В ходе проверки органами прокуратуры установлена недостаточная укомплектованность государственного учреждения здравоохранения - центральной районной больницы врачами и средним медицинским персоналом. Кто отвечает за укомплектование штата государственного медицинского учреждения? Какие меры можно принять для исправления ситуации и привлечения медицинских работников из других регионов?
О. Булыгина,
эксперт журнала "Учреждения здравоохранения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2016 г., с. 73-76.
В соответствии с п. 5 и 6 ст. 4 Федерального закона N 323-ФЗ*(1) среди основных принципов охраны здоровья выделяются ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья, а также доступность и качество медицинской помощи. При этом доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются в том числе за счет наличия необходимого количества медицинских работников (п. 2 ст. 10 данного закона).
Из пунктов 1 и 7 ст. 17 Федерального закона N 323-ФЗ следует, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в сфере охраны здоровья в пределах полномочий, установленных Федеральным законом N 131-ФЗ*(2), относятся:
- создание условий для оказания населению медицинской помощи в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и законом субъекта РФ;
- создание благоприятных условий в целях привлечения медицинских и фармацевтических работников для работы в медицинских организациях.
Также в п. 12 ч. 1 ст. 15 и п. 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ среди вопросов местного значения муниципального района и городского округа указано создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального образования в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Следовательно, органы местного самоуправления обязаны создавать условия для оказания медицинской помощи на территории муниципального образования и обеспечения в указанных целях наличия необходимого количества медицинских работников. При этом на законодательном уровне не установлен перечень мер для создания условий по укомплектованию штата медицинских учреждений.
В Определении ВС РФ от 08.04.2015 N 60-АПГ15-1 отмечено, что создание благоприятных условий в целях привлечения медицинских и фармацевтических работников для работы в медицинских организациях, в том числе определение конкретного перечня таких условий, их видов и форм, отнесено исключительно к полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, поэтому органы власти субъекта РФ не имеют полномочий на осуществление правового регулирования по данному вопросу. При этом к создаваемым условиям относится стимулирование привлечения медицинских работников для работы в медицинских организациях, в том числе путем предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда.
На основании ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут компенсироваться расходы на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Поэтому мерами по созданию благоприятных условий в целях привлечения для работы в учреждения здравоохранения медицинских работников, не имеющих в собственности или на ином праве жилье и работающих на территории муниципального образования, в том числе в государственных учреждениях здравоохранения, могут быть, в частности:
- создание и предоставление для проживания служебного жилищного фонда;
- выплата компенсации за наем жилых помещений;
- предоставление медицинским работникам различных льгот (например, на проезд, на оплату коммунальных услуг и т.п.).
Кроме того, в целях привлечения работников предполагается заключать целевые договоры на оплату обучения в высших и средних специальных учебных заведениях с обязанностью впоследствии осуществлять трудовую деятельность в системе здравоохранения муниципальных образований.
Таким образом, при реализации полномочий по созданию благоприятных условий и привлечению для работы в государственных медицинских учреждениях, действующих на территории муниципального образования, медицинских работников органы местного самоуправления должны издавать соответствующие муниципальные правовые акты, в том числе определяющие порядок обеспечения жильем иногородних работников.
Помимо этого, в п. 2 ст. 72 Федерального закона N 323-ФЗ закреплены права медицинских и фармацевтических работников и меры их стимулирования. Правительству РФ, органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки в отношении медицинских и фармацевтических работников за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов соответственно.
Например, медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных учреждениях, производятся ежемесячные денежные выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере 1 200 руб. на основании Постановления N 1607*(3).
Постановлением Правительства Ленинградской области от 29.04.2013 N 127 "О социальной поддержке медицинских работников дефицитных специальностей в Ленинградской области" за счет средств областного бюджета Ленинградской области в качестве меры социальной поддержки предусмотрена ежегодная выплата медицинским работникам, с которыми заключены договоры о предоставлении такой выплаты, в размере 120 000 руб. (в том числе НДФЛ).
Таким образом, в бюджете любого уровня могут быть предусмотрены дополнительные меры социальной поддержки медицинских работников. При этом перечень мер устанавливается конкретным нормативным правовым актом. Например, Постановлением Администрации Ступинского муниципального района Московской области от 27.02.2015 N 482-п установлены следующие меры социальной поддержки работников государственных учреждений здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь на территории Ступинского муниципального района:
- компенсационные выплаты на проезд на общественном транспорте от места жительства к месту работы и обратно;
- компенсационные выплаты на питание.
Также указанным постановлением предусматриваются компенсационные выплаты среднему медицинскому персоналу в целях сохранения средней заработной платы. Предоставление медицинским работникам мер социальной поддержки осуществляется за счет средств местного бюджета путем предоставления субсидии на иные цели в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ по соглашению с государственным учреждением здравоохранения.
1 января 2016 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
*(2) Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
*(3) Постановление Правительства РФ от 30.12.2014 N 1607 "О ежемесячных денежных выплатах по оплате жилого помещения и коммунальных услуг медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятым на должностях в федеральных государственных учреждениях".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"