Комментарий к Федеральному закону от 03.11.2015 N 301-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2016 год"
А. Павелин,
эксперт журнала "Бюджетные организации:
акты и комментарии для бухгалтера"
Журнал "Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера", N 1, январь 2016 г., с. 39-41.
Комментируемый Федеральный закон от 03.11.2015 N 301-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2016 год" вносит изменения, направленные:
1. На возможность использования остатков средств федерального бюджета на начало 2016 года (кроме связанных с целями, определенными в абз. 2-5 п. 4 ст. 94 БК РФ) для увеличения:
- объема зарезервированных в федеральном бюджете на 2016 год бюджетных ассигнований на реализацию дополнительных мер по поддержке отраслей экономики, социальной поддержке граждан, поддержке бюджетов субъектов РФ и оказанию гуманитарной помощи населению иностранных государств в объеме до 150 млрд. руб. При этом предлагается приостановить в 2016 году действия норм п. 4 ст. 94 БК РФ, ограничивающих использование иных остатков средств федерального бюджета на начало 2016 года;
- бюджетных ассигнований на предоставление бюджетам субъектов РФ субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставление которых осуществлялось в 2015 году в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателей средств бюджета субъекта РФ, в пределах остатков неиспользованных лимитов бюджетных обязательств;
- объема зарезервированных в федеральном бюджете на 2016 год бюджетных ассигнований на реализацию решений Президента РФ и Правительства РФ по обеспечению отдельных мероприятий в сфере национальной обороны, национальной безопасности, исследования и использования космического пространства и правоохранительной деятельности в пределах остатка бюджетных ассигнований, зарезервированных на указанные цели в 2015 году.
2. На возможность использования средств, полученных от возврата в федеральный бюджет остатков субсидий, предоставленных в 2015 году федеральным бюджетным и автономным учреждениям, образовавшихся в связи с недостижением показателей, установленных государственным заданием, а также остатков субсидий, предоставленных в 2015 году указанным учреждениям на иные цели (в объеме неподтвержденных остатков), для увеличения объема зарезервированных в федеральном бюджете на 2016 год бюджетных ассигнований на реализацию дополнительных мер по поддержке отраслей экономики, социальной поддержке граждан, поддержке бюджетов субъектов РФ и оказанию гуманитарной помощи населению иностранных государств.
3. На возврат бюджетными и автономными учреждениями средств в бюджет при недостижении показателей, установленных государственным (муниципальным) заданием. С этой целью вносятся изменения в федеральные законы от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" и от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях". Напомним, что до внесения указанных изменений не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года остатки субсидий, полученных бюджетными учреждениями на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, не подлежали возврату в бюджет, из которого они были предоставлены, и использовались в текущем финансовом году согласно плану финансово-хозяйственной деятельности учреждения, утвержденному в установленном порядке соответствующим органом государственной власти (государственным органом), органом местного самоуправления, осуществляющим функции и полномочия учредителя учреждения, с учетом требований, установленных Минфином.
4. На принятие Правительством РФ решений об использовании указанных остатков средств федерального бюджета и средств возвращенных бюджетными и автономными учреждениями субсидий с внесением соответствующих изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета.
5. На использование в 2016 году доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния для финансового обеспечения расходов федерального бюджета. При этом предлагается приостановить до 01.01.2017 действие норм Бюджетного кодекса, предусматривающих направление таких доходов на формирование Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
Кроме того, приостанавливается до 01.01.2016 действие п. 2 ст. 53, п. 2 ст. 59, п. 2 ст. 64 и п. 2 ст. 174.1 БК РФ, которые устанавливают сроки принятия федеральных законов, законов субъектов РФ, муниципальных правовых актов, предусматривающих изменение законодательства о налогах и сборах и (или) приводящих к изменению доходов бюджетов.
Несмотря на то что указанные положения в целом направлены на повышение предсказуемости бюджетной политики и устойчивости бюджетной системы, в действующих условиях их применение в 2015 году с учетом сложившейся экономической ситуации не приведет к повышению эффективности бюджетного процесса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"