. Внутриведомственное согласование и утверждение проектов реестровых записей ведомственного перечня.
6. Автоматическое формирование реестра записей ведомственного перечня.
7. Формирование документальной версии ведомственного перечня.
Создание ведомственных перечней
Администрация муниципального района осуществляет функции и полномочия учредителя в отрасли образования. Осуществление полномочий учредителя передано управлению (отделу) образования района. Может ли в таком случае управление (отдел) образования формировать (вести) ведомственные перечни в "Электронном бюджете"*(4)?
Управление (отдел) образования может формировать (вести) ведомственный перечень в системе "Электронный бюджет", если одновременно выполняются три условия:
1) управление (отдел) образования является юридическим лицом;
2) районная администрация передала управлению полномочия учредителя;
3) передача полномочий состоялась в установленном порядке.
Для услуги в базовом перечне предусмотрено несколько показателей объема и качества. Можно ли выбрать не все?
В ведомственный перечень не обязательно включать все показатели качества из базового перечня - следует выбрать только необходимые. Кроме того, при формировании ведомственного перечня допускается дополнять показатели качества услуг и работ.
В базовом перечне указано несколько категорий потребителей определенной услуги (работы). Можно ли при формировании ведомственного перечня выбрать не все?
Только те категории потребителей, которым будут оказываться услуги (в интересах которых будут выполняться работы), должны быть включены в ведомственный перечень.
Что делать, если требуется детализировать группы потребителей (например, по категориям инвалидов)?
Если в группе потребителей требуется предусмотреть разные нормативные затраты, предложения в части детализации группы потребителей могут быть рассмотрены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Для этого нужно в установленном порядке направить соответствующие предложения о внесении изменений в базовый перечень.
Возможно ли включение услуг и работ из нескольких базовых перечней в один ведомственный перечень?
Да, такое возможно. Учреждение вправе оказывать услуги или работы, включенные в различные базовые перечни. А ведомственный перечень должен содержать все услуги и работы, оказываемые учреждениями, подведомственными соответствующему органу государственной власти (местного самоуправления), на оказание и выполнение которых формируется государственное (муниципальное) задание согласно основным видам деятельности учреждения. При этом в ведомственный перечень можно включать услуги и работы из нескольких базовых перечней*(5).
По какому принципу выполняемые учреждением функции относятся к работе или услуге?
Работа - фактор производства, направленный на удовлетворение материальных потребностей и нужд человека как такового. Услуга - целенаправленное действие, цель которого - удовлетворение потребностей получателя услуги.
Работа - деятельность учреждения в интересах неопределенного количества лиц или общества в целом, услуга - деятельность в интересах определенного лица. Для услуг, как правило, существует стандарт или разработаны унифицированные требования к их оказанию. Для работ единица измерения объема может быть установлена, но не является обязательной, услуги же всегда измеряются в конкретных единицах (например, количество обслуженных лиц, количество выданных книг).
Услуга направлена на конкретного потребителя, следовательно, она типична и подлежит нормированию: она может быть оказана нескольким потребителям, но стоимость ее единицы не изменится. Стоимость работ, как правило, рассчитывается индивидуально и зависит от себестоимости видов затрат (заработная плата, приобретение материальных запасов, климатические условия, срочность и т.д.).
Признак | Работа | Услуга |
В чьих интересах осуществляется деятельность | Неопределенное количество лиц или общество | Конкретный получатель |
Результат | Появление новых объектов | Оригинальный продукт не создается |
Итог | Материальное благо | Как правило, нематериальное благо |
Стоимость | Зависит от различных факторов, рассчитывается индивидуально | Неизменна |
Требования, стандарты | Не обязательны | Существуют |
Единица измерения объема | Не обязательна | Обязательна |
Нужен ли для создания ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг и работ сформированный в отношении соответствующих учреждений реестр участников бюджетного процесса и юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса?
Реестр будет необходим только с 01.02.2016. До указанной даты в целях формирования уникального номера реестровой записи используются идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет в налоговом органе, присвоенные учредителю*(6).
Почему базовые перечни в "Электронном бюджете" (www.budget.gov.ru) отличаются от базовых перечней на сайте bus.gov.ru? Например, в базовом перечне на сайте bus.gov.ru в июле 2015 года появилась работа по производству и распространению радиопрограмм, а в базовом перечне "Электронного бюджета" данной работы нет.
Минфин обращает внимание, что работы по уточнению базовых перечней продолжаются и в ближайшее время актуализированные базовые перечни будут опубликованы в новой редакции на bus.gov.ru. В Письме от 27.11.2015 N 21-03-05/69028 Минфин указывает, что проекты реестровых записей ведомственных перечней, ранее сформированные на основе реестровых записей утвержденных базовых перечней, в которые были внесены изменения, отмечены на едином портале бюджетной системы РФ www.budget.gov.ru знаком "!". При формировании новой версии реестровой записи базового перечня эта отметка снимается. Утвержденные ведомственные перечни размещаются в Интернете в соответствии с Порядком, установленным Приказом Минфина РФ от 17.12.2014 N 152н.
Внесение изменений в ведомственные перечни
Ответственный за ведение базового перечня не считает необходимым вносить в него изменения согласно направленным предложениям. Что делать в этом случае и куда обращаться?
Федеральные органы исполнительной власти, ведущие базовые перечни, в обязательном порядке должны рассматривать все поступающие предложения по внесению изменений. После рассмотрения в случае одобрения такие предложения направляются на согласование в Минфин. Если ведущий отказывается внести соответствующие изменения, предложения могут быть направлены на рассмотрение в Минфин. Министерство, в свою очередь, направит уполномоченному федеральному органу исполнительной власти свою позицию о целесообразности внесения изменений в базовый перечень.
Установлены ли сроки обработки заявок на внесение изменений в базовые (ведомственные) перечни?
Сроки обработки заявок на внесение изменений в базовые (ведомственные) перечни регламентированы Постановлением N 151. Предложения рассматриваются в течение пяти дней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным вести базовый перечень. Если решение о включении услуг (работ) в базовый перечень принято, реестровые записи направляются на согласование в Минфин. Министерство рассматривает предложение в течение десяти дней.
/----------------------------------\ /-------------------------\
| Рассмотрение предложения | | Рассмотрение принятого |
| ответственным за ведение перечня | | предложения Минфином |
\----------------------------------/ \-------------------------/
/---------------------------------------------------------------------------\
| 5 дней | 10 дней |
|-------------------------+-------------------------------------------------+
|----------------------\ |---------------------\ /------------------------|
|Предложение о внесении| | Принятие или | | Окончательное принятие |
| изменений в базовый | | отклонение | | или отклонение |
| (ведомственный) | | предложения | | предложения |
| перечень | | | | |
\----------------------/ \---------------------/ \------------------------/
В связи с переходом на ОКВЭД 2 необходимо ли обеспечивать соответствие кодов ОКВЭД, указанных в учредительных документах учреждений, кодам ОКВЭД услуг и работ, указанных в базовых и ведомственных перечнях?
Контроль соответствия кодов ОКВЭД, указанных в учредительных документах, кодам ОКВЭД услуг и работ, указанных в базовых и ведомственных перечнях, не осуществляется при формировании государственных и муниципальных заданий на 2016 год и плановый период.
Можно ли вносить предложения об изменении (дополнении) ОКВЭД, ОКПД, видов учреждений для корректировки базового перечня?
Предложения об изменении (дополнении) ОКВЭД, ОКПД, видов учреждений рассматриваются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, если они направлены в установленном порядке.
Возможно ли формирование предложения о детализации работ, содержащихся в базовых перечнях государственных и муниципальных услуг и работ?
Услуги и работы включаются в ведомственные перечни и государственные (муниципальные) задания в полном соответствии с базовыми перечнями. Допускается дополнительно указывать информацию о показателях качества услуг и работ при формировании ведомственного перечня. Таким образом, дополнительная детализация самих услуг и работ в ведомственных перечнях и государственном (муниципальном) задании не допускается. Детализировать можно только показатели качества, а объем, получателей, другие критерии уточнять не допускается.
При этом на федеральном уровне форма государственного задания*(7) предусматривает возможность указания описания для работ. Аналогичную возможность органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе установить в своих порядках формирования государственного (муниципального) задания.
Вносятся ли изменения в ведомственный перечень при реорганизации (ликвидации) учреждения?
При реорганизации (ликвидации) учреждения в ведомственный перечень вносятся соответствующие изменения органом, ответственным за ведение ведомственного перечня.
Что будет с перечнем и подведомственной сетью учредителя при его реорганизации (ликвидации)?
При реорганизации (ликвидации) учредителя согласно порядку, установленному гражданским законодательством, обязательно указывается информация о правопреемственности. Учреждение "передается" новому органу, который будет выполнять функции учредителя. Новый орган-учредитель должен сформировать (внести изменения) в ведомственный перечень услуг и работ, которые оказывает и выполняет переданное ему учреждение.
Должны ли федеральные органы исполнительной власти осуществлять информирование об изменении базового перечня?
По сообщению Минфина, в системе "Электронный бюджет" будет реализовано информирование пользователей об изменении реестровой записи в базовом перечне. О готовности указанного функционала будет сообщено дополнительно.
Планируется ли обучение субъектов РФ и муниципальных образований работе в информационной системе "Электронный бюджет" в части формирования ведомственных перечней и заявок о внесении изменений в базовые перечни?
Минфин сообщает, что дополнительное обучение по указанным направлениям организовано будет. О сроках его проведения проинформируют дополнительно.
На сайте Федерального казначейства*(8) размещены методические материалы, содержащие ответы на многие вопросы, возникающие при составлении ведомственных перечней, а также методическое руководство по их формированию.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Пункт 3 ст. 69.2 БК РФ.
*(2) Материал подготовлен на основе ответов Минфина, размещенных на сайте http://www.minfin.ru/ru, а также методических рекомендаций, размещенных на сайте Федерального казначейства http://www.roskazna.ru.
*(3) Например, Ведомственный перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении Минздрава РФ федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности, утв. Приказом Минздрава РФ от 31.12.2014 N 970н, Ведомственный перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении Минкультуры РФ федеральными госучреждениями в качестве основных видов деятельности, утв. Приказом Минкультуры РФ от 09.12.2014 N 2115.
*(4) Государственная интегрированная информационная система управления общественными финансами "Электронный бюджет".
*(5) Более подробно про данную возможность читайте в статье М.Г. Гусева "Новый порядок формирования и финансового обеспечения выполнения госзадания", N 7, 2015.
*(6) В соответствии с Приказом Минфина РФ N 174н.
*(7) Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 N 640.
*(8) http://www.roskazna.ru/gis/ehlektronnyj-byudzhet/bazovye-otraslevye-perec hni-gosudarstvennykh-i-munitsipalnykh-uslug-i-rabot.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"