Принципы упрощённого учёта для "малышей"
Л. Вронская,
аудитор
Журнал "Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии (720 часов)", N 1, январь 2016 г., с. 61-66.
Комментарий к Общим принципам установления упрощённых способов ведения бухгалтерского учёта, одобренным экспертной группой по вопросам ведения бухгалтерского учёта и отчётности субъектами малого предпринимательства, протокол от 25.11.15 N 7.
Субъекты малого предпринимательства, совершающие незначительное количество хозяйственных операций, не ведущие деятельность с большими материальными затратами, могут вести бухучёт в упрощённой форме. Какими должны быть принципы такой формы учёта и какие подходы нужно использовать, чтобы снизить финансовую и административную нагрузку на "малышей"?
Вопрос не праздный, ведь уже сейчас статьёй 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учёта и представления бухгалтерской отчётности предусмотрены меры ответственности. В частности, за искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчётности не менее чем на 10% предусмотрен штраф в размере от двух тысяч до трёх тысяч рублей, который налагается на должностное лицо. А в ближайшее время нижнюю планку штрафа планируется увеличить с двух до пяти тысяч рублей. Соответствующий законопроект поправок прошёл первое чтение в Государственной думе в декабре 2015 года. При повторном нарушении требований к ведению бухгалтерского учёта размер штрафа удваивается, а должностное лицо, допустившее нарушение, может быть дисквалифицировано на срок от одного до трёх лет.
Для наложения административного штрафа на должностных лиц планируется расширить перечень оснований. Предполагается, что нарушениями будут считаться:
- регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни, мнимого, притворного объекта бухгалтерского учёта в регистрах бухгалтерского учёта;
- ведение счетов бухгалтерского учёта вне применяемых регистров бухгалтерского учёта;
- составление бухгалтерской (финансовой) отчётности не на основе данных регистров бухгалтерского учёта;
- отсутствие у экономического субъекта первичных учётных документов, и (или) регистров бухгалтерского учёта, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчётности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчётности в течение установленных сроков хранения таких документов.
Поэтому при установлении упрощённых способов ведения бухгалтерского учёта повышенное внимание уделяется определению общих принципов такого учёта.
В конце ноября 2015 года состоялось заседание экспертной группы по вопросам ведения бухгалтерского учёта и отчётности субъектами малого предпринимательства. Напомним, что группа является экспертным и консультативным органом, созданным приказом Минфина России от 28.02.13 N 67 "О создании экспертной группы по вопросам ведения бухгалтерского учёта и отчётности субъектами малого предпринимательства".
Согласно этому документу одной из основных задач группы является, в частности, анализ реализации государственной политики в сфере ведения бухгалтерского учёта субъектами малого предпринимательства. Группа занимается подготовкой документов (в том числе проектов законодательных и нормативных правовых актов, рекомендаций, докладов, экспертных заключений), содержащих предложения по совершенствованию упрощённых способов ведения бухгалтерского учёта, включая упрощённую бухгалтерскую (финансовую) отчётность, для субъектов малого предпринимательства.
На заседании 25 ноября 2015 года группой были одобрены общие принципы установления упрощённых способов ведения бухгалтерского учёта. Этот документ предполагается использовать в качестве основы дальнейшей работы по совершенствованию порядка ведения бухгалтерского учёта "малышами".
Основные принципы упрощённого учёта
Согласно протоколу N 7, принятому по итогам заседания группы, основными принципами установления упрощённых способов ведения бухгалтерского учёта признаны:
- соответствие способов ведения бухгалтерского учёта размеру, масштабам и общественной значимости деятельности экономического субъекта;
- единство методологических основ упрощённых способов ведения бухгалтерского учёта, установленных для отдельных экономических субъектов, и способов ведения бухгалтерского учёта, установленных для всех экономических субъектов;
- приоритет информационной функции бухгалтерского учёта над его контрольной функцией;
- обеспечение качества и надёжности формируемой в бухгалтерском учёте информации, ценности её для заинтересованных пользователей при применении упрощённых способов ведения бухгалтерского учёта;
- исключение рисков злоупотреблений и мошенничества при применении упрощённых способов ведения бухгалтерского учёта;
- сопоставимость финансовой информации, сформированной упрощёнными способами ведения бухгалтерского учёта, с финансовой информацией, сформированной общими способами ведения бухгалтерского учёта.
Поясняя перечисленные принципы, можно отметить следующее.
Выбор применяемых упрощённых способов организации малого бизнеса осуществляют самостоятельно. Напомним, что к способам ведения бухучёта относятся способы:
- группировки и оценки фактов хозяйственной жизни;
- погашения стоимости активов;
- организации документооборота;
- инвентаризации;
- систематизации регистров бухучёта и обработки информации;
- иные способы и приёмы ведения учёта.
При этом принимаются во внимание конкретные условия хозяйствования, величина организации, другие соответствующие факторы.
Первый принцип, по которому способы учёта малого предприятия соотносятся с общественной значимостью его деятельности, обеспечивает сочетание частного и публичного начал в сфере экономики. Скажем проще: учёт должен осуществляться не только в интересах извлечения дохода и получения прибыли малым предприятием, но и в целях удовлетворения общественных потребностей (в частности, пенсионных и налоговых обязательств, государственного регулирования тарифов, обеспечения стабильности снабжения и т.п.).
Второй принцип основывается на единстве методологических основ учёта. Он означает, что учёт должен вестись на основе принципа начисления и с применением двойной записи. Микропредприятие, применяющее упрощённые способы учёта, исходя из рациональности его ведения и из условий хозяйствования, может предусмотреть ведение учёта по простой схеме (без применения двойной записи).
Учёт должен вестись на основании первичных учётных документов сплошным методом. При этом факты хозяйственной жизни могут отражаться как с использованием регистров бухучёта, так и без таковых. В последнем случае применяется книга (журнал) учёта, позволяющая определить имущество и денежные средства малого предприятия, источники их финансирования на определённую дату, а также составить бухгалтерскую отчётность (письмо Минфина России от 23.01.15 N 03-11-06/2/1742).
Согласно третьему принципу из двух основных функций бухучёта - контрольной и информационной - первое место отдаётся информационной. Почему? Отвечая на этот вопрос, можно сказать так: финансовую информацию использует как сам субъект малого предприятия (в частности, для управленческих нужд), так и заинтересованные пользователи. К их числу относятся не только контролирующие органы, но и потенциальные покупатели, инвесторы, заимодавцы и прочие кредиторы. Владея информацией о размерах и характере активов и обязательств, других экономических ресурсов малого предприятия, они могут оценить его финансовое положение, платёжеспособность, ликвидность и спрогнозировать, насколько успешным может быть сотрудничество с ним.
Четвёртый принцип базируется на обеспечении качества и надёжности бухгалтерской информации. Надёжность бухгалтерской финансовой информации означает, что пользователи могут полагаться на неё при принятии экономических решений, будучи уверенными в отсутствии в ней искажений. Доверие к надёжности бухгалтерской информации оценивается по результатам таких решений. Если после анализа финансово-экономических показателей деятельности субъекта малого предпринимательства организация сочтёт, что его деятельность прозрачна, и примет решение о взаимовыгодном сотрудничестве, это и будет свидетельствовать о качестве и надёжности бухгалтерской информации.
Пятый принцип опирается на исключение рисков злоупотреблений и мошенничества при применении упрощённых способов ведения бухгалтерского учёта. Риски могут возникать как при приобретении и использовании активов, так и при ведении бухгалтерского учёта. Значит, учёт должен отражать реально существующие активы и капитал малого предприятия, а также те факты хозяйственной жизни, которые фактически имели место в деятельности предприятия в течение отчётного периода. Объекты бухгалтерского учёта - активы, обязательства, доходы и расходы - должны отражаться в учёте в правильном стоимостном и количественном измерении. Данные бухгалтерского учёта должны корректно представляться и раскрываться в бухгалтерской (финансовой) отчётности.
Наконец, шестой, и последний, принцип строится на сопоставимости финансовой информации. Информация, сформированная упрощёнными способами ведения бухгалтерского учёта, должна быть сопоставима с финансовой информацией, сформированной общими способами ведения бухгалтерского учёта.
В концептуальных основах финансовой отчётности, которые приняты советом по международным стандартам финансовой отчётности (МСФО) в октябре 2014 года, о сопоставимости информации сказано следующее: информация считается сопоставимой, когда схожие вещи выглядят схожим образом, а отличающиеся вещи - различно. Сопоставимость финансовой информации не повышается, если несхожие вещи представляются схожими, как и когда схожие вещи представляются различающимися.
Подходы к организации упрощённых способов ведения бухучёта
Согласно пункту 4 общих принципов при установлении упрощённых способов ведения бухгалтерского учёта должны использоваться несколько концептуальных подходов.
Во-первых, малое предприятие вправе самостоятельно определять целесообразность применения каждого упрощённого способа ведения бухгалтерского учёта независимо от применения других упрощённых способов.
Во-вторых, установленные способы учёта должны применяться последовательно из года в год.
В-третьих, малое предприятие вправе применять установленные для целей налогообложения способы учёта доходов и расходов и в бухгалтерском учёте, но при условии, что применение таких способов не снижает качества формируемой информации.
Малое предприятие должно свое временно информировать экономических субъектов о возможностях применения упрощённых способов ведения бухгалтерского учёта. Такая информация должна быть доступна и должна систематически обобщаться.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии (720 часов)"
ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"
Издание зарегистрировано в Министерстве по печати, телерадиовещанию и средствам массовой коммуникации РФ ПИ N 77-17496
Адрес редакции: 127006, г. Москва, ул. Новослободская, д. 31, стр. 2
Тел.: (495) 684-27-04, 684-27-80
Факс: (495) 931-13-22
Адрес в Internet: www.pbu.ru