Разъясните, изменились ли нормы, касающиеся уплаты налога на прибыль с суммы доходов, полученных учреждением, исполняющим наказание, с производимой заключенными продукции? Если не изменились, то правомерно ли учитывать в расходах затраты, связанные с выпуском и реализацией данной продукции?
С. Валова,
редактор журнала "Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2016 г., с. 12-15.
Последние разъяснения Минфина, касающиеся уплаты налога на прибыль с суммы доходов, полученных учреждением, исполняющим наказание, с производимой заключенными продукции, были приведены в Письме от 16.11.2015 N 03-03-10/65972.
Отметим, что в нем мнение финансового ведомства не изменилось. Чиновники министерства настаивают на том, что учреждения, исполняющие наказание, должны платить налог на прибыль с реализованной продукции, произведенной заключенными. В качестве аргументов они ссылаются на нормы ст. 251 НК РФ, в которой приведен перечень доходов, не учитываемых при определении базы по налогу на прибыль.
В частности, чиновники указывают на то, что в силу пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде средств, полученных казенными учреждениями от оказания услуг (выполнения работ). В названной норме доходы в виде средств, полученных казенными учреждениями от реализации товаров, не поименованы.
Таким образом, доходы федеральных казенных учреждений ФСИН, полученные от реализации товаров, для целей налогообложения прибыли организаций являются выручкой, полученной от реализации, поэтому указанные средства не могут быть признаны в качестве средств целевого финансирования, поименованных в пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ.
В соответствии с п. 48.11 ст. 270 НК РФ расходы казенных учреждений в связи с исполнением государственных (муниципальных) функций, в том числе с оказанием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ), для целей налогообложения прибыли организаций не учитываются. Следовательно, при исчислении суммы налога учреждение ФСИН должно исходить из общей суммы выручки, полученной от реализации товаров, произведенных заключенными.
Дополнительно к вышесказанному чиновники Минфина обращают внимание на п. 1 ст. 2 Закона N 210-ФЗ*(1).
В силу норм, приведенных в данном пункте, государственная услуга, предоставляемая, в частности, федеральным органом исполнительной власти, - это деятельность по реализации функций федерального органа исполнительной власти, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
Подпунктом 1 ст. 11 Закона N 210-ФЗ определено, что государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг.
Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1314, ФСИН подведомственна Минюсту.
В Перечне государственных услуг (работ), утвержденном Приказом Минюста РФ от 20.03.2014 N 35, в качестве основных видов деятельности отсутствует реализация учреждением, исполняющим наказание, продукции, производимой заключенными.
Таким образом, реализация продукции, выпускаемой ФКУ "ФСИН России", не может рассматриваться в качестве государственной функции и, следовательно, не является государственной услугой, работой, а также иной государственной функцией. Соответственно, к расходам казенного учреждения, связанным с такой реализацией, положения п. 48.11 ст. 270 НК РФ не применяются.
В то же время у судебных инстанций существует иная точка зрения. Так, в Определении ВС РФ от 27.02.2015 N 302-КГ14-3438 по делу N А19-14904/2013 отмечается, что правовая основа деятельности учреждения ФСИН определена Законом РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и организациях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", положениями которого предусмотрена в том числе обязанность учреждений, исполняющих наказания, привлекать осужденных к труду. В силу п. 2 Порядка N 73н*(2) средства, полученные от привлечения осужденных к оплачиваемому труду, зачисляются в федеральный бюджет на основании расчетных документов, оформляемых юридическими или физическими лицами, которым оказывались услуги, выполнялись работы, поставлялись товары.
Орган Федерального казначейства не позднее трех рабочих дней после поступления в федеральный бюджет средств, полученных от привлечения осужденных к оплачиваемому труду, отражает по соответствующему коду классификации доходов бюджетов в сумме, равной данному поступлению, на лицевом счете получателя бюджетных средств, открытом учреждению ФСИН, источник бюджетного финансирования (п. 7 Порядка N 73н).
Согласно п. 8 Порядка N 73н операции по использованию дополнительного источника бюджетного финансирования осуществляются учреждением, исполняющим наказания, в пределах доведенных ему в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на основании расходных расписаний.
Таким образом, п. 10 ст. 241 БК РФ во взаимосвязи с положениями приведенных выше нормативных правовых актов трактует рассматриваемые доходы как доходы, полученные от привлечения осужденных к оплачиваемому труду, а не как выручку, полученную от реализации продукции. Следовательно, в соответствии с пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ они не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Аналогичные выводы приведены в постановлениях ФАС ВВО от 23.01.2014 по делу N А79-234/2013 (Определением ВАС РФ от 09.06.2014 N ВАС-6290/14 по делу N А79-234/2013 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС), от 06.03.2014 N А39-2230/2013.
В заключение отметим, что до внесения поправок в налоговое законодательство учреждения ФСИН вынуждены свою позицию отстаивать в суде, поскольку при налоговых проверках ФНС придерживается мнения Минфина и облагает доходы налогом на прибыль.
1 января 2016 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
*(2) Порядок отражения на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых в территориальных органах Федерального казначейства федеральным казенным учреждениям, исполняющим наказания в виде лишения свободы, операций по финансовому обеспечению осуществления функций указанных учреждений, источником которого являются доходы, полученные ими от приносящей доход деятельности, утв. Приказом Минфина РФ от 21.07.2010 N 73н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"