Обязан ли хозяйствующий субъект закреплять в учетной политике для целей налогообложения самостоятельно разработанные форматы электронных документов?
А.А. Сурков,
эксперт журнала "Пищевая промышленность:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2016 г., с. 77-78.
Действующее законодательство в области бухгалтерского учета и налоговое законодательство не содержат ограничений прав субъектов экономической деятельности для оформления любых фактов хозяйственной жизни использовать самостоятельно разработанные форматы первичных учетных документов.
Условия использования электронного документооборота, порядок создания документов в электронной форме, их легитимного оборота и хранения регулируются Законом N 63-ФЗ*(1).
Первичные учетные документы в электронной форме могут подтверждать доходы и расходы, факты принятия ценностей на учет для целей налогообложения в случаях, когда информация в электронной форме, подписанная электронной подписью, по правилам Закона N 63-ФЗ признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.
В соответствии с Законом N 402-ФЗ виды электронных подписей, используемых для подписания документов бухгалтерского учета, устанавливаются федеральными стандартами бухгалтерского учета. В связи с этим до принятия соответствующего федерального стандарта бухгалтерского учета организация может в целях бухгалтерского учета и налогообложения использовать при оформлении первичных учетных документов в электронном виде любой предусмотренный Законом N 63-ФЗ вид электронной подписи.
В свою очередь, налоговое законодательство не содержит специальных требований по закреплению используемых форматов электронных первичных учетных документов в учетной политике для целей налогообложения (см. Письмо ФНС России N ЕД-4-15/19671).
Исходя из сказанного хозяйствующий субъект не обязан закреплять самостоятельно разработанные форматы электронных документов в учетной политике для целей налогообложения. Более того, необходимость в самостоятельной разработке субъектами таких форматов в скором времени вообще может отпасть. Как следует из Письма N ЕД-4-15/19671, ФНС в целях поддержки расширения электронного документооборота подготовила проекты приказов об утверждении форм и форматов универсального первичного документа, содержащего "свободные поля" для указания всех необходимых реквизитов первичного документа. По мнению налоговиков, данный документ подходит для оформления практически всех случаев передачи между хозяйствующими субъектами любых видов ценностей.
1 января 2016 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"