Взносы-2016: базы проиндексировали, тарифы сохранили
А. Ларина,
эксперт "ПБУ"
Журнал "Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии (720 часов)", N 1, январь 2016 г., с. 54-60.
Комментарий к постановлению Правительства РФ от 26.11.15 N 1265 "О предельной величине базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации с 1 января 2016 г.".
Комментируемое постановление Правительства РФ от 26.11.15 N 1265 "О предельной величине базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации с 1 января 2016 г." разработано в соответствии с частями 5 и 5.1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.09 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
База для начисления взносов в ФСС России
В соответствии с частью 5 статьи 8 закона N 212-ФЗ предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в ФСС России, подлежит ежегодной (с 1 января соответствующего года) индексации. Индексация осуществляется в соответствии с ростом средней заработной платы в РФ (ч. 5 ст. 8 закона N 212-ФЗ). Размер указанной индексации определяется Правительством РФ.
Первой частью пункта 1 комментируемого постановления Правительство РФ установило, что предельная величина базы для начисления страховых взносов в ФСС России с 1 января 2016 года должна быть проиндексирована в 1,072 раза. Напомним, что это уже шестая по счёту индексация. Изначально база для начисления страховых взносов была установлена законом N 212-ФЗ (ч. 4 ст. 8) в сумме 415 000 руб. За прошедшее время её значение менялось следующим образом:
- с 1 января 2011 года - 463 000 рублей (индекс роста 1,1164, утв. постановлением Правительства РФ от 27.11.10 N 933);
- с 1 января 2012 года - 512 000 рублей (индекс роста 1,1048, утв. постановлением Правительства РФ от 24.11.11 N 974);
- с 1 января 2013 года - 568 000 рублей (индекс роста 1,11, утв. постановлением Правительства РФ от 10.12.12 N 1276);
- с 1 января 2014 года - 624 000 рублей (индекс роста 1,098, утв. постановлением Правительства РФ от 30.11.13 N 1101);
- с 1 января 2015 года - 670 000 руб. (индекс роста 1,073, утв. постановлением Правительства РФ от 04.12.14 N 1316).
В результате с учётом применения всех указанных индексов роста получили значение предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС России на 2016 год 718 582 рубля (415 000 руб. х 1,1164 х 1,1048 х 1,11 х 1,098 х 1,073 х 1,072). Обычно же индексируется предельная сумма, установленная на предшествующий год, в нашем случае - 670 000 руб. В связи с этим искомая величина базы составила 718 240 руб. (670 000 руб. х 1,072).
По правилам округления, установленным частью 5 статьи 8 закона N 212-ФЗ, сумма 500 рублей и более округляется до полной тысячи рублей, а сумма менее 500 рублей отбрасывается. В результате округления значение предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС России на 2016 год - 718 000 руб., которое и указано в пункте 1 постановления N 1265. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица нарастающим итогом с начала расчётного периода, превышающих это значение, страховые взносы в ФСС России не взимаются.
База для начисления взносов в ПФР
Исходя из положений части 5.1 статьи 8 закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, на 2016 год предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФР, устанавливается Правительством РФ с учётом определённого на соответствующий год размера средней заработной платы в РФ, увеличенного в двенадцать раз, и применяемого к нему повышающего коэффициента, который на 2016 финансовый год равен 1,8.
В сентябре прошлого года проект комментируемого постановления был выложен для общественного обсуждения на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (http://regulation.gov.ru/projects#npa=40405). На тот момент в пояснительной записке к проекту было указано, что, согласно разработанным Минэкономразвития России параметрам прогноза социально-экономического развития РФ на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов, номинальная начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника в 2016 году составит 37 051 рубль. По данным разработчика проекта, аналогичный показатель заработной платы в 2015 году составлял 34 352 рубля. Получалось, что размер номинальной начисленной среднемесячной заработной платы на одного работника в 2016 году по сравнению с 2015 годом должен был увеличиться на 7,9% (37051 : 34352 = 1,079). А с учётом повышающего коэффициента в размере 1,8 предельная база для начисления страховых взносов по общеустановленным тарифам должна была бы составить 800 301,6 рубля (37051 х 12 х 1,8), а с учётом округления - 800 000 рублей.
Но прогнозы - дело неблагодарное.
Мы знаем, что экономическая ситуация в 2015 году складывалась под влиянием ухудшения внешнеэкономических условий:
- снижения цен на нефть;
- продолжения действия экономических санкций со стороны ЕС и США;
- сохранения тенденции к снижению инвестиционной активности и др.
Учитывая эти обстоятельства и результаты мониторинга среднесрочного прогноза, отдельные количественные характеристики экономистам пришлось скорректировать. К числу прогнозируемых количественных характеристик относится в том числе и номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников (подп. "б" п. 16 постановления Правительства РФ от 14.11.15 N 1234 "О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации").
В итоге частью 2 пункта 1 постановления N 1265 определено значение предельной величины базы для начисления страховых взносов в ПФР на 2016 год в сумме, не превышающей 796 000 рублей. Эта величина определяется в отношении каждого физического лица нарастающим итогом с начала года.
Тарифы для начисления страховых взносов
Федеральным законом от 28.11.15 N 347-ФЗ "О внесении изменений в статью 33.1 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статью 58.2 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" законодатель продлил до 2018 года включительно действовавшие в 2015 году тарифы для начисления страховых взносов.
В 2015-2018 годах для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 закона N 212-ФЗ (за исключением плательщиков страховых взносов, для которых статьями 58, 58.1, 58.4-58.6 этого закона установлены пониженные тарифы страховых взносов), применяются следующие тарифы страховых взносов:
- в ПФР:
- 22,0% - в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;
- 10,0% (солидарная часть тарифа) - свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;
- в ФСС России - 2,9% в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- в ФФОМС - 5,1% - без ограничения предельным уровнем базы для начисления страховых взносов.
Для удобства восприятия мы свели данные о предельном уровне баз для начисления страховых взносов и значения тарифов в таблицу 1.
Таблица 1
Вид страховых взносов | Предельный уровень базы для начисления страховых взносов в 2016 году | Тариф для предельного уровня базы, % | Тариф для базы сверх предельно установленного значения, % |
В ПФР: -- на страховую пенсию: - для лиц 1966 года рождения и старше и лиц 1967 года рождения и моложе, отказавшихся от накопительной пенсии; | 796 000 | 22 | 10 |
- для лиц 1967 года рождения и моложе, выбравших до 31.12.15 вариант формирования накопительной пенсии | 16 | 10 | |
-- на накопительную пенсию: - для лиц 1967 года рождения и моложе, выбравших до 31.12.15 вариант формирования накопительной пенсии | 6 | - | |
ФСС России | 718 000 | 2,9 | - |
ФФОМС | Без ограничений | 5,1 |
Пример
Предположим, что доход работника, включаемый в базу для исчисления страховых взносов во внебюджетные фонды нарастающим итогом с января по август 2016 года, составил 700 000 руб. С этой суммы начислены страховые взносы:
- в ПФР - 154 000 руб. (700 000 руб. х 22,0%);
- в ФСС России - 20 300 руб. (700 000 руб. х 2,9%);
- в ФФОМС - 35 700 руб. (700 000 руб. х 5,1%).
В сентябре работнику начислено 100 000 руб., и все выплаты учитываются для исчисления взносов. Суммы взносов с доходов нарастающим итогом за январь-сентябрь по фондам составят:
- в ПФР - 175 520 руб. ((796 000 руб. х 22%) + (800 000 руб. - 796 руб.) х 10%);
- в ФФОМС - 40 800 руб. (800 000 руб. х 5,1%).
Поскольку доход работника с начала года превысил предельный уровень базы для начисления страховых взносов в ФСС России (800 000 > 718 000), взносы в этот фонд по ставке 2,9% составили 20 822 руб. (718 000 х 2,9%).
По итогам 9 месяцев взносы (с учётом ранее исчисленных сумм) должны быть перечислены в фонды в следующих размерах:
- В ПФР - 21 520 руб. (175 520 - 154 000);
- В ФСС России - 522 руб. (20 822 - 20 300);
- В ФФОМС - 5100 руб. (40 800 - 35 700).
До конца года взносы в ФСС России начисляться уже не должны.
Отдельные категории плательщиков освобождены от уплаты взносов или платят их по пониженным тарифам. Информация о таких плательщиках приведена в таблице 2.
Таблица 2
Категории плательщиков | 201 ПФР | 6 год ФОМС |
ИП*, применяющие патентную систему налогообложения | 20% | 0% |
Аптечные организации, уплачивающие ЕНВД, благотворительные фонды и некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в том числе в области науки, здравоохранения, образования, культуры и искусства, применяющие УСН | 20% | 0% |
Организации, производящие выплаты членам экипажей судов | 0% | 0% |
Хозяйственные общества, созданные научными учреждениями | 8% | 4% |
Организации и ИП*, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны | 8% | 4% |
Организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий | 8% | 4% |
Организации и ИП*, применяющие упрощённую систему налогообложения | 20% | 0% |
Организации, имеющие статус участника проекта инновационного центра "Сколково" | 14% | 0% |
* Касается индивидуальных предпринимателей, которые производят выплаты и другие вознаграждения физическим лицам. |
Плательщики страховых взносов, применяющие пониженные тарифы страховых взносов в соответствии со статьями 58, 58.1, 58.4-58.6 закона N 212-ФЗ, с сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, превышающих установленную предельную величину базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (т.е. 796 000 рублей в 2016 году), страховые взносы в ПФР не уплачивают. Разъяснение на этот счёт Минтруд России давал неоднократно, в частности, в письмах от 02.03.15 N 17-3/В-89 и от 30.01.15 N 17-3/В-37.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии (720 часов)"
ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"
Издание зарегистрировано в Министерстве по печати, телерадиовещанию и средствам массовой коммуникации РФ ПИ N 77-17496
Адрес редакции: 127006, г. Москва, ул. Новослободская, д. 31, стр. 2
Тел.: (495) 684-27-04, 684-27-80
Факс: (495) 931-13-22
Адрес в Internet: www.pbu.ru