Федеральная налоговая служба: 25 лет позади
Н.А. Петрова,
эксперт журнала "Налоговая проверка"
Журнал "Налоговая проверка", N 1, январь-февраль 2016 г., с. 11-20.
21 ноября 2015 года налоговые органы России отметили свое 25-летие. Юбилейные даты - это повод подвести итоги и озвучить дальнейшие планы. ФНС отчиталась о проделанной работе, а также определила основные векторы дальнейшего развития налогового администрирования. О том, что налоговики считают своими достижениями, читайте в предложенном материале.
Создание ФНС и ее полномочия сегодня
Государственная налоговая служба была создана в системе Минфина СССР Постановлением Совета Министров СССР от 24.01.1990 N 76 "О Государственной налоговой службе".
Закон РСФСР от 21.03.1991 N 943-1 "О Государственной налоговой службе РСФСР" положил правовое начало созданию налоговой службы в современной России. Сегодня этот закон называется "О налоговых органах Российской Федерации".
Указом Президента РФ от 11.11.2000 N 1868 "О Дне работника налоговых органов Российской Федерации" был установлен день работника налоговых органов Российской Федерации - 21 ноября.
Таким образом, в 2015 году ФНС отметила свое 25-летие.
Прежде чем начать разговор о достижениях налоговиков, напомним полномочия налоговых органов, которыми они обладают сегодня. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" ФНС осуществляет целый ряд полномочий в установленной сфере деятельности (см. схему на следующей странице).
/---------\ /--------------\ /---------------------------------------\
| | | | |- за соблюдением законодательства о |
| | | | |налогах и сборах и иных обязательных |
| | | | |платежей; |
| | | | |- за осуществлением валютных операций |
| | | | |резидентами и нерезидентами, не |
| | | | |являющимися кредитными организациями; |
| | | | |- за соблюдением требований к |
| | | | |контрольно-кассовой технике, порядком и|
| |---| Осуществляет |---|условиями ее регистрации и применения; |
| | | контроль и | |- за полнотой учета выручки денежных |
| | | надзор | |средств в организациях и у |
| | | | |индивидуальных предпринимателей; |
| | | | |- в области организации и проведения |
| | | | |азартных игр; |
| | | | |- за деятельностью СРО организаторов |
| | | | |азартных игр в букмекерских конторах и |
| | | | |СРО организаторов азартных игр в |
| | | | |тотализаторах; |
| | | | |- за проведением лотерей |
| | \--------------/ \---------------------------------------/
| | /--------------\ /---------------------------------------\
| | | | |- свидетельства о регистрации лица, |
| | | | |совершающего операции с прямогонным |
| | | | |бензином; |
| | | Выдает в | |- свидетельства о регистрации |
| |---|установленном |---|организации, совершающей операции с |
| | | порядке | |денатурированным этиловым спиртом; |
| | | | |- специальные марки для маркировки |
|Полномо- | | | |табака и табачных изделий, производимых|
| чия | | | |на территории РФ |
| ФНС РФ | \--------------/ \---------------------------------------/
| | /--------------\ /---------------------------------------\
| | | | |- юридические лица, физических лиц в |
| | | | |качестве индивидуальных |
| | | | |предпринимателей и крестьянских |
| | |Регистрирует в| |(фермерских) хозяйств; |
| |---|установленном |---|- контрольно-кассовую технику; |
| | | порядке | |- осуществляет аккредитацию филиалов, |
| | | | |представительств иностранных |
| | | | |юридических лиц (за исключением |
| | | | |представительств иностранных кредитных |
| | | | |организаций) |
| | \--------------/ \---------------------------------------/
| | /--------------\ /---------------------------------------\
| | | | |- Единый государственный реестр |
| | | | |юридических лиц, Единый государственный|
| | | | |реестр индивидуальных предпринимателей |
| | | | |и Единый государственный реестр |
| | | | |налогоплательщиков; |
| | | | |- Государственный реестр |
| | | | |контрольно-кассовой техники; |
| | | Ведет в | |- единый реестр лотерейных терминалов; |
| |---|установленном |---|- реестр дисквалифицированных лиц; |
| | | порядке | |- государственный реестр СРО |
| | | | |организаторов азартных игр в |
| | | | |букмекерских конторах и государственный|
| | | | |реестр СРО организаторов азартных игр в|
| | | | |тотализаторах; |
| | | | |- государственный реестр |
| | | | |аккредитованных филиалов, |
| | | | |представительств иностранных |
| | | | |юридических лиц |
| | \--------------/ \---------------------------------------/
| | /--------------\ /---------------------------------------\
| | | | |- бесплатно информирует |
| | | | |налогоплательщиков о действующих |
| | | | |налогах и сборах, законодательстве о |
| | | | |налогах и сборах и принятых в |
| | | | |соответствии с ним нормативных правовых|
| | | | |актах, порядке исчисления и уплаты |
| | | | |налогов и сборов, правах и обязанностях|
| | | | |налогоплательщиков, полномочиях |
| | | | |налоговых органов и их должностных лиц,|
| | | | |а также предоставляет формы налоговой |
| |---| |---|отчетности и разъясняет порядок их |
| | | | |заполнения; |
| | | Иные функции | |- утверждает формы, форматы и порядки |
| | | | |заполнения документов налогового |
| | | | |администрирования и контроля; |
| | | | |- разрабатывает формы и порядки |
| | | | |заполнения расчетов по налогам, формы |
| | | | |налоговых деклараций и иные документы в|
| | | | |установленных случаях; |
| | | | |- представляет в соответствии с |
| | | | |законодательством РФ о |
| | | | |несостоятельности (банкротстве) |
| | | | |интересы Российской Федерации по |
| | | | |обязательным платежам и (или) денежным |
| | | | |обязательств |
\---------/ \--------------/ \---------------------------------------/
Из приведенной схемы видно, что полномочия ФНС сегодня очень широки. При этом главной задачей службы остается сбор налогов и других обязательных платежей.
Достижения ФНС
За 25 лет налоговая служба прошла большой путь: развивалась как сама служба, так и налоговое законодательство. Если в 2000 году было 50 налогов и сборов, то сегодня их количество уменьшилось до 14 и четырех специальных налоговых режимов. В настоящее время созданы очень комфортные условия для того, чтобы и юридические лица, и физические лица исполняли свои обязательства.
Представители ФНС подвели итоги своей работы в преддверии праздника. На какие же достижения они обращают особое внимание?
Собираемость налогов и сборов. Главная задача ФНС - это повышение собираемости налогов и сборов.
По данным налоговой службы за 10 месяцев 2015 года налоговые поступления в консолидированный бюджет РФ составили 11,7 трлн. руб., это на 11% выше, чем за аналогичный период прошлого года.
В федеральный бюджет сегодня поступило 5,9 трлн. руб., что на 16% выше соответствующего периода прошлого года.
Лидер - налог на добавленную стоимость. Рост сборов по НДС фиксируется уже два с половиной года, что связано с внедрением автоматизированной системы контроля возмещения НДС.
Более всего выросли нефтегазовые доходы: НДС - на 18% и налог на прибыль - на 15%, а в реальном выражении рост налоговых поступлений опережает экономику на 7,4 процентного пункта.
Как отметили представители ФНС, высокие показатели сбора налогов - это еще и результат целенаправленной работы по созданию конструктивной доверительной среды между налоговыми органами и бизнесом, снижению административных барьеров и повышению налоговой грамотности и сознательности бизнеса.
Количество и качество налоговых проверок. Для налогоплательщиков и налоговых агентов вопрос налоговых проверок стоит очень остро. ФНС изменила стратегию контрольной работы, построив ее исключительно на экономическом анализе налогоплательщиков и риск-ориентированном подходе. Эта стратегия уже доказала свою эффективность: проверок бизнеса стало меньше, а качество их - выше.
По данным ФНС количество проверок снизилось кардинально: если раньше проверялся каждый третий налогоплательщик, то сегодня проверяется четыре из тысячи. Это стало возможным благодаря внедрению риск-ориентированной модели, когда налоговый инспектор идет в организацию только тогда, когда понимает, какие риски есть у налогоплательщика. С другой стороны, налогоплательщик может эти риски оценить сам, они общедоступны.
В результате с 2010 года эффективность одной выездной проверки выросла более чем в два раза - до 10 млн. руб. (за девять месяцев 2015 года), а уровень взыскания увеличился за это время с 43% до 61%.
Нагрузка на суды. Еще несколько лет назад было очень много судебных разбирательств между налогоплательщиками и налоговыми органами. За последние пять лет нагрузка на арбитражные суды снизилась в три раза. При этом в пользу бюджета сегодня рассматривается 80% оспариваемых сумм, а в 2010 году - всего 44%. Этому во многом способствовал введенный досудебный порядок урегулирования споров. При этом за пять лет снизилось и количество жалоб в полтора раза.
Налоговый мониторинг. С 2015 года введен налоговый мониторинг, в основе которого лежит прозрачное и доверительное взаимодействие бизнеса и налогового органа в электронной форме. Данный механизм предусматривает постоянный доступ налоговых органов к бухгалтерскому и налоговому учету и первичным документам организаций, а также освобождает добросовестных налогоплательщиков от проверок. В настоящее время заключены уже шесть соглашений о налоговом мониторинге.
Кроме того, предполагается ввести институт предварительного налогового разъяснения (рулинга), который уже успешно функционирует в зарубежных правовых системах. Это даст налогоплательщикам возможность получать информацию о налоговых последствиях сделки, которую они только планируют совершить, и сыграет существенную роль в стимулировании деловой активности.
Личный кабинет налогоплательщика и другие сервисы. В настоящее время интенсивно развивается электронный документооборот между налогоплательщиками и налоговыми органами.
Сегодня на сайте ФНС работает 40 интерактивных сервисов, которые позволяют пользователям получать полный спектр налоговых услуг 24 часа в сутки семь дней в неделю. Социально значимые сервисы - личные кабинеты для всех категорий налогоплательщиков.
Так, только за 10 месяцев 2015 года физические лица оплатили налогов на сумму более 7 млрд руб., совершив в личном кабинете свыше 4 млн. онлайн платежей. Число пользователей этого сервиса уже достигло 17 млн.
Личный кабинет для компаний насчитывает более 129 тыс. юридических лиц, которые в режиме онлайн могут контролировать расчеты с бюджетом, обращаться в налоговые органы в электронном виде, получать различные справки и многое другое.
В мае 2015 года был открыт личный кабинет индивидуального предпринимателя, который насчитывает уже 119 тыс. пользователей.
Усовершенствован и сервис онлайн подачи заявления на регистрацию индивидуального предпринимателя: сейчас с его помощью можно регистрировать компании и уплачивать госпошлины. Сегодня через сайт www.nalog.ru подано почти полмиллиона заявлений о регистрации и получено свыше 2 млн. выписок из реестров ЕГРЮЛ и ЕГРИП.
С декабря 2015 года все налогоплательщики могут подать жалобу в налоговые органы и получить по ней ответ через электронные сервисы: личный кабинет налогоплательщика юридического лица, личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя и личный кабинет налогоплательщика для физических лиц.
Нововведение предоставляет более широкие возможности для коммуникации с налоговыми органами, упрощает процедуру подачи жалобы и позволяет оперативно получать по ней ответ в электронном виде непосредственно в личном кабинете. При этом решение по жалобе становится доступно для налогоплательщика в личном кабинете сразу после его вынесения вышестоящим налоговым органом.
Процедура регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Проблемы, возникающие при регистрации юридического лица или статуса индивидуального предпринимателя, были решены при реализации "дорожной карты" "Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 07.03.2013 N 317-р. 22 мероприятия выполнены полностью, в том числе:
- отменена обязательность использования печати для хозяйственных обществ;
- исключено требование о предварительной оплате уставного капитала юридических лиц;
- сократилось количество обязательных процедур, необходимых для старта бизнеса с девяти до трех;
- появилась возможность получения бесплатного онлайн-доступа к сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП;
- с 2016 года будут введены типовые уставы, которые сейчас разрабатывает Минэкономразвития;
- исключена необходимость обращения к нотариусу в случае представления документов в регистрирующий орган лично заявителем, а также введена возможность представления и получения документов представителем заявителя, действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности;
- сокращен до трех рабочих дней срок государственной регистрации при создании юридического лица или регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (вступает в силу с 29 декабря 2015 года).
Реализация мероприятий "дорожной карты" стала основой для продвижения Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка по индикатору "Открытие бизнеса" ("Регистрация предприятий") со 111 позиции в рейтинге 2012 года на 41 позицию в рейтинге 2016 года.
"Единый налоговый файл". На ФНС была возложена обязанность по координации работ по строительству и запуску объектов для размещения баз данных ФНС и Федерального казначейства - Центров обработки данных (ЦОД):
- в Дубне (Московская область) - открыт в мае 2015 года;
- в Городце (Нижегородская область) - открыт в декабре 2015 года;
- в Волгоградской области - планируется к строительству в 2017-2020 годах.
Создаваемые объекты системы обеспечивают уровень надежности инженерной инфраструктуры не ниже Tier III по классификации Uptime Institute.
В совокупности эти центры создадут территориально разнесенную катастрофоустойчивую платформу информационно-коммуникационного обеспечения бесперебойной работы информационных систем Минфина, ФНС, Федерального казначейства и других подведомственных учреждений Минфина.
Создание ЦОД и переход на передовые технологии позволит, в частности, ФНС внедрять в свою работу новые инструменты налогового администрирования: налоговый мониторинг, автоматизированную систему контроля НДС (АСК НДС-2), систему контроля применения контрольно-кассовой техники (АСК ККТ), электронные сервисы. Это поможет оптимизировать работу налоговых органов, существенно сократив материальные и временные издержки.
Согласно заявлениям первых лиц ФНС, федеральное хранилище данных, или "единый налоговый файл", формируемый в ЦОД, позволит сопоставлять и анализировать налоговые данные всей страны. Это минимизирует возможность применения незаконных схем уклонения от уплаты налогов и позволит изменить организацию налогового контроля, автоматизировать налоговые процедуры и свести к минимуму проверки добросовестного бизнеса. Также централизация позволит внедрить принцип экстерриториальности обслуживания граждан.
Например, снизить давление на бизнес и вывести из зоны контроля добросовестных предпринимателей позволила внедренная в этом году автоматизированная система АСК НДС-2 с использованием технологии Big Data. Система позволяет автоматически выявлять и пресекать случаи уклонения от уплаты НДС или попытки мошеннического возмещения налога, способствуя тем самым созданию равных условий для всех игроков рынка. С помощью данной технологии за девять месяцев 2015 года в систему загружено 5,2 млн. деклараций по НДС с приложением книг покупок и продаж. По результатам сопоставления выявленных расхождений сформировано и направлено налогоплательщикам 360 тыс. требований о представлении пояснений. Причем сделано это без участия налогового инспектора.
Открытость ФНС и качество предоставляемых государственных услуг. ФНС вошла в десятку лидеров открытых министерств и ведомств. По итогам первого полномасштабного рейтинга открытости, проводимого Открытым правительством и ВЦИОМ, налоговая служба получила оценку 48,9 баллов.
ФНС регулярно проводит опросы пользователей, социологические исследования, анкетирование. По итогам последнего опроса число пользователей, которые довольны сайтом ФНС, возросло до 87%.
Многие механизмы открытости уже давно стали неотъемлемой частью практической работы службы с гражданами, бизнесом и общественными организациями.
Так, одной из первых в 2011 году налоговая служба опубликовала на своем официальном сайте наборы открытых данных, разработанные с учетом потребностей гражданского и бизнес-сообщества. Сегодня на сайте представлено 43 набора таких данных. Мониторинг количества скачиваний наборов открытых данных показал, что наиболее популярными среди них является "Отчет о задолженности по налогам и сборам" и "Банк данных ФИАС".
Высокие оценки качества предоставляемых налоговой службой услуг обусловлены как внедрением фирменного стиля, более комфортного графика работы, проведением информационных акций, так и переходом на бесконтактный способ общения. Внедрение новых технологий позволило сделать качественный рывок в предоставлении онлайн-услуг налогоплательщикам.
Электронные сервисы, представленные на сайте ФНС, оказывают помощь налогоплательщикам в ведении их деятельности, экономят их время и затраты, освобождают от необходимости посещать инспекцию лично, позволяют оперативно получать информацию. Наиболее социально значимыми из них являются личные кабинеты для физических лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Начиная с 2009 года ФНС принимает обращения граждан и через интернет, благодаря чему процесс приема, регистрации, систематизации и контроля своевременности рассмотрения обращений заметно упростился. Сегодня около 63% всех поступающих в службу обращений физических лиц составляют интернет-обращения.
Дальнейшие планы
ФНС не собирается останавливаться на достигнутом: планируется продолжать работу, направленную на снижение административных барьеров, любого административного давления на бизнес. В ближайших планах налоговой службы реализация следующих направлений.
Электронный документооборот. В ближайшее время планируется уделить особое внимание решению вопросов, связанных с доступностью сертификата электронной подписи для всех категорий заявителей, и обороту электронных документов.
Важно сделать так, чтобы все потребители принимали документы с электронной подписью органов власти, оказывающих государственные услуги. Особенно это актуально для выписок из ЕГРЮЛ/ЕГРИП, подписанных электронной подписью ФНС.
Контрольно-кассовая техника в режиме онлайн. Завершен эксперимент, который проводился в четырех регионах: Москва, Московская область, Татарстан и Калужская область - по внедрению новых систем кассовых аппаратов, которые должны были в режиме реального времени передавать информацию в соответствующие налоговые службы. В настоящее время ККТ, участвовавшая в эксперименте, продолжает работать.
Фактически создана бесконтактная система администрирования кассовых аппаратов. Новая технология защищает права потребителя благодаря электронному чеку. Гражданин самостоятельно может быстро и просто проверить легальность кассового чека через бесплатное мобильное приложение и в случае возникновения вопросов тут же пожаловаться в ФНС.
Сегодня идет подготовительная работа по закреплению полученных результатов на законодательном уровне: готовятся изменения в закон о ККТ. Предусмотрен поэтапный переход на новую систему.
Достоверность ЕГРЮЛ. С 2016 года вступает в силу ряд изменений в законодательство о государственной регистрации, направленных на обеспечение максимальной достоверности сведений Единого государственного реестра юридических лиц. Одним из важнейших новшеств являются проверка достоверности сведений, включаемых (до регистрации) или уже включенных в ЕГРЮЛ, возможность внесения записи о недостоверности сведений о юридическом лице самим регистрирующим органом без заявлений юридического лица и вынесения судебных актов и др. ФНС планирует активно проводить данную работу.
Налоговое администрирование. Сегодня внедряется АИС "Налог-3" - система налогового администрирования нового поколения, основанная на "облачных технологиях". В настоящее время централизованно в режиме онлайн осуществляется государственная регистрация и учет налогоплательщиков, в ближайшее время в аналогичном порядке планируется администрирование имущественных налогов физических лиц.
В заключение отметим, что со своей стороны ФНС демонстрирует открытость и готовность к конструктивному диалогу с бизнесом и ждет, что бизнес, в свою очередь, займет государственную и гражданскую позиции, станет социально-ответственным и будет добросовестно исполнять свои налоговые обязательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"