Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 270652-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части усиления контроля за использованием государственной символики, незаконным ношением форменной одежды"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона разработан в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2006 г. N СИ-П4-609 о подготовке законопроектов, направленных на усиление контроля за правомерностью использования государственной символики, а также на регулирование ответственности за незаконное ношение государственных наград и форменной одежды.
В настоящее время факты неправомерного использования юридическими лицами в наименовании слов "государственный", "общественный", "общенациональный" или аббревиатур МВД, ФСБ, МО создают ложное впечатление у других участников гражданского оборота, что деятельность этого лица санкционирована или гарантирована государством. Незаконное ношение форменной одежды со знаками различия и с символикой государственных военизированных организаций приобрело общественную значимость в силу его распространенности и взаимосвязи с совершением правонарушений, что дискредитирует правоохранительные и иные государственные органы. Поэтому необходимы нормативное закрепление запрета на использование отдельных терминов и аббревиатур коммерческими структурами и общественными организациями, а также изменение порядка обращения форменной одежды в государстве.
В связи с этим в части усиления административной ответственности за нарушение порядка официального использования государственных символов Российской Федерации; незаконное ношение государственных наград; незаконное ношение форменной одежды со знаками различия, с символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов; полагаем необходимым внести соответствующие изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) (ст. 17.10, 17.11, 17.12, 23.1, 28.3).
Пунктом 4 статьи 1 законопроекта предлагается внести изменения в КоАП и установить административную ответственность за нарушение порядка официального использования символов президентской власти в Российской Федерации.
Согласно указам Президента Российской Федерации от 15 февраля 1994 г. N 319 "О штандарте (флаге) Президента Российской Федерации" и от 27 июля 1999 г. "Об утверждении описания символа президентской власти - Знака Президента Российской Федерации" штандарт (флаг) Президента Российской Федерации и Знак Президента Российской Федерации являются символами президентской власти в Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму, что исключает возможность использования наименований, не соответствующих действительности.
Однако законодательством Российской Федерации не определен порядок государственной регистрации и использования фирменных наименований коммерческих организаций, в связи с этим у регистрирующих (налоговых) органов отсутствуют основания для принятия решений об отказе в государственной регистрации юридических лиц не только в случае неправомерного использования в наименовании юридического лица слов, связанных с государственной символикой, но также слов, оскорбляющих нравственность, национальные и религиозные чувства граждан. Кроме того, отсутствие соответствующего закона позволяет появляться множеству организаций-двойников, что существенно затрудняет их идентификацию.
В связи с изложенным считаем необходимым в целях усиления борьбы с неправомерным использованием при регистрации юридических лиц в их названиях слов "государственный", "федеральный", "общенациональный", "национальный", "международный", "межправительственный" дополнить статью 23 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" положением о том, что отказ в государственной регистрации допускается в случае несоответствия фирменного наименования требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации.
Нормами Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" установлены ограничения на использование в наименованиях общественных объединений наименований органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также существующих в Российской Федерации политических партий и политических партий, прекративших свою деятельность вследствие ликвидации в связи с нарушением пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях".
Вместе с тем указанный вопрос недостаточно урегулирован действующим законодательством.
В связи с этим необходимо внести изменения в статьи 24, 28 Федерального закона "Об общественных объединениях".
Право общественных объединений на учреждение собственных наград вытекает из общего принципа свободы внутренней организации деятельности и тоже не урегулировано законодательством Российской Федерации.
Таким образом, предлагаемый законопроект восполняет пробел в законодательстве Российской Федерации и направлен на разрешение правовых коллизий, возникающих при регистрации юридических лиц, а также на уточнение законодательства, устранение противоречий и неэффективных положений.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части усиления контроля за использованием государственной символики, незаконным ношением форменной одежды"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части усиления контроля за использованием государственной символики, незаконным ношением форменной одежды" не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части усиления контроля за использованием государственной символики, незаконным ношением форменной одежды"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части усиления контроля за использованием государственной символики, незаконным ношением форменной одежды" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.