Заключение
на доклад Правительства Российской Федерации "Об итогах работы по реализации соглашений о разделе продукции за 2014 год"
А.И. Жданьков,
аудитор Счетной палаты Российской Федерации
Журнал "Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации", N 11, ноябрь 2015 г., с. 221-251.
1. Введение
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на доклад Правительства Российской Федерации "Об итогах работы по реализации соглашений о разделе продукции за 2014 год" (далее - Заключение) подготовлено в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции", с пунктом 24.1 статьи 13 и пунктом 7 части 1 статьи 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации".
Заключение подготовлено на основании результатов контрольных мероприятий "Проверка эффективности деятельности государственных органов исполнительной власти по реализации действующих соглашений о разделе продукции за 2014 год" (пункт 1.4.1), "Проверка эффективности деятельности государства и компании-оператора проекта по освоению Харьягинского месторождения углеводородного сырья на условиях раздела продукции за 2014 год" (пункт 1.4.2), "Проверка эффективности деятельности государства и компании-оператора по реализации соглашения о разделе продукции Чайвинского, Одоптинского и Аркутун-Дагинского нефтегазоконденсатных месторождений на шельфе острова Сахалин за 2014 год" (пункт 1.4.3), "Проверка эффективности деятельности государства и компании-оператора по реализации соглашения о разработке Пильтун-Астохского и Лунского месторождений нефти и газа на условиях раздела продукции за 2014 год" (пункт 1.4.4), утвержденных Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 30 октября 2015 года N 47К (1058) (далее - контрольные мероприятия).
В рамках контрольных мероприятий проведены проверки в Министерстве энергетики Российской Федерации, Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральной таможенной службе, Центральной энергетической таможне, Балтийской таможне Северо-Западного таможенного управления, Санкт-Петербургской таможне Северо-Западного таможенного управления, Сахалинской таможне Дальневосточного таможенного управления, Управлении Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Управлении Федеральной налоговой службы по Сахалинской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Сахалинской области, правительстве Сахалинской области, администрации Ненецкого автономного округа, компании "Эксон Нефтегаз Лимитед", компании "Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, Лтд", французском акционерном обществе "Тоталь Разведка Разработка Россия".
В соответствии с пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" (далее - Федеральный закон N 225-ФЗ или Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции") доклад "Об итогах работы по реализации соглашений о разделе продукции за 2014 год" (далее - Доклад) направляется Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на 2016 год. Доклад рассматривается Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации только после представления Счетной палатой Российской Федерации (далее - Счетная палата) своего заключения.
В Счетную палату Доклад поступил 27 октября 2015 года (письмо председателя Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации А.М. Макарова).
Настоящее Заключение подготовлено в структуре, соответствующей структуре Доклада.
2. Краткое описание проектов
В Докладе представлены сведения о трех соглашениях о разработке месторождений углеводородного сырья на условиях раздела продукции, реализуемых в Российской Федерации в 2014 году.
1. Соглашение о разделе продукции по нефтегазоконденсатным месторождениям Чайво, Одопту и Аркутун-Дагинское на шельфе острова Сахалин (далее - проект "Сахалин-1") подписано 30 июня 1995 года Российской Федерацией в лице Правительства Российской Федерации, администрации Сахалинской области и представителями консорциума инвесторов, начало реализации - 10 июня 1996 года, срок действия - до 2055 года (включительно);
2. Соглашение о разработке Пильтун-Астохского и Лунского месторождений нефти и газа (далее - проект "Сахалин-2") подписано 22 июня 1994 года Российской Федерацией в лице Правительства Российской Федерации, администрации Сахалинской области и представителями компании "Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, Лтд", начало реализации проекта - 15 июня 1996 года, срок действия - до 2041 года (включительно);
3. Соглашение о разработке и добыче нефти на Харьягинском нефтяном месторождении (далее - проект "Харьягинское месторождение") подписано 20 декабря 1995 года Российской Федерацией в лице Правительства Российской Федерации, администрации Ненецкого автономного округа и французским акционерным обществом "Тоталь Разведка Разработка Россия", начало реализации проекта - 1 января 1999 года, срок действия - до 2031 года (включительно).
Реализуемые соглашения о разделе продукции (далее - СРП) заключены до вступления в силу Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" и согласно пункту 7 статьи 2 указанного Закона подлежат исполнению в соответствии с определенными в них условиями.
Информация о составе инвесторов проектов СРП и об объеме их долей, представленная в Докладе, подтверждена документами, представленными в ходе контрольных мероприятий.
Операторами проектов в 2014 году, как и в предыдущие периоды, являлись:
по проекту "Сахалин-1" - компания "Эксон Нефтегаз Лимитед", зарегистрирована в Содружестве Багамских островов (далее - "Эксон НЛ");
по проекту "Сахалин-2" - компания "Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, Лтд", зарегистрирована на Бермудских островах (далее - "Сахалин Энерджи");
по проекту "Харьягинское месторождение" - компания "Тоталь Разведка Разработка Россия", зарегистрирована во Франции (далее - "Тоталь РРР", "Тоталь").
3. Результаты выполнения программ работ за 2014 год и задачи на перспективу
3.1. Проект "Сахалин-1"
Представленная в Докладе хронология согласования уполномоченным государственным органом (далее - УГО) документов освоения месторождений проекта "Сахалин-1": 2003 год - Программа работ и смета расходов по обустройству и добыче (далее - ПОД); 2006, 2010, 2011 и 2013 годы - дополнения к ПОД (далее - ДПОД), являющиеся основанием для разработки программ работ и смет расходов на очередной финансовый год (далее - ПРиСР), подтверждена материалами контрольного мероприятия.
В соответствии с ПОД и дополнениями к ней реализация проекта ведется поэтапно. Обзор стадий представлен в приложении N 1 к Заключению (приложения в Бюллетене не публикуются).
В Докладе представлена хронология разработки месторождений проекта "Сахалин-1" с момента заключения СРП по конец 2014 года.
При этом Счетная палата Российской Федерации считает целесообразным представить основные параметры действующего в 2014 году и в истекшем периоде 2015 года ДПОД-2013.
Так, стадии разработки и сроки их реализации представлены в приложении N 1 к Заключению.
С точки зрения добычи углеводородов и затрат на разработку месторождения проекта "Сахалин-1" в ДПОД-2013 представлены два варианта разработки месторождений:
текущий вариант - затраты в сумме около 50,6 млрд. номинальных долларов США, необходимые для разработки 260,4 млн. тонн жидких углеводородов и 338,9 млрд. куб. м газа в границах лицензионных участков на период с 2002 по 2055 год;
вариант полномасштабной разработки запасов - затраты в сумме около 74,7 млрд. номинальных долларов США, необходимые для разработки 310,0 млн. тонн нефти и конденсата и 344,9 млрд. куб. м газа в срок до 2055 года.
Разница между текущим вариантом разработки и полномасштабной разработкой - объемы дополнительных запасов, планируемых к разработке на фазах Стадия 1 - Дополнительные запасы и Стадия 3 - Дополнительные запасы в количестве 49,6 млн. тонн нефти и конденсата и 6 млрд. куб. м газа.
Информация о состоянии запасов, разработке и обустройстве месторождений подтверждена результатами контрольного мероприятия. Фактическая добыча углеводородов в сравнении с проектными показателями представлена в таблице:
По месторождению в целом и в пределах лицензионного участка | 2014 г. | По состоянию на 01.07.2015 г. | ||||||||
проект | ПРиСР-2014 | факт | % выполнения проекта | % выполнения ПРиСР | проект | ПРиСР I-II кв. 2015 | факт | % выполнения проекта | % выполнения ПРиСР | |
Добыча нефти, тыс. т | 7016,9 | 6035,3 | 7073,3 | 100,8 | 117,2 | 8442,4 | 3674,5 | 3829,7 | 45,4 | 104,2 |
Добыча конденсата, тыс. т | 544,5 | 534,9 | 551,8 | 101,3 | 103,2 | 594,1 | 331,7 | 295,7 | 49,8 | 89,1 |
Всего нефть и конденсат, тыс. т | 7561,4 | 6570,2 | 7625,1 | 100,8 | 116,1 | 9036,5 | 4006,2 | 4125,4 | 45,7 | 103,0 |
Добыча газа, млн. куб. м | 10248,9 | 10157,1 | 10129,9 | 98,8 | 99,7 | 10901,3 | 5607,3 | 4826,4 | 44,3 | 86,1 |
Закачка газа, млн. куб. м | 7374,0 | - | 7065,3 | 95,8 | - | 7514,9 | - | 3267,4 | 43,5 | - |
Чистый отбор газа, млн. куб. м | 2874,9 | 2400,0 | 3064,6 | 106,6 | 127,7 | 3386,4 | - | 1558,9 | 46,0 | - |
Приведенная в Докладе информация о работах в части бурения скважин, ремонта скважин, зарезки боковых стволов, вводу и ремонту промыслового оборудования и сооружений подтверждена результатами контрольного мероприятия.
Сведения о накопленной добыче углеводородов представлены в таблице:
Наименование УГВ | Добыто в 2014 г. | Накопленная добыча по состоянию на 1 января 2015 г. | Добыто в I полугодии 2015 г. | Накопленная добыча по состоянию на 01.07.2015 г. |
Нефть + конденсат, всего, тыс. т | 7625,1 | 68554,9 | 4125,4 | 72680,2 |
нефть, тыс. т | 7073,3 | 63158,9 | 3829,7 | 66988,6 |
конденсат, тыс. т | 551,8 | 5396,0 | 295,7 | 5691,6 |
Газ, всего, млн. куб. м | 10129,9 | 71701,9 | 4826,4 | 76528,3 |
закачано в пласт, млн. куб. м | 7065,3 | 51860,1 | 3267,4 | 55127,6 |
реализовано потребителям ДФО, млн. куб. м | 2478,67 | 15171,5 | 1272,9 | 16444,4 |
газонагнетательные скважины в предыдущие периоды, млн. куб. м | 467,6 | 467,6 |
Северная оконечность месторождения Чайво
В Докладе представлена исчерпывающая информация, подтвержденная результатами контрольного мероприятия, по обустройству и разработке лицензионных участков проекта "Сахалин-1". Вместе с тем в Докладе отсутствует информация об использовании инфраструктуры проекта "Сахалин-1" для оказания услуг третьим лицам.
Так, в ходе контрольного мероприятия было установлено, что в течение 2014 года и в истекшем периоде 2015 года компания "Эксон НЛ" от лица консорциума по проекту "Сахалин-1" оказывала услуги ОАО "НК "Роснефть" по добыче, подготовке и транспортировке углеводородов с лицензионного участка ОАО "НК "Роснефть" на шельфе о. Сахалин ("Северная оконечность месторождения Чайво") на терминал отгрузки нефти проекта "Сахалин-1". Соглашениями между консорциумом проекта "Сахалин-1" и ОАО "НК "Роснефть" предусмотрена компенсация эксплуатационных расходов на оказание услуг в размере 4,5 долл. США за баррель нефтяного эквивалента и трехпроцентная надбавка на все платежи ОАО "НК "Роснефть" в пользу консорциума проекта "Сахалин-1" за оказанные услуги.
В соответствии с заключенными "Эксон НЛ" и ОАО "НК "Роснефть" соглашениями и согласно материалам контрольного мероприятия по состоянию на конец июня 2015 года на Северном Чайво было пробурено 3 добывающих скважины, ведутся обустройство временных сооружений и предварительные работы по строительству постоянных сооружений. Всего в IV квартале 2014 года и I полугодии 2015 года было подготовлено 9 млн. баррелей нефти и около 100 млн. куб. м газа.
Сведения о стоимости оказанных услуг "Эксон НЛ" в рамках совместной разработки Северного Чайво представлены в таблице:
(тыс. долл. США) | ||||||
2014 г. | I полугодие 2015 г. | |||||
стоимость услуг | надбавка | всего | стоимость услуг | надбавка | всего | |
Договор на бурение | 99165,6 | 4068,7 | 103234,3 | 54959,5 | 1648,8 | 56608,3 |
Соглашение на подготовку продукции | 9723,4 | 291,7 | 10015,1 | 33879,8 | 1016,4 | 34896,2 |
Поправка 1 и Поправка 2 к Соглашению грузополучателей | 2008,1 | 60,2 | 2068,3 | 8694,3 | 260,8 | 8955,1 |
Итого | 110897,1 | 4420,6 | 115317,7 | 97533,6 | 2926,0 | 100459,6 |
Таким образом, выплаченные ОАО "НК "Роснефть" средства уменьшили банк затрат и, соответственно, возмещаемые затраты по проекту "Сахалин-1" в IV квартале 2014 года на 115317,7 тыс. долл. США, а в I полугодии 2015 года - на 100459,6 тыс. долл. США.
Маркетинг нефти и газа
Представленные в Докладе сведения о маркетинге нефти и газа (поставках нефти марки "Сокол" на экспорт потребителям Азиатско-Тихоокеанского региона (далее - АТР) и газа потребителям Хабаровского края) подтверждены результатами контрольного мероприятия.
В 2014 году реализовано на экспорт с терминала "Де-Кастри" (Хабаровский край) нефти в объеме 7,7 млн. тонн (82 партии), из них 31% поставлен в Японию, 10% - в Южную Корею, 59% составляют перегрузки с борта на борт в районе Йосу (Южная Корея) для дальнейшего направления в США, страны Азии и Австралию.
Реализация газа осуществлялась согласно заключенным долгосрочным договорам на внутренний рынок - потребителям Хабаровского края: ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" и ЗАО "Хабаровсккрайгаз". В 2014 году реализовано 2,5 млрд. куб. метров.
Общая выручка от реализации углеводородов в 2014 году составила 6100,9 млн. долл. США, в том числе: 5905,6 млн. долл. США - за нефть/конденсат и 195,3 млн. долл. США - за природный газ. Годовые средние цены при реализации составили: нефти сорта "Сокол" - 762,5 долл. США за тонну, природного газа - 77,7 долл. США за 1 тыс. куб. метров.
Охрана труда
Информация, приведенная в Докладе по охране труда персонала, работающего на объектах СРП, соответствует данным годового отчета компании "Эксон НЛ". Отсутствие фактов нарушений охраны труда, повлекших травмы на производстве в 2014 году, подтверждено результатами контрольного мероприятия.
3.2. Проект "Сахалин-2"
В Докладе приводится стратегия освоения месторождений проекта "Сахалин-2" в соответствии с Комплексным планом освоения и Сметой на освоение Пильтун-Астохского и Лунского лицензионных участков (далее - КПО и СО), принятыми Наблюдательным советом (далее - НС), созданным в соответствии с положениями СРП.
На основании КПО и СО "Сахалин Энерджи" на ежегодной основе готовит программу работ и смету расходов, которые рассматриваются и утверждаются НС.
За время реализации проекта "Сахалин-2" проектная документация разработки месторождений несколько раз уточнялась. НС утверждены соответствующие уточнения к КПО и изменения к СО 2003 года (далее - УКПО-2003 и ИСО-2003), 2005 года (далее - УКПО-2005, ИСО-2005), 2008 года (далее - УКПО-2008 и ИСО-2008), 2013 года (далее - УКПО-2013 и ИСО-2013).
Результаты контрольного мероприятия подтверждают сведения о разработке и ретроспективе принятия стратегических документов проекта "Сахалин-2", изложенные в Докладе. Вместе с тем в Докладе отсутствует характеристика УКПО-2013 и ИСО-2013.
По результатам проведения контрольного мероприятия установлено, что в соответствии с УКПО-2013 компания "Сахалин Энерджи" планирует накопленную добычу по состоянию на II полугодие 2041 года в объеме 126,08 млн. тонн жидких углеводородов, в том числе фракция С5 с завода СПГ - 2,6 млн. тонн, и 438 млрд. куб. м газа.
Сведения об этапах проекта "Сахалин-2" в соответствии с УКПО-2013 представлены в приложении N 2 к Заключению. В настоящее время проект "Сахалин-2" реализуется в рамках этапа 2 и этапа 3.
В результате контрольного мероприятия установлено, что в УКПО-2013 и ИСО-2013 оценочные капитальные затраты на период 2008-2041 годов составляют 22199 млн. долл. США, эксплуатационные затраты на указанный период оцениваются компанией "Сахалин Энерджи" в сумме 38915 млн. долл. США (с учетом затрат на урегулирование недопоставок СПГ в сумме 1084 млн. долл. США). Кроме вышеназванных затрат за период 2008-2041 годов в сумме 61114 млн. долл. США, фактические затраты на реализацию проекта "Сахалин-2" за период 2001-2007 годов составили 18039 млн. долл. США. Таким образом, общие затраты за период реализации проекта "Сахалин-2" (2001-2041 годы) составят 79153 млн. долл. США.
В ходе контрольного мероприятия установлено, что компанией "Сахалин Энерджи" ведутся предпроектные работы по расширению действующего завода СПГ (Этап 3Б. Проекты развития СРП "Сахалин-2").
Информация о состоянии запасов, разработке и обустройстве месторождений подтверждена результатами контрольного мероприятия. Фактическая добыча углеводородов в сравнении с проектными показателями представлена в таблице:
По всем месторождениям в целом | 2014 г. | По состоянию на 01.07.2015 г. | ||||||||
проект* | ПРиСР-2014 | факт | % выполнения проекта | % выполнения ПРиСР | проект | ПРиСР I-II кв. 2015 | факт | % выполнения проекта | % выполнения ПРиСР | |
Добыча нефти и конденсата, тыс. т | 5155,8 | 4944,4 | 5301,0 | 107,2 | 102,8 | 3760,6 | 2084,0 | 2625,4 | 126,0 | 70,0 |
нефть, тыс. т | 3555,0 | 3360,0 | 3621,9 | 107,8 | 101,9 | 2253,5 | 1347,7 | 1786,3 | 132,5 | 79,0 |
конденсат, тыс. т | 1600,8 | 1584,4 | 1679,1 | 106,0 | 104,9 | 1507,1 | 736,3 | 839,0 | 114,0 | 56,0 |
Добыча газа, млн. куб. м | 17099,1 | 17748,0 | 17624,7 | 99,3 | 103,1 | 16105,1 | 8214,7 | 8823,6 | 107,4 | 55,0 |
* Представлены сводные показатели проектных документов разработки Астохского и Пильтунского участков, утвержденных в декабре 2014 года, Лунского месторождения, утвержденного в 2013 году. |
Следует отметить, что с учетом принятия в 2014 году новых проектных технологических документов отклонение фактической добычи углеводородов на Астохском и Пильтунском участках от проектных показателей не превышает максимально допустимые отклонения, установленные Правилами охраны недр. При этом по состоянию на 1 июля 2015 года превышены полугодовые проектные показатели добычи по нефти на Астохском участке на 69,9%, на Пильтунском участке - на 40 процентов.
В связи со значительными превышениями максимально допустимых отклонений фактической добычи углеводородов "Сахалин Энерджи" должна разработать и представить на согласование обновленную проектную технологическую документацию, соответствующую фактическому уровню добычи углеводородов. При этом такая практика разработки и согласования проектных документов "Сахалин Энерджи" реализуется на протяжении последних 3 лет на систематической основе, что говорит о недостаточном качестве подготовки проектных документов как "Сахалин Энерджи", так и ее основными акционерами (ОАО "Газпром" и компания "Шелл"), оказывающими консультационные услуги и поддержку.
Сведения о накопленной добыче углеводородов представлены в таблице:
Наименование УГВ | Накоплено в 2014 г. | Накоплено с начала добычи по состоянию на 1 января 2015 г. | Накоплено в I полугодии 2015 г. | Накоплено с начала добычи по состоянию на 01.07.2015 г. |
Нефть и конденсат, тыс. т | 5301,0 | 47653,1 | 2625,4 | 50278,5 |
Газ, млн. куб. м | 17624,7 | 95273,2 | 8823,6 | 104096,8 |
Производство и отгрузка СПГ на заводе, тыс. т | 10717,8 | 58481,1 | 5553,2 | 64034,3 |
Маркетинг нефти и газа
Результаты контрольного мероприятия Счетной палаты подтверждают сведения о маркетинге нефти и газа, изложенные в Докладе.
В 2014 году "Сахалин Энерджи" транспортировала нефть и природный газ по трубопроводной системе через объединенный береговой технологический комплекс (ОБТК) в пункт экспорта - порт "Пригородное". Также в 2014 году компания осуществляла поставки природного газа российской стороне (в счет роялти) через уполномоченную ОАО "Газпром" организацию через Северный и Южный узлы учета газа.
В результате контрольного мероприятия установлено, что общая выручка от реализации углеводородов в 2014 году составила 11323,3 млн. долл. США, в том числе: 4650,8 млн. долл. США - за нефть, 5173,9 млн. долл. США - за СПГ и 660,3 млн. долл. США - за природный газ. Годовые средние цены при реализации составили: нефти сорта "Сахалин Бленд" - 781,2 долл. США за тонну, СПГ - 611 долл. США за тонну, природного газа - 396,7 долл. США за 1 тыс. куб. метров*(1).
Охрана труда
Информация, приведенная в Докладе по охране труда персонала, работающего на объектах СРП, соответствует данным годового отчета компании "Сахалин Энерджи". Отсутствие фактов нарушений охраны труда, повлекших травмы на производстве в 2014 году, подтверждено результатами контрольного мероприятия.
3.3. Проект "Харьягинское месторождение"
В Докладе представлена стратегия реализации проекта "Харьягинское месторождение" на основании разработанной компанией "Тоталь РРР" проектной документации, соответствующего "Плана разработки объектов территории Соглашения" 2005 года (далее - ПРМ-2005), дополнения N 1 к нему 2007 года (далее - ДПРМ-2007) и дополнения N 2 к нему (далее - ДПРМ-2013), утвержденных в установленном порядке Объединенным комитетом (далее - ОК), а также разрабатываемых на их основе программ работ и годовых смет (далее - ПРиГС).
Счетная палата считает целесообразным отразить основные параметры действующего в настоящее время ДПРМ-2013.
Накопленная добыча нефти по состоянию на конец реализации СРП составляет 41,8 млн. тонн. Общие расходы на реализацию проекта согласно методологии оператора проекта (без учета инфляции и эскалации) составляют 11127 млн. долл. США, а по методологии Минфина России (с учетом инфляции) - 14369 млн. долл. США. Доход государства (без учета дисконта) за весь период реализации проекта составляет 15563 млн. долл. США (с учетом дисконта по ставке 10% - 2321 млн. долл. США, по ставке 15% - 1108 млн. долл. США). Доход инвестора (без учета дисконта) за весь период реализации проекта составляет 4276 млн. долл. США (с учетом дисконта по ставке 10% - 687 млн. долл. США, по ставке 15% - 304 млн. долл. США).
Информация о состоянии запасов, разработке и обустройстве месторождений подтверждена результатами контрольных мероприятий.
Маркетинг нефти
Данные, представленные в Докладе, подтверждаются результатами контрольного мероприятия.
В 2014 году фактический объем нефти, реализованной на экспорт через порт Приморск Ленинградской области, составил 1,5 млн. тонн.
Выручка от реализации составила 1106,9 млн. долл. США (без учета роялти) при годовой средневзвешенной цене реализации 700,1 долл. США за тонну.
Охрана труда
Информация, приведенная в Докладе по охране труда персонала, работающего на объектах СРП, соответствует данным годового отчета компании "Тоталь". Отсутствие фактов нарушений охраны труда, повлекших травмы на производстве в 2014 году, подтверждено результатами контрольного мероприятия.
4. Привлечение российских предприятий и специалистов к работам по реализации действующих соглашений о разделе продукции в 2014 году
Как отмечено в Докладе, одной из важнейших задач государства при реализации СРП является максимально возможное участие российских подрядчиков в работах по проектам, а также использование российских материалов, оборудования и рабочей силы.
4.1. Проект "Сахалин-1"
Результаты контрольных мероприятий подтверждают информацию, приведенную в Докладе.
За 2014 год из 680 контрактов/заказов на товары и услуги общей стоимостью 1908,4 млн. долл. США, заключенных компанией "Эксон НЛ", 331 договор на общую сумму 849,6 млн. долл. США (44,5%) заключен с российскими подрядчиками, в том числе 9 договоров - на конкурсной основе.
По результатам контрольных мероприятий Счетной палатой установлено, что при заключении контрактов с российскими подрядчиками и поставщиками оборудования значительная часть работ (поставок) выполнялась иностранными компаниями (лицами) на условиях субподряда. При этом отчетность "Эксон НЛ" отражает только стоимость услуг (работ), запланированную для выполнения российскими подрядчиками, информацией о фактическом выполнении работ оператор не располагает.
В Докладе отмечено, что на заседаниях совместного комитета по российскому участию по проекту (далее - СКРУ) в 2014 году рассматривались план закупок на год, годовые и квартальные отчеты о заключенных контрактах и подрядных работах, план и текущий уровень российского участия в рамках заключенных контрактов, обоснование ценообразования контрактов, что соответствует положению СКРУ.
Однако Счетная палата отмечает, что в соответствии с пунктом 6.1 D статьи VI СРП контракты стоимостью свыше 5 млн. долл. США заключаются на конкурсе при условии соблюдения организациями технических и эксплуатационных требований "Эксон НЛ" по контракту. Однако "Эксон НЛ" в нарушение СРП указанные требования не разработаны.
Из 29 контрактов стоимостью более 5 млн. долл. США, заключенных в 2014 году, 22 контракта (75,9%) были заключены без конкурса.
Анализ контрактов, заключенных без проведения конкурсов, показал, что имеют место факты заключения контрактов с подрядчиками, не имеющими ни технической, ни кадровой возможности для реализации работ в соответствии с условиями технического задания.
Так, по контракту "на выполнение услуг по проектированию, МТС и строительству для реализации стадии 2 месторождения Одопту" стоимостью 2,4 млрд. долл. США (порядка 110 млрд. рублей) подрядчиком выбрано ООО "Сахалинские нефтегазовые технологии" (г. Южно-Сахалинск) с уставным капиталом 10 тыс. рублей, с численностью до 50 человек, не имеющее материальной базы. Совладельцами общества в долях 50/50 являются российская и американская компании.
Проверкой установлено, что фактически общество является только посредником, работы на месторождении выполняли "Fluor Transworld Services, Inc." (США), "Fluor Daniel Eurasia, Inc." (США), "Исток Бизнес Сервис" (США и Нидерланды).
Таким образом, стопроцентное российское участие, заявленное по контракту с ООО "Сахалинские нефтегазовые технологии", проверкой Счетной палаты не подтверждено.
По контракту на предоставление офисных, складских помещений, контейнеров, персонала и оборудования - предоставление морской базы в г. Холмске, заключенному с СП ООО "Сахалин-Шельф-Сервис" на сумму 12,3 млн. долл. США (на 2014 год), "Эксон НЛ" также отчиталась как за стопроцентное российское участие.
Однако Счетной палатой установлено, что подрядчик по контракту имеет учредителей: "Марубени Корпорейшн" (Япония), "Интернэшнл Девелопмент Сервисиз, ИНК" (США) и ЗАО "ВОСТОК-ИНКОМ" (Россия). При этом единственным учредителем ЗАО "ВОСТОК-ИНКОМ" является СП ООО "Сахалин-Шельф-Сервис".
В результате СП ООО "Сахалин-Шельф-Сервис" не имеет в числе учредителей российских граждан или организаций также, как и ЗАО "ВОСТОК-ИНКОМ".
Таким образом, стопроцентное российское участие, заявленное по контракту СП ООО "Сахалин-Шельф-Сервис", проверкой Счетной палаты не подтверждено.
Также в ходе контрольных мероприятий установлены факты заключения контрактов на долгосрочную аренду помещений.
Например, "Эксон НЛ", кроме квартир в г. Южно-Сахалинске, арендует три квартиры премиум-класса в г. Москве. Так, аренда восьмикомнатной квартиры (г. Москва, Большой Николопесковский пер., д. 13, кв. 13) площадью 336,4 кв. м ежемесячно обходилась в 20 тыс. долл. США (порядка 700 тыс. рублей). В указанной квартире проживала семья из 4 человек.
Аренда пятикомнатной квартиры (г. Москва, ул. Беговая, д. 3, корп. 29, кв. 2902) площадью 209 кв. м ежемесячно обходилась в 13,6 тыс. долл. США (порядка 500 тыс. рублей). В указанной квартире проживала семья из 4 человек.
Аренда четырехкомнатной квартиры (г. Москва, Чапаевский переулок, д. 3, кв. 408) площадью 279 кв. м ежемесячно обходилась в 20 тыс. долл. США (порядка 700 тыс. рублей). В указанной квартире проживала семья из 4 человек.
Все расходы по аренде жилых помещений возмещаются государством.
По результатам контрольных мероприятий установлено, что в 2014 году общая численность персонала компании "Эксон НЛ" составила 847 человек, что на 2 человека больше показателя 2013 года. При этом численность российского персонала снизилась на 3 человека, составив 692 человека. Удельный вес российского персонала по состоянию на 1 января 2015 года составил 81,7% (в 2013 году - 82,2 процента).
В рамках разработанной "Эксон НЛ" программы подготовки и повышения квалификации российских кадров в 2014 году было проведено 15083 курсовых занятия, в том числе технических курсов - 48%, нетехнических курсов - 52%. В среднем на одного российского сотрудника пришлось 14 различных курсов общей продолжительностью 98 часов (12 рабочих дней).
Усматривается тенденция снижения объема услуг на эти цели. Так, за 2014 год затраты на обучение составили 3,3 млн. долл. США, что меньше аналогичного показателя 2013 года на 2,2 млн. долл. США. Стоимость обучения одного российского сотрудника в 2014 году снижена на 3,1 тыс. долл. США и составила 4,8 тыс. долл. США.
4.2. Проект "Сахалин-2"
Результаты контрольных мероприятий подтверждают информацию, приведенную в Докладе.
Так, в 2014 году "Сахалин Энерджи" был заключен 4801 контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг на сумму 3995,8 млн. долл. США. Изменения по уже действующим контрактам одобрены на сумму 960,8 млн. долл. США. Общая стоимость работ (услуг) по контрактам составила 4911,6 млн. долл. Доля российского участия в 2014 году составила 85,5% (4202,9 млн. долл. США), что осталось на уровне показателя 2013 года.
В Докладе отмечено, что на заседаниях совместного комитета по проекту (далее - СК) в 2014 году рассматривались ход реализации пятилетнего плана материально-технического снабжения и организации подрядных работ, ход работ по внедрению категорийного управления закупками, подготовке категорийных стратегий, что соответствует положению СК.
По результатам контрольных мероприятий установлено, что в 2014 году общая численность персонала компании "Сахалин Энерджи" составила 2198 человек, что на 54 человека (2,5%) больше показателя 2013 года. При этом численность российского персонала увеличилась на 59 человек и составила 1921 единицу.
Удельный вес российского персонала по состоянию на 1 января 2015 года составил 87,4% (в 2013 году - 86,8 процента).
В 2014 году обучением было охвачено 1642 российских специалиста, что на 12 единиц больше показателя 2013 года. По сравнению с 2013 годом затраты на обучение российского персонала возросли на 0,6 млн. долл. США и составили 9,1 млн. долл. США.
4.3. Проект "Харьягинское СРП"
Результаты контрольного мероприятия подтверждают информацию, приведенную в Докладе.
Так, в 2014 году компания "Тоталь РРР" заключила контракты на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг на общую сумму 497,0 млн. долл. США, в том числе с российскими подрядчиками на 472,2 млн. долл. США. Доля российского участия в контрактах, заключенных в 2014 году, составила 95,1 процента.
В 2014 году среднесписочная численность персонала компании "Тоталь РРР" составляла 239 человек, при этом численность российского персонала увеличилась на 34 человека и составила 192 единицы.
Удельный вес российского персонала по состоянию на 1 января 2015 года составил 80,3% (в 2013 году - 79,9 процента).
В 2014 году профессиональную подготовку прошло 100% российских сотрудников, как и в 2013 году.
В 2014 году расходы, понесенные инвестором на подбор, обучение персонала, составили 1,4 млн. долл. США, что соответствует показателю 2013 года. Затраты на обучение на 1 сотрудника составили 4,9 тыс. долл. США, что ниже уровня 2013 года на 22 процента.
5. Платежи инвесторов соглашений о разделе продукции
В разделе 5 Доклада налоги и обязательные платежи инвесторов СРП отражены в полном объеме и в соответствии со ставками, предусмотренными условиями СРП по проектам "Сахалин-1", "Сахалин-2" и "Харьягинское месторождение".
Фактический размер уплаченных налогов и обязательных платежей инвесторов СРП за 2014 год, отраженный в Докладе, подтвержден первичными документами, представленными компаниями-операторами, инвесторами проектов в ходе контрольных мероприятий Счетной палаты.
За 2014 год платежи российской стороне по действующим СРП составили 8353,1 млн. долл. США, в том числе:
роялти - 1362,8 млн. долл. США;
доля прибыльной продукции - 1669,2 млн. долл. США;
налог на прибыль - 3705,6 млн. долл. США;
отчисления на социальные нужды Ненецкого автономного округа - 0,4 млн. долл. США;
платежи за договорную акваторию - 0,5 млн. долл. США;
бонус на начальную дату - 20 млн. долл. США;
дивиденды по акции класса R - 1594,6 млн. долл. США.
В Докладе отмечено, что компанией "Эксон НЛ" при расчете налога на прибыль организаций в 2014 году применялась ставка налога 20%, установленная для юридических лиц Налоговым кодексом Российской Федерации, что не соответствует условиям СРП. Данное нарушение ежегодно выявлялось Межрайонной инспекцией ФНС России N 1 по Сахалинской области. В результате инспекцией производилось доначисление налога на прибыль до ставки 35%, предусмотренной пунктом 22.1 статьи XXII СРП "Сахалин-1".
Счетная палата подтверждает перечисление денежных средств по налогу на прибыль организаций по ставке 35% на основании первичных документов, полученных в ходе контрольных мероприятий в "Эксон НЛ".
6. Исполнение смет расходов по проектам в 2014 году, финансовые результаты
6.1. Проект "Сахалин-1"
Анализ данных, представленных в Докладе по исполнению сметы расходов по СРП за 2014 год, показал следующее.
ПРиСР-2014 по проекту "Сахалин-1" одобрена решением УГО от 23 декабря 2013 года N 2013/2-1 в размере 3331,5 млн. долл. США, в том числе возмещаемые затраты - 3203,9 млн. долл. США, или 96,7% общего объема расходов.
По сравнению с 2013 годом запланированные расходы на 2014 год увеличены на 307,7 млн. долл. США, или на 10,2%, в том числе возмещаемые затраты увеличены на 282,8 млн. долл. США, или на 12,2 процента.
В соответствии с финансовым отчетом "Эксон НЛ" за 2014 год общий объем фактических затрат составил 2947,1 млн. долл. США, из них возмещаемые затраты - 2838,4 млн. долл. США (96,3 процента).
В целом исполнение сметных показателей по ПРиСР-2014 по проекту "Сахалин-1" составило 85,5%, по возмещаемым расходам - 88,6 процента.
Общая сумма фактических затрат по итогам 2014 года на 384,4 млн. долл. США, или на 11,5%, меньше суммы, предусмотренной ПРиСР-2014, в том числе возмещаемых затрат меньше на 365,5 млн. долл. США, или на 11,4 процента.
Счетная палата отмечает, что в Докладе приведены укрупненные данные по расходам в разрезе месторождений, что не позволяет депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации сделать вывод о фактических затратах в разрезе категорий сметы.
В результате анализа исполнения ПРиСР-2014 по подкатегориям и элементам затрат, проведенного Счетной палатой, установлено, что из запланированных 3331,5 млн. долл. США работы стоимостью 393,8 млн. долл. США (12%) были перенесены на другие периоды. В результате стоимость оставшихся работ на 2014 год составила 2937,7 млн. долл. США. Фактически расходы 2014 года составили 2947,1 млн. долл. США. Таким образом, в 2014 году произошел перерасход сметы на 9,4 млн. долл. США.
При таких обстоятельствах вывод в пункте 6.1. Доклада об экономии средств по смете 2014 года по проекту "Сахалин-1" в сумме 385,5 млн. долл. США Счетной палатой по результатам контрольных мероприятий не подтверждается.
Также Счетной палатой выявлены факты отнесения на возмещаемые затраты 2014 года расходов, не связанных с выполнением СРП по проекту "Сахалин-1", на общую сумму 2351 тыс. долл. США.
Так, на возмещаемые затраты отнесены услуги по празднованию Нового года, Рождества, Хэллоуина, профессиональных праздников, 8 Марта, приобретение подарков, различных наград и сувенирной продукции (2021 тыс. долл. США); расходы, связанные с благотворительной деятельностью оператора (330 тыс. долл. США).
Счетной палатой также установлено, что в состав возмещаемых затрат за 2014 год отнесены убытки от утраты основных средств, не обнаруженных при проведении инвентаризации имущества, общей стоимостью 59 тыс. долл. США.
В нарушение пункта 23.1 статьи XXIII СРП в состав возмещаемых затрат включены таможенные пошлины в размере 953 тыс. долл. США, тогда как в соответствии с СРП предусмотрено освобождение от уплаты таможенных пошлин.
В нарушение поправки от 2 августа 2014 года к контракту N А2244511 с ЗАО СП "Авиашельф", предусматривающей увеличение ставок на авиаперевозки со 2 августа 2014 года (с момента подписания), "Эксон НЛ" произвела перерасчет стоимости услуг с 1 января по 1 августа 2014 года. В результате стоимость услуг необоснованно увеличена на 1476,2 тыс. долл. США (возмещаемые расходы).
Счетная палата рекомендует УГО не согласовывать указанные расходы на общую сумму 4839 тыс. долл. США в составе возмещаемых затрат за 2014 год.
По состоянию на 1 ноября 2015 года отчет по исполнению ПРиСР-2014 УГО не рассмотрен. Позиция российской стороны по объему возмещаемых затрат не определена.
Счетной палатой установлено, что фактические расходы по состоянию на 1 января 2015 года (за весь период реализации проекта) составили 26876,5 млн. долл. США, из которых 305 млн. долл. США оспариваются российской стороной по результатам аудиторских заключений за 2008-2013 годы.
По состоянию на 1 января 2014 года невозмещенных затрат по проекту "Сахалин-1" не имеется.
Счетная палата подтверждает сведения о размере ПРиСР-2015 по проекту "Сахалин-1", указанные в Докладе, в размере 3661,2 млн. долл. США, в том числе возмещаемые - 3528,1 млн. долл. США (утверждены решением УГО от 18 декабря 2014 года N 2014/3-1).
6.2. Проект "Сахалин-2"
Анализ данных, представленных в Докладе по исполнению сметы расходов по СРП за 2014 год, показал, что в целом они соответствуют результатам контрольного мероприятия.
ПРиСР-2014 утверждена НС 27 февраля 2014 года (резолюции NN SB/2014/02, SB/2014/03, SB/2014/04, SB/2014/05) в части возмещаемых затрат в размере 1931,6 млн. долл. США (80,5 процента).
По сравнению с 2013 годом запланированные возмещаемые затраты на 2014 год увеличены на 76,7 млн. долл. США, или на 4,1 процента.
Фактические возмещаемые затраты в 2014 году по проекту "Сахалин-2" составили 1477,4 млн. долл. США. С учетом корректировки затрат предыдущих периодов и неиспользованных товарно-материальных ценностей всего на (-)81,9 млн. долл. США итоговый объем затрат составил 1395,5 млн. долл. США.
Счетная палата подтверждает, что основными причинами, повлиявшими на отклонение фактических затрат от утвержденных показателей ПРиСР-2014, как указано в Докладе, явились переносы работ на поздние этапы - (-)266,6 млн. долл. США, изменение курса валют по отношению к доллару США - (-)85,8 млн. долл. США и уменьшение ставок и объемов работ - (-)102,4 млн. долл. США.
В ходе анализа возмещаемых затрат за 2014 год, проведенного Счетной палатой, установлены расходы на проведение праздников, банкетов на общую сумму 521 тыс. долл. США. Указанные расходы не связаны с выполнением СРП по проекту "Сахалин-2" и в соответствии с пунктом 4 "Затраты" приложения "А" СРП не могут быть признаны возмещаемыми.
Счетной палатой установлено, что размер фактических расходов по проекту "Сахалин-2" накопленным итогом по состоянию на 1 января 2015 года составил 34112,3 млн. долл. США, в том числе возмещаемые затраты - 28631,5 млн. долл. США.
Счетная палата отмечает, что в Докладе приведена сумма возмещаемых затрат, оспариваемая российской стороной по результатам аудиторских заключений, только за 2013 год в размере 86,51 млн. долл. США, тогда как по результатам контрольных мероприятий установлено, что имеются еще оспариваемые суммы возмещаемых затрат за 2011-2012 годы в размере 145,99 млн. долл. США, всего российской стороной по результатам аудиторских заключений за 2011-2013 годы оспариваются возмещаемые затраты в сумме 232,5 млн. долл. США.
Данные Доклада о размере ПРиСР-2015 на общую сумму 2826,0 млн. долл. США, в том числе возмещаемые затраты - 2324,1 млн. долл. США, утвержденные НС (резолюция от 18 декабря 2014 года N SB/2014/29-32), подтверждаются результатами контрольного мероприятия Счетной палаты.
6.3. Проект "Харьягинское СРП"
Анализ данных, представленных в Докладе по исполнению сметы расходов по СРП за 2014 год, показал, что в целом они соответствуют результатам контрольного мероприятия.
ПРиГС-2014 по проекту "Харьягинское месторождение" утверждена Объединенным комитетом (решения от 20 декабря 2013 года N ОК/41/3 и в феврале 2014 года (заочное голосование) N ОК/42/1) в размере 751,8 млн. долл. США (100% возмещаемые затраты).
По сравнению с 2013 годом запланированные расходы на 2014 год увеличены на 171,3 млн. долл. США, или на 29,5 процента.
В соответствии с годовым отчетом "Тоталь РРР" фактические затраты в 2014 году составили 472,7 млн. долл. США (62,9% от утвержденной сметы), в том числе: капитальные затраты - 268,9 млн. долл. США (52,5%), эксплуатационные затраты - 182,9 млн. долл. США (84,4%), финансовые расходы - 17,2 млн. долл. США (74,1%), прочие возмещаемые затраты - 3,7 млн. долл. США.
Недоосвоение средств по смете в 2014 году обусловлено отставанием по строительству и обустройству месторождения, в том числе по комплексу работ N 4: проектирование, поставки и строительство объектов на территории центрального пункта сбора продукции.
Счетной палатой подтверждено, что по результатам рассмотрения ОК годового отчета "Тоталь РРР" (решение от 26 июня 2015 года N ОК 48/1) из возмещаемых затрат за 2014 год исключены затраты на сумму 5,5 млн. долл. США. Возмещаемые затраты 2014 года составили 459,6 млн. долл. США. Кроме того, отложены затраты для дальнейшего рассмотрения на сумму 7,6 млн. долл. США (приобретенные, но неиспользованные товарно-материальные ценности будут включены в затраты по мере списания в производство).
Возмещаемые затраты по проекту "Харьягинское месторождение" за весь период реализации накопленным итогом на 1 января 2015 года составили 3839,61 млн. долл. США. Все возмещаемые затраты инвесторов по проекту "Харьягинское месторождение" компенсированы в полном объеме.
Данные Доклада о размере по ПРиГС-2015 по проекту "Харьягинское месторождение", утвержденной ОК (решения от 19 декабря 2014 года N ОК 47/2 и от 26 июня 2015 года N ОК 48/21 в размере 496,1 млн. долл. США (стопроцентно возмещаемые затраты), подтверждаются результатами контрольных мероприятий Счетной палаты.
Счетная палата обращает внимание депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации на то, что в разделах 6.1 и 6.2 Доклада приводятся данные из отчетности операторов проектов "Сахалин-1", "Сахалин-2" по затратам за истекший период.
Однако оценка фактических расходов операторов по итогам аудиторских проверок в Докладе отсутствует.
Счетной палатой установлено, что по состоянию на 1 января 2015 года по проектам "Сахалин-1" и "Сахалин-2" не урегулированы расходы за 20082013 годы на общую сумму 537,5 млн. долл. США, за 2014 год - 217,8 млн. долл. США, которые вошли в возмещаемые затраты указанных периодов.
7. Контроль за реализацией СРП
7.1. О деятельности представителей государства в управляющих комитетах
В рамках действующих СРП созданы управляющие комитеты, которые осуществляют координацию деятельности по выполнению работ, предусмотренных СРП.
В состав уполномоченных комитетов входят представители Минэнерго России, Минфина России, Минприроды России и, соответственно, правительства Сахалинской области и администрации Ненецкого автономного округа.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2006 года N 133 "О порядке назначения и деятельности представителей государства в управляющих комитетах, создаваемых в соответствии с условиями соглашений о разделе продукции" (далее - "Положение об УК") Минэнерго России выполняет функции уполномоченного органа по СРП в отношении участков недр и месторождений всех видов полезных ископаемых, формирует директивы представителям государства в управляющих комитетах.
Счетной палатой подтверждается информация Доклада о направлении Минэнерго России членам УК по проектам "Сахалин-1", "Сахалин-2" и "Харьягинское месторождение" директив на голосование по повесткам заседаний. Следует добавить, что в 2014 году Минэнерго России подготовлено 18 директив, в соответствии с которыми голосовали представители государства в управляющих комитетах.
Проверкой установлено, что замечания Счетной палаты по формированию директив Минэнерго России устранены: форма директив утверждена, ведется регистрация. Практика присутствия представителей по доверенности в качестве полномочных представителей для участия в заседаниях УК исключена.
Приказами Минэнерго России сформированы составы представителей федеральных органов исполнительной власти в рабочих органах управляющих комитетов, совместный комитет по российскому участию (далее - СКРУ), рабочая группа Наблюдательного совета проекта "Сахалин-2" (далее - РГ НС), подкомитет по финансам и нефтяным операциям ОК (далее - ПФНО), подкомитет по проведению конкурсов (далее - ППК) проекта "Харьягинское месторождение") из представителей Минэнерго России, Минфина России, Минприроды России.
Счетной палатой установлено, что деятельность управляющих комитетов осуществляется в соответствии с условиями каждого соглашения.
В соответствии с СРП в течение 2014 года по проекту "Сахалин-1" проведено 3 заседания УГО, 7 заседаний СРГ УГО и 4 заседания СКРУ.
В заседаниях УГО и его рабочих группах принимали участие представители Минэнерго России, Минфина России, Минприроды России, правительства Сахалинской области, компания-оператор - "Эксон НЛ" и представители компаний - членов консорциума ("ЭксонМобил", "СОДЕКО", "ОНГК Видеш Лтд.", "РН-Астра", "Сахалинморнефтегаз-Шельф"), а также привлеченные эксперты из ЗАО Аудиторская компания "ЭКФИ-АУДИТ" (далее - "ЭКФИ") в качестве экспертов по проведению финансово-экономической экспертизы программно-сметных и отчетных материалов действующих СРП по проекту "Сахалин-1" и подготовке предложений по их оптимизации.
В соответствии с СРП в течение 2014 года по проекту "Сахалин-2" проведено 9 заседаний НС, 16 заседаний РГ НС и 8 заседаний СКРУ.
В заседаниях НС и РГ НС принимали участие представители Минэнерго России, Минприроды России, Минфина России, правительства Сахалинской области, компании-оператора "Сахалин Энерджи", ее акционеров ("Шелл", "Мицуи", "Мицубиси", "Газпром").
В соответствии с СРП в течение 2014 года по проекту "Харьягинское месторождение" проведено 6 заседаний ОК, 11 заседаний ПФНО и 8 ППК.
В заседаниях ОК и ПФНО принимали участие представители Минэнерго России, Минприроды России, Минфина России, администрации Ненецкого автономного округа, компания-оператор "Тоталь РРР", а также привлеченные эксперты из ОАО "ВНИИнефть" и "ЭКФИ".
Вместе с тем Счетная палата отмечает, что управляющие комитеты занимают не достаточно активную позицию по защите интересов Российской Федерации при реализации СРП.
Так, представители государства в управляющих комитетах каких-либо предложений по включению дополнительных вопросов, требующих срочного обсуждения, в повестку дня заседаний не вносили, в том числе по системным недостаткам, о необходимости рассмотрения которых указывала Счетная палата Российской Федерации, а именно: о недопущении включения в возмещаемые государством затраты расходов на проведение праздников ("Сахалин-1", "Сахалин-2"), о разработке критериев при выборе способа заключения контрактов стоимостью свыше 5 млн. долл. США ("Сахалин-1"), о разработке порядка долевого возмещения затрат на аренду жилых помещений, о формировании результатов интеллектуальной деятельности при выполнении СРП, о контроле за использованием средств ликвидационных фондов ("Сахалин-1", "Харьягинское месторождение"), о передаче недвижимого имущества объекта "расширение аэропорта "Ноглики" в собственность Российской Федерации.
СКРУ по проекту "Сахалин-1" в 2014 году не выполнял свои обязанности в полном объеме. Так, в 2014 году СКРУ не рассматривались ход реализации Стратегии привлечения российских подрядчиков к работам по проекту "Сахалин-1", "План привлечения российских подрядчиков по планируемым контрактам" и рекомендации по повышению конкурентоспособности российских подрядчиков не вырабатывались.
СКРУ не обеспечено своевременное представление оператором "Сахалин-1" плана закупок, в результате российские подрядчики не были заблаговременно информированы о планируемых работах по проекту "Сахалин-1" и не имели возможности подготовиться к проводимым оператором тендерам.
Участие российских подрядчиков в выполнении работ по СРП в ряде случаев не подтверждено.
В соответствии с положением СРП "Сахалин-1" (пункт D статьи VI) оператор при определении способа заключения контрактов стоимостью более 5 млн. долл. США оценивает технические и эксплуатационные требования к контрактам (поставщикам и подрядчикам).
При этом какие-либо критерии по определению технических и эксплуатационных требований к контрактам и к поставщикам до настоящего времени оператором не выработаны. В 80% случаев контракты стоимостью свыше 5 млн. долл. США заключаются без конкурсов.
Однако представителями государства в УГО данный вопрос не инициирован.
Установлено, что в 2014-2015 годах совокупные затраты на аренду и компенсацию жилья в 2014 году: по проекту "Сахалин-1" - 1,5 млн. долл. США, по проекту "Сахалин-2" - 10,3 млн. долл. США, утверждены представителями государства в управляющих комитетах.
Представителями государства не принимаются меры по обеспечению сохранности имущества, создаваемого за счет операционных затрат при выполнении СРП.
Так, проверкой установлено, что в настоящее время операторами проектов "Сахалин-1", "Сахалин-2" эксплуатируются 9 морских судов на основании долгосрочных контрактов на фрахтование. Общая стоимость указанных контрактов составляет 2,6 млрд. долл. США и включает не только стоимость услуг, но и капитальные затраты на изготовление самих судов.
Кроме этого, "Сахалин Энерджи" в 2014 году заключены контракты на предоставление 4 морских судов общей стоимостью 2,5 млрд. долл. США (начало эксплуатации - 2017 год).
Положениями указанных контрактов предусмотрен переход права собственности на арендуемое имущество "Эксон НЛ" и "Сахалин Энерджи" (по их желанию) при условии доплаты разницы между полной стоимостью судна и размером капитальных затрат, возмещенным в период фрахта.
В случае перехода права собственности на морские суда после окончания СРП к операторам проектов указанные объекты могут быть переданы Российской Федерации в соответствии с условиями СРП.
Однако в учете операторов объекты недвижимого имущества, по которым возможен переход права собственности, не отражены. Отсутствие учета таких объектов ведет к риску утраты возможности их передачи Российской Федерации по истечению срока действия контрактов (2018-2025 годы).
Также проверкой установлено, что по ряду контрактов на операционные услуги операторами передаются подрядчикам объекты основных средств (техника, производственное оборудование, автотранспорт), закупленные за счет возмещаемых расходов. В результате значительное количество дорогостоящего имущества переходит к подрядчикам безвозмездно. В период проведения проверки установлено, что только по 4 проверенным контрактам передано 1179 единиц техники общей стоимостью 35,6 млн. долл. США, их остаточная стоимость по данным бухгалтерского учета равна "0".
Учет переданного подрядчикам во временное пользование имущества операторами не ведется и его наличие не контролируется (инвентаризация не проводится), что ведет к риску утраты имущества, оплаченного государством (возмещение расходов).
Представители государства в управляющих комитетах не проявляют достаточной настойчивости при согласовании возмещаемых затрат по проектам СРП.
Так, операторы ежегодно включают в возмещаемые затраты расходы на проведение праздников, покупку подарков, сувенирной продукции.
Однако при анализе материалов управляющих комитетов факты, свидетельствующие о принципиальной позиции представителей государства по вопросу неправомерности возмещения таких затрат государством, не установлены. По результатам проверки Счетной палатой в 2014 году установлены необоснованные расходы на сумму 36,5 млн. долл. США, фактически исключены расходы только на сумму 2,1 млн. долл. США.
До настоящего времени не решены вопросы передачи имущества, созданного при выполнении СРП, в собственность Российской Федерации.
В ходе проведения контрольных мероприятий не установлено фактическое наличие результатов интеллектуальной деятельности, тогда как по всем технологическим объектам, создаваемым в рамках СРП по проектам "Сахалин-1", "Сахалин-2", либо использовались ноу-хау, либо проводилась привязка имеющихся у подрядчиков технологий к специфическим (эксклюзивным) условиям шельфовых проектов. Работы выполнялись за счет возмещаемых затрат.
Уполномоченным представителям государства в УК необходимо проработать вопрос об организации учета результатов интеллектуальной деятельности, полученных при выполнении СРП.
Не решены вопросы создания полигонов захоронения твердых бытовых отходов на о. Сахалин.
Счетная палата отмечает, что федеральными органами исполнительной власти контроль за реализацией СРП в рамках своих полномочий в полной мере не обеспечен (подробно изложено в отчете, утвержденном Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 30 октября 2015 года N 47К (1058).
7.2. Проблемы, возникающие в ходе реализации проектов СРП
По мнению Счетной палаты, представленные в Докладе результаты выполнения программ работ и смет затрат за 2014 год и задачи на перспективу по проекту "Сахалин-1" не содержат информации о наличии спорных вопросов, связанных с реализацией газа проекта "Сахалин-1" на экспорт (стадия 2, см. приложение N 1), что не позволяет депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации получить полные данные по проблеме ограничения доступа консорциума инвесторов к экспорту газа.
По результатам контрольного мероприятия Счетная палата отмечает следующее.
Положениями СРП по проекту "Сахалин-1" (статья III и статья XVIII) предусмотрено безусловное право консорциума доставлять и реализовывать любому покупателю в Российской Федерации или за ее пределами объемы углеводородов, причитающиеся консорциуму.
До настоящего времени сторонами СРП по проекту "Сахалин-1" не решен вопрос о реализации газа на экспорт. Сроки реализации Стадии 2 Чайво ежегодно сдвигаются. В результате, недополучение предусмотренных ДПОД-2013 доходов (выручки от реализации газа на экспорт по текущему варианту) в сумме более 206 млрд. долл. США (за весь период проекта) отрицательно влияет на общие доходы государства и участников консорциума по проекту "Сахалин-1".
Стратегическими документами разработки месторождений проекта "Сахалин-1" (ПОД-2003 с дополнениями) предусмотрена реализация газа на внутренний рынок Дальнего Востока России и на экспорт в страны АТР, начиная с 2008 года.
В октябре 2006 года между "Эксон НЛ" и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (далее - КННК) подписано соглашение о намерениях по купле-продаже природного газа. Однако члены УГО ввиду действия Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" и Федерального закона от 18 июля 2006 года N 117-ФЗ "Об экспорте газа" рекомендовали консорциуму сосредоточить усилия на переговорах с ОАО "Газпром", а не с КННК.
По результатам обсуждения вариантов реализации газа на заседании уполномоченного государственного органа 20 декабря 2007 года при рассмотрении Программы работ и Сметы расходов на 2008 год были исключены затраты на проектирование и изыскания по трассе для газопровода в Китай. Таким образом, в связи с исключением расходов на проектирование и строительство собственной трубопроводной системы поставки газа в Китай единственным доступным вариантом трубопроводной поставки газа на экспорт являлся вариант поставки через магистральные трубопроводные системы ОАО "Газпром".
В период с 2008 по 2013 год между "Эксон НЛ" и ОАО "Газпром" велись без видимого результата переговоры о реализации Стадии 2 Чайво путем продажи газа проекта "Сахалин-1" в объеме 8 млрд. куб. м в год в портфель ОАО "Газпром" либо посредством использования трубопроводной системы ОАО "Газпром" для поставок газа в Китай.
15 февраля 2013 года "Эксон НЛ" проинформировала ОАО "Газпром" о решении членов консорциума проекта "Сахалин-1", "ЭксонМобил" и ОАО "НК "Роснефть" провести исследование целесообразности реализации проекта строительства СПГ завода на Дальнем Востоке России (далее - проект "Дальневосточный СПГ"). При этом возможным ресурсным обеспечением завода СПГ может выступить проект "Сахалин-1", что может рассматриваться как один из альтернативных вариантов реализации Стадии 2 Чайво.
В течение 2013 года в рамках заседаний СРГ УГО оператор проекта "Сахалин-1" информировал российскую сторону по вопросам реализации Стадии 2 Чайво проекта "Сахалин-1" с учетом изучения вопроса строительства завода СПГ на Дальнем Востоке производительностью 5 млн. тонн СПГ в год. При этом принципиальным вопросом было использование газопровода проекта "Сахалин-2" практически на всем его протяжении.
В ходе контрольного мероприятия была проанализирована переписка оператора проекта "Сахалин-1", ОАО "НК "Роснефть", ОАО "Газпром", оператора проекта "Сахалин-2" по вопросам возможного совместного использования инфраструктуры проекта "Сахалин-2" (газопровода). В течение 2014-2015 годов оператор проекта "Сахалин-2" и его основной акционер (ОАО "Газпром") отказывали консорциуму проекта "Сахалин-1" и ОАО "НК "Роснефть" в доступе к газопроводу проекта "Сахалин-2".
В связи с таким отказом консорциум проекта "Сахалин-1" и ОАО "НК "Роснефть" решили рассматривать вариант строительства завода СПГ не на о. Сахалин, а на территории пос. Де-Кастри Хабаровского края, где у консорциума расположен терминал отгрузки нефти. При этом для транспортировки газа предполагалось использовать магистральный газопровод "Сахалин - Хабаровск - Владивосток", свободные мощности которого ограничены и составляют в настоящее время около 3 млрд. куб. м газа в год.
В 2014-2015 годах проходили судебные заседания по иску ОАО "НК "Роснефть" к оператору проекта "Сахалин-2" об обеспечении недискриминационного доступа ОАО "НК "Роснефть" к газопроводу проекта "Сахалин-2". Суд кассационной инстанции вынес решение удовлетворить иск ОАО "НК "Роснефть" и обязал оператора проекта "Сахалин-2" предоставить доступ ОАО "НК "Роснефть" к газопроводу проекта "Сахалин-2", но только в пределах свободной мощности, которая в настоящее время составляет около 2,2 млрд. куб. м в год (без учета расширения).
Таким образом, в настоящее время сохраняются ограничения на возможности транспортировки газа (в объеме 8 млрд. куб. м в год) для удовлетворения технологических нужд проектируемого завода по сжижению газа в рамках проекта "Сахалин-1".
В декабре 2014 года консорциум проекта "Сахалин-1" представил государству экономический анализ вариантов монетизации газа проекта "Сахалин-1".
Счетной палатой в ходе проведения контрольного мероприятия было установлено, что при неблагоприятной конъюнктуре рынка (цена нефти 60 долл. США за баррель и ниже) любые варианты монетизации газа, представленные государству в декабре 2014 года, обеспечивают низкие экономические результаты для государства (чистый дисконтированный денежный поток государства равен нулю).
В ходе контрольного мероприятия также было установлено, что в рамках проекта "Сахалин-2" ведутся предпроектные работы по расширению действующего завода СПГ (3-я технологическая линия). Ключевым вопросом для принятия окончательного инвестиционного решения является ресурсное обеспечение расширения завода, т.к. в рамках проекта "Сахалин-2" достаточные ресурсы не только для загрузки расширения завода, но и для поддержания стопроцентной загрузки действующей мощности завода после 2025 года отсутствуют. Инвесторами проекта "Сахалин-2" в настоящее время рассматриваются два варианта ресурсного обеспечения завода СПГ: приобретение газа проекта "Сахалин-1" и приобретение газа проекта "Сахалин-3", разрабатываемого ОАО "Газпром".
С учетом введенных США в 2015 году санкций в отношении поставки технологий и оборудования для разработки месторождения проекта "Сахалин-3" в настоящее время единственным источником газа для расширения действующего завода СПГ проекта "Сахалин-2" является газ проекта "Сахалин-1".
С учетом изложенного, Счетная палата считает целесообразным предложить Правительству Российской Федерации, ОАО "НК "Роснефть", ОАО "Газпром" совместно с операторами проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2" провести сравнительный анализ совместного использования инфраструктуры проекта "Сахалин-2" для переработки газа проекта "Сахалин-1" с последующей совместной деятельностью по маркетингу газа на рынке АТР. Такая схема позволит избежать ситуации, при которой Российской Федерации фактически будут принадлежать два завода СПГ, расположенных в одном регионе, конкурирующих между собой на одном рынке.
Одним из проблемных вопросов, представленных в Докладе, является передача имущества, созданного и приобретенного в рамках СРП, в собственность государства.
В настоящее время Минэнерго России совместно с Росимуществом проводится определенная работа с целью передачи имущества в собственность Российской Федерации: разработан алгоритм передачи имущества в казну Российской Федерации; подготовлены проекты распоряжений по передаче имущества; определены сроки передачи; проводится инвентаризация имущества, включенного в перечень для передачи в собственность Российской Федерации.
Вместе с тем вопрос о передаче в собственность Российской Федерации объектов "расширение аэропорта "Ноглики", построенных операторами проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2" в 2006-2008 годах, остается нерешенным. Расходы на строительство указанных объектов в сумме 36 млн. долл. США возмещены государством в полном объеме.
Однако до настоящего времени Росимуществом не обеспечено проведение государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объекты "расширение аэропорта "Ноглики".
Кроме того, Счетная палата отмечает, что не решен вопрос об организации операторами учета результатов интеллектуальной деятельности, полученных при выполнении СРП. Отсутствие информации может не позволить получить определенные технологии вместе с производственными объектами (при переходе права собственности Российской Федерации) или не позволит сторонам СРП свободно использовать созданные технологии в своей работе, как это предусмотрено соглашениями.
8. О природоохранных мероприятиях и экологической обстановке при реализации СРП
Информация, приведенная в Докладе, подтверждается результатами проверки компаний - операторов проектов, проведенной Счетной палатой в рамках контрольного мероприятия.
В целом фактический объем средств, направленных всеми компаниями-операторами на природоохранные мероприятия, составил 6581,7 млн. рублей (порядка 170 млн. долл. США), что в 5 раз больше запланированного (1279,4 млн. рублей).
Счетная палата отмечает, что в нарушение требований постановления Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2012 года N 1148 компания - оператор проекта "Харьягинское месторождение" в настоящее время сжигает 78% добываемого попутного нефтяного газа, что не соответствует установленному предельно допустимому объему (не более 5%) и оказывает негативное воздействие на окружающую среду.
На выполнение комплекса работ, включающего модернизацию центрального пункта сбора продукции (далее - ЦПС), "Тоталь РРР" потрачено свыше 580 млн. долл. США, что составляет 15% общего объема затрат по проекту. Работы по модернизации ЦПС не закончены, контракт с генподрядчиком ОАО "ГлобалСтройИнжиниринг" расторгнут. Срок по 95-процентной утилизации газа (2015 год) сорван, новый срок не определен. Для завершения работ потребуются дополнительные затраты, объем которых уточняется.
Анализ проведенных затрат на ЦПС показал, что себестоимость утилизации попутного нефтяного газа по проекту уже составила порядка 1,3 тыс. долл. США на 1 тыс. куб. м газа (с учетом всех запасов газа по проекту), при этом прогнозируемый доход от реализации газа (за весь период) составит только 3 млн. долл. США, что ставит под сомнение целесообразность указанных работ.
Представители государства в ОК свою позицию по данному вопросу не вырабатывали.
9. Законотворческая деятельность в области реализации СРП в 2014 году
Счетная палата подтверждает информацию, указанную в данном разделе Доклада.
Между тем, Счетная палата отмечает, что работа над проектом СРП "Хвалынское" ведется медленно.
19 декабря 2012 года в Москве Президентом Российской Федерации В.В. Путиным и Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым утвержден План совместных действий России и Казахстана на 2013-2015 годы.
В соответствии с пунктом 13 указанного Плана установлен срок подписания СРП "Хвалынское" между Правительством Российской Федерации и инвестором - ООО "Каспийская нефтегазовая компания" - 2013 год. Однако, учитывая объемы инвестиций, необходимые для реализации проекта, текущую конъюнктуру рынка нефтепродуктов, в настоящее время проводится анализ рентабельности проекта с позиции максимизации доходов государства.
10. Задачи в сфере реализации СРП
Счетная палата отмечает, что поставленные Правительством Российской Федерации задачи в сфере реализации СРП направлены на урегулирование проблемных вопросов при реализации СРП. Решение постановленных Правительством Российской Федерации задач будет способствовать эффективной реализации СРП.
Информация, представленная в Докладе, в целом подтверждена результатами контрольных мероприятий, вместе с тем имеется ряд принципиальных дополнений.
Счетная палата предлагает при рассмотрении Доклада Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации учесть дополнения, содержащиеся в Заключении, а также в отчете по результатам проведения контрольных мероприятий "Проверка эффективности деятельности государственных органов исполнительной власти по реализации действующих соглашений о разделе продукции за 2014 год" (пункт 1.4.1), "Проверка эффективности деятельности государства и компании - оператора проекта по освоению Харьягинского месторождения углеводородного сырья на условиях раздела продукции за 2014 год" (пункт 1.4.2), "Проверка эффективности деятельности государства и компании-оператора по реализации соглашения о разделе продукции Чайвинского, Одоптинского и Аркутун-Дагинского нефтегазоконденсатных месторождений на шельфе острова Сахалин за 2014 год" (пункт 1.4.3), "Проверка эффективности деятельности государства и компании-оператора по реализации соглашения о разработке Пильтун-Астохского и Лунского месторождений нефти и газа на условиях раздела продукции за 2014 год" (пункт 1.4.4).
------------------------------------------------------------------------
*(1) Определялась по среднему уровню цен франко-границы Западной Европы - в соответствии с пунктом 15(b)(ii) СРП "Сахалин-2".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Из решения Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 30 октября 2015 года N 47К (1058) "О заключении Счетной палаты Российской Федерации на доклад Правительства Российской Федерации "Об итогах работы по реализации соглашений о разделе продукции за 2014 год"
Журнал "Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации"
Бюллетень является официальным информационным изданием Счетной палаты. Издание основано в 1997 году, выпускается ежемесячно в электронной форме и размещается на официальном сайте Счетной палаты. Содержание Бюллетеня утверждается решением Коллегии Счетной палаты РФ.
Бюллетень предназначен для публикации отчетов о завершенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях, экспертных заключений Счетной палаты, материалов методического и аналитического характера, информации о деятельности Счетной палаты, а также для изложения позиции и мнений членов Коллегии и сотрудников аппарата Счетной палаты по проблемам государственного финансового контроля, бюджетной и налоговой политики, иным финансово-экономическим проблемам.
Выпускается в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" (статья 31, часть 5), зарегистрирован в Комитете РФ по печати за N 017653 от 28 мая 1998 года и в Министерстве по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций РФ - Эл N 77-4479 от 23 апреля 2001 года.
Текст материала размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Счетной палаты Российской Федерации от 13 апреля 2015 г. N 15-01/170.