Статистическая отчетность по наличию основных фондов
А. Репин,
эксперт журнала "Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2016 г., с. 61-68.
Приказом Росстата от 24.11.2015 N 563 утверждены Указания по заполнению форм федерального статистического наблюдения N 11 "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов", N 11 (краткая) "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций" (далее - Указания по заполнению).
Напомним, что ранее порядок заполнения форм федерального статистического наблюдения 11 "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов", 11 (краткой) "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций" был утвержден Приказом Росстата от 29.08.2014 N 543.
О том, кто должен представлять указанные формы, куда их нужно представлять и что изменилось в их заполнении, мы и поговорим в статье.
Кто должен представлять отчетность?
В силу ст. 8 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" бюджетные учреждения, как и другие организации, обязаны представлять первичные статистические и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации.
Порядок и условия представления первичных статистических и административных данных органам, осуществляющим формирование официальной статистической информации, определены Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 N 620.
Согласно п. 2 названного постановления представление первичных статистических и административных данных должно осуществляться с соблюдением следующих условий:
- формы должны быть составлены федеральными органами государственной власти, осуществляющими формирование официальной статистической информации на основе первичных статистических данных и административных данных официальной статистической информации;
- формы федерального статистического наблюдения, утвержденные в установленном порядке, и указания по их заполнению должны быть в наличии. В соответствии с п. 5.5 Положения о Росстате, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.06.2008 N 420, утверждение форм федерального статистического наблюдения возложено на Росстат;
- субъектами официального статистического учета должны быть доведены бланки форм федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению до респондентов. Кроме того, формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению размещаются субъектами официального статистического учета на своих официальных сайтах в Интернете;
- письменный запрос субъекта официального статистического учета о представлении административных данных или соглашение об информационном взаимодействии субъекта официального статистического учета и респондента, получающего административные данные, должны быть в наличии.
Первичные статистические данные представляются на бумажных носителях или в электронном виде. Порядок представления первичных статистических данных в электронном виде, определяющий стандарты на программное обеспечение, технические носители, каналы связи, средства защиты, а также условия использования электронной цифровой подписи и форматы представления данных в электронном виде, устанавливается субъектами официального статистического учета.
Примечание. В целях выполнения указанных норм руководитель учреждения назначает должностных лиц, уполномоченных представлять статотчетность от имени учреждения.
Согласно Указаниям по заполнению формы федерального статистического наблюдения 11 "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов" данную форму представляют все юридические лица, независимо от ведомственной принадлежности, вида их экономической деятельности, формы собственности и организационно-правовой формы, кроме:
- некоммерческих организаций;
- субъектов малого предпринимательства (в том числе относящихся к ним организаций потребительской кооперации).
В свою очередь, статистическую форму 11 (краткую) "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций" представляют юридические лица независимо от ведомственной принадлежности, вида экономической деятельности, формы собственности, являющиеся некоммерческими организациями, а также органы государственного управления и местного самоуправления.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" основная цель деятельности некоммерческой организации не связана с извлечением прибыли, такая организация не распределяет полученную прибыль между участниками. Она может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство продукции (товаров и услуг), отвечающее целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и товариществах на вере в качестве вкладчика.
Форму 11 (краткую) представляют юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, созданными в форме государственных и муниципальных учреждений (автономных, бюджетных или казенных), частных учреждений, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), а также в других формах, предусмотренных законом.
В соответствии с ГК РФ органы государственной власти и местного самоуправления могут участвовать в отношениях, регулируемых гражданским законодательством. Они представляют форму 11 (краткую) наряду с юридическими лицами, относящимися к некоммерческим организациям.
Таким образом, учреждения силовых ведомств обязаны представлять форму 11 (краткую). Необходимо отметить, что сама форма 11 (краткая) утверждена Приказом Росстата от 03.07.2015 N 296 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за наличием и движением основных фондов (средств) и других нефинансовых активов". Именно эту форму и следует использовать при составлении отчета за 2015 год.
Куда нужно направить отчетность?
Государственное (муниципальное) учреждение заполняет форму 11 (краткую), проверяет ее и представляет в территориальный орган Росстата по месту своего нахождения по почте, нарочным или в электронном виде.
При наличии у учреждения обособленных подразделений, находящихся в ином субъекте РФ, данная форма заполняется как по каждому такому обособленному подразделению, так и по учреждению без этих обособленных подразделений.
Примечание. Срок представления формы - не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.
Заполненные формы по обособленным подразделениям, находящимся в ином субъекте РФ, представляются учреждением в территориальные органы Росстата (субъекта РФ) по месту нахождения обособленных подразделений, а по учреждению без обособленных подразделений - по месту нахождения головного подразделения.
Если учреждение имеет основные фонды, включая объекты, не завершенные строительством, фактически расположенные на территории двух и более субъектов РФ без образования обособленного подразделения, форма 11 (краткая) представляется отдельно по каждому из этих субъектов РФ в порядке, аналогичном установленному для обособленных подразделений, находящихся в ином субъекте РФ.
Какие данные использовать для заполнения?
В соответствии с указаниями по заполнению формы 11 (краткой) к основным фондам относятся произведенные активы, для которых одновременно выполняются следующие условия:
а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть в течение срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
г) объект способен приносить организации экономические выгоды в будущем.
Кроме того, к основным фондам относится и включается в общий итог по основным фондам также часть активов, отражаемых в бухгалтерском учете в качестве нематериальных активов (нематериальные основные фонды), которые относятся к интеллектуальной собственности, объектам интеллектуальной деятельности, использование которых ограничено посредством юридической защиты (патентного, авторского права, смежных прав и т.д.) или другой защиты.
Также в состав основных фондов входят нематериальные активы, полученные учреждением в пользование, отражаемые на счете 0 102 00 000 "Нематериальные активы" и при этом (одновременно) отражаемые на счете 0 401 50 000 "Расходы будущих периодов", с которого их стоимость в течение всего срока использования списывается на расходы.
Не включаются в состав основных фондов и не учитываются в табличной части формы 11 (краткой) активы, отвечающие вышеназванным условиям, но:
- имеющие стоимость до 3 000 руб. включительно за единицу, отражаемые в бухгалтерском учете на забалансовом счете 21 "Основные средства стоимостью до 3 000 руб. включительно в эксплуатации";
- относящиеся к объектам, на которые амортизация начисляется в размере 100% балансовой стоимости объекта при выдаче объекта в эксплуатацию (объектам основных фондов стоимостью не более 20 000 руб. за единицу, а по введенным в эксплуатацию с 01.01.2011 - не более 40 000 руб. за единицу).
Для справки. Библиотечный фонд, амортизируемый единовременно при принятии в эксплуатацию, в табличной части формы не отражается, но указывается в качестве справочного показателя по строке 34.
Напомним, что стоимость драгоценностей и ювелирных изделий в состав основных фондов не включается. Также не включаются в состав основных фондов земельные участки, ресурсы недр (минерально-энергетические запасы) и прочие природные ресурсы. При этом в составе основных фондов учитываются капитальные вложения на улучшение земли и других природных ресурсов, а также стоимость расходов на передачу прав собственности при покупке и продаже ресурсов (поскольку произведенные расходы приравнены к произведенным активам).
Обратите внимание! Объекты военного назначения включаются в состав основных фондов только в случае, если они могут иметь альтернативное гражданское применение. Это здания, такие сооружения, как аэродромы, доки, дороги и др., а также транспортные средства, пригодные для невоенных перевозок людей и грузов, компьютеры, коммуникационное оборудование, больничная аппаратура и т.д. Объекты военного назначения, не имеющие альтернативного гражданского применения, в форме не отражаются.
Кроме того, легкая боевая техника и бронемашины включаются в состав основных фондов в случае, если они используются невоенными организациями для обеспечения внутренней охраны и т.п.
Что нового в порядке заполнения?
Как мы уже отметили, форму 11 составляют все государственные (муниципальные) учреждения. Как и ранее, данная форма состоит из титульного листа и двух разделов: "Наличие, движение и состав основных фондов" и "Сведения о территориально обособленных подразделениях".
Порядок заполнения титульного листа и разд. II "Сведения о территориально обособленных подразделениях" не претерпел никаких изменений по сравнению с формой 11 (краткой), утвержденной Приказом Росстата N 543. Как и ранее, при заполнении титульного листа в адресной части указывается полное наименование учреждения в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном порядке, а затем в скобках краткое наименование. На бланке формы, содержащей сведения по обособленному подразделению учреждения, отражается его наименование и наименование учреждения, к которому оно относится.
По строке "Почтовый адрес" указываются наименование субъекта РФ, юридический адрес с почтовым индексом; если фактический адрес не совпадает с юридическим, то указывается также фактический почтовый адрес.
Примечание. Для обособленных подразделений не имеющих юридического адреса, приводится почтовый адрес с почтовым индексом.
Учреждение проставляет в кодовой части формы код Общероссийского классификатора предприятий и организаций (ОКПО) на основании уведомления о присвоении кода ОКПО, направляемого (выдаваемого) организациям территориальными органами Росстата.
При заполнении разд. II формы по головному подразделению и каждому территориально обособленному подразделению юридического лица указываются наименование территориально обособленного подразделения, коды ОКПО, ОКТМО, местонахождение (фактический почтовый адрес), а также код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) исходя из основного вида деятельности данного территориально обособленного подразделения.
Наименование и местонахождение головного подразделения, как правило, должны соответствовать наименованию и местонахождению, отраженным в кодовой части формы 11 (краткой).
В разделе II формы учитывается также идентификационный номер территориально обособленного подразделения, который указывается территориальным органом Росстата по месту расположения этого подразделения.
Примечание. Если территориально обособленное подразделение не имеет кода ОКПО, то позиция "Код ОКПО" в этом разделе не заполняется.
Что же касается разд. 1 "Наличие, движение и состав основных фондов", то по сравнению с ранее действовавшей формой в новой значительно сокращено общее число строк, подлежащих заполнению. В частности, в новой форме отсутствуют следующие строки:
- 05 - по названной строке отражались внегородские шоссейные дороги, состоящие на балансе организаций всех видов экономической деятельности. Указанные данные теперь следует отражать по строке 04;
- 12.1 - по этой строке ранее отражалась мебель. Теперь данные по мебели отражаются по строке 12;
- 24 - в названной строке указывалась полная учетная стоимость обращающихся контрактов, договоров аренды, лицензий, отражаемых в бухгалтерском учете в составе нематериальных активов, включая непроизведенные нематериальные поисковые активы, на конец года;
- 24.1 - по данной строке отражалась полная учетная стоимость приобретенной деловой репутации организаций - гудвилла и деловых связей (маркетинговых активов);
- 25 - в этой строке указывался начисленный за год износ по нематериальным активам, учтенным в строках 24 и 24.1;
- 26 - по строке отражалась балансовая стоимость земли на конец года;
- 27 - в строке указывалась балансовая стоимость минерально-энергетических ресурсов на конец года;
- 28 - по строке отражалась балансовая стоимость прочих природных ресурсов на конец года.
* * *
В заключение еще раз отметим, что учреждения силовых ведомств, как и другие организации, обязаны представлять первичные статистические и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, к которым, в частности, относится и форма 11 (краткая).
Также необходимо отметить, что нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации влекут наложение административного штрафа в размере от 3 000 до 5 000 руб. (ст. 13.19 КоАП РФ).
Кроме того, учреждение будет обязано возместить органам статистики ущерб, возникший в связи с необходимостью исправления итогов сводной отчетности при представлении искаженных данных или нарушении сроков представления отчетности (ст. 3 Закона РФ от 13.05.1992 N 2761-1 "Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности").
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"