Работник работал одновременно в трех компаниях, кадровиком которых являюсь я. Этот работник прошел процедуру сокращения по всем организациям одновременно (в одной у него основное место работы, в двух остальных - совместительство). В связи с этим возникает ряд вопросов. Центр занятости отказался принимать сведения о высвобождении этого работника по организациям, где он является совместителем, мотивируя это тем, что пособия он будет получать по основному месту работы, соответственно на учет его как совместителя не поставят и на период третьего месяца его трудоустройства центр занятости не выдаст ему справки для предъявления по местам работы, где он являлся совместителем. А бухгалтерия нашей организации тоже отказывается сохранять средний месячный заработок на период трудоустройства в течение второго и третьего месяца со дня увольнения, мотивируя это тем, что все эти пособия ему будут выплачены по основному месту работы. Как в этой ситуации поступить нашему работнику, ведь основного места работы во время третьего месяца после увольнения у него нет, что подтверждено отсутствием записи в трудовой книжке, а пособие он получает только исходя из его заработка по основному месту работы, неся существенные потери в размере выплат, т.к. его зарплата и ставка была разделена равными частями по трем организациям?
За работником, увольняемым в связи с сокращением численности или штата работников организации, сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). Эта гарантия предусмотрена ТК РФ для всех работников, которые были уволены по указанному основанию и не были трудоустроены в течение 2-го и 3-го месяца после увольнения.
Гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством, предоставляются лицам, работающим по совместительству, в полном объеме (за исключением гарантий и компенсаций лицам, совмещающим работу с получением образования, а также лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которые предоставляются работникам только по основному месту работы).
Учитывая, что в данной ситуации работник был уволен в связи с сокращением и с основной работы и с работ по совместительству, средний месячный заработок за второй и третий месяц после увольнения сохраняется за сокращенным работником, как по основному месту работы, так и по местам работы по совместительству.
Работодатели по всем местам работы обязаны выплатить работнику сохраняемый средний заработок на период трудоустройства в дни выдачи заработной платы после предъявления работником паспорта и трудовой книжки, а за третий месяц со дня увольнения - и справки органа по трудоустройства.
Если работодатель отказывается от выплаты работнику сохраняемого среднего заработка на период трудоустройства, то за защитой своих прав работник вправе обратиться в территориальный орган Роструда - государственную инспекцию труда (в том числе через данный ресурс), а также в суд.
Работник вправе также обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц (например, при отказе в выдаче справки для представления работодателю) в вышестоящий орган службы занятости (структура органов занятости населения - в Правовом обосновании), а также в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Правовое обоснование:
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников индивидуального предпринимателя.
Согласно частям 1 и 2 ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
В соответствии со ст. 282 ТК РФ совместительство - выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время.
В силу ст. 287 ТК РФ гарантии и компенсации лицам, совмещающим работу с получением образования, а также лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предоставляются работникам только по основному месту работы.
Другие гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, предоставляются лицам, работающим по совместительству, в полном объеме.
В соответствии с п. 12 Положения о порядке высвобождения, трудоустройства рабочих и служащих и предоставления им льгот и компенсаций (утв. Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 02.03.1988 N 113/6-64) выплата сохраняемого среднего заработка на период трудоустройства производится после увольнения работника по прежнему месту работы в дни выдачи на данном предприятии заработной платы по предъявлению паспорта и трудовой книжки, а за третий месяц со дня увольнения - и справки органа по трудоустройств.
Согласно ст. 423 ТК РФ впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с ТК РФ законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат ТК РФ.
Изданные до введения в действие ТК РФ нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с ТК РФ могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.
Согласно ст. 352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
В соответствии со ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется Федеральной службой по труду и занятости (Роструд) и ее территориальными органами (государственными инспекциями труда). За защитой своих трудовых прав работник может обратиться в государственную инспекцию труда по месту нахождения работодателя, в том числе через данный ресурс.
Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки (ч. 1 ст. 392 ТК РФ). При пропуске по уважительным причинам сроков они могут быть восстановлены судом. Трудовые споры рассматриваются районными (городскими) судами по месту нахождения работодателя.
При этом необходимо иметь в виду, что государственный инспектор труда не вправе выдавать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению, по искам, принятым к рассмотрению судом, или вопросам, по которым имеется решение суда (ч. 2 ст. 357 ТК РФ). Таким образом, подавая иск в суд, работник утрачивает возможность защиты своих трудовых прав посредством обращения в государственную инспекцию труда.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" государственная служба занятости населения включает:
1) уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти;
2) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в области содействия занятости населения и переданное полномочие по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
3) государственные учреждения службы занятости населения.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" деятельность государственной службы занятости населения направлена на информирование граждан Российской Федерации, в том числе в электронной форме, о положении на рынке труда, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы.
В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" граждане вправе обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", январь 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.