Некоторые вопросы становления нормативной правовой регламентации современного судоустройства и организации деятельности судов
Р.Д. Гребнев,
кандидат юридических наук,
доцент кафедры судебной власти,
правоохранительной и правозащитной деятельности,
заместитель директора Юридического института РУДН
Журнал "Образование и право", N 11-12, ноябрь-декабрь 2015 г., с. 246-255.
Если судебную власть осуществляют суды в лице судей, значит, именно судьи являются непосредственными носителями судебной власти и реализаторами ее функций. В рамках судебной ветви государственной власти в целях более эффективной реализации ее функций федеральный законодатель правомочен наделить тот или иной орган судейского сообщества строго определенными государственными функциями, правда, заведомо не в вопросах непосредственного осуществления правосудия. Что он успешно делает в вопросах финансовых - наделяет Всероссийский съезд судей и Совет судей РФ правом вето на сохранение объемов бюджетного финансирования судебной системы, кадровых - наделяет ККС серьезными полномочиями в процедурах комплектования судейского корпуса, присвоения действующим судьям квалификационных классов, привлечения судей к административной, уголовной и дисциплинарной ответственности и т.д. Так что можно уверенно сказать: современные российские структуры судейского сообщества обладают (в рамках, строго определенных федеральными законами) некоторыми государственно-властными функциями. Вместе с тем так же уверенно можно сказать: в сфере непосредственного осуществления правосудия никакой судебной властью они не обладают. Вместе с тем осознание того, что судебная власть может осуществляться не только в форме отправления правосудия, а отсюда - что структуры судейского сообщества (с очевидностью - первых трех уровней) являются сами по себе как объединения судей - непосредственных носителей судебной власти отдельным компонентом судебной власти в строго ограниченном законом сегменте властных полномочий, служит признанием наличия весьма значительного нереализованного потенциала судейского сообщества и стимулом выявления организационных форм его реализации.
Можно сделать следующий вывод: острием механизма восстановления попранной справедливости должно стать создание в России существенно более эффективного, чем сейчас, организационно-правового механизма справедливого правосудия. И осознание именно этого обстоятельства побудило консолидированное судейское сообщество России, которое более, чем кто-либо, знает проблемы и пробельности механизма действующей судебной власти, сформулировать многие положения Постановления VIII Всероссийского съезда судей. Сама же эта проблемная задача фундаментально-стратегического уровня является, прежде всего, научной, а лишь затем организационно-законотворческой. Объективно ситуация в отечественном правосудии в настоящее время не столь плачевна, как пытаются представить через СМИ адепты ущербности российской государственности и некоторые "обиженные" судебной системой. Тем не менее сегодня в российском обществе сложилось в целом негативное отношение к судебной власти, судебной системе, судейскому корпусу.
Более того, также объективно и со всей ответственностью можно сказать: современный российский суд не оправдывает естественных ожиданий общества в отношении справедливого правосудия. И причина этого - наверняка не злая воля 32 тыс. действующих российских судей (за отдельными исключениями). Подчас общественные институты и само судейское сообщество не в силах не только объяснить, но и понять, почему (за что?) некоторые граждане становятся судьями, а иногда и руководителями судебных органов (а значит, получают возможность формировать в определенном сегменте кадровый состав судейского корпуса, формировать по тем или иным направлениям судебную практику и т.п.); почему некоторые, и их немало, судебные акты столь цинично не соответствуют очевидным материалам и обстоятельствам конкретных судебных дел и проч.
Л.А. Окуньков в современном конституционном развитии стран Европейского союза отмечает следующие тенденции: расширение прав и свобод человека и гражданина, постепенный отход от национального законодательства и выдвижения требований внутригосударственным судам следовать высокому европейскому стандарту [17, с. Х]. В то же время необходимо подчеркнуть, что ни один международный договор в области прав человека не требует слушания дела судом присяжных, но если в стране он действует, то требование независимости и беспристрастности распространяется и на присяжных [2, с. 218].
Выбор для анализа данного института судебной системы обусловлен его введением во многих постсоветских странах. Ю.А. Тихомиров отмечает, что нередко происходит прямое заимствование научно-правовых концепций, которые не всегда находят адекватное отражение в законодательстве, и в качестве примера приводит поспешное введение суда присяжных в России [22, с. 54]. Однако среди новейших конституций постсоветских стран не так часто встречаются нормы о применении суда присяжных заседателей, хотя во многих из них приняты или специальные законы о суде присяжных заседателей, или в законах о судоустройстве и статусе судей имеются нормы об их применении. А.К. Котов пишет, что "конституционные нормы - это нормы непосредственно самой Конституции", которые "входят в совокупность норм конституционного права и составляют ядро этой отрасли, и одновременно служат основанием действительности норм и актов всей системы действующего в стране права" [13, с. 84].
В.А. Ржевский и Н.М. Чепурнова, анализируя конституционные принципы организации и функционирования судебной власти в России, отмечают: "Участие граждан в осуществлении правосудия становится конституционным принципом осуществления судебной власти, тогда как сочетание коллегиального и единоличного рассмотрения судебных дел утрачивает свою конституционную значимость и становится принципом судоустройства" [20, с. 10].
Необходимо подчеркнуть, что включение в конституции ряда стран - бывших союзных республик СССР норм о суде присяжных заседателей является прогрессивным моментом, декларирующим создание системы независимой судебной власти с участием народа в отправлении правосудия. Участие граждан в отправлении правосудия отмечается многими исследователями как характерный элемент конституционного регулирования судебной власти во многих странах Содружества Независимых Государств [5, с. 358]. В Конституции Российской Федерации (1993 г.) институту суда присяжных заседателей посвящены три статьи - ст. 20 и 47 гл. 2 "Права и свободы человека и гражданина" и ст. 123 главы 7 "Судебная власть и прокуратура" (редакция наименования гл. 7 приведена в соответствие с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации", вступившим в силу со дня его официального опубликования 6 февраля 2014 г. [18]). И.Л. Петрухин указывает, что в России суд присяжных был введен первоначально законом и лишь несколько позднее был закреплен в Конституции страны, и этим были опровергнуты утверждения об экспериментальном характере данного института [19, с. 5, 6].
В Конституции Украины (1996 г.) участию присяжных заседателей посвящены ст. 124 и ст. 127 раздела VIII "Правосудие". Так, в ст. 124 записано об участии народа в отправлении правосудия: "Народ непосредственно принимает участие в осуществлении правосудия через народных заседателей и присяжных", а в ст. 127 указано: "Правосудие осуществляют профессиональные судьи и, в определенных законом случаях, народные заседатели и присяжные", т.е., в отличие от России, данный институт является элементом судебной системы, но не провозглашен конституционным правом гражданина. Необходимо отметить, что как присяжные, так и народные заседатели действуют только в составе коллегии [12, с. 399].
В Конституцию Республики Казахстан (1995 г.) в 1998 г. была введена новелла в ст. 76 об участии присяжных заседателей в судопроизводстве: "В случаях, предусмотренных законом, уголовное судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей" [10, с. 184]. Аналогичная норма прописана в ст. 91 Конституции Армении (1995 г.): "В установленных законом случаях судопроизводство осуществляется с участием присяжных" [9, с. 66]. Необходимо отметить, что указанные положения в Конституциях Казахстана и Армении находятся в разделах, посвященных организации судебной власти.
Формулировка в конституциях о "суде с участием присяжных" из-за верховенства конституционных положений может стать основой для принятия законов, уменьшающих их правовой статус в судопроизводстве. Аналогичная формулировка дана и в Конституции Российской Федерации, что дает возможность некоторым правоведам требовать признания соответствующего раздела УПК противоречащим Основному закону и его изменения [23, с. 445]. Среди стран Балтии конституционная норма, посвященная участию присяжных заседателей в осуществлении правосудия, имеется лишь в Конституции Латвии. В этой стране восстановлено действие Конституции, принятой еще в досоветский период (1922 г.): в ст. 85 VI отдела "Суд" прописано: "В Латвии существуют суды присяжных на основании особого закона" [8, с. 581].
Конституционализация суда присяжных не означает его институционализации в законодательстве страны и применения в судопроизводстве. Н.М. Колосова считает, что отсутствие законов, издаваемых с целью обеспечения конституционных норм, позволяет ставить вопрос о юридической ответственности государства в целом, так как без законодательных актов затруднена или невозможна реализация конституционных прав и свобод [6, с. 36]. Институционализация суда присяжных заседателей в судебной системе ряда постсоветских стран в рамках законодательных актов, посвященных судоустройству и статусу судей, не всегда обеспечивает его функционирование.
Так, в Республике Беларусь, хотя суд присяжных не предусмотрен в Конституции, согласно ст. 8 Закона о судоустройстве и статусе судей от 13 января 1990 г., предусматривалась смешанная коллегия, которая должна была рассматривать уголовные дела о преступлениях, за совершение которых возможно назначение смертной казни, если обвиняемый не признает себя виновным и требует назначения суда присяжных. Однако Верховный Совет в 1996 г. принял Закон об отсрочке введения данного института до 2000 г., а впоследствии предусмотренная форма правосудия была исключена Законом от 11 мая 2000 г. в связи с тем, что парламент страны не преодолел вето Президента Республики Беларусь, а в проекте Кодекса о судоустройстве и статусе судей данный институт не упоминается вовсе [15, с. 54]. Такого поворота в реформе судебно-правовой системы - отказа от суда присяжных заседателей, не могло быть в случае конституционных гарантий функционирования института суда присяжных в стране.
В конституциях стран с большими историческими традициями суда присяжных заседателей в судебной системе чаще встречаются нормы о применении этого института. В конституциях некоторых стран даны довольно подробные нормы о статусе суда присяжных заседателей и условиях его функционирования.
Большой интерес представляют нормы конституции стран системы англо-американского права о суде присяжных. Так, в Конституции США (1787 г.) в разд. 2 ст. III записано: "Дела о преступлениях, включая те, которые преследуются в порядке импичмента, подлежат рассмотрению судом присяжных". При этом рассмотрение должно происходить в том штате, где совершено преступление. В поправке VI от 1791 г. дана более подробная регламентация:"При всяком уголовном преследовании обвиняемый имеет право на скорый и публичный суд беспристрастных присяжных того штата и округа, ранее установленного законом, где было совершено преступление". В поправке VII от того же года дано дополнение о применении суда присяжных заседателей в гражданском судопроизводстве: "По всем гражданским делам, основанным на общем праве, в которых оспариваемая цена иска превышает 20 долларов, сохраняется право на суд присяжных; но ни один факт, рассмотренный присяжными, не может быть пересмотрен каким-либо судом Соединенных Штатов иначе, как в соответствии с нормами общего права" [11, с. 393, 397].
Необходимо обратить внимание, что эти поправки входят в число десяти, составивших Билль о правах, т.е. право на рассмотрение в суде присяжных заседателей является одним из основополагающих конституционных норм, гарантирующих права и свободы. Дэвид Карри отмечает, что в отношении уголовного судопроизводства конституционные положения выглядят цивилизованными и возможными, однако здесь скрыта одна хитрость: лишь сравнительно немногим, обвиненным в уголовных преступлениях, удалось попасть на самом деле в такие образцовые условия ведения следствия [4, с. 19, 56]. Рене Давид и Камилла Жоффре-Спинози объясняют факт, что институт присяжных сохранил в США свое значение гораздо больше, чем на своей родине в Англии, его конституционным закреплением. "Невозможно прямо обойти эту конституционную норму; только окольными путями в США удалось добиться ограничения участия присяжных" [3, с. 290]. В.И. Лафитский считает, что конституционное толкование не охватило формулой "надлежащей правовой процедурой" лишь два положения федерального Билля о правах: V и VII поправки, а среди требований Верховного Суда США, гарантирующих "надлежащую правовую процедуру", необходимо выделить принцип справедливого суда, согласно которому признавались нарушением давление на присяжных и судей, предубежденность присяжных и другие.
Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии считается местом рождения суда присяжных. Несомненно, во Францию суд присяжных был перенесен из Англии в 1789 г. [16, с. 23] Необходимо отметить, что в Англии отсутствует единый писаный акт высшей юридической силы, но специалисты по конституционному праву считают британской конституцией совокупность законов, судебные решения - прецеденты, обычаи, сложившиеся в практике государственной деятельности, и труды крупных ученых-юристов. По мнению Е.В. Кудрявцевой, несмотря на уменьшение роли суда присяжных в Англии и его почти полное исчезновение из гражданского процесса, английские юристы считают, что право на процесс с жюри есть у гражданина, когда дело носит квазиуголовный оттенок и затронута его репутация [14, с. 72].
Среди других стран Европейского союза нормы о суде присяжных заседателей имеются в конституциях Австрии, Бельгии, Греции, Дании, Испании, Ирландии, Португалии и Швеции [7, с. 58, 133, 282, 310, 349, 398, 576, 750-752]. Нормы о суде присяжных в конституциях всех стран находятся в разделах, посвященных судебной власти, за исключением Швеции, Конституция которой состоит из трех основных законов и принципы судоустройства суда присяжных заседателей изложены в Акте о свободе печати. Несмотря на характерное в последние десятилетия ограничение применения суда присяжных в судопроизводстве, наблюдается в то же время закрепление данного института в конституциях, принятых после второй мировой войны, и в новейших конституциях. Так, если в Конституции Королевства Дании (1953 г.) записано, что присяжные принимают участие в отправлении уголовного правосудия согласно закону, то в конституциях посттоталитарных стран даны более конкретные нормы об участии присяжных заседателей: в Португалии и Греции - о совместной коллегии с судьями-профессионалами, а в Испании - отдельным жюри, за исключением уголовных дел, наказание за совершение которых не превышает шести лет лишения свободы.
В статье 91 Конституции Австрии (1920 г.) наряду с положением о том, что народ должен участвовать в отправлении правосудия, записано: "По делам о перечисленных в Законе преступлениях, за которые может быть назначено суровое наказание, а также по делам о всех политических преступлениях и проступках вопрос о виновности обвиняемого решают присяжные". Однако фактически в судопроизводстве не существует суда присяжных: дела о преступлениях средней тяжести рассматривает коллегия из трех судей-профессионалов и двух заседателей (шеффенов), о тяжких преступлениях - трое судей и восемь непрофессионалов.
В статье 150 Конституции Бельгии (1831 г.) записано: "Суд присяжных установлен по всем уголовным делам, политическим преступлениям и преступлениям прессы". Практически суд присяжных в составе трех профессиональных судей и 12 присяжных заседателей рассматривает дела о наиболее серьезных преступлениях.
В статье 97 Конституции Греции (1975 г.) прописано, что "уголовные и политические преступления рассматриваются смешанными судами присяжных, создаваемыми из числа постоянных судей и присяжных заседателей, как это определено законом", т.е. дано прямое указание на применение совместных коллегий из пяти присяжных и трех профессиональных судей. Смешанные коллегии присяжных заседателей и судей используются и в уголовном судопроизводстве Дании, а в Основном законе страны указано, что основания и порядок участия присяжных в делах устанавливаются законом. Данная форма суда присяжных характерна и для Италии. Более конкретная норма, предусматривающая совместное отправление правосудия, записана в Конституции Португальской Республики (1976 г.). В пункте 1 ст. 210 указано: "Жюри состоит из судей коллегиального суда и присяжных заседателей и участвует в судебном рассмотрении тяжких преступлений по требованию обвинения или защиты, за исключением дел о терроризме".
В статье 125 Конституции Испании, вступившей в силу в 1978 г., указано, что граждане могут участвовать в отправлении правосудия через институт присяжных заседателей в процессе по уголовным делам, как это предусмотрено законом. Необходимо отметить, что только в 1995 г., т.е. лишь через 17 лет, был принят Органический закон о суде присяжных, согласно которому в судопроизводстве по ряду дел участвует трибунал из профессионального судьи, председательствующего на процессе, и девяти присяжных заседателей. С. Тейман отмечает значительное сходство восстановленных судов присяжных в Испании и России [21, с. 127].
Необходимо отметить, что и в ряде государств Европейского союза в судопроизводстве используются суды присяжных заседателей в форме совместных коллегий с судьями-профессионалами, хотя в их конституциях не прописаны нормы о данном институте (ФРГ, Финляндия и Франция). Таким образом, сравнительный анализ конституционализации института суда присяжных заседателей в постсоветских странах, где он только получает развитие в судопроизводстве, и странах с длительными традициями его применения свидетельствует о важности данной формы институционализации, особенно для первых, так как наличие конституционной нормы гарантирует введение суда присяжных в отправление правосудия как его полноправного участника, обеспечивающего эффективную и независимую судебную власть.
16 июля 1993 г. Верховный Совет РФ после доклада, сделанного одним из авторов Концепции судебной реформы С. Пашиным, и ожесточенной полемики докладчика (пресса назвала ее "схваткой") с В. Степанковым, бывшим в то время Генеральным прокурором РФ, принял Закон "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" [1]. Законом была предусмотрена система норм процессуального, судоустройственного и административного характера, регулирующих деятельность суда присяжных.
Постановлением Верховного Совета РФ от 16 июля 1993 г. о порядке введения в действие этого Закона определено, что первоначально суд присяжных будет функционировать лишь в нескольких краях и областях России (п. 1 и 2 постановления). Дальнейшее территориальное расширение института присяжных должно было происходить по мере готовности к работе в новых условиях правоохранительных органов, а также решения ряда организационных и материально-технических вопросов.
Список литературы
[1] Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. N 33. Ст. 1313.
[2] Гомьен Д., Харрис Д., Зваак Л. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика. М.: МНИМП, 1998.
[3] Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности / Пер. с фр. М.: Междунар. отношения, 1999.
[4] Карри Д. Конституция Соединенных Штатов: Настольная книга гражданина / Пер. с англ. Алматы: Казахстан, 1994.
[5] Ковешников Е.М., Марченко М.Н., Стещенко Л.А. Конституционное право стран Содружества Независимых Государств. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999.
[6] Колосова Н.М. Конституционное право граждан на судебную защиту их прав и свобод в СНГ // Государство и право. 1996. N 12.
[7] Конституции государств Европейского союза. М.: Издательская группа "ИНФРА-М-НОРМА", 1997.
[8] Конституция Латвийской Республики от 15 февраля 1922 г. // Новые конституции стран СНГ и Балтии. М.: Манускрипт, Юрайт, 1998.
[9] Конституция Республики Армении от 5 июля 1995 г. // Алматы: Жет жарэы, 1999.
[10] Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 г. // Алматы: Жет жарэы, 1999.
[11] Конституция Соединенных Штатов Америки // Конституции 16 стран мира. Алматы: Жет жарэы, 1995.
[12] Конституция Украины // Конституции стран СНГ. Алматы: Жет жарэы, 1999.
[13] Котов А.К. Прямое действие Конституции и Постановления Конституционного Совета Республики Казахстан в системе конституционного права // Проблемы становления правового государства и конституционный процесс в Республике Казахстан. Алматы: Норма-К, 2004.
[14] Кудрявцева Е.В. Судебное решение в английском гражданском процессе. М.: Городец, 1998.
[15] Мартинович И. Введение суда присяжных в Республике Беларусь - требование времени // Российская юстиция. 2001. N 8.
[16] Михайлов П.Л. Суд присяжных во Франции: становление, развитие трансформация. СПб.: Издательство Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2004.
[17] Окуньков Л.А. Конституционное развитие в государствах Европейского союза // Конституции государств Европейского союза. М.: Издательская группа "ИНФРА-М-НОРМА", 1997.
[18] Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru). 2014. 6 февраля. N 0001201402060001.
[19] Петрухин И.Л. Суд присяжных: проблемы и перспективы // Государство и право. 2001. N 3.
[20] Ржевский В.А., Чепурнова Н.М. Конституционные принципы организации и функционирования судебной власти: вопросы правового регулирования и практики // Конституционное и муниципальное право. 1999. N 2.
[21] Тейман С. Возрождение суда присяжных в Испании // Государство и право. 1996. N 12.
[22] Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М.: Норма, 1996.
[23] Якупов Р.Х. Уголовный процесс. М.: Зерцало, 1999.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Гребнев Р.Д. Некоторые вопросы становления нормативной правовой регламентации современного судоустройства и организации деятельности судов
Р.Д. Гребнев - кандидат юридических наук, доцент кафедры судебной власти, правоохранительной и правозащитной деятельности, заместитель директора Юридического института РУДН
R.D. Grebnev - candidate of jurisprudence, associate professor of judicial authority, law-enforcement and human rights activities, deputy director of the RUDN Legal institute
В рамках судебной ветви государственной власти в целях более эффективной реализации ее функций федеральный законодатель правомочен наделить тот или иной орган судейского сообщества строго определенными государственными функциями.
"Within a judicial branch of the government for the purpose of more effective implementation of its functions the federal legislator is competent to allocate this or that organ of judicial community with strictly certain state functions.
Ключевые слова. Судейское сообщество, осуществление правосудия, требование независимости и беспристрастности, научно-правовые концепции, суд присяжных заседателей.
Keywords. Judicial community, justice implementation, requirement of independence and impartiality, scientific and legal concepts, jury of assessors.
Научно-правовой журнал "Образование и право" посвящен актуальным вопросам применения законодательства в сфере образования, правовому мониторингу, инновационным технологиям и реформе юридического образования в России.
В журнале анализируются проблемы современного законодательства в сфере образования, основные направления реформы среднего специального, высшего и поствузовского образования в целом, и юридического образования в частности.