Отчет
о результатах контрольного мероприятия "Проверка исполнения Федерального закона от 25 июля 2011 года N 260-ФЗ "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" страховыми организациями, специализирующимися на сельскохозяйственном страховании с государственной поддержкой, за период 2012-2014 годов и I полугодие 2015 года"
А.В. Перчян,
аудитор Счетной палаты Российской Федерации
Журнал "Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации", N 11, ноябрь 2015 г., с. 85-111.
Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 2.5.8 Плана работы Счетной палаты Российской Федерации на 2015 год.
Предмет контрольного мероприятия
Деятельность участников сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой в рамках реализации мер, связанных с обеспечением функционирования системы страхования сельскохозяйственных товаропроизводителей; законодательная, нормативная правовая база, регламентирующая их деятельность, учредительные, распорядительные, договорные, учетные, отчетные, платежные, финансово-статистические, аналитические и иные документы проверяемых организаций, относящиеся к теме настоящей проверки.
Объекты контрольного мероприятия
Общество с ограниченной ответственностью страховая компания "Полис" (г. Орел) (далее - СК "Полис"); общество с ограниченной ответственностью "Страховая компания "Согласие" (г. Москва) (далее - СК "Согласие"); закрытое акционерное общество "Страховая компания "РСХБ-Страхование" (г. Москва) (далее - СК "РСХБ-Страхование"); правительство Орловской области (г. Орел) (камерально); правительство Воронежской области (г. Воронеж) (камерально).
Срок проведения контрольного мероприятия: с июня по ноябрь 2015 года.
Проверяемый период деятельности: 2012-2014 годы и I полугодие 2015 года.
Краткая характеристика проверяемой сферы формирования и использования государственных средств
Сельское хозяйство в высокой степени зависимо от природных факторов и несет большие убытки от опасных природных явлений и распространения различных видов заболеваний сельскохозяйственных культур, посадок многолетних насаждений и сельскохозяйственных животных.
Страхование сельскохозяйственных рисков (далее - сельхозстрахование, агрострахование) призвано минимизировать ущерб, наносимый отрасли разного рода неблагоприятными факторами, и обеспечить стабильную работу аграрных предприятий. Несмотря на расширение рынка страховых услуг в целом, укрепление законодательной базы сельхозстрахования, применение новых страховых программ, рынок агрострахования остается проблемным.
Согласно данным Минсельхоза России, в настоящее время сельское хозяйство обеспечено страховой защитой в области растениеводства не более чем на 17,7%, в области животноводства - на 16,6 процента.
Обеспечение продовольственной и экономической безопасности страны, социальная значимость сельского хозяйства и его зависимость от природно-климатических и многих иных внешних факторов требуют государственной поддержки этого сектора экономики. Для решения этих задач в России (как и в других развитых странах) реализуются меры по оказанию государственной поддержки в области сельхозстрахования.
С 1 января 2012 года правовые основы оказания государственной поддержки определяются Федеральным законом от 25 июля 2011 года N 260-ФЗ "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" (далее - Федеральный закон N 260-ФЗ).
Согласно Федеральному закону N 260-ФЗ основными участниками сельхозстрахования с государственной поддержкой, в том числе, являются:
- страхователь - сельскохозяйственный товаропроизводитель, признанный таковым в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" и заключивший со страховщиком договор сельскохозяйственного страхования;
- законодательно уполномоченные органы, в том числе Минсельхоз России и органы субъектов Российской Федерации в сфере агропромышленного комплекса (далее также - АПК), Банк России;
- страховые организации, осуществляющие сельскохозяйственное страхование и являвшиеся в проверяемом периоде членами объединений страховщиков: Ассоциация агропромышленных страховщиков "Агропромстрах" (далее - Агропромстрах) и Союз "Единое объединение страховщиков агропромышленного комплекса - Национальный союз агростраховщиков" (далее - НСА, при совместном упоминании - объединения агростраховщиков). При подготовке настоящего отчета использована информация, предоставленная вышеуказанными объединениями.
В период подготовки к контрольному мероприятию у двух из трех страховых организаций, запланированных к проверке и специализирующихся на сельхозстраховании с государственной поддержкой, приказами Банка России от 14 мая 2015 года N ОД-1061 и от 3 июня 2015 года N ОД-1237 были отозваны лицензии на ведение страховой деятельности: ООО "Страховое общество "Купеческое" и ОАО Страховая компания "МРСК". Вместо них в качестве объектов проверки были выбраны СК "Полис", являющаяся членом Агропромстраха, а также СК "РСХБ-Страхование" и СК "Согласие", являющиеся членами НСА, которые входят в число крупнейших страховых организаций, осуществлявших в проверяемом периоде сельхозстрахование с господдержкой.
Справочно: в настоящее время Банком России проводятся мероприятия по ужесточению требований в части финансовой устойчивости и платежеспособности, формирования страховых резервов, порядка и условий инвестирования собственных средств и страховых резервов.
По состоянию на 30 сентября 2015 года у 13 из 54 страховых организаций, осуществлявших в проверяемом периоде сельхозстрахование с господдержкой, Банком России были отозваны лицензии, а также приостановлена деятельность 5 страховых организаций.
Результаты контрольного мероприятия
Цель 1. Проверка соответствия деятельности страховых организаций требованиям действующего законодательства Российской Федерации в части вопроса оказания государственной поддержки в сфере сельскохозяйственного страхования за 2012-2014 годы и I полугодие 2015 года
В проверяемом периоде, кроме Федерального закона N 260-ФЗ, страхование с государственной поддержкой в Российской Федерации регулировалось положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (глава 48 "Страхование"), Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, принятыми в соответствии с указанными законами, перечень которых представлен в приложении N 1 к настоящему отчету (приложения в Бюллетене не публикуются).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 260-ФЗ порядок оказания государственной поддержки в сфере сельскохозяйственного страхования (далее - сельхозстрахование с господдержкой) устанавливается нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, установленными указанным Федеральным законом, и общими требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 года N 1371 и предусматривают применение методик определения страховой стоимости и размера утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры, утраты (гибели) посадок многолетних насаждений, утраты (гибели) сельскохозяйственных животных, утвержденных Министерством сельского хозяйства Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Изменения, внесенные Федеральным законом от 22 декабря 2014 года N 424-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" (далее - Федеральный закон N 424-ФЗ), предусматривали:
- снижение максимального размера самостоятельного покрытия страхователем части убытка (безусловной франшизы) с 40% до 30 процентов;
- дополнение перечня событий, от воздействия которых страхуется риск утраты (гибели) урожая сельскохозяйственных культур, такими явлениями, как наводнение, подтопление, паводок, оползень;
- формирование страховщиками страхового резерва для компенсации расходов на осуществление будущих страховых выплат (стабилизационный резерв), но только в случае превышения на 5% доходов над расходами по видам сельхозстрахования;
- введение новой статьи, содержащей порядок расчета безусловной франшизы при определении размера страховой выплаты и порядок осуществления предварительной выплаты по договору сельскохозяйственного страхования;
- создание единого общероссийского объединения страховщиков и установление особенностей его правового положения (с 2016 года), а также осуществление Банком России контроля и мониторинга его профессиональной деятельности;
- инвестирование средств фонда компенсационных выплат, полученных объединением страховщиков, в соответствии с требованиями, установленными Банком России.
Следует отметить, что указанные изменения в целом соответствуют предложениям, направлявшимся Счетной палатой Правительству Российской Федерации по результатам предыдущей проверки в области сельхозстрахования с господдержкой, проведенной в 2014 году.
Для реализации пунктов 6 и 7 статьи 2 Федерального закона N 424-ФЗ об осуществлении единым общероссийским объединением страховщиков своей деятельности Банк России ведет работу по подготовке нормативной базы в этой части. Подготовлен проект указания Банка России "О порядке и сроке передачи средств фондов компенсационных выплат, требований к страховщикам, осуществляющим сельскохозяйственное страхование, осуществляемое с государственной поддержкой, об уплате не внесенных в установленные сроки отчислений в фонды компенсационных выплат, обязательств объединений страховщиков по удовлетворению предъявленных требований страхователей, выгодоприобретателей о компенсационных выплатах, иных прав и обязанностей, накопленных статистических данных". На момент проведения контрольного мероприятия проект документа проходил согласование в структурных подразделениях Банка России.
Также Банком России в целях реализации положений Федерального закона N 260-ФЗ подготовлены проекты следующих документов:
- для реализации положений статьи 9 - проект указания Банка России "О требованиях к инвестированию единым общероссийским объединением страховщиков, осуществляющих сельскохозяйственное страхование, осуществляемое с государственной поддержкой, средств фонда компенсационных выплат по сельскохозяйственному страхованию, осуществляемому с государственной поддержкой";
- для реализации положений пункта 2 части 4 и части 6 статьи 9 - проект положения Банка России "О порядке осуществления Банком России контроля за деятельностью единого общероссийского объединения страховщиков, осуществляющих сельскохозяйственное страхование, осуществляемое с государственной поддержкой, в том числе за формированием фонда компенсационных выплат и осуществлением компенсационных выплат".
Все вышеуказанные акты Банка России должны быть приняты к 1 января 2016 года.
Следует отметить, что в целом нормативные и методические документы, разработанные и введенные в действие в 2012-2014 годах и в I полугодии 2015 года СК "Полис", СК "Согласие", СК "РСХБ-Страхование" (далее - проверяемые организации), обеспечивают соблюдение требований Федерального закона N 260-ФЗ и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере сельскохозяйственного страхования.
Вместе с тем необходимо отметить следующее.
1. В ходе проверки установлено, что до 2015 года уровень софинансирования из федерального бюджета субъектов Российской Федерации устанавливался Минсельхозом России. Так, размер предоставляемой субсидии для Орловской, Воронежской областей в 2013 году был установлен в пропорции: 95% - средства федерального бюджета, 5% - средства регионального бюджета (распоряжение Минсельхоза России от 29 января 2013 года N 7-р), в 2014 году - для Воронежской области: 82,6% и 17,4%, соответственно (распоряжение Минсельхоза России от 24 декабря 2013 года N 106-р).
Начиная с 2015 года, из Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 года N 1371 (далее - Правила, утвержденные постановлением от 22 декабря 2012 года N 1371), исключено условие о том, что предоставление субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации осуществляется с учетом установленного Минсельхозом России уровня софинансирования.
В действующей редакции Правила, утвержденные постановлением от 22 декабря 2012 года N 1371, предусматривают, что объем бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на финансирование расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансируемого за счет субсидии, утверждается законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, исходя из необходимости достижения установленных соглашением значений показателей результативности использования субсидии.
При этом отсутствует нормативное закрепление обязательства субъекта Российской Федерации об утверждении им объема бюджетных ассигнований на исполнение своего расходного обязательства не менее чем в объеме, необходимом для обеспечения установленного для субъекта Российской Федерации уровня софинансирования расходного обязательства из федерального бюджета.
Ежегодно, за период 2012-2014 годов федеральными законами о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период было предусмотрено выделение субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по заключенным договорам сельскохозяйственного страхования в общей сумме 17947,0 млн. рублей. За тот же период кассовое исполнение составило 14542,6 млн. рублей, или 81,0%. Согласно отчетам Правительства Российской Федерации причинами неполного освоения выделяемых средств являлось несоблюдение достаточного уровня финансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации.
2. Согласно требованиям статьи 9 Федерального закона N 260-ФЗ объединения агростраховщиков в проверяемом периоде разрабатывали и утверждали правила страхования (стандартные) урожая сельскохозяйственных культур, посадок многолетних насаждений и сельскохозяйственных животных, осуществляемого с государственной поддержкой (далее при совместном упоминании - Правила страхования), которые направлялись страховым организациям и были обязательными к соблюдению для членов того или иного объединения агростраховщиков.
Для членов ассоциации НСА с учетом сложившейся практики заключения и ведения договоров Комитетом по методологии страхования НСА была разработана, а Президиумом НСА утверждена (протокол N 3 от 27 февраля 2015 года) новая редакция Правил страхования (стандартных) урожая сельскохозяйственных культур, посадок многолетних насаждений, осуществляемого с государственной поддержкой (далее - Правила страхования НСА). Данными Правилами установлено, что в случае непоступления (в полном объеме или частично) средств государственной поддержки в сроки, установленные договором страхования, страховщик вправе потребовать изменения условий договора в части обязанности страхователя (сельхозпроизводителя) самому оплатить вторую часть страховой премии, что не предусмотрено Федеральным законом N 260-ФЗ и Правилами, утвержденными постановлением от 22 декабря 2012 года N 1371. В частности, Правилами страхования НСА определено, что в случае непоступления (в полном объеме или частично) средств государственной поддержки в сроки, установленные договором страхования, страховщик вправе потребовать изменения условий договора сельскохозяйственного страхования, в том числе исключить действия положений пунктов 5.2.1*(1), 5.5.1*(2) и 7.4.2*(3) Правил страхования НСА, а в случае отказа страхователя - потребовать досрочного прекращения договора страхования без учета положений пункта 7.4.2 Правил страхования НСА.
При этом в отчетной документации проверяемых страховых организаций договоры сельскохозяйственного страхования, по которым государственная поддержка не была предоставлена страхователям, учитываются страховыми организациями как договоры с господдержкой без учета изменения условий таких договоров.
На страховые организации, являющиеся членами ассоциации Агропромстрах, указанные новации не распространяются.
Следует отметить, что законодательством в сфере сельхозстрахования с господдержкой не урегулированы вопросы в части дальнейших действий страховых организаций и сельхозпроизводителей в случае непредоставления (предоставления не в полном объеме) сельхозпроизводителю средств господдержки.
3. Проверкой установлено, что большинство сельхозпроизводителей (страхователей) СК "РСХБ-Страхование" и СК "Согласие" в период с 2012 по 2014 годы самостоятельно участвовали в риске при страховании урожая с применением безусловной франшизы от 5% до 40%. Вместе с тем большинство (98%) сельхозпроизводителей (страхователей) головной организации СК "Полис" не принимало участия в риске при страховании урожая и заключало договоры сельхозстрахования с господдержкой в области растениеводства с нулевой безусловной франшизой, в СК "РСХБ-Страхование" такие договоры составляли порядка 5,5 процента.
При применении безусловной нулевой франшизы объем страховых премий в 2,8 раза выше, чем при безусловной франшизе, равной 30%. Применение страховыми организациями нулевой франшизы и неучастие в риске самого сельхозпроизводителя ведут к большему расходованию средств субсидий, предусмотренных в запланированных объемах законами о федеральном бюджете на каждый финансовый год и, как следствие, предоставлению этих льгот меньшему количеству сельхозпроизводителей.
4. В ходе выборочной проверки в проверяемых организациях договоров сельхозстрахования с господдержкой установлено, что страховые тарифы, применяемые в договорах страхования, соответствовали базовым ставкам для расчета размера субсидий, установленных планами сельскохозяйственного страхования на 2012-2014 годы.
Следует отметить, что размер страховых тарифов, рассчитанных актуарным методом, отличается в большую сторону (в 1,25 раза) от предельных размеров ставок, применяемых для расчета субсидии. Данное обстоятельство может привести к недостатку у страховщика страховых резервов на покрытие убытков. Вместе с тем если бы размер страховых тарифов был выше предельных размеров ставок для расчета субсидий, то в бюджетах не хватало бы денежных средств для предоставления субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам, заключенным в соответствии с Федеральным законом N 260-ФЗ.
Несмотря на принимаемые на государственном уровне меры, стоимость страховых продуктов по сельхозстрахованию с господдержкой остается по-прежнему высокой в связи с высокими рисками наступления страховых случаев, применением устаревших технологий и высокой трудоемкостью сельхозпроизводства на территории Российской Федерации. Часто выплаты страхового возмещения осуществляются через несколько лет после наступления страхового случая. Следует отметить, что в большинстве случаев страховой полис приобретают только те сельхозпроизводители, которые планируют взять банковский кредит.
5. Данные, необходимые для осуществления страхования с государственной поддержкой, публикуются со значительным опозданием. К таким данным относятся: цена реализации продукции (сведения органа статистики), методика расчета страховой стоимости и убытка, ставки для расчета субсидий (приказы Минсельхоза России), рекомендуемые сроки уборки урожая (приказы агропромышленных комплексов субъектов Российской Федерации).
Так, в нарушение пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 260-ФЗ Минсельхоз России ежегодно утверждал план сельскохозяйственного страхования на очередной плановый год позже установленного Федеральным законом N 260-ФЗ срока (не позднее 31 июля года, предшествующего плановому году): приказы Минсельхоза России от 1 февраля 2012 года N 97 на 2012 год; от 14 марта 2013 года N 135 на 2013 год; от 31 октября 2013 года N 399 на 2014 год; от 24 октября 2014 года N 406 на 2015 год.
Несвоевременное принятие подзаконных актов уполномоченными органами, регулирующими вопросы сельхозстрахования с господдержкой, не позволяет страховщику и сельхозпроизводителю осуществить страхование в предусмотренные Федеральным законом N 260-ФЗ сроки.
6. Установлены факты нарушений сроков перечисления страховщику субсидий, предоставляемых за счет средств федерального и регионального бюджетов уполномоченными органами управления АПК субъектов Российской Федерации. Так, в 2014 году департамент сельского хозяйства Орловской области перечислил СК "РСХБ-Страхование" вторую часть страховой премии по договорам сельхозстрахования с господдержкой по яровым культурам через 3,5 месяца, по озимым культурам - через 3,5-4 месяца после срока, установленного в договорах страхования. Перечисление второй части страховой премии по договорам сельхозстрахования с господдержкой, заключенным сельхозпроизводителями с СК "Согласие" в 2013 году (сентябрь-октябрь), департаментом аграрной политики Воронежской области произведено в среднем через 6 месяцев, то есть уже в 2014 году.
Указанные обстоятельства являются, в том числе, следствием отсутствия на законодательном уровне установленных сроков для обращения сельхозпроизводителя в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации за предоставлением субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования.
Данное обстоятельство приводит к тому, что нарушаются условия договора сельхозстрахования с господдержкой по срокам получения второй части страховой премии и, как следствие, к образованию дебиторской, в том числе просроченной, задолженности, которая уменьшает размер фактической маржи платежеспособности страховой организации.
7. При формировании статистической отчетности "Сведения об основных показателях деятельности страховщика" (далее - ф. N 1-С) в части отражения агрегированных данных в показателях по сельхозстрахованию с господдержкой страховые организации по-разному применяют положения Порядка составления и предоставления формы статистической отчетности N 1-С "Сведения об основных показателях деятельности страховщика", утвержденного приказом ФСФР России от 24 мая 2012 года N 12-33/пз-н, предусматривающие обязанность страховщика обеспечить идентичность данных, отраженных в отчете по ф. N 1-С и бухгалтерской отчетности, а также отчетности в порядке надзора.
Форма статистической отчетности ф. N 1-С составляется на основании сведений, содержащихся, в том числе, в Журнале учета заключенных договоров страхования (сострахования), в Журнале учета убытков и досрочно прекращенных договоров страхования (сострахования), в Журнале регистрации требований потерпевших о прямом возмещении убытков и их оплате.
Так, свод данных по ф. N 1-С в разрезе субъектов Российской Федерации по сельхозстрахованию с господдержкой СК "Согласие" и СК "РСХБ-Страхование" осуществляли по месту расположения их филиалов, а СК "Полис" - по месту расположения объекта страхования.
Выборочной проверкой установлено, что в СК "Согласие" при заполнении ф. N 1-С отражались только суммы страховой премии в сторону увеличения по дополнительным соглашениям к ранее заключенным договорам, а в СК "РСХБ-Страхование" отражались как суммы страховой премии в сторону увеличения, так и количество заключенных дополнительных соглашений. Информация по дополнительным соглашениям в сторону уменьшения сумм начисленных страховых премий обеими страховыми организациями вообще не отражалась.
8. Для достижения целей, предусмотренных статьей 9 Федерального закона N 260-ФЗ, были созданы фонды компенсационных выплат в объединениях страховщиков (НСА и Агропромстрах), цель формирования которых - осуществление компенсационных выплат по требованию страхователей (сельхозпроизводителей) или выгодоприобретателей, если страховая выплата или ее часть не может быть осуществлена страховщиком, заключившим договор сельскохозяйственного страхования, вследствие процедур, применяемых в деле о банкротстве страховщика, или применения в отношении страховщика мер по предупреждению банкротства.
Размеры отчислений для формирования фондов компенсационных выплат (далее - ФКВ) в 2012-2014 годах и I полугодии 2015 года определялись объединениями агростраховщиков ежегодно в размере 5% от полученных страховых взносов (премий) при осуществлении сельхозстрахования с господдержкой.
По данным, представленным объединениями агростраховщиков, за проверяемый период по двум указанным объединениям сформирован ФКВ в размере 1569,9 млн. рублей.
Компенсационные выплаты сельхозпроизводителям из ФКВ осуществлялись в соответствии с положениями Правил страхования, установленных в объединениях агростраховщиков, и их уставов, с учетом объемов денежных средств, выплаченных ранее страховыми организациями сельхозпроизводителям по договорам страхования (предварительные выплаты), и представлены в таблице:
Период | Агропромстрах | НСА | ||||
размер отчислений, % | размер ФКВ, млн. руб. | размер выплат, млн. руб. | размер отчислений, % | размер ФКВ, млн. руб. | размер выплат, млн. руб. | |
2012 г. | 5 | 120,97 | 5 | 75,3 | ||
2013 г. | 5 | 202,42 | 5 | 276,4 | ||
2014 г. | 5 | 267,89 | 12,5 | 5 | 324,7 | 4,1 |
2015 г.* | 5 | 87,17 | 4,6 | 5 | 215,0 | |
Итого | 678,45 | 17,1 | 891,4 | 4,1 | ||
* По состоянию на 1 июля 2015 года. |
Согласно представленным данным, компенсационные выплаты из ФКВ в пользу сельхозпроизводителей по двум объединениям агростраховщиков в период 2012-2015 годов произведены в объеме 21,2 млн. рублей, которые осуществлялись по исполнительным листам арбитражных судов при предоставлении пакета документов в течение двух лет с даты вступления в силу решения суда.
В ходе контрольного мероприятия установлено, что НСА в 2014 году выплатило из ФКВ трем сельхозпроизводителям по договорам сельхозстрахования с господдержкой, заключенным с ОСАО "Россия", вследствие процедур, применяемых в деле о банкротстве страховой организации (приказ Банка России от 14 ноября 2013 года N 13-516/пз-и об отзыве лицензии): ООО "КХ Егорова А.В." - 0,6 млн. рублей; ОАО "Новокондрашовское" - 3,4 млн. рублей; ОАО "Агрофирма "Пионер" - 0,2 млн. рублей.
Следует отметить, что выплаты ОАО "Агрофирма "Пионер" произведены не в полном объеме, без учета расходов, связанных с судебными издержками, что не соответствует положениям пункта 4.3 Правил осуществления Союзом "Единое объединение страховщиков агропромышленного комплекса - национальный союз агростраховщиков" компенсационных выплат, утвержденных Президиумом НО НСА (протокол от 8 ноября 2011 года N 8).
В ходе контрольного мероприятия представлены материалы, свидетельствующие о нарушении пункта 2.1 Правил финансирования компенсационных выплат членами Ассоциации агропромышленных страховщиков "Агропромстрах", утвержденных решением Наблюдательного совета Ассоциации "Агропромстрах" от 4 сентября 2013 года, в части своевременности перечисления страховыми организациями отчислений в ФКВ, что препятствовало своевременному его формированию.
По данным Агропромстраха, задолженность в ФКВ страховых организаций составляла: на 1 января 2013 года - 31,4 млн. рублей, на 1 июля 2014 года - 12,3 млн. рублей, на 1 августа 2014 года - 5,6 млн. рублей.
Цель 2. Проверка договорных отношений между страховыми организациями и страхователями (сельхозпроизводителями) в области сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой и их соответствие действующему законодательству и нормативным документам за 2012-2014 годы и I полугодие 2015 года
Деятельность страховых организаций, являющихся объектами контрольного мероприятия, по основным показателям сельхозстрахования (количество заключенных договоров, объемы начисленной страховой премии, произведенных выплат) характеризуется следующими данными:
Наименование страховой организации | Виды договоров | Количество заключенных договоров, ед. | Страховая сумма, млн. руб. | Страховые премии, млн. руб. | Выплаты, млн. руб. |
СК "РСХБ-Страхование" | сельхозстрахования | 12687 | 155411 | 2659 | 901 |
из них с господдержкой | 1113 | 41833 | 1465 | 428 | |
доля договоров с господдержкой в объеме сельхозстрахования, % | 8,8 | 26,9 | 55,1 | 47,5 | |
СК "Согласие" | сельхозстрахования | 5461 | 42590 | 587 | 395 |
из них с господдержкой | 999 | 12871 | 321 | 92 | |
доля договоров с господдержкой в объеме сельхозстрахования, % | 18,3 | 30,2 | 54,7 | 23,3 | |
СК "Полис" | сельхозстрахования | 2473 | 43382 | 2121 | 1627 |
из них с господдержкой | 2054 | 32662 | 2053 | 1055 | |
доля договоров с господдержкой в объеме сельхозстрахования, % | 83,1 | 75,3 | 96,8 | 64,8 |
В период проведения контрольного мероприятия (после завершения проверки на объекте - 29 июля 2015 года) у СК "Полис" приостановлена лицензия на осуществление страховой деятельности, и с 18 сентября 2015 года назначена временная администрация (приказы Банка России от 20 августа 2015 года N ОД-2215, от 18 сентября 2015 года N ОД-2486).
Из таблицы видно, что количество заключенных договоров по сельхозстрахованию у крупных страховых организаций, таких как СК "РСХБ-Страхование" и СК "Согласие", выше, чем у региональной страховой организации СК "Полис" (в 5,1 раза и в 2,2 раза, соответственно). Вместе с тем доля договоров с господдержкой в объеме договоров сельхозстрахования у СК "Полис" составляет 83,1% относительно аналогичного показателя у СК "РСХБ-Страхование" и СК "Согласие" (8,8% и 18,3 процента).
Ниже представлена информация по заключенным договорам сельскохозяйственного страхования, в том числе с господдержкой, в проверяемом периоде в разрезе субъектов Российской Федерации:
Количество регионов Российской Федерации, в которых осуществлялось сельхозстрахование | Количество заключенных в регионах договоров сельхозстрахования | Страховая премия, млн. руб. | Изменение количества регионов Российской Федерации, в которых осуществлялось сельхозстрахование | |||||
всего | в том числе с господдержкой | всего | в том числе с господдержкой | всего | в том числе с господдержкой | сельхозстрахование | сельхозстрахование с господдержкой | |
СК "РСХБ-Страхование" | ||||||||
2012 г. | 42 | 24 | 3770 | 317 | 595 | 316 | ||
2013 г. | 49 | 23 | 4864 | 448 | 765 | 413 | 7 | -1 |
2014 г. | 49 | 22 | 3813 | 277 | 1299 | 736 | 0 | -1 |
I полугодие 2015 г. | 48 | 29 | 1756 | 123 | 732 | 466 | -1 | +7 |
Итого | 14203 | 1165 | 3391 | 1931 | ||||
СК "Согласие" | ||||||||
2012 г. | 57 | 16 | 2062 | 101 | 171 | 66 | ||
2013 г. | 56 | 17 | 2102 | 527 | 236 | 127 | -1 | +1 |
2014 г. | 37 | 11 | 1297 | 358 | 180 | 128 | -19 | -6 |
I полугодие 2015 г. | 29 | 10 | 469 | 99 | 109 | 89 | -8 | -1 |
Итого | 5930 | 1085 | 696 | 410 | ||||
СК "Полис" | ||||||||
2012 г. | 17 | 17 | 1301 | 773 | 902 | 871 | ||
2013 г. | 14 | 14 | 733 | 534 | 530 | 512 | -3 | -3 |
2014 г. | 14 | 14 | 653 | 429 | 690 | 669 | 0 | 0 |
I полугодие 2015 г. | 12 | 12 | 363 | 225 | 344 | -2 | -2 | |
Итого | 3050 | 1961 | 2396 |
Данные таблицы отражают общую тенденцию к сокращению количества регионов, в которых проверяемыми организациями осуществлялось сельхозстрахование, в том числе с господдержкой.
СК "Согласие" перестала оказывать услуги сельхозстрахования с господдержкой в таких регионах, как Хабаровский край, Белгородская, Кемеровская и Челябинская области, Республика Татарстан. Вместе с тем компания приступила к страхованию в Приморском крае, Орловской области.
СК "Полис" в проверяемом периоде перестала осуществлять сельхозстрахование с господдержкой в Чеченской и Карачаево-Черкесской Республиках.
В то же время СК "РСХБ-Страхование" в 2015 году расширила сферу своей деятельности по данному виду страхования в следующих субъектах Российской Федерации: Кемеровской, Кировской, Псковской областях, Республике Саха (Якутия) и Удмуртской Республике.
Следует отметить тенденцию к увеличению стоимости страховой услуги (страховой премии), оказываемой сельхозпроизводителю страховыми организациями.
Так, СК "РСХБ-Страхование" в 2013 году заключила 448 договоров сельхозстрахования с господдержкой на 413 млн. рублей страховой премии, а в 2014 году - 277 договоров на 736 млн. рублей страховой премии. Аналогичная тенденция прослеживается и в других страховых организациях. Этот факт связан с увеличением величины страховой суммы по каждому виду сельскохозяйственных объектов, принимаемых на страхование с господдержкой. Прирост количества договоров как добровольного страхования, так и страхования с господдержкой связан с увеличением количества страхователей в Воронежской области. Так, в 2013 году заключено 344 договора (в том числе 260 с господдержкой) против 116 договоров (в том числе 22 с господдержкой) в 2012 году.
В соответствии с законодательством Российской Федерации в области страхования одним из основных показателей работы страховщика является сумма начисленной и полученной страховой премии (взносов) по договорам страхования за отчетный период.
В ходе проверки установлены факты недополучения сумм страховой премии (по различным причинам, которые будут описаны ниже), которые негативно влияют на финансовое положение страховой организации.
Согласно условиям договора сельхозстрахования с господдержкой, заключаемого со страховыми организациями, страховая премия оплачивается страхователем в рассрочку:
- первый страховой взнос в размере 50% начисленной страховой премии перечислялся сельхозпроизводителем на расчетный счет страховой организации к сроку, установленному в договоре;
- второй страховой взнос (оставшиеся 50% начисленной страховой премии) перечисляется на основании заявления сельхозпроизводителя уполномоченным органом субъекта Российской Федерации за счет бюджетных средств на возмещение части затрат сельхозпроизводителя на уплату страховой премии, начисленной по договору страхования (далее - субсидии).
В части оплаты страховых премий сельхозпроизводителями выборочная проверка договоров показала, что в основном по договорам, заключенным в период 2012-2014 годов, страховые премии (страховые взносы) оплачены сельхозпроизводителями в объеме и в сроки, предусмотренные договором.
Вместе с тем следует отметить ряд фактов оплаты страхователями страховой премии (страхового взноса) в размере меньшем, чем 50%, предусмотренных действующим законодательством.
Так, по 6 договорам, заключенным СК "РСХБ-Страхование" в 2013 году, предусматривающим общую сумму страховой премии 1,5 млн. рублей, при обязательной оплате страхователем 0,75 млн. рублей (50%), оплачено 0,4 млн. рублей. Размер оплаты по этим договорам составил от 10% до 48% страховой премии. Страховая организация не предпринимала действий по расторжению договоров в связи с невыполнением условий страхователем, а полученные страховой организацией суммы страховых взносов не возвращались страхователю.
До 2015 года в договорах сельхозстрахования, заключенных проверяемыми объектами, не содержалось положений, предусматривающих последствия неполной уплаты в установленные сроки страховых взносов страхователем. С 2015 года в Правилах страхования НСА определено, что договор вступает в силу со дня уплаты первого страхового взноса в полном объеме и в сроки, установленные договором страхования.
В части страховых взносов, подлежащих оплате уполномоченным органом субъекта Российской Федерации за счет бюджетных средств, в ходе контрольного мероприятия выявлено следующее.
1. Выборочной проверкой договоров в проверяемых организациях установлены факты полного и частичного (не в полном объеме) поступления бюджетных средств от уполномоченных органов АПК ряда субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельхозпроизводителей на уплату страховой премии, начисленной по договору сельхозстрахования с господдержкой (по состоянию на 1 июля 2015 года):
Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации | СК "Согласие" | СК "РСХБ-Страхование" | СК "Полис" | ||||||
количество договоров, ед. | неполученная сумма страховой премии, млн. руб. | % неполученных средств бюджета | количество договоров, ед. | неполученная сумма страховой премии, млн. руб. | % неполученных средств бюджета | количество договоров, ед. | неполученная сумма страховой премии, млн. руб. | % неполученных средств бюджета | |
Департамент аграрной политики Воронежской области | 13 (2014 г.) | 4,9 | 50 | 35 (2013 г.) | 2,4 | 50 | |||
3 (2013 г.) | 33,8** | 45 | 16 (2013 г.) | 0,08 | 5 | ||||
14 (2014 г.) | 2,1 | 50 | 20 (2014 г.) | 3,4 | 5 | ||||
Департамент сельского хозяйства Орловской области | 19 (2014 г.) | 0,12* | 5 | 23 (2014 г.) | 0,8 | 50 | |||
6 (2014 г.) | 0,8** | 6 | |||||||
Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края | 2 - 2014 г. | 1,5 | 50 | ||||||
Комитет агропромышленного комплекса Курской области | 2 | 10,0 | 50 | ||||||
* В ходе проведения контрольного мероприятия по запросу Счетной палаты Орловский филиал СК "Согласие" предоставил данные (платежные поручения) о поступлении 18 августа 2015 года на расчетный счет филиала денежных средств по оплате указанных договоров, заключенных в 2014 году, в сумме 0,12 млн. рублей. ** Не получены денежные средства регионального бюджета. |
По информации проверяемых организаций, отказ уполномоченных органов субъектов Российской Федерации в предоставлении субсидии в полном объеме (50%) можно классифицировать по следующим признакам:
- невыполнение страхователем условий по предоставлению господдержки в части соответствия среднемесячной заработной платы работников страхователя среднемесячной заработной плате работников сельского хозяйства (без учета субъектов малого предпринимательства) - показатель Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717, и несоблюдение требований Порядка предоставления субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей, утвержденного постановлением правительства Орловской области от 20 февраля 2013 года N 49 (департамент сельского хозяйства Орловской области);
- отсутствие средств в бюджете области (комитет агропромышленного комплекса Курской области);
- несоответствие условий договора типовой форме договора (министерство сельского хозяйства Волгоградской области).
В рамках контрольного мероприятия проведена сверка данных Журнала учета заключенных договоров проверяемых страховых организаций с данными, полученными от департамента сельского хозяйства Орловской области и департамента аграрной политики Воронежской области. При проведении сверки с данными департамента аграрной политики Воронежской области установлено следующее.
По 13 договорам СК "Согласие", заключенным в 2014 году, сумма неоплаты второй части страховой премии составила 4,86 млн. рублей. Причины непоступления денежных средств страховой организации неизвестны. Данная сумма числилась по состоянию на 15 августа 2015 года как дебиторская задолженность. В то же время, по данным департамента аграрной политики Воронежской области, ввиду большого объема необходимых документов для получения субсидии 8 страхователей-сельхозпроизводителей не явились сдавать документы в АПК региона. По 4 договорам страхователи сдали документы через год после их заключения ввиду отсутствия в нормативных документах сроков подачи заявления на получение субсидии. В результате у СК "Согласие" по 8 договорам образовалась нереальная к взысканию дебиторская задолженность на сумму 3,61 млн. рублей.
По 49 договорам СК "РСХБ-Страхование", заключенным в 2013-2014 годах, сумма неоплаты второй части страховой премии составила 4,5 млн. рублей. Причины непоступления денежных средств СК "РСХБ-Страхование" не известны. Данная сумма числилась по состоянию на 15 сентября 2015 года как дебиторская задолженность. При проведении сверки с данными департамента аграрной политики Воронежской области установлено, что по указанным 49 договорам страхователи-сельхозпроизводители после заключения договоров со страховой организацией документов в АПК региона не представляли. Следовательно, у СК "РСХБ-Страхование" по всем договорам образовалась нереальная к взысканию дебиторская задолженность на указанную сумму.
Данные факты свидетельствуют об отсутствии заинтересованности страхователей-сельхозпроизводителей в данном виде страхования. Рассчитывая на государственную поддержку в случае чрезвычайной ситуации, многие аграрии считают нецелесообразным производить расходы даже на частичную оплату страховых премий. Согласно условиям договоров страховщик будет нести страховую ответственность в размере полученной страховой премии, то есть 50%. При наступлении страхового случая выплаты будут производиться, исходя из размера страховой ответственности.
2. Выборочной проверкой договоров в проверяемых организациях установлены факты нарушений сроков перечисления предоставляемых субсидий за счет средств федерального и регионального бюджетов уполномоченными органами управления АПК субъектов Российской Федерации страховщику.
Так, в 2014 году департамент сельского хозяйства Орловской области перечислил СК "РСХБ-Страхование" вторую часть страховой премии по 21 договору сельхозстрахования с господдержкой (яровые культуры) через 3,5 месяца, по озимым культурам - через 3,5-4 месяца после срока, установленного в договорах страхования.
Так как в договорах сельхозстрахования с господдержкой СК "Полис" не были установлены конкретные сроки оплаты второй части страховой премии уполномоченными органами АПК, срок оплаты определялся проверяющими с начала действия договора:
- по договорам сельхозстрахования с господдержкой, заключенным в 2013 году, срок поступления денежных средств от департамента сельского хозяйства Орловской области составлял по яровым культурам от 2 до 6,5 месяца, по озимым - от 1 месяца до 1 года;
- по договорам сельхозстрахования с господдержкой, заключенным в 2014 году, срок поступления денежных средств от департамента сельского хозяйства Орловской области составлял по яровым культурам от 5,5 месяца до 1 года, по озимым - от 7,5 месяца до 1 года.
Департаментом аграрной политики Воронежской области по 22 договорам сельхозстрахования с господдержкой, заключенным СК "Согласие" в 2013 году (сентябрь-октябрь), перечисление второй части страховой премии произведено в среднем через 6 месяцев, то есть уже в 2014 году.
3. Неоплата или частичная оплата второй части страховой премии и поздние сроки ее перечисления уполномоченными органами АПК субъектов Российской Федерации на расчетные счета страховых организаций приводит к образованию дебиторской задолженности, в том числе просроченной.
Так, по данным бухгалтерского учета по состоянию на 1 июля 2015 года по договорам сельхозстрахования с господдержкой, заключенным в 2012-2014 годах, дебиторская задолженность составляла:
- СК "РСХБ-Страхование" - 203,5 млн. рублей, в том числе просроченная - 17,8 млн. рублей;
- СК "Полис" - 182,9 млн. рублей;
- СК "Согласие" - 7,7 млн. рублей.
Данные бухгалтерского учета образовавшейся дебиторской задолженности за 2012-2014 годы подтверждаются данными Журнала учета заключенных договоров проверяемых организаций.
4. В ходе выборочной проверки установлено, что в бухгалтерском учете СК "Согласие" на счете 91.2 числится списанная дебиторская задолженность на общую сумму 5,1 млн. рублей.
В нарушение пункта 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 года N 34н (далее - Положение, утвержденное приказом Минфина России от 29 июля 1998 года N 34н), СК "Согласие" неправомерно списана дебиторская задолженность на общую сумму 670,97 тыс. рублей за счет ее корректировки в сторону уменьшения до истечения срока*(4).
5. Просроченная дебиторская задолженность негативно влияет на финансовое положение страховой компании по следующим причинам:
- просроченная дебиторская задолженность не может быть принята в покрытие страховых резервов и собственных средств страховщика в части нормативного размера маржи платежеспособности;
- несвоевременное поступление страховых премий (взносов) не позволяет страховой компании осуществлять инвестирование свободных денежных средств и получать инвестиционные доходы;
- списание просроченной дебиторской задолженности (или формирование резерва сомнительных долгов) ухудшает финансовый результат страховой компании.
6. В ряде случаев ввиду большого объема необходимых документов для получения субсидии из федерального и регионального бюджетов, страхователи-сельхозпроизводители отказались сдавать документы в АПК региона и самостоятельно заплатили вторую часть страхового взноса, то есть фактически отказались от предусмотренной законодательством господдержки сельхозстрахования из-за административно-бюрократических барьеров. Следует отметить, что в основном указанные сельхозпроизводители относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства.
По 26 договорам, заключенным на территории Воронежской области СК "РСХБ-Страхование" (22 договора) и СК "Согласие" (4 договора), подлежащая оплате вторая часть страховой премии составляла от 2 до 18 тыс. рублей.
7. Выборочной проверкой установлены факты перечисления департаментом сельского хозяйства Орловской области излишних средств субсидии по договорам сельхозстрахования с господдержкой в общей сумме 70,6 тыс. рублей, а именно:
- по договорам, заключенным СК "Полис" с ОАО "Племенной завод "Сергиевский" от 6 мая 2013 года и ОАО "Сосновка" от 30 апреля 2014 года, сумма переплаты составила 32,5 тыс. рублей. На момент проведения проверки излишне полученные СК "Полис" средства федерального бюджета не возвращены на расчетный счет департамента сельского хозяйства Орловской области;
- по договору, заключенному 14 октября 2013 года СК "РСХБ-Страхование" с ИП Глава КФХ А.В. Смирных и оплаченному со стороны департамента сельского хозяйства Орловской области в полном объеме (50% страховой премии), этим же департаментом повторно 3 сентября 2014 года перечислена субсидия по указанному договору на расчетный счет СК "РСХБ-Страхование" в общей сумме 14,1 тыс. рублей;
- по договору, заключенному 14 октября 2013 года СК "РСХБ-Страхование" с ИП П.А. Чупахиным и расторгнутому по заявлению страхователя 10 января 2014 года, денежные средства в сумме 24,4 тыс. рублей не были возвращены страховой организацией департаменту сельского хозяйства Орловской области.
По фактам, выявленным в ходе проверки, излишне полученные СК "РСХБ-Страхование" средства федерального и регионального бюджетов возвращены страховой организацией 17 сентября 2015 года на расчетный счет департамента сельского хозяйства Орловской области.
8. В соответствии с пунктом 74 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 года N 34н, отражаемые в бухгалтерской отчетности суммы по расчетам с бюджетом должны быть согласованы с соответствующими организациями и тождественны. Оставление на бухгалтерском балансе неурегулированных сумм по этим расчетам не допускается.
Проверкой установлено, что во всех проверенных страховых организациях документы, подтверждающие согласование с уполномоченными органами субъектов Российской Федерации в сфере агропромышленного комплекса (АПК) расчетов по договорам сельхозстрахования с господдержкой (акты сверок), отсутствовали.
9. Вопрос о возможности осуществления страховой выплаты в связи с наступившим в результате страхового случая убытком (ущербом) рассматривается страховыми организациями на основании заявления страхователя и предоставленных им документов, перечень которых определен договором и (или) правилами страхования.
Сведения о количестве заявленных страховых случаев и о суммах выплат по договорам сельхозстрахования с господдержкой по проверяемым организациям в период 2012-2014 годов представлены в таблице:
Страховые премии, млн. руб. | Количество страховых случаев | Страховые выплаты, млн. руб. | Доля выплат к страховой премии, % | |||
заявленных | всего урегулированных* | из них отказов в страховой выплате | ||||
СК "РСХБ-Страхование" | ||||||
2012 г. | 0,3 | 72 | 71 | 34 | 0,3 | 97,1 |
2013 г. | 0,4 | 29 | 27 | 7 | 0,7 | 175 |
2014 г. | 0,7 | 28 | 12 | 11 | 0,7 | 100 |
СК "Согласие" | ||||||
2012 г. | 0,07 | 29 | 16 | 5 | 0,02 | 28,2 |
2013 г. | 0,1 | 22 | 15 | 8 | 0,03 | 25,5 |
2014 г. | 0,1 | 13 | 20 | 16 | 0,04 | 32,3 |
СК "Полис" | ||||||
2012 г. | 0,9 | 487 | 0,6 | 66,7 | ||
2013 г. | 0,5 | 276 | 293 | 0,3 | 60,0 | |
2014 г. | 0,7 | 148 | 248 | 0,2 | 28,6 | |
* Количество урегулированных страховых случаев включает информацию не только по событиям, по которым были произведены выплаты, но и по отказам в выплате. ** Точные данные страховщиком не представлены. |
В ходе анализа выплатных и отказных дел проверкой установлено, что срок сбора для формирования сельхозпроизводителем пакета документов (от даты наступления страхового случая до даты принятия страховой организацией решения о выплате либо об отказе в выплате) составлял от 3 месяцев до 15 месяцев (в среднем 8 месяцев). В случаях обращения сельхозпроизводителя в суд указанный срок составлял от 15 месяцев до 32 месяцев, т.е. увеличивался на 12 месяцев. Длительные сроки в основном связаны с получением официальных документов (справок): от Росгидромета о гидрометеорологических условиях на определенную дату в районах, где у страхователя пострадали посевы; от Росстата по форме статистической отчетности 4-СХ "Сведения об итогах сева под урожай", 29-СХ "Сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур".
Проведенный анализ показал, что основными причинами отказов являлись: утрата урожая менее 30%; не зафиксировано событий, предусмотренных договором в период его действия; нет утраты урожая.
По данным страховых организаций в проверяемом периоде аграрии получили выплаты за гибель посевов и посадок по причине 8 реализовавшихся рисков опасных явлений. При этом основной ущерб по объему потерь застрахованным площадям нанесли явления, связанные с засухой и переувлажнением почвы, на которые пришлось от 54% до 74% выплат.
При наступлении страховых событий и наличии разногласий сторон договора сельскохозяйственного страхования страховые организации проводили экспертизу с привлечением независимого эксперта в целях подтверждения факта наступления страхового случая и определения размера причиненного страхователю убытка (ущерба).
При недостижении согласия между страховщиком и страхователем в ходе переговоров страхователь, не согласившись с решением страховых организаций, в ряде случаев обращался в суд в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Так, за проверяемый период застрахованными лицами было подано 20 исковых заявлений к СК "РСХБ-Страхование" на общую сумму 153,9 млн. рублей. Полностью либо частично удовлетворено судами первой и второй инстанции 6 исков на сумму 29,5 млн. рублей, отказано в удовлетворении исковых требований по 9 делам на общую сумму 106,6 млн. рублей и еще 5 дел находятся в стадии рассмотрения. У СК "Согласие" 79,6% сумм выплат осуществлены по решениям судебных инстанций.
В ходе контрольного мероприятия сделаны запросы в контрольно-счетные органы Воронежской и Орловской областей о проведении ими в 2012-2015 годах проверок по вопросу функционирования системы страхования сельскохозяйственных товаропроизводителей с господдержкой. Как следует из полученных ответов, в указанный период контрольные мероприятия по данной тематике не проводились.
Возражения или замечания руководителей объектов контрольного мероприятия на результаты контрольного мероприятия
В ходе контрольного мероприятия составлены 3 акта, которые подписаны проверяемыми сторонами без замечаний.
Выводы
1. Несмотря на расширение рынка страховых услуг в целом, укрепление законодательной базы сельхозстрахования, применение новых страховых программ, рынок агрострахования остается проблемным. По данным Минсельхоза России, в настоящее время сельское хозяйство обеспечено страховой защитой в области растениеводства не более чем на 17,7%, в области животноводства - на 16,6 процента.
2. Начиная с 2015 года, из Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 года N 1371, исключено условие о том, что предоставление субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации осуществляется с учетом установленного Минсельхозом России уровня софинансирования.
При этом отсутствует нормативное закрепление обязательства субъекта Российской Федерации об утверждении им объема бюджетных ассигнований на исполнение своего расходного обязательства не менее чем в объеме, необходимом для обеспечения установленного для субъекта Российской Федерации уровня софинансирования расходного обязательства из федерального бюджета.
3. Отсутствие на законодательном уровне установленных сроков для обращения сельхозпроизводителя в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации за предоставлением субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования, приводит к несоблюдению условий договора сельхозстрахования с господдержкой по срокам получения второй части страховой премии и, как следствие, к образованию дебиторской, в том числе просроченной, задолженности, которая уменьшает фактический размер маржи платежеспособности страховой организации.
Так, в 2014 году департамент сельского хозяйства Орловской области перечислил СК "РСХБ-Страхование" вторую часть страховой премии по договорам сельхозстрахования с господдержкой по яровым культурам через 3,5 месяца, по озимым культурам - через 3,5-4 месяца после срока, установленного в договорах страхования. Перечисление второй части страховой премии по договорам сельхозстрахования с господдержкой, заключенным сельхозпроизводителями с СК "Согласие" в 2013 году (сентябрь-октябрь), департаментом аграрной политики Воронежской области произведено в среднем через 6 месяцев, то есть уже в 2014 году.
4. В нарушение пункта 74 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 года N 34н, документы, подтверждающие согласование с уполномоченными органами субъектов Российской Федерации в сфере агропромышленного комплекса (АПК) расчетов по договорам сельхозстрахования с господдержкой (акты сверок), во всех страховых организациях из проверенных отсутствовали.
Следует отметить, что в сфере сельскохозяйственного страхования отсутствует нормативно установленный механизм сверки сумм, причитающихся либо фактически полученных субсидий, страховой организацией с уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, позволяющий четко определить задолженность АПК, выявить случаи переплаты или ошибочного перечисления бюджетных средств, а также выявить договоры страхования, по которым отказано в предоставлении субсидирования.
Нормативно не закреплена обратная связь (уведомление) между сельхозпроизводителем и страховой организацией по вопросам согласования документов на получение субсидии после заключения договора сельхозстрахования с господдержкой или отказа в ее предоставлении. Данные факты подтверждены сверкой данных СК "Согласие" и СК "РСХБ-Страхование" с данными департамента аграрной политики Воронежской области и департамента сельского хозяйства Орловской области.
5. Непредоставление государственной поддержки со стороны уполномоченного органа субъекта Российской Федерации не может являться основанием для прекращения договорных отношений между страховыми организациями и сельхозпроизводителями. В связи с этим представляется целесообразным законодательно закрепить механизм изменения специфики договора сельхозстрахования с господдержкой и перевод его в статус добровольного сельхозстрахования.
6. Отсутствие на законодательном уровне порядка возврата страховой организацией бюджетных средств в случае их излишнего или ошибочного перечисления уполномоченным органом субъекта Российской Федерации приводит к тому, что указанные средства неправомерно остаются у страховой организации. Установлены факты перечисления департаментом сельского хозяйства Орловской области СК "Полис" излишних средств субсидии по договорам сельхозстрахования с господдержкой в общей сумме 70,6 тыс. рублей. Излишне полученные СК "Полис" бюджетные средства не возращены.
7. В нарушение пункта 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 года N 34н, СК "Согласие" неправомерно списана дебиторская задолженность на общую сумму 670,97 тыс. рублей путем ее корректировки в сторону уменьшения до истечения срока.
8. При формировании для Банка России статистической отчетности "Сведения об основных показателях деятельности страховщика" (ф. N 1-С) в части отражения агрегированных данных в показателях по договорам сельхозстрахования с господдержкой страховые организации по-разному применяли положения Порядка составления и представления формы статистической отчетности N 1-С "Сведения об основных показателях деятельности страховщика", утвержденного приказом ФСФР России от 24 мая 2012 года N 12-33/пз-н, что привело к искажению отчетности, сдаваемой страховыми организациями в Банк России, и неотражению реальной ситуации по заключенным договорам с господдержкой.
Предложения
1. Направить информационные письма о результатах контрольного мероприятия в Правительство Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации.
2. Направить отчет и информацию о результатах контрольного мероприятия в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Пункт 5.2.1 "При этом страховая сумма устанавливается в размере не менее чем определенная пунктом 6 статьи 4 Федерального закона N 260-ФЗ доля страховой стоимости".
*(2) Пункт 5.5.1 "При этом размер безусловной франшизы не может превышать доли страховой суммы, определенной пунктом 7 статьи 4 Федерального закона N 260-ФЗ и Планом сельскохозяйственного страхования, утвержденного уполномоченным органом и действующим на год заключения договора".
*(3) Пункт 7.4.2 "Договор сельскохозяйственного страхования не может быть прекращен до наступления срока, на который он был заключен, за исключением случая, предусмотренного статьей 958 Гражданского кодекса Российской Федерации".
*(4) Согласно пункту 1 статьи 966 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора имущественного страхования, составляет два года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Из решения Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 12 ноября 2015 года N 50К (1061) "О результатах контрольного мероприятия "Проверка исполнения Федерального закона от 25 июля 2011 года N 260-ФЗ "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" страховыми организациями, специализирующимися на сельскохозяйственном страховании с государственной поддержкой, за период 2012-2014 годов и I полугодие 2015 года"
Журнал "Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации"
Бюллетень является официальным информационным изданием Счетной палаты. Издание основано в 1997 году, выпускается ежемесячно в электронной форме и размещается на официальном сайте Счетной палаты. Содержание Бюллетеня утверждается решением Коллегии Счетной палаты РФ.
Бюллетень предназначен для публикации отчетов о завершенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях, экспертных заключений Счетной палаты, материалов методического и аналитического характера, информации о деятельности Счетной палаты, а также для изложения позиции и мнений членов Коллегии и сотрудников аппарата Счетной палаты по проблемам государственного финансового контроля, бюджетной и налоговой политики, иным финансово-экономическим проблемам.
Выпускается в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" (статья 31, часть 5), зарегистрирован в Комитете РФ по печати за N 017653 от 28 мая 1998 года и в Министерстве по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций РФ - Эл N 77-4479 от 23 апреля 2001 года.
Текст материала размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Счетной палаты Российской Федерации от 13 апреля 2015 г. N 15-01/170.