Закупки с 2016 года. Что следует знать руководителю медучреждения?
Т. Шадрина,
эксперт журнала "Учреждения здравоохранения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2016 г., с. 61-67.
Как известно, Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) применяется практически всеми медицинскими учреждениями: казенными, бюджетными (в отношении субсидий и средств ОМС) и автономными (в отношении средств бюджета, выделяемых на капитальное строительство). В 2015 году Закон N 44-ФЗ корректировался законодателями неоднократно. Сегодня расскажем об основных поправках, внесенных в Закон N 44-ФЗ, вступивших в силу с 2016 года.
Планирование закупок
Напомним, что планирование осуществляется посредством составления плана закупок и плана-графика закупок. Отметим, что вступление в силу норм, регламентирующих правила планирования закупок, откладывалось несколько раз. И вот наконец они действуют. Для реализации норм Закона N 44-ФЗ о планировании закупок Правительством РФ приняты некоторые нормативные акты. Представим их в таблице.
Норма Закона N 44-ФЗ | Нормативный акт Правительства РФ |
Постановление от 21.11.2013 N 1043 "О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов закупок товаров, работ, услуг" | |
Постановление от 05.06.2015 N 552 "Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд" | |
Постановление от 05.06.2015 N 553 "Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд" | |
Постановление от 05.06.2015 N 554 "О требованиях к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также о требованиях к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг" |
Общим как для ст. 17, так и для ст. 21 Закона N 44-ФЗ является Постановление Правительства РФ от 29.10.2015 N 1168. Данным постановлением утверждены Правила размещения в единой информационной системе в сфере закупок планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила N 1168).
План закупок. Статья 17 Закона N 44-ФЗ регламентирует порядок формирования плана закупок. Данный документ составляется заказчиками исходя из целей осуществления закупок, определенных с учетом положений ст. 13 Закона N 44-ФЗ и требований к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам (в том числе к предельной цене товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов. Данные требования определены ст. 19 закона.
Согласно ч. 4 ст. 17 Закона N 44-ФЗ планы закупок формируются на срок, соответствующий сроку действия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, закона субъекта РФ о бюджете субъекта РФ или муниципального правового акта представительного органа муниципального образования о местном бюджете.
План закупок на очередной финансовый год и плановый период разрабатывается путем изменения параметров очередного года и первого года планового периода утвержденного плана закупок и дополнения к ним параметров второго года планового периода. Сведения, подлежащие включению в план закупок, названы в ч. 2 ст. 17 Закона N 44-ФЗ.
Сроки составления планов закупок представим в таблице.
Казенные учреждения | Бюджетные учреждения | Автономные учреждения |
Федеральные учреждения - не позднее 1 июля текущего года. Учреждения субъекта РФ - не позднее 1 июля. Муниципальные учреждения - не позднее 1 августа | Федеральные учреждения - не позднее 1 июля текущего года. Учреждения субъекта РФ - не позднее 1 июля. Муниципальные учреждения - не позднее 1 августа | Федеральные учреждения - в сроки, установленные главными распорядителями, после принятия решений о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений. Учреждения субъекта РФ (муниципальные учреждения) - не позднее сроков, установленных высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ (местными администрациями), после принятия решений о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений |
Планы закупок утверждаются учреждением здравоохранения в течение 10 рабочих дней после доведения объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством РФ, утверждения планов финансово-хозяйственной деятельности или заключения соглашений о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности.
При необходимости планы закупок могут быть изменены. Соответствующие основания названы в ч. 6 ст. 17 Закона N 44-ФЗ.
В силу ч. 9 ст. 17 Закона N 44-ФЗ после утверждения плана закупок его необходимо разместить в единой информационной системе в течение трех рабочих дней со дня утверждения или изменения такого плана, за исключением сведений, составляющих государственную тайну. Отметим, что медицинские учреждения также вправе размещать планы закупок на своих сайтах в Интернете (при их наличии), а также публиковать в любых печатных изданиях.
Согласно Правилам N 1168 план закупок размещается в форме машиночитаемого электронного документа. Его подписывает уполномоченное должностное лицо учреждения электронной подписью с учетом порядка функционирования единой информационной системы по установленной форме на русском языке (наименования иностранных юридических и физических лиц, а также товарных знаков могут быть указаны с использованием букв латинского алфавита).
План-график закупок. На основании ст. 21 Закона N 44-ФЗ учреждения обязаны формировать план-график закупок в соответствии с планом закупок. Требования к содержанию, порядку формирования, утверждения и изменения, а также к форме планов-графиков закупок предусмотрены ч. 1-10, 12-15 ст. 21, п. 2 ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ. Кроме данных положений закона при составлении планов-графиков казенным учреждениям нужно руководствоваться постановлениями Правительства РФ, названными выше.
Обратите внимание! Планы-графики закупок содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок.
В план-график закупок включается информация о закупках, об осуществлении которых размещаются извещения либо для участия в которых направляются приглашения для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в течение года, на который утвержден план-график закупок, а также о закупках у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), контракты с которым планируются к заключению в течение года, на который утвержден план-график закупок. Кроме того, в него включаются перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется любым способом, предусмотренным Законом N 44-ФЗ, а также сведения согласно постановлениям Правительства РФ N 553 и 554.
Планы-графики закупок формируются ежегодно на очередной финансовый год в соответствии с планом закупок. Если период осуществления закупки, включаемой в план-график, согласно бюджетному законодательству РФ превышает срок, на который утверждается план-график закупок, в него также включаются сведения о закупке на весь срок исполнения контракта.
При необходимости планы-графики закупок, как и планы закупок, могут корректироваться.
Условия внесения изменений | Срок внесения изменений |
По общему правилу при наличии условий, предусмотренных ч. 13 ст. 21 Закона N 44-ФЗ | Не позднее чем за 10 дней до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки, направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) |
Если Законом N 44-ФЗ не установлено размещение извещения или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) | До даты заключения контракта |
При осуществлении закупки путем запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера | В день направления запроса о предоставлении котировок участникам закупок, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 9 и 28 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ - не позднее чем за один день до даты заключения контракта |
Утвержденный план-график закупок подлежит размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней для утверждения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну (ч. 15 ст. 21 Закона N 44-ФЗ).
Обратите внимание! Особенности размещения в единой информационной системе планов-графиков закупок на 2015-2016 годы установлены Приказом Минэкономразвития РФ N 182, Федерального казначейства N 7н от 31.03.2015.
Значит, планы-графики закупок, которые медицинские учреждения разместили на 2016 год, ведутся и корректируются по правилам, предусмотренным этим приказом. А при размещении плана-графика на 2017 и последующие годы нужно уже руководствоваться Правилами N 1168.
Иные изменения в Законе N 44-ФЗ
Идентификационный код закупки. Согласно ч. 1 ст. 23 Закона N 44-ФЗ при составлении плана закупок, плана-графика закупок учреждениям придется указывать идентификационный код закупки, который будет отражаться и в иных документах закупки - извещении, контракте и т.д.
Идентификационный код закупки формируется учреждением с использованием кода бюджетной классификации, предусмотренного в соответствии с бюджетным законодательством РФ, кодов общероссийских классификаторов, каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и представляет собой 36-значный цифровой машиночитаемый код.
Порядок формирования идентификационного кода закупки, в том числе его состав и структура в зависимости от целей применения, установлен Приказом Минэкономразвития РФ от 29.06.2015 N 422.
Обоснование закупки. В силу ст. 18 Закона N 44-ФЗ у учреждений здравоохранения возникла обязанность обоснования всех закупок. Это нужно будет делать при формировании плана закупок, плана-графика закупок для установления соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок, а также законодательству РФ и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок. Порядок обоснования закупок и формы такого обоснования утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 555.
Обоснованию подлежат объекты закупок (при формировании плана закупок), а также начальная (максимальная) цена контракта (цена контракта с единственным поставщиком), способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе дополнительные требования к участникам закупки (при формировании плана-графика закупок).
Нормирование закупок. Под нормированием в сфере закупок понимается установление требований к закупаемым товарам, работам, услугам (ст. 19 Закона N 44-ФЗ). К числу таких требований относятся требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе к характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, предельной цене товаров, работ, услуг.
Это позволит обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приведет к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши (ч. 2 ст. 19 Закона N 44-ФЗ).
При нормировании необходимо учитывать положения следующих постановлений Правительства РФ:
- от 02.09.2015 N 927 "Об определении требований к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)";
- от 20.10.2014 N 1084 "О порядке определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, в том числе подведомственных им казенных учреждений";
- от 13.10.2014 N 1047 "Об общих требованиях к определению нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов".
* * *
Есть еще одно изменение, но оно касается лишь казенных учреждений. Им могут быть переданы полномочия заказчика от органов исполнительной власти и органов местного самоуправления (ч. 5 ст. 26 Закона N 44-ФЗ). В целом же рекомендуем тщательно изучить названные в статье нормативные акты Правительства РФ и соблюдать правила планирования закупок, не нарушать сроки составления планов и планов-графиков закупок, а также обоснованно закупать товары, работы и услуги, избегая излишеств. В таком случае учреждениям здравоохранения удастся избежать многих проблем с контролирующими органами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"